Ожидаемое поражение органов слуха человека при нормальном угле падения волны сжатия взрыва.
Наличие на объекте баллонов с газом создает опасность травмирования и гибели личного состава ФПС при ликвидации пожара и его последствий. Для обеспечения контроля за соблюдением личным составом ФПС и участниками тушения пожара мер безопасности и правил охраны труда РТП назначает ответственного. Ответственный за охрану труда своевременно информирует оперативный штаб на пожаре о возникновении опасности и принимаемых мерах. При проведении разведки необходимо предусмотреть защиту личного состава от поражения взрывной волной, осколками и тепловым излучением с использованием бронежилетов, касок военного образца, защитных экранов. Для защиты личного состава применять индивидуальные средства защиты органов дыхания и зрения при работе в зоне пожара, а также местах возможного скопления газообразных веществ и продуктов их горения. Организовать оцепление места пожара на расстоянии 300 м с привлечением для этой цели состава охраны объекта и нарядов милиции. Эвакуацию газовых баллонов производить крайне осторожно без ударов и опрокидывания, не открывая и не закрывая запорную арматуру и т. д. Вызвать на место пожара и организовать дежурство бригады скорой медицинской помощи до ликвидации пожара. Предусмотреть установление и объявление личному составу подразделений ФПС сигнала для отхода с позиций при возникновении опасности.
Б. Тушение пожаров на автоцистернах по перевозке ЛВЖ и ГЖ. Автоцистерны в зависимости от назначения подраз-деляются на транспортные и топливораздаточные. Вместимость топливо-раздаточных автоцистерн может доходить до 60 тыс. л, однако, как правило, на автомобилях и прицепах обычно устанавливаются цистерны по 7 - 8 тыс. л, на полуприцепах - свыше 7 тыс. л. Кузова транспортных средств, автоцистерны, прицепы и полуприцепы, постоянно занятые на перевозке опасных грузов, должны быть окрашены в установленные для этих грузов опознавательные цвета и иметь соответствующие надписи. Автоцистерны с наличием ЛВЖ или ГЖ имеют высокую пожарную опасность, что подтверждено крупными инцидентами с их участием. Отличительной особенностью подобного рода аварийных ситуаций является то, что они могут привести к чрезвычайно опасным последствиям: крупным пожарам, зачастую сопровождающимся взрывами, загрязнению окружающей среды и человеческим жертвам. Для пожаров на автоцистернах характерно проявление в различном сочетании следующих опасных факторов: - мощного теплового излучения при пожаре, пролива горючего, при образовании «огненного шара» и «пожаре-вспышке»; - избыточного давления во фронте ударной волны при взрыве газопаровоздушной смеси и расширяющихся продуктов сгорания при реализации «пожара-вспышки»; - осколков, образующихся при разрушении цистерны; - токсикологического и наркотического действия отдельных видов ЛВЖ и ГЖ, а также продуктов их неполного сгорания. При тушении автоцистерн с применением огнетушащих средств, следует учитывать физико-химические свойства ЛВЖ и ГЖ в автоцистерне. Наиболее часто аварийные ситуации на автоцистернах связаны с проливами жидкости, ее способности при утечке разливаться на большие площади. Площадь пролива ЛВЖ и ГЖ определяется количеством вылитой жидкости, которая соответственно определяет объем образующейся взрывоопасной паровоздушной смеси. Удельную площадь пролива ЛВЖ можно приближенно принять 0,15 м2/л.
