Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологический портрет политического деятеля по невербальным особенностям его речи.




Речь политика без преувеличения можно назвать важнейшим инструментом его профессиональной деятельности: это средство пропаганды и зашиты его политической позиции, и борьбы со своими политическими оппонентами, и убеждения широких народных масс и т.п. Бесспорно, что ум, политическая дальновидность, эрудированность, опытность - все это важно и необходимо. Но все эти качества, в конечном итоге выражаются в речи политического деятеля. Все выдающиеся политики достигли своих высот благодаря умению убеждать и переубеждать, вселять уверенность в своей правоте, вызывать не только энтузиазм и доверие, но и расположение слушателей, прежде всего избирателей.

Развитие средств массовой информации - радио, ТВ, телефон - в миллионы раз увеличивают слушательскую аудиторию, а следовательно и роль речи политического деятеля. По сути дела, он всегда «на виду» практически у всего населения страны и зарубежных слушателей.

Как показывают исследования и факты, доверие и расположение человек вызывает не только содержательной, смысловой, логической стороной речи, воздействующей на сознание, но и невербальной, экстралингвистической, действующей на подсознание слушателей. В этом плане говорят а чарующем, гипнотическом, суггестивном воздействии речи (тембр, интонация и др.), невольно склоняющем слушателя на сторону говорящего, вызывающем доверие к словам и симпатию к оратору.

И наоборот, логически безупречная речь может не оказать должного влияния, не вызвать интереса, если невербальные характеристики речи оказываются не на высоте. Примеров подобного рода в политической жизни общества имеется предостаточно.

«В английском парламенте, - писал Дейл Карнеги, -модна старая поговорка, что дело не в том, О ЧЕМ говорят, а в том, КАК об этом говорят.

...Эдмунд Берк писал речи, столь совершенные по логике, аргументации и построению, что их теперь изучают как классические образцы в половине колледжей его страны, но Берк был никуда не годным оратором. Он не обладал способностью преподносить свои перлы, делать их интересными и убедительными. Поэтому в палате общин его называли «обеденным колоколом». Когда он поднимался на трибуну, члены палаты начинали кашлять, шаркать ногами и толпами покидали зал»

Удивительно, что люди, подобные Э. Берку - а он был, бесспорно, умным человеком — даже не осознают, в чем причина неудачи их выступлений. Они продолжают с усердием совершенствовать смысловую - вербальную -сторону речи, нисколько не заботясь о ее не менее важной невербальной стороне. Здесь, по-видимому, сказываются присушие каждому человеку психологические черты его личности степень принадлежности к мыслительному или художественному типу. Блистательным политиком, по-видимому, будет тот, который обладает свойствами, как того, так и другого типа. Об этом свидетельствует пример Теодора Рузвельта.

«Теодор Рузвельт часто приглашал критиков послушать, как он диктует, или же читал им вслух тексты своих речей. Он отказывался обсуждать с ними правильность того, что он говорил. К тому времени его решение было уже принято, и принято бесповоротно. Он просил советов не о том, что говорить, а о том, как сказать это.»

Что касается наших современников, убедительны свидетельства пресс-секретаря королевы Елизаветы П Майкла Шела: «Сколько часов и дней тратим мы на подготовку речей, выступлений, интервью. И слишком слабым, если не сказать на нулевой отметке, оказывается у нас ответ на вопрос — КАК мы будем произносить написанные слова...

Если обратиться к политике, весьма интересно отметить то воздействие, которое оказывали на своих современников выдающиеся личности XX века, например, Черчилль, Рузвельт, де Голль... И мы сразу осознаем, что дело даже не в словах, которые звучали в устах этих людей, хотя, скажем, Черчилль умел произвести впечатление и самим отбором слов. Дело в той общей амальгаме авторитетности, голоса оратора, выбора момента, решительности и убежденности, всей той ауре власти, которая лепит образ и заставляет людей вслушиваться в то, что говорит этот человек.

