Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ожидаемое поражение органов слуха человека при нормальном угле падения волны сжатия взрыва.




 

 

 

Эффект Давление Безопасное расстояние, м
Дб кПа
Граница временной потери слуха   2,0  
Нижний порог разрыва барабанной перепонки   34,5 22,5
50 % вероятность разрыва барабанной перепонки   103, 0  
100 % вероятность разрыва барабанной перепонки   400, 0 7,5

Наличие на объекте баллонов с газом создает опасность травмирования и гибели личного состава ФПС при ликвидации пожара и его последствий.

Для обеспечения контроля за соблюдением личным составом ФПС и участниками тушения пожара мер безопасности и правил охраны труда РТП назначает ответственного.

Ответственный за охрану труда своевременно информирует оперативный штаб на пожаре о возникновении опасности и принимаемых мерах.


При проведении разведки необходимо предусмотреть защиту личного состава от поражения взрывной волной, осколками и тепловым излучением с использованием бронежилетов, касок военного образца, защитных экранов.

Для защиты личного состава применять индивидуальные средства защиты органов дыхания и зрения при работе в зоне пожара, а также местах возможного скопления газообразных веществ и продуктов их горения.

Организовать оцепление места пожара на расстоянии 300 м с привлечением для этой цели состава охраны объекта и нарядов милиции.

Эвакуацию газовых баллонов производить крайне осторожно без ударов и опрокидывания, не открывая и не закрывая запорную арматуру и т. д.

Вызвать на место пожара и организовать дежурство бригады скорой медицинской помощи до ликвидации пожара.

Предусмотреть установление и объявление личному составу подразделений ФПС сигнала для отхода с позиций при возникновении опасности.

Б. Тушение пожаров на автоцистернах по перевозке ЛВЖ и ГЖ.

Автоцистерны в зависимости от назначения подраз-деляются на транспортные и топливораздаточные. Вместимость топливо-раздаточных автоцистерн может доходить до 60 тыс. л, однако, как правило, на автомобилях и прицепах обычно устанавливаются цистерны по 7 - 8 тыс. л, на полуприцепах - свыше 7 тыс. л.

Кузова транспортных средств, автоцистерны, прицепы и полуприцепы, постоянно занятые на перевозке опасных грузов, должны быть окрашены в установленные для этих грузов опознавательные цвета и иметь соответствующие надписи.

Автоцистерны с наличием ЛВЖ или ГЖ имеют высокую пожарную опасность, что подтверждено крупными инцидентами с их участием. Отличительной особенностью подобного рода аварийных ситуаций является то, что они могут привести к чрезвычайно опасным последствиям: крупным пожарам, зачастую сопровождающимся взрывами, загрязнению окружающей среды и человеческим жертвам.

Для пожаров на автоцистернах характерно проявление в различном сочетании следующих опасных факторов:

- мощного теплового излучения при пожаре, пролива горючего, при образовании «огненного шара» и «пожаре-вспышке»;

- избыточного давления во фронте ударной волны при взрыве газопаровоздушной смеси и расширяющихся продуктов сгорания при реализации «пожара-вспышки»;


- осколков, образующихся при разрушении цистерны;

- токсикологического и наркотического действия отдельных видов ЛВЖ и ГЖ, а также продуктов их неполного сгорания.

При тушении автоцистерн с применением огнетушащих средств, следует учитывать физико-химические свойства ЛВЖ и ГЖ в автоцистерне. Наиболее часто аварийные ситуации на автоцистернах связаны с проливами жидкости, ее способности при утечке разливаться на большие площади.

Площадь пролива ЛВЖ и ГЖ определяется количеством вылитой жидкости, которая соответственно определяет объем образующейся взрывоопасной паровоздушной смеси. Удельную площадь пролива ЛВЖ можно приближенно принять 0,15 м2/л.

Другим опасным сценарием развития аварийной ситуации является тот случай, когда автоцистерна с ЛВЖ (ГЖ) подвергается воздействию очага пожара, в результате чего возможен взрыв автоцистерны с образованием «огненного шара». Подобного рода аварийные ситуации характерны для прицепа-цистерны, когда при разгерметизации одной из цистерн возникает пожар пролива ЛВЖ (ГЖ), а соседняя находится в зоне высокотемпературного воздействия очага горения. В этом случае быстрый нагрев цистерны приводит к кипению жидкой фазы и повышению давления внутри сосуда. Тепловой поток, воздействуя на стенки корпуса цистерны, ведет к ослаблению их первоначальной прочности. Неравномерный прогрев корпуса автоцистерны проводит к ее разрушению и выходу жидкой фазы наружу. В этих условиях пары от мгновенного испарения жидкой фазы воспламеняются и образуется «огненный шар».

