Проявление секуляризации в современном обществе
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В социологию религии понятие «секуляризации» введено М. Вебером в работе «Протестантская этика и дух капитализма» [3]. Согласно определению Брайана Уилсона, данному в 1960-х гг., секуляризация - «процесс, в ходе которого религиозное мышление, практика и религиозные институты утрачивают свою социальную значимость» [1]. То есть речь никоим образом не идет об исчезновении религии как таковой, но лишь о том, что функционирование общества, прошедшего через секуляризацию, более никак от религии не зависит. [15, c. 62 - 67] В конце XX - начале XXI века мир вступил в качественно новый этап своего развития, который обусловлен глубинными изменениями всех сторон человеческого бытия. Современную картину мира нельзя представить без процесса глобализации. Глобализация не только открыла новые горизонты для развития человечества, но и обострила нерешенные социальные противоречия, явила миру новые вызовы и угрозы, связанные с разрушением социально-нравственных ориентиров и ценностей и утратой целостного понимания человеческой личности. Реализация глобальных преобразований деформирует духовно-нравственную сферу человеческого бытия, разрушает самобытность и уникальность конкретной личности, превращая ее в безликое существо, свободное от каких-либо «корней», отчужденное и потерянное, с искаженным представлением о добре и зле. Испытывая на себе растущее воздействие глобализационных процессов, различные религиозные объединения предлагают свои варианты сосуществования с обществом, в основе которых находится не индивид, а интересы общин верующих. Глобализация, вырывая человека из контекста своей общины, консолидирует людей на планетарном уровне. Одним из проявлений такой тенденции выступает секуляризация.
В XIX веке - это процесс высвобождения культуры в целом из-под влияния религии, прежде всего христианской. Именно в этом значении секуляризация получает все большее распространение. Тема секуляризации привлекла большое внимание исследователей во второй половине XX века, когда обнаружилась ее связь с модернизацией. А поскольку в западных странах она ослабляла религию, то стали говорить о процессе секуляризации как ее следствии. [5, c. 128 - 132] Дмитрий Узланер говорит, что в 1990-е произошел целый ряд событий (как на Западе, так и по всему миру), заставивший наблюдателей усомниться в некогда широко распространенном убеждении, что современный мир и религия несовместимы. Прежде всего заявил о себе религиозный фундаментализм - не только исламский, но и христианский. Рубежным представляется 1979 год, когда в Иране произошла революция, целью которой было строительство исламского государства, а в США в полный голос заявили о себе новые христианские правые, попытавшиеся сформировать мощное политическое движение. Такое развитие событий оказалось достаточно неожиданным, так как еще лет десять назад как в США, так и в арабском мире радикально настроенные религиозные организации испытывали скорее спад, чем подъем. Кроме того, в это же время западные исследователи обращают внимание на дотоле практически игнорируемый феномен новых религиозных движений, которые постепенно становятся признанным объектом научной специализации в рамках религиоведения. Сюда же можно отнести крушение атеистических режимов в Восточной Европе в начале 1990-х, не в последнюю очередь связанное с деятельностью религиозных организаций. Нетрудно заметить, что многие из этих процессов происходили в 1970-80-е годы, однако активные разговоры о постсекулярном мире / обществе / эпохе начались лишь в последние годы. То есть тогда, когда пришло, наконец, осознание того, что мир не сводится к Европе и США, что особенности их развития - это именно особенности, но никак не закономерности, и что весь остальной мир развивается в соответствии со своими собственными особенностями.
Причиной такого осознания был отчасти и тот тупик, в который зашли споры европейских и американских социологов, пытавшихся ответить на вопрос, развитие какого общества - американского или европейского - является «исключением», а какого - «правилом». Действительно, у теоретиков секуляризации 1960-70-х годов, опиравшихся в основном на опыт Европы, факт высокой религиозной активности в США вызывал значительные затруднения и заставлял искать все новые и новые объяснения феномену «американской исключительности». Неудивительно, что в один прекрасный момент американские социологи взбунтовались против трактовки США как религиозной аномалии и вместо этого предложили альтернативный подход к проблеме, в котором уже США являются нормой, а Европа - исключением. После того, как стало очевидно, что сам принцип полагать какое-либо общество образцом для всех других является ошибочным, сама эта дискуссия утратила смысл. Социологам пришлось увидеть мир в его целостности и считаться с этим. Им пришлось отказаться от главного тезиса, определявшего их представление о секуляризации: что модернизация (то есть становление современного общества) и религия несовместимы, что чем больше одного, тем меньше другого. Вместо этого сегодня все чаще говорят о феномене множественной современности, то есть о том, что общество может быть современным по-разному (Европа - одна разновидность современного общества, а Иран - другая). Короче говоря, исследователи действительно открыли для себя мир заново - во всем его многообразии. Появление понятия «десекуляризация» как раз и является следствием этого нового открытия мира. Исследователи увидели, что исламский фундаментализм, подъем пятидесятнических церквей в Латинской Америке и многие другие явления по всему миру (в том числе и на Западе) - это особые, заслуживающие внимания феномены, а отнюдь не окольные пути к универсальной секуляризации. Однако при этом отказ рассматривать секуляризацию как универсальное, общемировое явление еще не означает, что она не имеет места на Западе. То есть понятие «десекуляризация» описывает то, что происходит по всему миру в противовес секуляризации на Западе.