Маргарет Тэтчер не хватает глубины, основательности. Пожалуй, это так, но соль в том, что она, знала, как подать себя аудитории, и, по большей части люди слушали ее. Тогда как Нил Киннок (бывший лидер лейбористской партии), хотя и обладал подлинно ораторским даром, явно страдал от дефицита коммуникабельности, слова его как бы проходили сквозь нас, не оставляя никаких следов.»

Дополнительные примеры подобного рода читатель найдет в Приложении к книге в высказываниях М.Т. Цицерона, М.В. Ломоносова, А.Ф. Кони, М.Е. Салтыкова-Щедрина и других.

Приведенных примеров достаточно, чтобы показать, насколько важна в речи политического деятеля невербальная составляющая, как велико ее значение в формировании имиджа политика. К сожалению, опыт предшественников мало кого заботит из современных политических деятелей. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты проведенных нами экспериментальных исследований, посвященных роли невербальных характеристик речи в формировании у слушателя образа политического деятеля, его психологического портрета.

Обший контингент обследуемых (респондентов) состоял из 17 человек политических деятелей, фрагменты речи которых были записаны с ТВ- передач. Респонденты были разделены на 3 группы:

группа 1 - выступления депутатов Государственной Думы с трибуны Думы (5 человек)

группа 2 - предвыборные выступления кандидатов в депутаты Городской Думы (6 человек)

группа 3 - интервью депутатов Государственной Думы журналистам ТВ в кулуарах Думы (6 человек)

Указанные записи были прослушаны экспертами-аудиторами с целью получения психологических портретов респондентов по разработанной автором методике (см. п. 3.12.2). Группу аудиторов (15 человек) составил молодежный коллектив студентов 5 курса Московского Государственного Социального Университета. В число их были включены лица, с хорошим и высоким эмоциональным слухом (по предварительным обследованиям с применением теста на эмоциональный слух) с целью обеспечения наиболее адекватных результатов.

2 В работе по данной теме участвовала студентка 5 курса Московского государственного Социального Университета Е.А. Разоренова, работавшая под моим научным руководством, при консультативном участии проф. ЕВ. Цукановой.

Каждый из респондентов был оценен не только по показателям качеств человека, но и невербальных особенностей его речи.

В общей сложности было получено и обработано на ЭВМ при помощи методов математической статистики 15810 человеко-оценок, из них: 9690 оценок человека (по 38 его частным характеристикам) и 6120 оценок речи (по ее 24 характеристикам). Также как и в предыдущем разделе характеристики человека были сгруппированы в пять основных разделов: 1) общие характеристики, 2) отношение к слушателю, 3) отношение к себе, 4) отношение к делу и 5) эмоционально-эстетические характеристики.

Результаты средних оценок человека всех трех обследованных групп респондентов представлены в таблице.

Можно видеть, что средние групповые баллы оценок аудиторами респондентов всех групп не превышают 3,5 балла (при индивидуальных оценках отдельных качеств - от 1,4 до 4,5 балла). Таким образом, в восприятии слушателей образы политических деятелей не отличаются в среднем сколько-нибудь яркими сюциально-психологическими характеристиками. Особенно низкими оказались у них эмоционально-эстетические свойства личности: ниже 3 баллов! (см табл.2).

Прослеживаются определенные групповые различия в оценках политиков Группа депутатов, выступавших с трибуны Государственной Думы (гр.1); в целом была оценена наименее располагающей (общая характеристика 3,007 балла), тогда как группа депутатов, дающих интервью в кулуарах Парламента (гр. 3), получила более высокие оценки по всем разделам характеристик человека (общая характеристика 3,319 балла). Причины подобных результатов могли стать следующие. Во-первых, речи с трибуны Парламента носят будничный характер и не всегда интересны и актуальны для тех, кто их произносит и слушает. Во-вторых, в кулуарных интервью политик обращается к огромной аудитории телезрителей, в том числе и к своим избирателям, и поэтому проявляет несомненно большую заинтересованность вызвать интерес слушателей, старается быть максимально убедительным, продемонстрировать свою индивидуальную политическую позицию, что несомненно, отражается ив невербальных характеристиках его речи. В-третьих, не исключена вероятность, что телекорреспонденты выбирали для интервью более опытных и интересных собеседников, хотя, в число респондентов мы сознательно не включали наиболее видных политиков, поскольку голоса их хорошо знакомы слушателям и мнение о них аудиторы могли бы высказывать не только по невербальным особенностям их речи, но и на основании априорной информации другого рода.

