Особенности тушения пожаров.
Практика тушения пожаров на торфополях показывает, что наиболее распространенным огнетушащим веществом является вода. Хорошие результаты по тушению торфа дает применение растворов смачивателей, однако использование их для тушения на больших площадях неэкономично. Для подачи огнетушащих средств используются пожарные автомобили, мотопомпы, пожарные автодрезины и тракторы торфопредприятий, оборудованные пожарными насосами и др. Большое влияние на успех тушения оказывает знание сложившейся обстановки на пожаре. Наиболее полные данные об обстановке получают в ходе разведки пожара. В процессе разведки на торфополях РТП должен установить: вид пожара, площадь, пораженную огнем, направление и скорость распространения пожара, границы фронта пожара, толщину слоя торфа и его однородность; наличие угрозы населенным пунктам, лесным массивам, железнодорожным путям, складам и другим сооружениям наличие преград на путях распространения пожара, видов водоисточников, их вместимость для тушения пожара. Разведка пожара на торфополях осуществляется несколькими разведывательными группами. В состав разведгруппы вводят работников торфопредприятия. Все данные, поступающие от разведгруппы, целесообразно наносить на заранее разработанные планшеты с копировками из генплана торфопредприятия. Когда пожар занимает значительные площади, разведгруппы, кроме надежных средств связи, должны быть обеспечены средствами передвижения. На основе полученных данных РТП определяет решающее направление действий пожарных подразделений, намечает границы, в пределах которых необходимо прекратить распространение пожара, корректирует действия всех имеющихся в его распоряжении сил и средств, принимает решение по эвакуации населения из рабочих поселков торфопредприятия.
При тушении торфополей имеющиеся силы и средства могут быть введены: • одновременно по всему периметру пожара; по фронту пожара с последующим продвижением на фланги и тыл; в тыл с последующим продвижением по флангам и фронту. Для ликвидации пожара по всему периметру одновременно силы и средства могут быть использованы только при наличии их в достаточном количестве для тушения круговой или небольшой площади при угловом развитии пожара. Сосредоточение сил и средств на фронте пожара осуществляется при недостатке сил и средств для тушения пожаров, имеющих угловое развитие.
Сосредоточение сил и средств в первую очередь в тылу целесообразно использовать при наличии перед фронтом пожара преград, обеспечивающих ограничение распространения пожара. РТП при тушении пожаров на торфополях должен выбирать участок (по периметру, фронту или тылу) первоочередного сосредоточения сил и средств, исходя из сложившейся обстановки на пожаре и имеющегося количества сил и средств в его распоряжении. В случае угрозы распространения горения на населенные пункты, поля добычи, лесные массивы, организации народного хозяйства и т. п. силы и средства в первую очередь сосредоточиваются для их зашиты. Для тушения фрезерного торфа целесообразно использовать распыленные струи. Подаваемая вода для тушения торфа охлаждает горящую поверхность, а также увлажняет еще горящий торф. Удельный расход воды для тушения торфа в расстиле составляет 8-12, а для поверхности караванов — до 200 л/м2. Для тушения пожара на полях добычи и сушки торфа по фронту на подветренной стороне целесообразно создавать две группы работающих подразделений: первая группа ликвидирует горение по фронту распространения горения; вторая — возникающие очаги от перебрасываемых искр, а также оставшиеся очаги горения. В случае недостатка сил и средств для тушения привлекаются рабочие торфопредприятия, а также население.
