Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологический одегектор лжи»




Последний вид информационного взаимодействия представляется исключительно важным, поскольку в процессе речевого общения невербальные компоненты

— подчеркнем это еще раз — оказывают сильнейшее влияние на смысл произносимых слов и, вообще, — на всю психологическую сущность общения, в частности, на убедительность или неубедительность речи, действенность или не действенность ее на слушателя, искренность или неискренность высказывания.

Как уже упоминалось выше (см. § 3.11), искренность высказывания характеризуется гармоническим единством вербальных смыслов и невербальных форм речевого поведения (интонация голоса, жест, мимика и др.). В случае же неискренности и, тем более, — явной лжи обязательно проявится в той или иной степени дисгармония невербальных смыслов по отношению к вербальным; они стыдливо будут молчать или предательски противоречить, например, фальшивым уверениям в любви и преданности. «Слова даны нам, чтобы скрывать свои мысли», — утверждал Талейран и в своем деле дипломата-хамелеона был прав. Но подсознательная непроизвольная природа невербального поведения сплошь и рядом вьщает неискренность человека.

Неискренность проявляется не только в дисгармонии невербальных выразительных движений по отношению к словам, но и в противоречиях элементов невербального поведения. Так, фальшивая улыбка выдает себя тем, что не гармонирует с холодным, безучастным, а то и прямо негативным выражением глаз. Ибо при искренней улыбке прежде всего улыбаются глаза, «светятся улыбкой». Кроме того, фальшивая улыбка, как «маска светской учтивости» характеризуется (по данным японских психологов) симметричным сокращением лицевых мышц, а при неискренней — несимметричным.

Искренность непроизвольно проявляется в гармоническом единстве жеста и интонации голоса. В этой связи известный кинорежиссер С. Эйзенштейн удачно назвал интонацию голоса «звуковым жестом», подчеркивая единонаправленную выразительную сущность этих двух видов невербального поведения человека. Поэтому дисгармонии вербально-невербальных смыслов, как фальшивые ноты в музыке, обязательно улавливаются слушателем-коммуникантом (сознательно или чаще интуитивно-подсознательно) в соответствии с его социальным опытом и природной предрасположенностью к адекватному восприятию невербальной информации. Даже дети, как известно, формируют по этим признакам свое отношение к взрослым. Известно, что К.С. Станиславский, наблюдая игру актеров на репетиции, нередко восклицал: «Не верю!» — требуя большей правдивости и естественности сценического воплощения образа героя пьесы (интонации голоса, поведение).

Таким образом, в психике человека существует своеобразный, созданный самой природой детектор лжи, основанный на обнаружении дисгармонии вербально-невербальных смыслов. Чувствительность нашего психологического «детектора лжи», естественно, разная, в зависимости от индивидуальных и типологических характеристик каждого конкретного субъекта восприятия. Следует ожидать (и это экспериментально подтверждается!), что такого рода «детектор лжи» лучше развит у людей с доминированием правополушарной активности мозга, т.е. в целом у представителей «художественного» типа личности (см. §3.13) по сравнению с «мыслительным» типом, а также у представительниц «слабого пола» по сравнению с «сильным», что в определенной мере и компенсирует фактор «слабости» «слабого пола».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В отечественной литературе практически отсутствуют данные о систематических исследованиях голоса человека как средства невербальной коммуникации. Приведенный краткий обзор современных экспериментально-теоретических исследований и представлений о человеке как носителе различных видов невербальной информации— в основном по работам автора и его сотрудников, — существенно восполняет этот пробел. Вместе с тем за кадром остается кинесика — жест, поза, мимика, — а также проксемика — пространственные взаимоотношения людей в процессе общения. Данные этого рода, хотя также далеко недостаточно, но все же нашли отражение в литературе (см. Лабунская, 1986; Jandt, 1976; La France, Mayo, 1978 и др.). Из переведенных трудов можно указать на работы Ниренберг и Калеро (1992), а также Аллана Пиза (1992) эти издания, не претендующие на обстоятельное научно-теоретическое обоснование проблемы, тем не менее, представляют определенный интерес для практического психолога, как собрание достаточно тонких наблюдений за непроизвольными выразительными движениями людей в разных психологических состояниях в процессе общения и несомненно важных для взаимопонимания людей.