Группа "кандидатов в депутаты Городской Думы (гр.2) получила более высокие оценки (3,187 балла), чем группа парламентариев, выступающих с трибуны Гос. Думы (гр.1). Это, возможно, связано с особой психологической установкой кандидатов в депутаты произвести хорошее впечатление, добиться доверия и признания избирателей: интонация их речей более располагающая, уважительная и эмоциоанальная.

Результаты показали сильную статистическую связь портретных характеристик человека с характеристиками его речи. Коэффициент корреляции по Пирсону между общими средники оценками человека и речи оказался равным R = 0.81 с уровнем значимости р = 0.0001. Таким образом, сониально-психологические характеристики человека были оценены тем выше, чем выше оценки невербальных харакгеристикречи (тембр, интонация, естественность и др.).

Таблица2

Средние баллы оценок аудиторами разных групп респондентов по основным характеристикам

ЧЕЛОВЕКА (средние данные 1 стандартное отклонение)

  Группа Группа Группа 3
Общая характеристика 3.007±02458 3.187 ±02418 3.319 ±02486
Отношение к слушателю 3.093 ±0.4369 3.162 ±0.1523 3.251 ±0.1609
Отношение к себе 3.034 ±02502 3.051 ±03 187 3273 ±02579
Отношение к делу 3.108 ±0.2846 3.143 ±0.3130 3289±02092
Эмоц. - эстетич. хар-ки 2.666±0.3703 2.836 ±0.1137 2.894 ±02615

Примечание к таблице.

Разница в баллах между средними значениями в группах 1 и 2: М2-М1 = 0,1797, при Р=0,05.

Разница в баллах между средними значениями в группах 2иЗ: М3-М2= 0,1316, при Р=0,01.

Разница в баллах между средними значениями в группах 1 и 3: МЗ-М1 =0,1316, при Р=0,01.

Важный вклад в психологический портрет человека вносят эмоционально-эстетические характеристики его речи: эмоциональный статус, присваиваемый респонденту, практически совпадает с эмоциональными характеристиками его речи. При этом отрицательные эмоции в речи статистически достоверно коррелируют с основными свойствами человека со знаком «минус»: гнев - R=-0,56, при Р=0,01; страх-R= -0,48, при Р=0,04.

В заключение отметим, на образ политического деятеля несомненное влияние оказывает содержательная сторона его речи. Зависит также его образ и от индивидуальных и социально-групповых, в частности, возрастных категорий слушателей (молодежь, пенсионеры и др.). Поэтому, вполне возможно, что полученные нами характеристики политиков с использованием в качестве экспертов молодежной аудитории могли бы быть несколько иными при другой категории слушателей (но маловероятно, что существенно иными). Впрочем, студенческая молодежь как отнюдь не малочисленная категория избирателей имеет полное право на свое собственное мнение.

Отметим также, что в другой серии опытов по исследованию этих же политиков и с использованием другой аудитории экспертов (при участии Е.Л. Жуковой) нами были обнаружены достоверные статистические корреляции между основными характеристиками человека, полученными, с одной стороны, по его голосу, а с другой стороны - по его видеоизображению (R=0,55). Таким образом, экспериментально показано, что невербальные характеристики речи человека находятся в достаточно тесной связи с его невербальным поведением в процессе речи (поза, мимика, жест).

В целом полученные результаты свидетельствуют о несомненной важности невербальных характеристик речи политического деятеля для формирования его социально-психологического портрета у слушателя. Сильные статистические связи между образом политика и невербальными характеристиками его речи позволяют нам дать каждому из обследованных респондентов конкретные практические рекомендации по совершенствованию его имиджа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...