В тех случаях, когда пожар еще не принял больших размеров, но уже четко сформировалось направление его развития, имеющиеся силы в первую очередь сосредоточивают на этом направлении. Если по фронту направления развития пожара сосредоточено необходимое количество сил и средств, то прибывающие подразделения направляют для тушения по флангам и тылу. Распространение горения в тыл и по флангам можно ограничить смещая сухой сфрезерованный торф в сторону горения. Попадая на огонь, он будет сгорать, а между негорящим торфополем и огнем остается влажная залежь, которая некоторое время не будет давать возможности распространения пожара по флангам и в тылу. Ширину этих полос можно принимать 2-4 м, т. к на этих направлениях переброска искр происходит с небольшим отделением от кромки огня и загорание от них может быть ликвидировано силами из расчета 1 человек на каждые 100-200 м фланга или тыла пожара. Ограничение распространения горения по фронту пожара можно осуществлять за счет создания минерализованной полосы с помощью бульдозера или взрывчатых веществ. Как показывает практика тушения пожаров, оптимальная ширина минерализованных полос 30-50 м, при этом выделяют силы и средства для ликвидации очагов горения, образующихся от разлетающихся горящих частиц за минерализованной полосой. При тушении пожаров на производственных участках особое внимание обращают на защиту населенных пунктов, лесных массивов, караванов и валков торфа, полевых гаражей, мостов через валовые канавы и т. п. Для защиты негорящих караванов необходимо выделять подвижные оперативные группы (3-5 человек) со стволами или ведрами с водой и лопатами. При угрозе возникновения пожара в рабочем поселке, населенном пункте РТП выделяет потребное количество сил и средств для охраны рабочего поселка (населенного пункта). Кроме того, РТП организует круглосуточное несение постовой и дозорной службы в рабочем поселке или населенном пункте силами населения или добровольных формирований.
Горящие караваны, расположенные на производственном участке, тушат в основном распыленными струями воды. Когда огонь проник в глубь каравана, применяют компактные или распыленные струи через игловые стволы. После того, как горение на поверхности каравана будет прекращено, продолжают его охлаждение. Причем более интенсивно охлаждают верхнюю часть поверхности караванов, т к. стекаемая часть воды будет охлаждать и нижний слой. Для тушения караванов торфа, исходя из анализа пожаров, необходимо подавать стволы РСБ. Время тушения каравана зависит от количества поданных стволов. При двух стволах РСБ время составляет около 10 ч. Целесообразно использовать стволы ОРТ-50, ОРТ-50Аи др. Тушение подземных пожаров осуществляется главным образом путем окапывания их канавой, кроме того, такие пожары можно тушить водой, подаваемой через игловые стволы. Канава должна быть глубиной до минерального грунта или до уровня грунтовых вод шириной в верхней части не менее 0,75-1 м. Эта работа может осуществляться вручную или специальной техникой. Для более эффективной защиты канаву целесообразно залить водой. Для подачи воды на пожарах используются водоотводящие каналы или водоемы, расположенные на торфопредприятии. При использовании воды, подаваемой в водоотводящие каналы, руководитель тушения пожара должен предусмотреть регулировку ее подачи шлюзами только в валовые каналы, в районе которых происходит горение. При недостаточном количестве поступающей воды в каналы необходимо в них делать запруды или углубления в местах забора воды. При плохих подъездах к водоисточникам целесообразно на них установить мотопомпы и тракторы, оборудованные пожарными насосами. Подземные торфяные пожары тушат слабым раствором смачивателей сульфанолом НП-1; моющими средствами ОП-7, ОП-10, с концентрацией 0,3-0,5% по массе. При тушении торфяных пожаров применяют стволы ТС-1 (при глубине пожара до 1 м) и ТС-2 (при h = 2 м) Воду подают в стволы под давлением 0,3-0,4 МПа, расход воды со смачивателем составляет 35-42 л/мин.
Ширина локализации пожара, одним стволом с диаметром насадка 13 мм составляет 10-15 м, а с диаметром насадка 19 мм— 20-30 м. Для тушения крупных пожаров и подачи воды в случаях, когда водоисточники находятся на большом расстоянии от места пожара, целесообразно использовать пожарные насосные станции. При прокладке рукавных линий следует предусматривать запас рукавов для обеспечения маневренности стволов, а в магистральные линии ставят разветвления. На крупных пожарах организуют штаб пожаротушения, в состав которого вводят представителей торфопредприятия. При тушении пожара организуются участки и сектора. Фронт обслуживания участком целесообразно принимать таким образом, чтобы он находился в сфере видимости. Сектора создаются из расчета — один сектор на каждый фланг, фронт, а при необходимости тыл пожара. Очень важно при тушении пожаров на торфополях учитывать данные метеостанции о сводке погоды на последующие сутки и даже несколько суток. По этим данным можно ориентировочно определить, как будет развиваться пожар в дальнейшем и потребуются ли дополнительные силы и средства. На каждом торфопредприятии с учетом его особенностей должны быть заранее отработаны вопросы организации тушения возможных пожаров. Для этого разрабатывается план пожаротушения, который может состоять из следующих разделов: 1. Характеристика предприятия: местонахождение, общая 2. Водоснабжение: характеристика водоисточников торфополей и поселков, количество водоемов, их вместимость и расположение; порядок использования водяных ресурсов и регулирование подачи воды в общей системе водоснабжения (прилагается карта полей с нанесением на них систем водоснабжения) 3. Дороги в населенных пунктах, пути к торфяным полям, пункты сосредоточения техники, людей и основные маршруты доставки их к месту пожара. 4. Привлечение дополнительных сил и средств: способы торфопредприятия и жителей близлежащих населенных пунктов, рабочих заводов, сельхозпредприятий, воинских частей. Указываются количество и наименование прибывающей пожарной техники, определяются ответственные лица за организацию и доставку помощи. Этот раздел согласовывается с соответствующими организациями, откуда предполагается вызвать помощь, с УФПС области, края, субъекта федерации и представляется перед весенне-летним пожароопасным периодом на утверждение в местные государственные органы исполнительной власти. После утверждения этот раздел доводится до сведения торфопредприятия, а ответственным исполнителям выдается соответствующая выписка из плана.