Другим опасным сценарием развития аварийной ситуации является тот случай, когда автоцистерна с ЛВЖ (ГЖ) подвергается воздействию очага пожара, в результате чего возможен взрыв автоцистерны с образованием «огненного шара». Подобного рода аварийные ситуации характерны для прицепа-цистерны, когда при разгерметизации одной из цистерн возникает пожар пролива ЛВЖ (ГЖ), а соседняя находится в зоне высокотемпературного воздействия очага горения. В этом случае быстрый нагрев цистерны приводит к кипению жидкой фазы и повышению давления внутри сосуда. Тепловой поток, воздействуя на стенки корпуса цистерны, ведет к ослаблению их первоначальной прочности. Неравномерный прогрев корпуса автоцистерны проводит к ее разрушению и выходу жидкой фазы наружу. В этих условиях пары от мгновенного испарения жидкой фазы воспламеняются и образуется «огненный шар». При взрыве цистерны с ЛВЖ или ГЖ в очаге пожара возможны сценарии развития аварийной ситуации как с образованием, так и без образования «огненного шара». Согласно статистическим данным, взрыв цистерны с ЛВЖ (ГЖ) происходит, как правило, на 12 - 24-й мин. после воздействия открытого пламени. Диаметр «огненного шара» при взрыве может достигать 50 м. Взрыв автоцистерны сопровождается также образованием ударной волны, способной привести к разрушению близлежащих зданий и сооружений, разлетом осколков и фрагментов разрушенной конструкции. Кроме того, подобное развитие аварийной ситуации приводит к быстрому распространению пожара, площадь которого зависит от состояния покрытия дороги и рельефа местности. Размеры зон поражения при пожарах проливов ЛВЖ приведены в Рекомендациях [16]. Особенности обстановки. При ликвидации пожара на автоцистернах с ЛВЖ и ГЖ, личный состав подразделений должен руководствоваться Уставом пожарной охраны, Правилами по охране труда в подразделениях ФПС МЧС России и рекомендациями [16]. Пожар на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ), как правило, протекает с проявлением первичных и вторичных поражающих факторов пожара. Для руководителя тушения пожара особое значение приобретает прогноз развития пожара с учетом мер, принимаемых для его локализации и ликвидации, а также предотвращения травм и гибели людей.
Маршруты по перевозке ЛВЖ и ГЖ подлежат учету. Учет указанных маршрутов осуществляется при проведении обследования объектов, анализа планов по ликвидации последствий аварий и инцидентов, а также занятий по тактической подготовке (ПТУ, ПТЗ, оперативно-тактическое изучение района возможного выезда подразделений), корректировке документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведение аварийно-спасательных работ (АСР). Организация системы и практические мероприятия по обеспечению безопасности возлагаются на перевозчика и грузовладельцев. В рамках договора между грузоотправителем и грузополучателем, а также автотранспортным предприятием создаются аварийные бригады по ликвидации последствий аварий в случае их возникновения. Руководители предприятий, которые имеют автотранспортные средства, перевозящие ЛВЖ и ГЖ, несут ответственность за обучение водителей приемам работы в аварийных ситуациях. Сведения информационных карточек для перевозки ЛВЖ и ГЖ должны быть отражены в планах и карточках пожаротушения, а также в графической части указанных документов. Действия РТП должны быть направлены на предупреждение возможных взрывов, распространения пожара и воздействия опасных факторов на личный состав подразделений и участников тушения пожара. РТП должен: - оценить возможность появления опасных факторов, которые могут угрожать здоровью и жизни личного состава, и обеспечить своевременную эвакуацию людей в безопасную зону; - с помощью сотрудников ГИБДД или самостоятельно принять меры к перекрытию движения на транспортных магистралях; - при проведении разведки во взаимодействии с обслуживающим персоналом автотранспортных средств, представителями объекта (очевидцами) установить: - продолжительность пожара (у водителя автотранспортного средства) к моменту прибытия подразделений ФПС и характер возможных разрушений;
