Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции религии в обществе




Объект и предметная область социологии религии

1.
Объект и предметная область социологии религии

 

Социология религии - это часть социологии, одна из социологических дисциплин, использует выработанные социологией понятия и методы для анализа отдельных социальных феноменов, таких как семья, политика, образование и т.д. Социолог имеет дело с религией как социальным феноменом, т.е. он изучает религию доступную для наблюдения, эмпирических методов исследования социального поведения человека (индивидов и групп): как образуются и функционируют религиозные группы и институты, благодаря чему они сохраняются или перестают существовать, каковы отношения между религиозными группами, почему между ними возникают конфликты, что лежит в основе ритуальных их действий и т.д. [7]

История социологии религии как дисциплины, определившей свой предмет и методы исследования, начинается с работ Э. Дюркгейма и М. Вебера. После первой мировой войны центр ее развития переместился из Европы в США. [4]

Религия в действительности представляет собой социальное явление, поскольку она всегда создавалась группой, а именно церковью, и очень часто церковь и политическое сообщество даже сливаются воедино. Вплоть до самого недавнего времени люди были приверженцами таких-то богов уже только благодаря тому, что были гражданами такого-то государства. Во всяком случае, догмы, мифы всегда заключались в таких системах верований, которые были общими и обязательными для всех членов данного сообщества. То же самое характерно и для обрядов. Исследование религии, стало быть, относится к социологии: оно составляет объект социологии религии. [2, c. 7 - 9]

Э. Дюркгейм объектом социологии религии называет исследование религиозных верований, обрядов и институтов. [11, c. 179 - 184] Предметом социологии религии не является «священное», «сверхъестественное», «трансцендентное», «Бог»; в отличие от философии социология религии акцент делает не истинности или ложности религиозных представлений и воззрений, а на влияние этих верований на поведение людей в обществе. Предметная область социологии религии - это проблемы возникновения и развития религии как специфического социального явления в ее взаимодействии с другими областями общественной жизни, выяснение того, как и какой образ действительности складывается в религиозном сознании, какова структура этого сознания, как религиозные представления воплощаются в деятельности верующих, каковы социальные функции религии, а тем самым - каково место и роль религии в жизни общества.

Предметом социологии религии является также исследование состояния религиозности общества на определенных этапах его развития, процессы сакрализации и секуляризации. Для социолога важно и исследование различных аспектов, сторон, элементов феномена религии - религиозного сознания, религиозного культа, этноса, религиозных отношениях, разного рода религиозных объединениях.

Предметом социологии религии является исследование генезиса, социальной сущности религии, ее функций, места и роли в жизни общества, динамики религиозности и секуляризации, изменения в религиозном сознании и деятельности верующих и религиозных организаций. [13]

Полнее и глубже раскрывает содержание и предмет дисциплины «Социология религии» И. Яблоков. К предмету он относит социальную детерминированность религии, социальные закономерности ее возникновения, развития и функционирования, социальную структуру и взаимодействие ее элементов, место и роль в социальной системе, а также влияние религии на другие элементы социальной системы и специфику обратного воздействия системы на религию.

Социолог А. Лимаренко, акцентируя внимание на связях религии и культуры, утверждает, что социология изучает религию как элемент социальной системы. Предметом исследования являются отношения религии и ее социальных функций, закономерности влияния общественных отношений на религию, ее обратное влияние на общественную жизнь, связи между религией и другими элементами культуры. Предметом социологического анализа является социальная структура религии, связи и отношения между отдельными элементами религии как целостной системы, религиозное сознание как фактор регуляции социального поведения, отдельные религиозные институты, организации, сообщества (например, сектантская община и т.п.). Исследуя различные религиозные системы, социология стремится выявить общие существенные свойства, отличающие религию от морали, искусства, других форм общественного сознания. [9]

Таким образом, объектом социологии религии является исследование религии, религиозных верований, обрядов и институтов. Предметная область социологии религии - это проблемы возникновения и развития религии как специфического социального явления в ее взаимодействии с другими областями общественной жизни, выяснение того, как и какой образ действительности складывается в религиозном сознании, какова структура этого сознания, как религиозные представления воплощаются в деятельности верующих, каковы социальные функции религии, а тем самым - каково место и роль религии в жизни общества.

 

Функции религии в обществе

 

О влиянии религии на развитие цивилизаций, ход человеческой истории, становление духовности одной личности писали многие ученые и философы в разные исторические эпохи.

Многомерный интерес к исследуемому феномену объясняется той неоднозначной ролью, которую религия играет в становлении и развитии человеческого общества. Полемизируя со многими приверженцами взглядов на религию как на благо, дающее человеку духовную основу существования, нужно отметить, что истории известны многочисленные примеры, когда приверженность церкви становилась не просто личной убежденностью, дающей жизненную опору, но политической идеологией. Таким образом, религия из источника духовности превращалась в мощное орудие манипуляции сознанием, взращивая фанатизм в той мере, в которой это было необходимо для управления массой. Об этой оборотной стороне религиозной убежденности писали многие ученые и философы. [10]

Одним из авторитетных исследователей в данной области был Ф. Ницше, который весьма скептически относится к положительным результатам религиозных верований. Ф. Ницше был склонен рассматривать религию в неразрывной связи с государством, превращая ее в социальный институт, выполняющий определенные управленческие функции. Так, «религия удовлетворяет душу отдельной личности в случае потери, нужды, ужаса, недоверия, то есть там, где правительство чувствует себя бессильным сделать что-либо непосредственно для облегчения душевных страданий частного лица; и даже при общих, неизбежных ближайшим образом неустранимых бедствиях (при голоде, денежных кризисах, войнах) религия внушает толпе спокойное, выжидательное, доверчивое поведение» [8]. Таким образом, деятельность религиозных институтов, как одной из форм социальной организации, служит укреплению государственной власти, единению народа путем сокрытия недостатков проводимой политики, сглаживания разрозненных интересов и формирования терпимости у населения.