Об особенностях невербальной коммуникации по сравнению с речью в данном обзоре говорилось неоднократно. В заключение подчеркнем еще одну весьма существенную особенность эволюнионно-исторического характера: невербальная коммуникация носит в целом иконический (изобразительный) характер, в то время как вербальной речи присуща конвенциональность, т.е. условная знаково-символическая форма Изобразительная иконическая сущность невербальной коммуникации проявляется в том, что ее коды и сигналы как бы отражают особенности предметов и событий, о которых они сигнализируют. Характерный пример —развитие речи ребенка На определенной стадии ребенок изобретает свои словоформы для обозначения предметов и событий окружающего мира, изображая голосом предметы и события. Так «машина» изображается звуками «би-би», молоток — «тук-тук», еда — «ням-ням», курица — «ко-ко», собачка — «гав-гав» и т.д и т.п. И лишь впоследствии эти временные детские звукоподражательные «слова-изображения» постепенно будут замещены словами из язьжового лексикона взрослых, параллельно с овладением ребенком грамматическими и фонетическими нормами, характерными для его родного язьжа Таким образом, звукоподражательный язьж ребенка по своей сути ближе к невербальной коммуникации, нежели к вербальной, характерной для детей более старшего возраста и взрослых.

Иконическая природа невербальной коммуникации лежит в основе ее всеобщей понятности, т.е. независимости от языковых барьеров. В такой же мере конвенциональная сущность каждого из язьжов народов мира является причиной языковых барьеров.

Невербальная коммуникация - необъятное поле исследования. В этой книге мы лишь кратко коснулись ряда основных ее характеристик, связанных, как уже говорилось, с поистине удивительными свойствами звуковых волн, порождаемых голосом человека, передавать слушателю не только физический образ говорящего, но и его сложнейшие психологические свойства и состояния. Здесь еще много действительно загадочного и неизученного. Если процесс отражения в звуке голоса человека его психофизических состояний является на сегодня в определенной степени исследованным, то трансформация сложного узора речевых акустических колебаний в психический образ говорящего - т.е. в его психологический портрет в сознании слушателя, - представляется интереснейшей задачей дальнейших исследований. Это одна из сложнейших сторон, разрабатываемой Институтом психологии РАН проблемы субъекта (Брушлинский, 1996)- выяснение психологических механизмов отражения человеком объективной реальности.

В заключение следует отметить, что исследование невербальной коммуникации помимо научно-теоретического представляет несомненный практический интерес для решения целого ряда задач в области социальной психологии (типология человека), политики (психологический портрет политика по его голосу), искусства (профотбор лиц художественных профессий), средств массовой информации (эмоционально-эстетические свойства речи дикторов радио и ТВ), инженерной психологии (профотбор операторов по критерию адекватности восприятия невербальной информации), медицины (диагностика нарушений эмоциональной сферы с применением теста на эмоциональный слух), педагогики (ранняя профориентация), менеджмента (портрет коммерсанта по его голосу), криминалистики («фоторобот» по голосу) и др. Указанные прикладные аспекты обозначены практически во всех разделах настоящей монографии, а более подробно развиты нами в специальных публикациях, приведенных в списке литературы.

ЛИТЕРАТУРА

Абульханова-Славская К. А. Личностные типы мышления // Когнитивная психология. М, 1986.

Альтман Я. А. Локализация звука. — Л., Наука, 1972.

Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. — Л.,

Наука, 1976.

Бару А. В. Функциональная специализация полушарий и опознание речевых и неречевых звуковых сигналов //

Сенсорные системы. — Л., Наука, 1977. — С. 85-114.

Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека.— Л., 1980

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение/Пер. с англ.—М., Мир, 1988.

Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком.—М., МГУ, 1982.

Бодалев А. А. Психология общения. —М., 1996.

Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М., 1995.

Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные ассиметрии человека.—М., 1988.

Брушлинский А.В. Взаимосвязь процессуального и личностного аспектов мышления (методологический анализ) // Мышление: процесс, деятельность, общение.

Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Москва - Воронеж, 1996.

Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. — Минск, 1990.

