Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 22. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов




1. Что регулирует международное гуманитарное право?

2. Выпишите из текста учебника названия основных документов, содержащих нормы международного гуманитарного права.

3. Раскройте смысл понятий (в случае необходимости воспользуйтесь словарем).

Война —

Агрессия —

Оккупация —

4. В соответствии с III Гаагской конвенцией 1907 г., состоянию войны обязательно должно предшествовать предупреждение в форме обоснованного объявления войны или ультиматума с условным объявлением войны. Как подобная норма могла защитить граждан противоборствующих государств?

5. В вооруженных конфликтах нередко участвуют наемники, то есть лица, не являющиеся гражданами ни одного из воюющих государств, специально завербованные для участия в вооруженном конфликте и фактически стремящиеся получить личную выгоду. Согласно закону, наемничество является преступлением и подлежит уголовному преследованию. Объясните, почему была принята подобная норма.

6. Международное право различает среди участников вооруженного конфликта статус шпиона и разведчика. Предположите, в чем состоят различия.

7. Международное гуманитарное право запрещает использовать голод мирного населения как средство войны. Объясните данную норму.

8. Международный комитет Красного Креста - одна из ведущих гуманитарных организаций, оказывающая помощь пострадавшим в вооруженных конфликтах. Ниже представлены основополагающие принципы этой организации, принятые в 1965 г. Объясните каждый из них. Заполните таблицу.

 

8.

Принципы Объяснение
Гуманность  
Беспристрастность  
Нейтральность  
Независимость  
Добровольность  
Единство  
Универсальность  

9. Прочитайте фрагменты международных конвенций, выполните задания и ответьте на вопрос.

1) Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта

Глава I. Общие положения о защите

Статья 4. Уважение культурных ценностей

1. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются уважать культурные ценности, расположенные на их собственной террито­рии, а также на территории других Высоких Договаривающихся Сторон, запрещая использование этих ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в це­лях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта, и воздерживаясь от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей. <...>

3. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются, кроме того, запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей. Они запрещают реквизицию движимых культурных ценностей, расположенных на территории другой Высокой Договаривающейся Стороны.

2) Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду

Статья I

1. Каждое государство — участник настоящей Конвенции обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику. <...>

Статья III

1. Положения настоящей Конвенции не препятствуют использованию средств воздействия на природную среду в мирных целях и не затрагивают общепризнанных принципов и применимых правил международного права, касающихся такого использования.

2. Государства — участники настоящей Конвенции обязуются способствовать возможно самому полному обмену научной и технческой информацией об использовании средств воздействия на природную среду в мирных целях и имеют право участвовать в таком обмене. Государства-участники, которые в состоянии сделать это, по отдельности или совместно с другими государствами или международными организациями будут вносить вклад в международное экономическое и научное сотрудничество в области сохранения, улучшения и мирного использования окружающей среды с должным учетом нужд развивающихся районов мира.

1) Сформулируйте цель каждого документа.

Текст 1:

Текст 2:

2) Обоснуйте важность каждой цели для развития общества.

Текст 1:

Текст 2:

3) Как каждая цель связана с реализацией прав и свобод человека?

Текст 1:

Текст 2:


Тема 23. Правовое регулирование в сфере образования

1. Прочитайте текст статьи 43 Конституции Российской Федера­ции, выполните задания и ответьте на вопросы.

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

1) Что, согласно Конституции, включает в себя право на образование?

2) Объясните, почему доступность образования является важной социальной проблемой.

3) Как в Конституции связаны права граждан на образование и их обязанности?

4) Верно ли утверждение: «Каждый гражданин вправе бесплат­но получить высшее профессиональное образование»? Свой ответ поясните.

 

2) Составьте схему, отражающую структуру системы образования РФ.

3) Социологическая служба опросила россиян по проблемам введения обязательного полного (среднего) образования. Проанализируйте результаты опроса и выполните задания. Вопрос респондентам: «Одобряете ли вы принятие закона об обязательном полном (среднем) образовании?»

 

Сформулируйте результаты опроса.

На вопрос: «Почему вы одобряете принятие этого закона?» — были получены такие ответы: «Все должно быть бесплатным, особенно книги, — у родителей не всегда есть деньги собрать детей в школу»; «Чем выше средний уровень образования в стране, тем лучше для ее экономического и политического развития»; «Дети должны учиться, получить хорошее образование»; «Пусть дети учатся — везде в мире учатся»; «Будущее России зависит напрямую от образования людей»; «XXI век — это прогресс, и надо этому соответствовать»; «Чтобы дети не слонялись без дела на улице»; «Сейчас без образования никуда не берут на работу»; «Гораздо полезнее закончить 11 классов, а не болтаться по улице без работы»; «Будет среднее полное образование — молодежь будет умнее»; «Пусть все имеют равные стартовые возможности».

Сформулируйте основные аргументы сторонников всеобщего полного (среднего) образования. Приведите несколько аргументов в пользу добровольного выбора продолжения или окончания образования после основной школы.

