Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы развития и техники совладания




Страхи маленьких детей специфичны, а тревоги — общие. Страхи и тревоги маленьких детей могут возникать под влиянием как внутренних, так и внешних причин; большинство из них — естественная часть процесса взросления.

Исследования показали, что маленькие дети чаще всего боятся незнакомых людей и вещей, темноты, громких звуков и падения. Систематическая десенсибилизация и активное моделирование — методы лечения фобий у детей.

Снижение стресса, испытываемого ребенком, способствует снижению количества его страхов и тревог.

Дети вырабатывают свои собственные способы борьбы со страхом и тревогой; даже очень маленький ребенок использует защитные механизмы. Западные общества ожидают, что дети начнут прогрессивно приобретать все большую эмоциональную регуляцию и саморегуляцию как негативных, так и позитивных эмоций.

Чувства вины и стыда тесно связаны с эмоциональной регуляцией ребенка. Чувственность и сексуальное любопытство — обычное явление в течение раннего детства.

Конфликты развития в раннем детстве — стремление к автономии против зависимости и стремление к инициативе против чувства вины; автономия

Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве 411

и инициатива непосредственно связаны с приобретением навыков, умений и развития компетентности.

Агрессия и просоциальное поведение

• Маленькие дети могут демонстрировать и враждебную, и инструментальную агрессию; и то и другое отличается от ассертивного поведения.

• Физические проявления агрессии снижаются в течение раннего детства по мере замещения их вербальной агрессией.

• Фрустрация может привести к агрессии, а агрессия иногда возникает вследствие фрустрации.

• Физические наказания могут сделать ребенка еще более агрессивным; также повышению агрессии детей способствует наблюдение за моделями, показывающими агрессивное поведение, и насилия непосредственно в жизни или на телеэкране; последнее явление потребовало принятия в США законодательного акта в 1999 году.

• Альтруизм, эмпатия и другие аспекты просоциального поведения могут усваиваться через обусловливание, а также через наблюдение за моделями; техники, укрепляющие просоциальное поведение, — исполнение роли и индукция.

• Выраженность такого просоциального поведения, как сотрудничество, значительно варьирует в различных культурах.

Сверстники, игра и развитие социальных навыков

• Игра обычно проходит пять стадий развития: одиночная игра, игра-наблюдение, параллельная, ассоциативная, совместная.

• Социальная сюжетно-ролевая игра (социальная «игра понарошку») проявляется в середине раннего детства, ее формы и значения варьируют от культуры к культуре.

• Непопулярность ребенка в течение раннего детства может оказывать влияние и в дальнейшем; непопулярные дети часто бывают агрессивными или изолированными.

• Для популярных детей обычно характерна склонность к сотрудничеству, они демонстрируют целый ряд других видов просоциального поведения.

• Воображаемые товарищи — широко распространенное явление в период раннего детства; маленькие дети, имеющие таких друзей, обычно бывают более общительными и креативными.

Понимание себя и других

• Я-концепция представлена в начале раннего детства, она становится более сложной и отточенной с возрастом.

• Я-концепция частично приобретается через сравнение себя с другими; маленькие дети чаще определяют себя в терминах физических характеристик при сравнении с другими, а старшие — через свою деятельность.

• Тендерные различия появляются в результате взаимодействия генетических предпосылок и действия окружающей среды; ранние тендерные раз-

412 Часть II. Детство

личия обычно незначительны, существует сильное наложение друг на друга мужских и женских черт.

• Гендерно-специфические модели поведения и тендерные стереотипы появляются в раннем детстве; многие из них усваиваются так же, как и агрессивное или просоциальное поведение.

• Сначала развивается половая идентичность; затем, ближе к концу раннего детства — постоянство пола. J

• Люди с андрогинной личностью демонстрируют как маскулинные, так и фемининные желательные черты.

• Социальные понятия и правила интернализуются в результате моделирования и подражания, а также как следствие активных усилий ребенка, направленных на их усвоение.

• Понимание дружбы начинается в раннем детстве, но не завершается до среднего детства или еще более позднего периода.

Семейная динамика

• Взаимодействие родительских контроля и теплоты определяет четыре стиля родительского поведения: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный; каждый оказывает значимо различающиеся эффекты на детей, хотя они существенно варьируют в разных культурах и нельзя утверждать, что один из них является оптимальным.