Воронин СВ. Основы фоносемантики. — Л., ЛГУ, 1982.

Вудвортс Р. Экспериментальная психология. — М., ИЛ, 1950.

Выгодский Л. Мышление и речь. Избранные психологические исследования.—М., 1963.

Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.

Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. — М., Наука, 1980.

Горелов И.Н. Соотношение невербального и вербального в коммуникативной деятельности //

Исследование речевого по мышления в психолингвистике.— М., Наука, 1985.—116-149.

Гребенникова Н.В, Васильева А.Г., Удач-наБ.Г. Влияние различных видов музыки на психологическое состояние человека // Невербальное поле культуры. — М., 1995.

Гусева Е.П., Лавочкина И.А., Печенков В.В., Тихомирова. Эмоциональные аспекты музыкальности // Художественный тип человека. Комплексные исследования. — М., 1994.—С. 122-138.

Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. — М., 1996.

Жданов В.Ф. Артист музыкального театра: принципы формирования вокально-сценического мастерства. М., 1996.

Женило В.Р. Анализ параметров частоты основного тонаголоса человека для автоматической идентификацииличности. — М., 1988.

Жуков В. И. Социальное образование и развитиецивилизации. М., 1996.

3индер Л.Р. Общая фонетика. — М., Высшая школа, 1979.

Златоустова Л.В., Потапова. Р.К., Трунин-Донской В.Н. Общая и прикладная фонетика. / Подобщей редакцией Р.К. Потаповой - М., МГУ, 1986

Знаков В.В. Понимание в познании и общении. — М.,1994.

Иди М. Возникновение человека Недостающее звено /Пер. с англ.—М., Мир, 1977.

Колшанский Г.В. Паралингвистика. — М.,Наука, 1974.

Костриков К.Н. Массовая культура: старый феномен иновая Россия. - М., 1996.

Красота и успех//За рубежом—№ 10,1995. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр. —М., 1993.

Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). — Ростов, Ростовский университет,1986.

Леонтьев А.А. Психология общения. —М., 1997.

Ли У. А. Применение просодического анализа дляраспознавания речи // Методы автоматического распознавания речи. — Т. 1. — М., 1983 — С. 224-276.

Линден Ю. Обезьяны, человек, язык / Пер. с англ — М.,1963.

Ликляйдер Дж.К.Р., Миллер Дж. А. Восприятие речи// Экспериментальная психология. Под ред. С.С. Стивенса.Т. 2. — М, ИЛ, 1963. —С. 643-681.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемыпсихологии — М., Наука, 1984.

Ломов Б. Ф. Проблемы общения в психологии //Проблемы общения в психологии — М., Наука, 1981 — С.3-23.

Манеров В.Х. Проблемы взаимоотношения эмоциональногои индивидуального в эмоциональной речи // Материалы 5-гоВсесоюзного совещания. Акустика речи и слуха—Одесса, 1989 —С. 30-39.

Манеров В.Х. Успешность восприятия говорящего взависимости от индивидуальных особенностейслушающего // Вопр. Психол. — № 1. —1990. — С. 30-38.

Медведев В.И. Эмоциональные состояния // Физиологиятрудовой деятельности / Отв. редактор. - В.И. Медведев —СПб.: Наука, 1993. —С. 161-208.

Медведев В.И., Леонова А.Б. Функциональныесостояния человека // Физиология трудовой деятельности— СПб.: Наука, 1993.—С. 25-61.

Медведев В.И., Савина Л.Н., Суханова Н.В.Физиологический анализ колебания голосовых связок (квопросу о теории Юссона). // Проблемы физиологическойакустики, - Т. IV, 1959, с. 208-215.

Медушевский В. Интонационная форма музыки. М., 1993.

Михалкович В.И. Изобразительный язык средствмассовой коммуникации. —М., Наука, 1986.

Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие /Пер. с франц. — М., Мир, 1966.

Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. —М.-Л, Наука, 1977.

Морозов В.П. Эмоциональный слух человека // Журн. эво-люц. биох. и физиол. —№ 6,1985. —С. 568-577.

Морозов В.П. Психоакустические аспекты восприятияре-чи//Механизмы деятельности мозга / Под. ред. Н.П.Бехтеревой. —М., Наука, 1988. —С. 578-607.

