Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философский и социальный анализ модернизации гуманитарного образования России




 

Главной чертой современной социокультурной ситуации является нарастающее до глобального уровня противостояние между культурой и цивилизацией, диктующее необходимость трансформации образования как части культуры. Ученые и философы разных времен обращают особое внимание на роль и значение образования в формировании нового общества (Н. Бердяев, В. Библер, М. Вебер, М. Мамардашвили, М. Хайдеггер, Э. Фромм, К. Ясперс и др.). Одной из главных причин кризиса постиндустриальной культуры является глубокое несоответствие между темпами развития цивилизационных процессов и устаревшими представлениями человека о мире, своей роли и предназначении в нем. Современная ситуация в мире характеризуется кризисом идентичности и смысла. От понимания человека зависит и понимание семьи, общества, экономики, политики, права, всех гуманитарных наук.

Кризисное состояние современной культуры оценивается так же, как результат разделения естественнонаучных и гуманитарных знаний, утраты самоценности последних. В целом ряде работ подчеркивается мысль о несовершенстве гуманитарного знания, его ограниченности, разрыве между абстрактным гуманизмом и реальными ценностями жизни. В связи с этим огромное значение приобретают сегодня задачи развития и расширения границ гуманитарного знания. Такое расширение заключается в обретении нового миропонимания на основе реализации антропного принципа, рассмотрения человека в качестве субъективной реальности, благодаря которой мир приобретает антропные свойства. Антропологизация современного общественного сознания свидетельствует о новой роли науки в социальной жизни, о новой методологии науки и образования.

Цель статьи - определить социально-философские и антропологические детерминанты трансформации российского гуманитарного образования как важнейшего социокультурного потенциала развития общества и приоритетной сферы развития личности.

Что такое гуманитарность сегодня? Что определяет ее содержание и направленность в контексте современных глобальных процессов? Ответ на эти вопросы чрезвычайно актуален. Проблема состоит в том, чтобы выделить специфику гуманитарного знания. В содержании гуманитарного знания исследователи выделяют несколько слоев: социологический, культурологический, антропологический, персонологический и метафизический. Осознание актуальности философского осмысления проблем гуманитарного образования привели ученых к выводу о том, что в основу его развития должна быть заложена новая целостная парадигма, центрированная на человеке.

Широко известна традиция исследования образования средствами социальной философии (Э. Дюркгейм, О. Конт, Г. Спенсер, П. Наторп, Д. Дьюи, М. Вебер, П. Сорокин, Н. Бердяев). Социально-философские аспекты исследования образования раскрываются в работах М.М. Бахтина, Л.И. Буевой, Ю.Г. Волкова, О.В. Долженко, Г.П. Зинченко, Э.В. Ильенкова, И.С. Кона, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, М.К. Мамардашвили, Ф.Т. Михайлова, В.М. Розина, Г.П. Щедровицкого и др.

Кризисное состояние методологических ориентиров побуждает ученых к поиску новых социально-философских и антропологических оснований философии образования (М.В Богуславский, Б.С. Гершунский, А.П. Огурцов, В.В. Платонов, Н.П. Пищулин). Необходимость разработки новых подходов к гуманитарному образованию обусловлена рядом противоречий: между объективной потребностью в новом качестве образования и процессами деиндивидуализации и дегуманизации в социальной среде; требованием гуманизации и гуманитаризации образования и недостаточной интеграцией разветвленного философско- антропологического знания, создающего теоретико-методологическую основу для целостного развития образования; необходимостью учета индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей субъектов образования и неразработанностью целостной модели образования, отвечающей концептуальным требованиям философской антропологии и т.д. Возникает проблема разработки опережающей методологии гуманитарного образования.

Вместе с тем исследователи подчеркивают, что развитие философии в последние годы характеризуется тем, что П.С. Гуревич назвал "антропологическим поворотом" [1, с. 77]. Видимо, это согласуется с перемещением "центра внимания" многих наук на проблему человека. Предметом философской рефлексии все больше становятся важнейшие социокультурные и духовные проблемы человека (Э.В. Ильенков, Г.П. Щедровицкий, В.С. Библер, В.А. Лекторский и др.). На первый план выходят антропологические смыслы образования, что согласуется с мнением М. Бахтина, что культура - это способность к пониманию, способность к возникновению личностных смыслов.