- вид и количество ЛВЖ и ГЖ; - количество и местонахождения людей в зоне пожара; - состояние запорной арматуры и характер повреждения емкости. РТП должен определить: - наличие средств тушения и техники; - возможные пути эвакуации; - возможность обвалования и наличие для этого техники и устройств; - меры по обеспечению безопасности; - место, порядок и способы эвакуации автоцистерны из опасной зоны; - безопасное расстояние для участников тушения пожара; - возможное привлечение и использование дорожных и городских аварийных служб. Тушение пожаров. Ликвидация пожара на автоцистернах, перевозящих ЛВЖ и ГЖ, относится к классу тушения пожаров в условиях особой опасности для личного состава ГПС. Ведение действий по тушению пожаров на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ) осложняется следующими факторами: - наличием постоянной угрозы «пожара-вспышки» (при отсутствии - наличием больших емкостей с горючими жидкостями, - мощным тепловым излучением при горении жидкостей; - возможной удаленностью места пожара; - изменением направления распространения пожара в - наличием веществ и материалов, для тушения которых требуются Работы по тушению пожара на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ) необходимо выполнять с привлечением минимально необходимого количества личного состава ФПС. Первоочередной задачей РТП является обеспечение безопасных условий тушения пожара путем исключения воздействия опасных факторов на участников тушения пожара. РТП должен приступать к ликвидации пожара только после установления вида и количества перевози-мого груза (а в отдельных случаях начинать тушение лишь при получении разрешения санэпидемнадзора). Для выполнения поставленной задачи РТП должен предпринять следующее: - рассчитать необходимое количество сил и средств и сосредоточить их на пожаре; - создать резерв огнетушащих средств; - установить наличие, состояние и возможность использования рельефа местности, канализации, колодцев с учетом распространения горения и разлива продукта; - оценить интенсивность теплового потока на автоцистерну; - установить и довести до личного состава сигналы начала и окончания подачи огнетушащих веществ, отхода при угрозе взрыва или пролива нефтепродукта;
- определить безопасные пути и места для вывода личного состава при возникновении угрозы взрыва. - принять меры по устройству обвалования для ограничения площади пролива горючей жидкости или ее сбора, учитывая рельеф местности (например, создавая заградительные валы из песка, земли или гравия); - при возможности вывести автоцистерну из зоны горения на безопасное расстояние, соблюдая при этом меры безопасности. При аварийной транспортировке автоцистерны избегать толчков, резкого торможения; - запретить движение автоцистерны с ЛВЖ (или ГЖ) через зону пожара, а при невозможности ее эвакуации и тепловом воздействии очага пожара организовать охлаждение всей поверхности цистерны; - оценить возможность перекачки оставшейся горючей жидкости в резервные емкости, как в стационарные, так и в передвижные. (В соответствии с ППБ 01-03 для перекачки ГЖ и ЛВЖ следует, как правило, применять бессальниковые насосы и насосы с торцевыми уплотнениями); - использовать искробезопасный инструмент для выполнения работ, связанных с устранением повреждений автоцистерны и течи горючих жидкостей; - при растекании горючей жидкости и невозможности устранить течь из повреждений цистерны принять меры для создания заградительных валов из земли, песка или гравия, а также запретить эвакуацию цистерны; - выяснить направление ветра, рельеф местности для - определить возможность быстрой доставки требующегося количества огнетушащих веществ; - организовать установку постов и обозначений, для передвижения в опасных зонах только согласно распоряжению штаба по ликвидации аварии; - при необходимости вызвать дополнительные силы и средства; - располагать резерв и силы, участвующие в ликвидации пожара, на безопасном расстоянии с наветренной стороны; - организовать сменную работу личного состава ФПС в зоне высоких температур и орошение водой в процессе выполнения задач; - предусмотреть резерв звеньев ГДЗС; - для обеспечения минимального доступа личного состава к очагу - при работе в непосредственной близости или в зоне возможных испарений применять дыхательные аппараты с избыточным давлением под маской; - при тушении использовать теплоотражательные костюмы; - назначить ответственного из должностных лиц ФПС за После обеспечения мер безопасности, исключающих образование зон взрывоопасных концентраций паров продукта с воздухом и повторное воспламенение, РТП принимает решение о полной ликвидации горения. При тушении пожара на автоцистерне с ЛВЖ (ГЖ) следует контролировать интенсивность теплового потока, который действует на автоцистерну, по косвенным признакам, указанным в таблице 10.22. Тактика действий подразделений ФПС при тушении пожара