При взрыве цистерны с ЛВЖ или ГЖ в очаге пожара возможны сценарии развития аварийной ситуации как с образованием, так и без образования «огненного шара». Согласно статистическим данным, взрыв цистерны с ЛВЖ (ГЖ) происходит, как правило, на 12 - 24-й мин. после воздействия открытого пламени. Диаметр «огненного шара» при взрыве может достигать 50 м. Взрыв автоцистерны сопровождается также образованием ударной волны, способной привести к разрушению близлежащих зданий и сооружений, разлетом осколков и фрагментов разрушенной конструкции. Кроме того, подобное развитие аварийной ситуации приводит к быстрому распространению пожара, площадь которого зависит от состояния покрытия дороги и рельефа местности.

Размеры зон поражения при пожарах проливов ЛВЖ приведены в Рекомендациях [16].

Особенности обстановки.

При ликвидации пожара на автоцистернах с ЛВЖ и ГЖ, личный состав подразделений должен руководствоваться Уставом пожарной охраны, Правилами по охране труда в подразделениях ФПС МЧС России и рекомендациями [16].


Пожар на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ), как правило, протекает с проявлением первичных и вторичных поражающих факторов пожара. Для руководителя тушения пожара особое значение приобретает прогноз развития пожара с учетом мер, принимаемых для его локализации и ликвидации, а также предотвращения травм и гибели людей.

Маршруты по перевозке ЛВЖ и ГЖ подлежат учету. Учет указанных маршрутов осуществляется при проведении обследования объектов, анализа планов по ликвидации последствий аварий и инцидентов, а также занятий по тактической подготовке (ПТУ, ПТЗ, оперативно-тактическое изучение района возможного выезда подразделений), корректировке документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведение аварийно-спасательных работ (АСР).

Организация системы и практические мероприятия по обеспечению безопасности возлагаются на перевозчика и грузовладельцев. В рамках договора между грузоотправителем и грузополучателем, а также автотранспортным предприятием создаются аварийные бригады по ликвидации последствий аварий в случае их возникновения.

Руководители предприятий, которые имеют автотранспортные средства, перевозящие ЛВЖ и ГЖ, несут ответственность за обучение водителей приемам работы в аварийных ситуациях.

Сведения информационных карточек для перевозки ЛВЖ и ГЖ должны быть отражены в планах и карточках пожаротушения, а также в графической части указанных документов.

Действия РТП должны быть направлены на предупреждение возможных взрывов, распространения пожара и воздействия опасных факторов на личный состав подразделений и участников тушения пожара.

РТП должен:

- оценить возможность появления опасных факторов, которые могут угрожать здоровью и жизни личного состава, и обеспечить своевременную эвакуацию людей в безопасную зону;

- с помощью сотрудников ГИБДД или самостоятельно принять меры к перекрытию движения на транспортных магистралях;

- при проведении разведки во взаимодействии с обслуживающим персоналом автотранспортных средств, представителями объекта

(очевидцами) установить:

- продолжительность пожара (у водителя автотранспортного средства) к моменту прибытия подразделений ФПС и характер возможных разрушений;

- вид и количество ЛВЖ и ГЖ;

- количество и местонахождения людей в зоне пожара;


- состояние запорной арматуры и характер повреждения емкости.

РТП должен определить:

- наличие средств тушения и техники;

- возможные пути эвакуации;

- возможность обвалования и наличие для этого техники и устройств;

- меры по обеспечению безопасности;

- место, порядок и способы эвакуации автоцистерны из опасной зоны;

- безопасное расстояние для участников тушения пожара;

- возможное привлечение и использование дорожных и городских аварийных служб.

Тушение пожаров.

Ликвидация пожара на автоцистернах, перевозящих ЛВЖ и ГЖ, относится к классу тушения пожаров в условиях особой опасности для личного состава ГПС.

Ведение действий по тушению пожаров на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ) осложняется следующими факторами:

- наличием постоянной угрозы «пожара-вспышки» (при отсутствии
горения горючих жидкостей), при котором зона поражения
высокотемпературными продуктами сгорания паровоздушной смеси
совпадает с максимальным размером облака продуктов сгорания.