Морозов В.П. Язык эмоций в жизни и науке // Языкэмоций, мозг и компьютер. — М., Знание, серия:Вычислительная техника и ее применение, 1989. — С. 3-18.

Морозов В.П. Художественный тип человека. Новые комплексные исследования // Материалы Ломовских чтений. —М., 1991.—С. 105-106.

Морозов В.П. Эмоциональный слух и методы его исследования // Проблемы экологической психоакустики. — М., 1991. —С. 240-246.

Морозов В.П. Центр «Искусство и Наука» // Психол. журн. —№ 3,1991. —С. 150.

Морозов В.П. Исследование способности человека к восприятию инвертированной во времени речи // Психол. журн. — № 1,1992. —С. 61-68.

Морозов В.П. Невербальная коммуникация: экспериментальный, теоретические и прикладные аспекты // Психол. журн. —№ 1,1992. —Т. 14. —С. 18-31.

Морозов В.П. Художественный тип личности: новые критерии в системе комплексного подхода к разработке проблемы // Художественный тип человека, Комплексные исследования. — М., 1994.

Морозов В.П. Психологический портрет коммерсанта по невербальным особенностям его речи // Труды Института психологии РАН. Т. I. Кн. 2. — М., 1995.

Морозов В.П. К проблеме эмоционально-психологического воздействия музыки на человека // Вестник РГНФ, 1997.— №3. —С. 234-243.

Морозов В.П. Невербальная коммуникация в системе речевого общения. Психофизические ипсихоакустические основы. — М., Изд. ИП РАН, 1998.

Морозов В.П., Вартанян И.А., Галунов В.И. идр. Восприятие речи. Вопросы функциональной асимметрии мозга/Под ред. В.П. Морозова — М.-Л., Наука, 1988.

Морозов В.П., Васильева А.Г. Невербальный слух и эмпатия // Труды Института психологии РАН. — Т. 1. — Кн. 2. — М., 1995. — С. 253-260.

Морозов В.П., Жданов В.Ф., Фетисова Е.В. Эмоциональный слух и проблемы профессионального отбора в вокально-музыкальном искусстве // Художественное творчество и психология / Под ред. А.Я. Зися и М.Г. Ярошевского. — М., Наука, 1991. —С. 134-148.

Морозов В.П., Кузнецов Ю.М. Феноменквазигармоничности обертонов и тембр певческого голоса //Художественный тип человека. Комплексные исследования.—М, 1994.

Морозов В.П., Кузнецов Ю.М., Харуто А.В. Обособенностях спектра голоса певцов разных жанров //Труды Академии информатизации, 1995.

Морозов В.П., Нестеренко Е.Е. Составляющиеталанта (об эмоциональном слухе музыкантов) // Сов.музыка. — №1,1989.

Назайкинский Е.В. О психологии музыкальноговосприятия.—М., 1972.

Носуленко В.Н. Психология слухового восприятия. —М, Наука, 1988. Николаева Т.М., Успенский Б.А. Языкознание ипаралингвистика // Лингвистические исследования пообщей и славянской типологии—М., 1966. — С. 63-74.

Никонов АВ. К вопросу о возможности непрерывнойоценки эмоционального состояния человека-оператораво время полета по его речевым сообщениям // Речь иэмоции. —Л., 1974. —С. 7-11.

Новицкая Л.П. Влияние различных музыкальных жанровна психическое состояние человека. // Психол. журн. —№ 6,1984. —С. 79-85.

Павлова Н.Д. Коммуникативно-речевое поведениечеловека // Труды Института психологии РАН. Т. I. Кн. 2. —М., 1995.

Паскаль Б. Из «Мыслей»//Суждения и афоризмы.—М., 1990.

Пашина А.Х. О структуре эмоционального слуха //Психол. журн. — № 3,1992.

Пашина А.Х. Особенности распознаванияэмоционального контекста звуковой речи // Вопросыпсихологии. — № 1, 1991. —С. 88-95.

Пашина А.Х. Особенности эмоциональной сферы в связи сдефицитом общения // Материалы Ломовских чтений. —М., 1991.—С. 242-243.