Сходной с Ф. Ницше точки зрения придерживался и З. Фрейд. Исследуя религию как социальный феномен, З. Фрейд обращается к истокам ее зарождения в обществе и указывает на то, что когда-то религия выполняла функции науки и позволила создать уникальное представление о мире, отличавшееся логической стройностью и завершенностью, объясняя самое невероятное в жизни человека. Сегодня религия как форма общественного сознания продолжает существовать наряду с наукой и другими социальными институтами, и, не взирая на некоторую потерю своего всеобъемлющего статуса, продолжает давать человеку знания о мироздании и мироустройстве, которые наука пока не может ни подтвердить, ни опровергнуть. З. Фрейд достаточно ясно обозначает функции религии в обществе и государстве, отметив, что «во-первых, она удовлетворяет человеческую любознательность… Второй своей функцией она, пожалуй, большей частью своего влияния. Она умаляет страх людей перед опасностями и превратностями жизни, вселяя уверенность в добром исходе, утешает их в несчастье, и тут наука не может с ней соперничать… В своей третьей функции, давая предписания, провозглашая запреты и ограничения, она в наибольшей степени отделяется от науки, поскольку наука довольствуется исследованиями и констатациями». [16]

До сих пор актуальной является концепция Г. Ле Бонна, полагающего, что религия, не призвана содержать истину, но существует, чтобы убеждать и управлять массой. По мнению этого исследователя, на заре цивилизации боги играли определенную роль в жизнедеятельности человека. Религиозный институт являлся основой для создания всех политических и социальных учреждений. Впоследствии же с развитием материального производства и увеличением числа потребностей, религия стала играть роль врачевателя душ, страдающих от невозможности удовлетворить все свои стремления. Вместе с тем на протяжении всей истории человечества, религия выполняла главную функцию управления, создавая некий жизненный идеал, стремление достичь который давало ее приверженцам смысл существования. Стоит отметить, что религиозные системы на протяжении многих веков неоднократно менялись, что объективно влекло за собой и трансформацию их идеалов. Однако, Г. Ле Бонн, неоднократно указывает, что лишь сохранение последних дает опору человеческому обществу для его дальнейшего существования и развития. Религия, пожалуй, единственное уникальное явление человеческой культуры, способное дать личности иллюзию гармоничного и счастливого существования. «Над потоком бессмысленных явлений, единственных реальностей, которые человек может познать, над холодным и мертвым механизмом мира они [религии] вызвали появление сильных и примеряющих химер, закрывающих человеку темные стороны его судьбы и создающих для него очаровательные жилища, мечты и надежды» [6]. Бесспорно, подобная способность религии влиять на сознание одной личности может и служить искусственному объединению людей, разделяющих веру в предполагаемые, порой иллюзорные, идеалы. Однако данная кажущаяся общность интересов, эмоций и намерений может стать огромной политической силой, характер деятельности которой будет напрямую зависеть от целей манипулятора. «Народ, поглощенный каким-нибудь верованием, не меняет, конечно, душевного склада, но все его способности обращены к одной цели: к торжеству его религии, и в силу этого мощь его становится страшной» [6].

Рахманин А. И выделяет следующие функции религии в обществе:

) интегративная,

) регулятивная,

) психотерапевтическая,

) коммуникативная.

. Интегративная функция религии очевидна - религиозные символы, ценности, обряды и обычаи способствуют сплоченности, обеспечивают устойчивость и стабильность первобытных и феодальных обществ.

Стабилизирующая роль религии проявляется в следующем:

) будучи институционализированной, официально признаваемой государством системой идей и ценностей, она своими действиями стремится сохранить и поддержать тот социальный порядок, частью которого сама является;

) если иметь в виду современные общества, в которых действуют признанные мировые религии, то присущие им универсальная направленность, а также громадное воздействие на моральное сознание общества, его традиции, обычаи, нравы способствуют сохранению интегративной функции религии.

. Регулятивная функция религии заключается в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный - через деятельность церковных организаций, так и неформальный, осуществляемый самими верующими как носителями моральных норм по отношению к окружающим людям.

. Сферой деятельности психотерапевтической функции религии выступает само религиозное сообщество через отправление религиозного культа - богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п., имеющие успокоительное, утешительное воздействие на психику человека.

. Коммуникативная функции проявляется прежде всего по отношению к самим верующим. Общение развертывается для верующих в двух планах: общение с Богом и общение друг с другом. Богообщение является высшим видом общения, и соответственно общение с ближними приобретает второстепенный характер. [12]

Таким образом, религия играет огромную роль в становлении человечества, но роль эта неоднозначна. Религия может быть не только благом, но и манипуляционным инструментом. Традиционно выделяют четыре функции религии: интегративная, регулятивная, психотерапевтическая, коммуникативная.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...