- наличием больших емкостей с горючими жидкостями,
создающими угрозу взрыва в виде «огненного шара» и больших
площадей растекания;

- мощным тепловым излучением при горении жидкостей;

- возможной удаленностью места пожара;

- изменением направления распространения пожара в
зависимости от рельефа местности, геологического расположения и
метеоусловий;

- наличием веществ и материалов, для тушения которых требуются
специальные огнетушащие вещества.

Работы по тушению пожара на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ) необходимо выполнять с привлечением минимально необходимого количества личного состава ФПС.

Первоочередной задачей РТП является обеспечение безопасных условий тушения пожара путем исключения воздействия опасных факторов на участников тушения пожара. РТП должен приступать к ликвидации пожара только после установления вида и количества перевози-мого груза (а в отдельных случаях начинать тушение лишь при получении разрешения санэпидемнадзора).


Для выполнения поставленной задачи РТП должен предпринять следующее:

- рассчитать необходимое количество сил и средств и сосредоточить их на пожаре;

- создать резерв огнетушащих средств;

- установить наличие, состояние и возможность использования рельефа местности, канализации, колодцев с учетом распространения горения и разлива продукта;

- оценить интенсивность теплового потока на автоцистерну;

- установить и довести до личного состава сигналы начала и окончания подачи огнетушащих веществ, отхода при угрозе взрыва или пролива нефтепродукта;

- определить безопасные пути и места для вывода личного состава при возникновении угрозы взрыва.

- принять меры по устройству обвалования для ограничения площади пролива горючей жидкости или ее сбора, учитывая рельеф местности (например, создавая заградительные валы из песка, земли или гравия);

- при возможности вывести автоцистерну из зоны горения на безопасное расстояние, соблюдая при этом меры безопасности. При аварийной транспортировке автоцистерны избегать толчков, резкого торможения;

- запретить движение автоцистерны с ЛВЖ (или ГЖ) через зону пожара, а при невозможности ее эвакуации и тепловом воздействии очага пожара организовать охлаждение всей поверхности цистерны;

- оценить возможность перекачки оставшейся горючей жидкости в резервные емкости, как в стационарные, так и в передвижные. (В соответствии с ППБ 01-03 для перекачки ГЖ и ЛВЖ следует, как правило, применять бессальниковые насосы и насосы с торцевыми уплотнениями);

- использовать искробезопасный инструмент для выполнения работ, связанных с устранением повреждений автоцистерны и течи горючих жидкостей;

- при растекании горючей жидкости и невозможности устранить течь из повреждений цистерны принять меры для создания заградительных валов из земли, песка или гравия, а также запретить эвакуацию цистерны;

- выяснить направление ветра, рельеф местности для
предотвращения угрозы перехода огня на близлежащие здания и
сооружения;

- определить возможность быстрой доставки требующегося количества огнетушащих веществ;

- организовать установку постов и обозначений, для передвижения в опасных зонах только согласно распоряжению штаба по ликвидации аварии;


- при необходимости вызвать дополнительные силы и средства;

- располагать резерв и силы, участвующие в ликвидации пожара, на безопасном расстоянии с наветренной стороны;

- организовать сменную работу личного состава ФПС в зоне высоких температур и орошение водой в процессе выполнения задач;

- предусмотреть резерв звеньев ГДЗС;

- для обеспечения минимального доступа личного состава к очагу
пожара (зона возможных испарений) состав звеньев ГДЗС можно
уменьшить до двух человек;

- при работе в непосредственной близости или в зоне возможных испарений применять дыхательные аппараты с избыточным давлением под маской;

- при тушении использовать теплоотражательные костюмы;

- назначить ответственного из должностных лиц ФПС за
обеспечение охраны труда.

После обеспечения мер безопасности, исключающих образование зон взрывоопасных концентраций паров продукта с воздухом и повторное воспламенение, РТП принимает решение о полной ликвидации горения.

При тушении пожара на автоцистерне с ЛВЖ (ГЖ) следует контролировать интенсивность теплового потока, который действует на автоцистерну, по косвенным признакам, указанным в таблице 10.22.

Тактика действий подразделений ФПС при тушении пожара на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ) определяется в зависимости от сложившейся оперативно-тактической обстановки при воздействии теплового излучения на автоцистерну с ЛВЖ (ГЖ) в очаге пожара.