• Переговоры и разделенные цели родителей и детей обычно считаются позитивным процессом.

• И физически, и психологически жестокое обращение разрушительно действует на ребенка, может иметь продолжительные последствия; психологическое насилие над детьми принимает шесть различных форм.

• Существуют психиатрические, социологические и ситуативные факторы, повышающие риск жестокого обращения с детьми; факты насилия над ребенком имеют место во всех слоях общества.

• Исторически подходы к воспитанию менялись; рекомендуемый сейчас подход — сочетание теплоты, акцентирование желательных форм поведения вместо борьбы с нежелательными, последовательность требований, сведение к минимуму применения силы, помощь ребенку в обретении умения контролировать себя и использование индукции.

• Соперничество сиблингов менее вероятно, чем дружба; они могут спорить, но в целом склонны вырабатывать сильную привязанность друг к другу.

• Не обнаружилось значимого влияния статуса сиблинга, или порядка рождения, на личность, хотя первенцы и единственные дети в семье в среднем имеют несколько более высокие коэффициенты интеллекта; последствия порядка рождения существенно различаются в разных культурах.

ГЛАВА 9

Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве

Предварительный обзор

Знаете ли вы?

Что мозг в среднем детстве демонстрирует начальное резкое ускорение роста и к концу периода достигает размера мозга взрослого человека?

Что в течение среднего детства сила и моторные способности мальчиков и девочек сопоставимы?

Почему большинство американских детей в течение этого периода бывают тучными? Что в то время, как тучность детей в США повышается, их физическая подготовленность постоянно ухудшается?

Что в этот период несчастные случаи вызывают больше смертей детей, чем все семь остальных главных причин вместе?

Какие существуют различия между дооперациональным и наглядно-действенным мышлением и как они оцениваются? Как применяется теория Пиаже в начальном образовании? Что в течение среднего детства происходит ряд значительных улучшений навыков памяти и появляется метапознание?

Какие отношения связывают грамотность и культуральный контекст? Каковы различия между критериально-ориентированными тестами и тестами, ориентированными на статистическую норму?

Как начиналось тестирование интеллекта и какое положение оно занимает сегодня? Что существует много различных, зачастую конфликтующих, теорий, объясняющих природу интеллекта?

Какими навыками должны обладать дети при поступлении в школу? Какие факторы дома и в школе определяют академические успехи ребенка? Что школы иногда содействуют различиям навыков в результате гендерных стереотипов? Что такое умственная отсталость и что могут достичь люди при разной степени ее выраженности?

Что такое нарушение способностей к обучению, с какими трудностями в школе и других местах сталкиваются дети, страдающие такими расстройствами? Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), как он лечится? Это главные темы главы.

414 Часть II. Детство

Среднее детство — в западных странах период жизни детей от 6 до 12 лет, важный период, когда они усваивают и усовершенствуют различные навыки: от чтения и арифметики до игры в мяч и танцев. Это время испытания ребенком своих сил, решения сложных задач, возникающих как результат вызова самому себе, как следствие взаимодействия с окружающей средой. Те, кому удается справиться с этими задачами, становятся более умелыми и уверенными в себе; у тех, чьи попытки заканчиваются неудачей, возможно развитие чувства неполноценности или более слабого чувства Я. Эриксон, стремясь передать дух этого этапа жизни, назвал детство периодом созидания (industry).

В данной главе мы приведем несколько примеров того, с каким прилежанием дети развивают и совершенствуют свои физические и когнитивные умения. Мы также рассмотрим задачи и проблемы школы, связанные со средним детством, включая способы проведения и интерпретации результатов тестов интеллекта и достижений, а также современные подходы к пониманию неспособности к обучению и умственной отсталости.

Необходимо помнить, что индивидуальное развитие человека определяется взаимодействием физических, когнитивных и психосоциальных факторов. Частично благодаря улучшению функционирования нервной системы (происходит миелинизация ретикулярной формации) дети теперь могут концентрировать свое внимание в течение более длительного временного интервала. Более развитые когнитивные навыки позволяют им предвидеть действия других людей и планировать стратегии своих действий. Эти и другие изменения влияют на выбор ребенком занятий и деятельности, на вероятность достижения им успеха или неудачи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...