на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ) определяется в зависимости от сложившейся оперативно-тактической обстановки при воздействии теплового излучения на автоцистерну с ЛВЖ (ГЖ) в очаге пожара. Безопасность личного состава, а также участников тушения пожара на автоцистернах с наличием ЛВЖ или ГЖ достигается выполнением технических и организационных мероприятий, исключающих воздействие опасных факторов, возникающих при этом. Личный состав и участники тушения пожара должны размещаться на безопасном расстоянии от места возможного взрыва автоцистерны с ЛВЖ (ГЖ), либо за естественными или искусственными укрытиями. В случае необходимости возможно применение различного рода защитных устройств (например, экранов). При тушении пожаров личный состав должен быть обеспечен СИЗОД и защитной одеждой. Зона поражения высокотемпературными продуктами сгорания паровоздушной смеси может достигать 300 м. Основной способ предотвращения взрыва на пожарах газовых баллонов и автоцистерн с ЛВЖ и ГЖ является интенсивное охлаждение водой, компактными или рассеянными струями. Для этого необходимо использовать стволы оросители, характеристики которых представлены в таблице 10.14; 10.16; 10.17. ГЛАВА 11. ОТКРЫТЫЕ СКЛАДЫ ТВЕРДЫХ ГОРЮЧИХ 11.1. Открытые склады лесоматериалов Ежегодно в России на предприятиях, связанных с переработкой и хранением древесины, регистрируется несколько тысяч пожаров. Средний ущерб от пожаров на предприятиях лесной отрасли примерно в 3 раза превышает средний по стране. Наибольшую угрозу представляют пожары на складах лесоматериалов. Пожары, происходящие на складах лесоматериалов, нередко выходят из-под контроля, распространяются на большие площади (десятки гектаров), уничтожают большие запасы древесины, существенно подрывают сырьевую базу промышленности. Развитию пожаров на лесоскладах до крупных размеров способствует: • концентрация пожарной нагрузки в сотни тон на ограниченной площади; • высокая скорость распространения горения по древесине; • удаленность большинства лесоскладов от пожарной охраны, слабая их оснащенность средствами обнаружения загорании, • недостаточная эффективность применяемых огнетушащих веществ (в основном воды), • невозможность создания в ограниченные сроки (5-7 мин) после возникновения пожара требуемых расходов огнетушащих веществ Учитывая это, вопросы организации противопожарной защиты складов лесоматериалов необходимо решать комплексно, особое внимание при этом требуется обратить на организацию тушения, подготовку противопожарной службы к действиям в условиях пожара. Открытые склады лесоматериалов предназначены для хранения запасов пиломатериалов, круглого леса, балансовой древесины, осмола, дров, щепы и опилок. Они устраиваются на бетонированных, асфальтированных и грунтовых площадках. Крупные склады лесны, материалов емкостью 10000 и более плотных м3 занимают площадь 100 га и более. Древесина на складах хранится в виде штабелей и куч. Склады лесоматериалов должны соответствовать требованиям «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ-01-03 и норм проектирования складов лесоматериалов (СНиП). Организация тушения пожаров на них определяется положениями Устава пожарной охраны. В соответствии с ППБ на складах лесоматериалов емкостью до 10000 плотных м3 должны быть разработаны и согласованы с органами государственного пожарного надзора планы размещения штабелей с указанием предельного объема хранящихся материалов,
штабелями, а также противопожарных разрывов и проездов между между штабелями и соседними объектами. На территории складов лесоматериалов по всей длине группы штабелей или кучи должен быть обеспечен проезд пожарных машин с одной стороны при ширине группы штабелей или кучи до 18 м и с двух сторон — при ширине более 18м. По периметру круглых куч лесоматериалов на бетонных основаниях предусматривают полосу шириной не менее 6 м для проезда пожарных машин. По периметру квартала групп штабелей и куч лесоматериалов должен быть обеспечен проезд пожарных машин. Расстояние от края пожарного проезда до основания штабелей и куч лесоматериалов принимают не менее 8 м и не более 25 м. В случаях, когда по производственным условиям не требуется устройства дорог, проезд пожарных автомобилей предусматривают по спланированной поверхности, укрепленной по ширине не менее 6 м в местах проезда гравием или щебнем с созданием уклона, обеспечивающих естественный отвод поверхностных вод.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|