Безопасность личного состава, а также участников тушения пожара на автоцистернах с наличием ЛВЖ или ГЖ достигается выполнением технических и организационных мероприятий, исключающих воздействие опасных факторов, возникающих при этом. Личный состав и участники тушения пожара должны размещаться на безопасном расстоянии от места возможного взрыва автоцистерны с ЛВЖ (ГЖ), либо за естественными или искусственными укрытиями. В случае необходимости возможно применение различного рода защитных устройств (например, экранов). При тушении пожаров личный состав должен быть обеспечен СИЗОД и защитной одеждой. Зона поражения высокотемпературными продуктами сгорания паровоздушной смеси может достигать 300 м.

Основной способ предотвращения взрыва на пожарах газовых баллонов и автоцистерн с ЛВЖ и ГЖ является интенсивное охлаждение водой, компактными или рассеянными струями.

Для этого необходимо использовать стволы оросители, характеристики которых представлены в таблице 10.14; 10.16; 10.17.


ГЛАВА 11. ОТКРЫТЫЕ СКЛАДЫ ТВЕРДЫХ ГОРЮЧИХ
МАТЕРИАЛОВ, ЛЕСНЫЕ МАССИВЫ.

11.1. Открытые склады лесоматериалов

Ежегодно в России на предприятиях, связанных с переработкой и хранением древесины, регистрируется несколько тысяч пожаров. Средний ущерб от пожаров на предприятиях лесной отрасли примерно в 3 раза превышает средний по стране. Наибольшую угрозу представляют пожары на складах лесоматериалов.

Пожары, происходящие на складах лесоматериалов, нередко выходят из-под контроля, распространяются на большие площади (десятки гектаров), уничтожают большие запасы древесины, существенно подрывают сырьевую базу промышленности.

Развитию пожаров на лесоскладах до крупных размеров способствует:

• концентрация пожарной нагрузки в сотни тон на ограниченной площади;

• высокая скорость распространения горения по древесине;

• удаленность большинства лесоскладов от пожарной охраны, слабая их оснащенность средствами обнаружения загорании,

• недостаточная эффективность применяемых огнетушащих веществ (в основном воды),

• невозможность создания в ограниченные сроки (5-7 мин) после возникновения пожара требуемых расходов огнетушащих веществ

Учитывая это, вопросы организации противопожарной защиты складов лесоматериалов необходимо решать комплексно, особое внимание при этом требуется обратить на организацию тушения, подготовку противопожарной службы к действиям в условиях пожара.

Открытые склады лесоматериалов предназначены для хранения запасов пиломатериалов, круглого леса, балансовой древесины, осмола, дров, щепы и опилок. Они устраиваются на бетонированных, асфальтированных и грунтовых площадках. Крупные склады лесны, материалов емкостью 10000 и более плотных м3 занимают площадь 100 га и более. Древесина на складах хранится в виде штабелей и куч.

Склады лесоматериалов должны соответствовать требованиям «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ-01-03 и норм проектирования складов лесоматериалов (СНиП). Организация тушения пожаров на них определяется положениями Устава пожарной охраны.

В соответствии с ППБ на складах лесоматериалов емкостью до 10000 плотных м3 должны быть разработаны и согласованы с органами государственного пожарного надзора планы размещения штабелей с указанием предельного объема хранящихся материалов,


 




штабелями, а также

противопожарных разрывов и проездов между между штабелями и соседними объектами.

На территории складов лесоматериалов по всей длине группы штабелей или кучи должен быть обеспечен проезд пожарных машин с одной стороны при ширине группы штабелей или кучи до 18 м и с двух сторон — при ширине более 18м.

По периметру круглых куч лесоматериалов на бетонных основаниях предусматривают полосу шириной не менее 6 м для проезда пожарных машин.

По периметру квартала групп штабелей и куч лесоматериалов должен быть обеспечен проезд пожарных машин. Расстояние от края пожарного проезда до основания штабелей и куч лесоматериалов принимают не менее 8 м и не более 25 м.

В случаях, когда по производственным условиям не требуется устройства дорог, проезд пожарных автомобилей предусматривают по спланированной поверхности, укрепленной по ширине не менее 6 м в местах проезда гравием или щебнем с созданием уклона, обеспечивающих естественный отвод поверхностных вод.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...