5. Связь: краткая характеристика средств и способов связи с участками торфопредприятия, организациями района и области, способов оповещения населения и рабочих на производственных участках. 6. Оперативный штаб пожаротушения: состав штаба, его основные задачи и персональные обязанности. 7. Эвакуация населения из рабочих поселков и населенных пунктов. По каждому рабочему поселку, населенному пункту указывается количество эвакуируемые, необходимое количество транспортных средств и кто их выделяет, маршруты эвакуации людей, места расположения эвакуируемых. Особое внимание при тушении торфяных пожаров должно быть обращено на соблюдение правил охраны труда. Прибывшие на тушение пожара рабочие с других предприятий должны быть проинструктированы о соблюдении этих правил. Начальники участков секторов обязаны вести строгий учет людей на своем участке. Передвигаться по торфополю необходимо группами, состоящими не менее чем из двух человек. Удаления отдельных лиц на значительные расстояния допускать нельзя. Тушение пожаров на торфополях происходит в трудных условиях, когда в воздухе содержится большое количество торфяной крошки, поэтому каждого работающего необходимо обеспечить защитным, очками и фильтрующими противогазами. Заранее должны быть определены резервные пункты, работающим подразделениям) указаны возможные пути отхода к ним. Для наблюдения за изменениями, происходящими в процессе тушения пожара, и обеспечения безопасности работающих нужно выделить ответственное лицо из начальствующего состава пожарной охраны.
ГЛАВА 12. ОРГАНИЗАЦИИ ( ОБЪЕКТЫ ) ТРАНСПОРТА 12.1. Железнодорожный транспорт Повышенная пожарная опасность транспорта связана с широким применением горючих материалов, а также с массовостью пассажирских и грузовых перевозок. Транспортные средства всегда автономны в пути следования, зачастую удалены от мест, где возможно оказание необходимой помощи при аварии или пожаре. Транспорт осуществляет свои функции в различных, в том числе и особых, условиях: на земле, под землей, в воздухе, на воде. По железным дорогам перевозится несколько тысяч наименований грузов с различными свойствами по взрывопожарной опасности. Дальнейший рост грузооборота железных дорог, использование подвижного состава повышенной грузоподъемности и применение тяжеловесных составов, увеличивают возможность распространения пожаров до крупных размеров. Железнодорожные станции. Согласно рекомендаций [12] на станциях с числом путей более трех, через каждые 150 м должны оборудоваться междушпальные лотки для прокладки двух рукавных линий под рельсы в каждом лотке. На станциях с числом путей 10 и более через каждые 150 м предусматривается устройство сухотрубов диаметром 77–89 мм. Время отключения контактной сети и снятие напряжения от момента сообщения о пожаре до подачи огнетушащего вещества не должно превышать 10 минут. Дежурные по станции должны иметь прямую телефонную связь с ЕДДС ФПС. В целях обеспечения ликвидации крупных пожаров и аварийных ситуаций, на отделениях железных дорог создаются опорные пункты запаса пенообразователя не менее 10 тонн и резерв пожарной техники в каждом. Планом тушения пожара на железнодорожной станции предусматривается ответственность за организацию тушения пожара до прибытия подразделений ФПС и возлагается на начальника станции (заместителя) или дежурного по станции, рекомендации [12]. План ликвидации пожаров и аварийных ситуаций согласовывается с органами ФПС МЧС России. Планом предусматривается порядок и схема оповещения, расчет сил и средств; обязанности должностных лиц станции и пожарных поездов; рекомендации по тушению пожаров подвижного состава; вопросы безопасности. Наибольшую пожарную опасность представляют сортировочные и грузовые станции, которые имеют развитую сеть железнодорожных путей. В крупных парках станций ежедневно перерабатывается до 20 тыс. единиц вагонов с грузами. Среди них наиболее опасными являются цистерны с ЛВЖ, ГЖ, сжиженными газами. Пожары на железнодорожном транспорте имеют свои