Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация рынка потребительских товаров

Рыночная система - сложное образование. Существует несколько критериев разграничения ее структурных элементов. В современной системе рынков достаточно определенно выделяются следующие рынки:

n рынок потребительских товаров;

n рынок услуг;

n рынок ценных бумаг;

n рынок труда;

n рынок валют и др.

Рассмотрим классификацию рынка потребительских товаров. Рынок потребительских товаров представляет собой такой рынок, на котором присутствуют отдельные лица и хозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления. Классификацию подобного рынка можно проводить по самым разным критериям, например, по покупателям. Покупатели отличаются друг от друга по самым разным параметрам. Разными могут быть потребности, ресурсы, географическое положение, покупательские отношения и привычки.

По географическому принципу можно разбить рынок на географические единицы:: рынок конкретного города, района, области, края. По демографическому принципу можно разбить рынок на основе таких демографических переменных как пол, возраст, размер семьи, уровень доходов и т. д. Демографические переменные - самые популярные факторы, служащие основой для различения групп потребителей. Одна из причин этому в том, что потребности и предпочтения, а также интенсивность потребления товара часто связаны как раз с демографическими признаками.

В основу классификации рынка потребительских товаров можно положить также классификацию непосредственно товаров.

По степени присущей им долговечности или материальной осязаемости товары можно разделить на следующие три группы:

 

n товары длительного пользования - материальные изделия, обычно выдерживающие многократное использование. Примерами подобных товаров могут служить холодильники, станки, одежда.

n товары кратковременного пользования - материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов использования. Примерами подобных товаров могут служить пиво, мыло, соль.

n услуги - объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворений. Примерами подобных товаров могут служить стрижка в парикмахерской или ремонтные работы.

    На основе покупательских привычек можно выделить товары повседневного спроса, товары предварительного выбора, товары особого спроса и товары пассивного спроса. Следовательно, можно различать и соответствующие потребительские рынки.

    Общая классификация продовольственных и непродовольственных товаров выглядит следующим образом:

 

Таблица 1

Общая классификация продовольственных товаров

 

Класс: продовольственные товары или пищевые продукты

п / п подклассы группы однородных товаров
I. растительного происхождения товары:

1

2

3

4

5

6

7

 

зерномучные
плодоовощные
вкусовые
сахар и его заменители
крахмал и крахмалопродукты
кондитерские товары
растительные масла и маргариновая продукция

II.

1

2

3

4

5

Животного происхождения

 
пищевые животные жиры
молочные
мясные
рыбные
яйцо и яйцепродукты

 

Таблица 2

Общая классификация непродовольственных товаров

Класс: непродовольственные товары, или промышленные товары

п / п подклассы группы однородных товаров I. Текстильные и одеждно-обувные  

1

2

3

 

текстиль одежда обувь II. Галантерейные и ювелирные  

1

2

 

галантерейные ювелирные III. Гигиенические  

1

2

 

парфюмерные косметические IV. Культурно-бытовые  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

часы канцелярские транспортные средства спортивные музыкальные фото- и кинотовары аудио- и видеокассеты книги, журналы и т. п. товары для отдыха

V.

1

2

3

 

4

5

6

Хозяйственные

  мебель посуда бытовая техника (сантехнические товары) бытовые химические товары стройматериалы сельскохозяйственные товары VI. Нефтепродукты и смазочные материалы  

1

2

3

 

нефть нефтепродукты смазочные материалы VII. Биотовары  

1

2

3

 

цветы зоотовары предметы ухода за ними и корма

 

 

Соответственно, выделяют:

n рынок молочных продуктов;

n рынок мясной;

n рынок рыбный;

n рынок текстильных товаров;

n рынок обуви и т. д.

 

 

По способам связи между агентами рынка потребительских товаров возможны следующие варианты:

    а) когда товар продается потребителю непосредственно производителем;

    б) производитель реализует товар торговому посреднику, а тот перепродает его потребителю.

 

    В зависимости от видов оплаты товаров выделяют:

 

    а) бартерный рынок - безденежный обмен одного вида товаров на другие;

    б) денежный (наличный) - продажа потребительских товаров осуществляется за наличные деньги (или с оплатой по чеку). Так население приобретает потребительские товары на рынке;

    в) безналичный расчет - оплата производится по перечислению: по поручению покупателя банк снимает с его счета деньги и переводит на счет продавца;

    г) наложенный платеж - потребитель, живущий далеко от торгового предприятия, получает товар, покупая его путем перечисления денег продавцу;

    д) кредит - покупатель получает товар, внося за него небольшую плату в обмен на обязательство выплатить остальные деньги в оговоренные сроки;

    г) прокатный рынок - предоставление необходимых потребительских товаров в прокат за определенную плату (в этом случае оплачивается время пользования благом).

С учетом объема продаж различают:

    а) рынок оптовый, где купля - продажа осуществляется в больших количествах. Товары закупаются оптом, крупными партиями торговыми посредниками на торговых ярмарках и через товарные биржи.

    б) рынок розничной торговли - реализация потребительских товаров в небольших количествах. Так покупатели приобретают товары в магазинах, торговых палатках, на продовольственных и вещевых рынках.

        

    По степени экономических свобод рынки потребительских товаров можно разделить на три типа:

              а) свободный

              б) нелегальный

              в) регулируемый

 

    Для покупателя свободы касаются выбора товаров и отыскания продавца из числа тех, кто лучше обслужит и продаст товар. Для продавца свобода заключается в выборе наиболее подходящего покупателя и возможностями распоряжаться прибылью.

    Свободный рынок дает максимум свобод в классическом их понимании. Он свободен от вмешательства государства.

    Нелегальный рынок включает в себя его разновидность - еневую торговлю. Она ведется с нарушением законов и правил купли-продажи обычных товаров (при отсутствии патентов, лицензий, неуплате налогов и т. п.). Нелегальным является и черный рынок. На нем подпольно торгуют товарами, которые законом запрещены к реализации (наркотики, оружие, порнография).

    Рынок третьего типа - регулируемый, подчиненный определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством

    Рынок потребительских товаров можно разделить на внутренний и внешний. Торговая политика государств регулирует их соотношение.

    По критерию наличия товара на рынке, рынок бывает насыщенным и дефицитным. Это состояние можно определить через цену равновесия. Если продажная цена выше цены равновесия, то наблюдается такое явление, как избыток товара на рынке. В случае, когда цена равновесия выше, чем цена реализации, спрос превышает предложение, наблюдается дефицит товаров.

    Рынок потребительских товаров можно классифицировать по количеству продавцов и природе продукта:

n совершенная конкуренция - характеризуется множеством продавцов, торгующих однородными товарами. Число продавцов так велико, что ни один из них не способен влиять на цены, объемы продаж незначительны.

n чистая монополия - «один продавец». Явление достаточно редкое, продукт уникален, нет близких заменителей.

n олигополия - на рынке присутствует ограниченное число фирм крупных, которые могут договариваться между собой; тип продукта - стандартизованный или дифференцированный.

n монополистическая конкуренция - характеризуется значительным числом продавцов, продукт дифференцированный.

 

По уровню интеграции в мировую экономику можно выделить закрытый потребительский рынок, примером может служить Северная Корея, Куба, Ирак и открытый потребительский рынок, например, Китай, Гонконг, многие оффшорные зоны. Также выделяется промежуточный уровень - сюда можно отнести практически все развитые страны. Там, помимо, известной степени открытости, существуют многочисленные таможенные ограничения, касающиеся товаров, аналогичных выпускаемым отечественными производителями. 

 

 

Вопрос 55

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...