Пашина А.Х., Морозов В.П. Опознавание личностичеловека по голосу на основе его инвертированного вовремени звучания//Психол. журн. — Т. 11. — № 3,1990.—С. 70-78.

Пашина А.Х., Сафонова В.И., Васильева А.Г. Осоотношении профессионально значимых ка-ВЛ. Морозовчеств будущих педагогов-музыкантов // Проблемы психологической психоакустики. — М., 1991. —С.139-163.

Петров В.М., Бояджиева Л.Г. Перспективыразвития искусства: методы прогнозирования. - М.,1996.

Пиз Аллан. Язык жестов / Пер. с англ. — Воронеж,1992. Попов А. К. Социально-психологические,психологические и физиологические аспекты влиянияпоп-музыки на молодежь // Музыка созидающая имузыка разрушающая. — М., Сов. Россия, 1989. —С.140-160.

Потебня А.А. Мысль и язык. —Киев, 1993.

Потемкина О.Ф. Способ составленияпсихологического портрета и автопортрета. - М., ИПРАН, 1993

Рамишвили Г.С. Автоматическое опознаваниеговорящего по голосу. — М., 1981.

Рамишвили Д.И. Бессознательное в контексте речевойдеятельности // Бессознательное, природа, функции,методы исследования. — Тбилиси, изд. Мецниереба,1978.—С. 173-186.

Речь и эмоции / Под ред. В.И. Галунова. — Л., 1974.

Речь, эмоции, личность / Под ред. В.И. Галунова. — Л.,1978.

Рубинштейн С.Л. К психологии речи / Проблемыобщей психологии. — М., Педагогика, 1976. —С. 115-130.

Русалов В.М. Биологические основы индивидуальныхпсихологических различий. — М., 1979. Светозарова Н.Д. Интонационная система русскогоязыка. —Л., ЛГУ, 1982.

Серебрякова Е.И. Опыт экспериментальногоисследования нарушений эмоциональной сферыбольных наркоманией и алкоголизмом // ТрудыИнститута психологии РАН. Т. 1. — Кн. 2. —М., 1995.

Серебрякова Е.И. Особенности эмоциональногослуха у людей, страдающих алкоголизмом / Психол.журн.

Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского ифизиология эмоций. — М., Наука, 1962.

Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. — М.,Музыка, 1990.

Сорокин В.Н. Теорияречеобразования. — М., 1985.

Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., Изд.Политической литературы, 1972.

Способности и склонности / Под ред. ЭА. Голубевой. — М.,Педагогика, 1989.

Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей. —М., 1947.

Уайт Э., Браун Д. Возникновение человека. Первые люди/ Пер. с англ.—М., Мир, 1978.

Ушакова Т.Н. Психология речи и психолингвистика //Психологический журнал.—№ 1,1992.

Фант Г. Акустическая теория образования речи. — М.,Наука, 1964.

Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т.1. — М.,1955.

Фейнберг Е.И., Асмолов АЛ. Некоторые аспектыисследования невербальных коммуникаций: за порогомрациональности // Психол. журн. — Т. 10. —№ 6,1989.

Фетисова Е.В. Штрихи к психологическому портретуартиста балета//Психол. журн. — Т. 12. —№ 3,1991.

Фирсов Л. А., Плотников В.Ю. Голосовое поведениеантропоидов.—Л., Наука, 1981.

Фролов М.В. Контроль функционального состояниячеловека-оператора. —М, Наука, 1987.

Холопова В.Н. Музыка как вид искусства.—М., 1990.

Хомская Е.Д. Нейропсихология.—М, 1987.

Цуканова Е.В. Психология социальных коммуникаций.МГСУ, М., 1996.

Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. 1994.

Шеннон К. Работы по теории информации икибернетике / Пер. с англ. — М., 1983.

Шустер Г. Летучие посланцы любви // За рубежом. —№ 24, 1996.

Эйзенштейн СМ. Психология искусства //Психология процесса художественного творчества.— Л., Наука, 1980. — С. 173-202.

Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. — М.,Наука, 1984.

Ярмоленко А.В. Очерки психологиислепоглухонемых. — М., ЛГУ, 1961.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...