4) Статья 2 Федерального закона РФ «Об образовании» содержит принципы государственной политики в области образования. Объясните сущность и приведите пример реализации в современной России каждого из этих принципов.

Заполните таблицу.

 

Принцип государственной политики Сущность Пример
Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности    
Единство федерального культурного и образовательного пространства    
Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников    
Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях    
Свобода и плюрализм в образовании    
Демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений    

Вопросы к итоговому уроку по главе «ПРАВО»

1. Кратко ответьте на вопросы.

1) Какие определения понятия «право» вам известны?

2) Что такое «система права»?

3) Каковы признаки нормы права?

4) Что такое правоотношения?

5) Кто является субъектом правоотношений?

6) Какова связь между правонарушением и юридической ответственностью?

7) Каковы основные принципы деятельности правоохранитель ных органов?

8) Какие виды прав и свобод человека вам известны?

9) Что отличает конституцию от других нормативно-правовых актов?

10) Что является объектом гражданско-правовых отношений?

11) Какие виды субъектов гражданско-правовых отношений вы знаете? Что характеризует каждого из них?

12) Что такое административные правоотношения?

13) Каков юридический смысл семьи?

14) Какие задачи решает семейное право?

15) Что является объектом регулирования трудового права?

16) В чем состоит специфика уголовно-правовых отношений?

17) Каковы основные направления социальной политики нашего государства?

18) Что регулирует международное гуманитарное право?

2. Ответьте на вопросы. В каждом из заданий обведите кружком номер одного правильного ответа.

а) Какое понятие характеризует меру свободы человека, его автономию по отношению к государству, его возможности и притязания во всех сферах жизни?

  1. конституционная обязанность
  2. гражданское общество
  3. правовое государство
  4. права человека

б) Что относится к гражданским (личным) правам гражданина?

  1. право на неприкосновенность частной жизни
  2. право избирать и быть избранным в органы власти
  3. право на защиту материнства и детства
  4. право на свободу творчества

в) Что относится к политическим правам гражданина?

  1. право на неприкосновенность частной жизни
  2. право обращаться в органы власти
  3. право на защиту материнства и детства
  4. право на благоприятную окружающую среду

г) Что относится к социальным правам (свободам) гражданина?

  1. презумпция невиновности
  2. свобода слова, мысли, мирных собраний
  3. право на защиту материнства и детства
  4. право на свободу творчества

д) Что относится к экономическим правам гражданина?

  1. право на свободный выбор профессии
  2. право обращаться в органы власти
  3. право на социальное обеспечение по возрасту
  4. право на благоприятную окружающую среду

е) Верны ли следующие суждения о Всеобщей декларации прав
человека?

А. Всеобщая декларация прав человека является обязательным документом для всех государств.

Б. Всеобщая декларация прав человека определила единую, це­лостную систему естественных и неотъемлемых прав человека.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. оба суждения верны
  4. оба суждения неверны

ж) Что из перечисленного ниже является преступлением?

  1. причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности
  2. потребление наркотических средств без назначения врача
  3. проведение агитации за кандидата в период ее запрещения
  4. уклонение от возмещения имущественного ущерба

з) Какое правонарушение повлечет за собой уголовную ответственность?

  1. мелкое хищение
  2. нарушение коллективного трудового договора
  3. заведомо ложное сообщение о факте терроризма
  4. неоднократное опоздание на работу

и) Что из перечисленного ниже является административным проступком?

  1. незаконное лишение свободы
  2. нарушение правил пользования газом в быту
  3. нарушение порядка проезда в общественном транспорте
  4. незаконная продажа наркотических средств

к) Кто представляет права и законные интересы лиц, обратившихся за юридической помощью?

  1. прокурор
  2. адвокат
  3. судья
  4. нотариус

л) Какое учреждение призвано осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми государственными органами?

  1. суд
  2. нотариат
  3. прокуратура
  4. адвокатура

3. Существуют непременные условия, которые необходимо соблюсти при подаче жалобы гражданина в Европейский суд по правам человека. В левом столбце таблицы приведены некоторые из них. Предположите, каковы цели принятия каждого из этих условий.

 

Условие Цели принятия
1. Жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подает группа лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии  
2. Для того чтобы жалоба бы­ла признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой за­щиты  
3. Жалобы, направляемые в Европейский суд, должны касаться событий, за которые несет ответственность публичная власть. Жалобы против частных лиц и организаций Европейским судом не принимаются к рассмотрению  

4. В 2008 г. Аналитический центр Юрия Левады провел опрос 1600 россиян по вопросу: «Как вы оцениваете свои нынешние жилищ­ные условия (жилищные условия своей семьи)?» Результаты опроса приводятся в процентах вместе с данными аналогичных опросов, проведенных в 2002 и 2005 гг. Ознакомьтесь с диаграм­мой и ответьте на вопрос.

 

Какие выводы можно сделать на основе диаграммы?

5. Ознакомьтесь с извлечениями из Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», выполните задания и ответьте на вопросы.

Глава I. Общие положения

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

страховой стаж — учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. <...>

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...