В этом же смысле можно говорить и о постсекулярном мире как о мире, в пространстве которого светский Запад вынужден иметь дело с отнюдь не светскими режимами и культурами. Своего рода символом вступления в этот постсекулярный мир с его абсолютно новыми вызовами и проблемами можно считать трагические события 11 сентября 2001 года в США. При этом, однако, нельзя не заметить, что выход на первый план тезиса о постсекулярном мире - это результат не каких-то решающих событий, но скорее нового видения мира, возникшего в результате устранения идеологических помех, которые присутствовали в социологическом понимании секуляризации. [14] Можно говорить о наличии в современном обществе процессов культурной, политической и социальной секуляризации (уменьшается количество посещений церкви, соблюдения церковных ритуалов). В технологически развитых, урбанизированных странах социальная значимость церковных институтов снижается, поскольку возрастает доля населения, не соблюдающего религиозных правил и не участвующего в религиозной практике. Более восприимчивы к секуляризации мужчины, люди средних лет, горожане, рабочие, протестанты и иудеи. Ответ на вопрос о том, как будет развиваться религиозная духовная традиция в ХХI веке остается проблематичным. Существование в будущем религии, как конституирующего аспекта человеческого опыта не вызывает сомнения. А вот какие характеристики будут ей присущи - предмет острых дискуссий, который не имеет на сегодняшний день однозначного решения. Секуляризацию не следует связывать с насильственным вытеснением и разрушением религии. Она связана с изменением характера взаимодействия между религией и обществом. При этом необходимо поддерживать динамическое равновесие сакрализации и секуляризации, так как доминирование последней может обернуться - уничтожением не только религиозных основ духовности, нравственности, законопослушания, но и почвы для развития свободы, правового государства и гражданского общества. [5, c. 128 - 132]
Таким образом, секуляризация - это процесс, в ходе которого религиозное мышление, практика и религиозные институты утрачивают свою социальную значимость. Несмотря на то, что современный мир становится менее религиозным, о полном исчезновении религии в будущем говорить нельзя. Религия будет существовать, однако в модифицированной форме. глобализация религия секуляризация общество Список литературы
1. Wilson B. Religion in secular society: a sociological comment. - L.: Watts, 1966. 2. Баньковская С.П. Теоретическая социология. - М.: Книжный дом «Университет», 2002. - Ч. 1. - 424 с. . Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. - М.: РОССПЭН, 2006. - С. 190, 193. . Гараджа В. Социология религии. - М.: Наука, 1996. . Гарас Л.Н. Основные направления изучения процесса секуляризации в современном мире // ВісникСевНТУ. Вип. 103: Філософія: зб. наук. пр. - Севастополь: Издательство СевНТУ, 2010. - С. 128 - 132. . Ле Бонн Г. Психология народов и масс. - СПб., 1995. . Лубський Л.И. Религиоведение. - К., 2004. . Ницше Ф. «Человеческое слишком человеческое». - М., 1990. . Объект, предмет и методы исследования социологии религии: [электрон. ресурс] - режим доступа: http://socipolit.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=51&Itemid=55. . Петракова А.С. К вопросу о значении религии в истории развития человеческой цивилизации и культуры (социально-философский аспект) // Теория и практика общественного развития, 2011. - №6. . Попов А.С. Эмиль Дюркгейм: знакомство с классиком // Социологические чтения, 2008. - С. 178 - 184. . Рахманин А.И. Компарация нормативных основ культуры Древней Руси и современности // Аналитика культурологи, 2008. - №12.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|