Известно, что основополагающий труд по философской антропологии принадлежит А. Гелену "О систематике антропологии" [2]. В его основе - положение И. Канта о том, что " философская наука о человеке включает в себя попытку делать высказывания о человеке как целом, пользуясь материалами отдельных наук" [3, с. 327]. В трудах основоположников философской антропологии М. Шелера, О. Больнова, В. Дильтея поставлена проблема целостного человека, разработаны основы "философии жизни", "понимающей" философии и педагогики, герменевтического подхода в образовании. Вопрос о герменевтических смыслах образования освещается в работах М. Фуко, Х. Гадамера и других зарубежных авторов. В известном сочинении "Герменевтика субъекта" М. Фуко подчеркивает, что функции философии совпадают с функциями педагогики, особенно в формировании духовности как "заботы о самом себе" в самореализации субъекта образования [4, с. 286].

История развития российского образования последних лет подтверждает тенденцию, обозначенную А.Г. Асмоловым: на смену существующим технологиям придет "смысловая педагогика", которая предполагает организацию педагогического процесса на основе понимания психологических механизмов преобразования культуры в личностный мир субъектов образования. Философия и психология как факторы конструирования образовательного пространства личности предопределяют развитие вариативного, развивающего, смыслового образования [5, с. 158].

Развивая идею русского педагога-философа С.И. Гессена о том, что педагогика - это прикладная философия, А.П. Огурцов и В.В. Платонов констатируют: "Две формы дискурсивной практики - философия и педагогика... оказались взаимодополнительными, начала складываться общая установка и общая стратегия... С одной стороны, философская рефлексия, направленная на осмысление процессов и актов образования, была восполнена теоретическим и эмпирическим опытом педагогики... С другой стороны, педагогический дискурс, переставший замыкаться в своей области и вышедший на "большой простор" философской рефлексии, сделал предметом своего исследования не только конкретные проблемы образовательной действительности, но и важнейшие социокультурные проблемы времени" [6, с. 21].

Идея гуманизма, признающая человека как высшую ценность, позволяет интегрировать весь спектр человековедческих знаний и наметить контуры науки XXI века - социальной антропологии в самом широком ее понимании как общетеоретической платформы, интегрирующей подходы биологической, социальной, культурной, философской и педагогической антропологии.

Российская философская мысль ХХ века была обогащена концепцией образования Э.В. Ильенкова, методологической программой Г.П. Щедровицкого, теорией "диалога культур" В.С. Библера, исследованиями Ф.Т. Михайлова, социально-философской антропологией В.С. Барулина и др. Сформулированные в нашем исследовании социально-философские основания трансформации гуманитарного образования, представлены в виде системы принципов: социокультурного контекста трансформации, предполагающего проектирование образования через интеграцию традиционного и инновационного; универсальности и фундаментальности образования; гуманизации и гуманитаризации; интегративной целостности; диалогизации и субъектности; антропологизма и дополнительности.

Социально-философский анализ трансформации гуманитарного образования дает нам основания для следующих выводов:

1. Смыслообразующая основа культуры определяет ценностную проблематику в человекоразмерном образовании, направленном на формирование нового антропологического мировоззрения и саморазвитие.

2. Ведущей функцией человекоразмерного образования выступает мировоззренческая.

3. Новая конфигурация гуманитарного образования выражается в концептуальном проектировании единства общества и личности.

4. Социально-ожидаемый результат образования - человек целостный, социальноответственный, "возможный человек" (М. Мамардашвили).

5. Наступил период четкого различения понятий гуманизма и гуманитарности как персо- нологии свободного духа. Не случайно гуманитарные науки на немецком языке обозначаются как науки о духе - die Geistwissenschaften.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...