особенности и отличаются сложностью действий подразделений пожарной охраны. Сложность заключается в том, что при пожаре зачастую задерживается введение огнетушащих веществ до выяснения физико-химических свойств грузов и обесточивания электроконтактной сети над горящим подвижным составом. Пожарная опасность железнодорожных станций и подвижного состава характеризуется: наличием большого количества едини, подвижного состава (крытых грузовых вагонов, полувагонов, платформ, контейнеровозов, цистерн и др.) с различными горючими, легковоспламеняющимися пожаровзрывоопасными жидкостями сжиженными газами, твердыми горючими материалами; высокой плотностью застройки участковых, сортировочных и грузовых станций складскими помещениями и заполнения подвижным составом; наличием на грузовых, сортировочных, участковых станциях большого количества различных типов параллельно стоящих на путях сформированных железнодорожных составов; наличием узких протяженных разрывов между составами, способствующих быстрому распространению огня на большую площадь; развитой сетью железнодорожных путей, занятых составами, затрудняющими подъезд пожарных автомобилей и прокладку линий к месту пожара; недостаточной мощностью и слабо развитой сетью противопожарного водоснабжения. Крупные железнодорожные станции состоят из комплекса зданий и сооружений различного назначения, включающие в себя предприятия по обслуживанию и ремонту подвижного состава, открытые и закрытые склады, вокзалы, посты электрической централизации и др. В их состав входят также приемно-отправочные и сортировочные парки с большим количеством железнодорожных путей. Площадь станций достигает 150 га, а общая протяженность 16 км, количество путей до 80. Крупные станции могут иметь 68 рабочих парков. На станции может одновременно находиться –о 3 тыс. выгонов с различными грузами. Организация и порядок работы станции устанавливаются технологическим процессом и техническо-распорядительным актом (ТРА). К ТРА прилагается схематический план станции и необходимые инструкции, выписки из которых должны находиться в помещениях дежурного по станции, маневрового диспетчера, дежурных по паркам и сортировочным горкам. В них определена ответственность работников за безопасность движения поездов и производства маневровых работ.
Наиболее опасными в противопожарном отношении являются сортировочные парки, где происходит накопление вагонов. Пожарная опасность увеличивается при нарушении технологического процесса расформирования и формирования составов. Соединение вагонов с превышением установленных скоростей приводит к повреждению грузов, аварийному разливу и истечению огнеопасных жидкостей и газов. В настоящее время для наружного противопожарного водоснабжения на железнодорожных станциях используют пожарные гидранты, устанавливаемые на водопроводных сетях и водоемы. В рабочих парках у крайних железнодорожных путей устанавливают пожарные гидранты. При необходимости для целей пожаротушения используют водоисточники городской водопроводной сети и соседних организаций. В резервуарах водонапорных башен на железнодорожных станциях постоянно содержится неприкосновенный запас воды для целей пожаротушения. В рабочих парках оборудуют площадки для тушения пожаров подвижного состава с постами, на которых хранится оборудование. Большинство железнодорожных станций имеет прямую телефонную связь с ЕДДС пожарной охраной ФПС. Охраняют организации железнодорожного транспорта пожарные поезда (команды). Обслуживает пожарный поезд организации, расположенные на землях железной дороги с расчетом, чтобы время его прибытия на пожар не превышало 1,5 ч. К поезду локомотив подается в течение 10 мин после получения сообщения о пожаре. Для целей пожаротушения в весенне-осенний период года к пожарным поездам дополнительно прицепляются по 12 железнодорожной цистерны с водой. Такие цистерны устанавлив–т также в тупиках рабочих парков (в местах, согласованных с пожарной охраной).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|