Статья 39. Крайняя необходимость
1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости. 2. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда. 1) Как вы понимаете смысл понятия «необходимая оборона»? 2) Какое состояние характеризуют как состояние крайней необходимости? 3) Приведите примеры ситуации, когда, согласно закону, причинение вреда правонарушителю не является преступлением. 4) Приведите несколько примеров превышения пределов крайней необходимости. 5) Группа вооруженных граждан напала на инкассаторскую машину. В завязавшейся перестрелке несколько нападавших были убиты. Используя приведенные статьи УК РФ, оцените действия инкассаторов.
8. Соучастники преступного деяния выполняют различные роли в его осуществлении. Установите соответствие между соучастниками и описаниями деяний: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Соучастники Описания деяний
1. исполнитель A) Марат предложил приятелям ограбить квартиру
своего соседа-ювелира, объяснив, что каждому из них придется делать 2. организатор Б) Петр вместе с родителями бывал в гостях у ювелира и рассказывал ребятам о том, что в его квартире много ценных вещей 3. подстрекатель B) Артур и Борис проникли в квартиру и вынесли ценности 4. пособник Г) Андрей предупредил Артура и Бориса, что если они откажутся проникнуть в квартиру, то он предаст гласности совершенные ими ранее правонарушения Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами. 9. Найдите в приведенном ниже списке виды преступлений, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет, и отметьте номера, под которыми они указаны. 1) Изнасилование; 2) вымогательство; 3) умышленное причинение легкого вреда здоровью; 4) заражение ВИЧ-инфекцией; 5) нарушение авторских прав; 6) завладение транспортным средством без цели хищения. 10. Объясните смысл высказывания. «Наши улицы совершенно безопасны. Опасны только люди на улицах» (Ф. Риццо).
Тема 21. Социальные права 1. Перечислите основные социальные (социально-экономические) права человека. 2. В статье 7 Конституции указывается, что Россия — социальное государство. Найдите в приведенном ниже списке признаки социального государства и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) Охрана труда и здоровья граждан 2) равноправие и самоопределение народов России 3) признание и защита равным образом различных форм собственности 4) обеспечение государственной поддержки семьи 5) отделение религиозных объединений от государства 6) установление государственных пенсий, пособий 3. Прочитайте фрагмент программы социального развития на период до 2010 г., выполните задания и ответьте на вопросы. «Преобразования в социальной сфере должны быть направлены на достижение следующих основных целей:
во-первых, обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств, так как они не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и потому объективно нуждаются в государственной поддержке; во-вторых, обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ, к числу которых относятся прежде всего медицинское обслуживание и общее образование; в-третьих, создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте; в-четвертых, формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе — обеспечение высокого качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг. Программа социальных реформ призвана дать ориентиры, которые позволяют строить социальную политику, исходя из реально имеющихся у государства ресурсов и возможностей. Только в этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста. В то же время государство не должно ослаблять усилий, направленных на оказание социальной помощи, а также предоставление ограниченной номенклатуры бесплатных услуг в области здравоохранения и образования той части населения, которая без государственной помощи лишилась бы доступа к основным социальным благам. Безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека». 1) Какие цели социальной политики планировалось достичь в первое десятилетие XXI в.? Почему эти цели важны для развития общества? 2) Предположите, как активная социальная политика государства может стать катализатором экономического роста. 3) Объясните термин «инвестиции в человека». Почему в современном мире эти инвестиции особенно важны; 4) Программа социального развития была принята в 2000 г. на долгосрочную перспективу до 2010 г. Постарайтесь оценить, насколько удалось реализовать намеченные цели. Просмотрите публикации СМИ на данную тему и заполните таблицу.
Сделайте вывод о реализации намеченных направлений. Какие проблемы не удалось решить? Предположите почему.
4) В ходе социологического опроса 2008 г. (Аналитический центр Юрия Левады) 2007 россиянам предлагалось ответить на вопрос: «Какие из перечисленных проблем нашего общества тревожат вас больше всего?» (Возможен выбор не более 5—6 вариантов ответа.) Результаты опроса (% участников) приводятся в таблице вместе с результатами аналогичного опроса, проведенного в 2005 г. Ознакомьтесь с результатами опроса, выполните задания и ответьте на вопрос.
1) Сгруппируйте проблемы по нескольким блокам (напишите название блока и номера проблем).
2) Какие проблемы опрошенные россияне считают наиболее острыми?
3) Сделайте выводы об изменении мнения опрошенных россиян по любым трем проблемам. 5. На основе текста учебника заполните схему. 6. Раскройте смысл понятия. Ипотека — 7. Опираясь на текст учебника, проанализируйте следующие ситуации. 1) Марина М. после окончания ПТУ 3 года проработала продавцом. Потом она вышла замуж и стала домохозяйкой. По достижении 55 лет она обратилась в отделение Пенсионного фонда РФ по месту жительства с целью назначения пенсии по старости, но получила отказ. Можно ли считать такое решение правомерным? Свой ответ поясните. 2) Студенту вуза Аркадию 19 лет. Он серьезно пострадал в дорожно-транспортном происшествии и стал инвалидом. Имеет ли он право на пенсионное обеспечение? Свой ответ поясните. 8. Объясните, для чего необходимо медицинское страхование.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|