Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 16. X. Ортега-и-Гассет о нашествии




С. Н. Иконникова

 

ИСТОРИЯ

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ

 

Е издание, дополненное и переработанное

 

Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской

Федерации по образованию в области историко-архивоведения

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных

заведений, обучающихся по специальности

020600 «Культурология».

 

Москва ■ Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ Воронеж

Ростов-на-Дону ■ Екатеринбург ■ Самара ■ Новосибирск

Киев ■ Харьков • Минск

 

ББК 71.0я7

УДК 168.522(075)

И42

 

Рецензенты:

В. П. Большаков, доктор философских наук, профессор;

В. В. Селиванов, доктор философских наук, профессор.

 

Иконникова С. Н.

И42 История культурологических теорий. — 2-е изд., переработанное и дополненное. — СПб.: Питер, 2005. — 474 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

 

ISBN 5-469-00310-8

 

Учебное пособие «История культурологических теорий» состоит их двух разделов. В нервом — «Теоретические проблемы культурологии» — раскрываются основные аспекты и направления культурологии, многие из которых освещены впервые. Во втором разделе — «История культурологии в лицах: биографии и творчество» — подробно анализиру­ются взгляды и представления ведущих ученых-культурологов разных стран. Рекомендо­вано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по образованию в области историко-архивоведения в качестве учебного пособия для студентов высших учеб­ных заведений, обучающихся по специальности 020600 «Культурология».

 

ББК 71.0я7 УДК 168.522(075)

 

 

ISBN 5-469-00310-8 © ЗАО Издательский дом «Питер», 2005

 

 

Оглавление

 

Слово к читателю.........................................7

 

Раздел I. Теоретические проблемы культурологии

 

Глава 1. Культурология в системе гуманитарных наук...... 10

Гуманитаризация высшего образования..................10

Культура как необходимое условие человеческой жизни.... 13

Междисциплинарные связи культурологии...............16

Структура культурологии как науки.....................18

Контуры исторической культурологии...................27

 

Глава 2. Культурное пространство как ценность

и национальное достояние......................... 35

Тенденции в культурном пространстве России............35

Культурное пространство как Дом.......................37

Архитектоника культурного пространства................40

Динамизм пространства и культурные контакты...........44

Культурное пространство в национальном самосознании.... 47

Киберпространство — новый тип реальности..............51

 

Глава 3. Время как фактор исторического развития культуры 56

Хронотоп культуры: историческое измерение..............56

Образы времени в истории культуры....................62

Преемственность поколений как диалог культур...........65

«Отцы и дети»: спектр отношений между поколениями.....70

 

Глава 4. Историческая персонология: социокультурный

контекст...................................... 80

Личность в истории культуры..........................80

Биография как «археология знания».....................82

Модели биографических исследований...................92

Раздел П. История культурологии в липах: биографии и творчество

 

Глава 1. И. Г. Гердер: философия культуры эпохи Просвещения............................. 98

Жизнь и деятельность.................................98

Гуманизм, милосердие, религия........................100

Просвещение и воспитание............................107

 

Глава 2. Э. Тайлор и идеи эволюционизма.............. 110

Основные идеи эволюционизма........................110

Вехи творческой биографии...........................114

Обоснование науки о культуре.........................115

Пережитки в культуре................................118

Мифология и анимизм................................121

 

Глава 3. Н. Я. Данилевский о типологии культур......... 127

Этапы жизни и научной деятельности...................127

Спектр отношений России и Европы....................129

Многообразие локальных цивилизаций..................135

Будущее славянской культуры.........................140

 

Глава 4. О. Шпенглер о перспективах европейской культуры 143

Жизнь и творчество..................................143

Морфология мировой истории.........................145

Культура как стиль...................................155

Всемирно-исторические перспективы...................163

 

Глава 5. А. Тойнби о постижении мировой истории

и культуры................................... 178

О жизни и творческой деятельности....................178

Постижение смысла истории...........................180

Динамика развития локальных цивилизаций.............182

Роль духовной элиты.................................185

Надлом цивилизации.................................191

Выход из кризиса....................................195

 

Глава 6. П. А. Сорокин о динамике культуры............ 200

Долгий путь.........................................200

Ценности как основа типологии культур.................211

Таинственная энергия любви..........................220

 

Глава 7. П. Н. Милюков как историк русской культуры.... 225

Культура русского зарубежья..........................225

Этапы жизненного пути...............................229

«Очерки по истории русской культуры».................233

Взгляд на развитие культуры в 1917-1930-е гг............246

 

Глава 8. Л. И. Мечников о культуре и природе........... 251

Жизнь и деятельность................................252

Три стадии исторической эволюции культуры............254

Роль водного пространства............................258

 

Глава 9. Г. П. Федотов о русском национальном характере 265

Жизненный путь.....................................265

Русский национальный характер.......................267

Перспективы развития русской культуры................272

 

Глава 10. Н. К. Рерих о Мире через Культуру........... 277

Жизнь и судьба......................................277

Гуманистическая сущность культуры...................281

Мир через Культуру..................................285

 

Глава 11. Ю. М. Лотман о семиотике культуры........... 291

Истоки исследований семиотики.......................291

Жизненный путь.....................................292

Семиотический подход к истории русской культуры......295

Семиотика как метод исследования культуры............300

Семиосфера и символическое ядро культуры.............302

 

Глава 12. Г. Зиммель о философии жизни и культуры...... 308

Краткая биография...................................308

Философские основы истории культуры.................311

Мода как феномен культуры...........................314

О мужской и женской культуре........................319

 

Глава 13. А. Швейцер: гуманность как основа культуры.... 327

Основные этапы жизни и деятельности..................329

Иллюзии и драмы нового Средневековья................333

Нравственный принцип благоговения перед жизнью......337

Глава 14. М. Мид об антропологических основах

культурологии................................. 345

Женский путь в науку................................345

Мир детства в контексте культуры......................350

Модели исторической преемственности культур..........359

 

Глава 15. Й. Хейзинга об игре в культуре............... 367

Драма жизни и творчества.............................368

Осень Средневековья: история повседневности...........370

Культура как игра....................................379

Диагноз кризиса культуры............................385

 

Глава 16. X. Ортега-и-Гассет о нашествии

массовой культуры............................. 390

Штрихи биографии..................................390

Парадоксы массового сознания и культуры..............392

Ценности как импульс развития культуры...............397

Роль поколений в истории культуры....................398

Человек и техника................................... 401

 

Глава 17. Ф. Бродель об истории материальной культуры... 403

О биографии ученого.................................404

Структуры повседневности............................407

Технические изобретения.............................412

Деньги и финансовые расчеты.........................413

Город как центр цивилизации..........................414

Симфония рынка....................................417

 

Глава 18. А. Тоффлер о цивилизации будущего.......... 420

О жизни и деятельности..............................420

Волны цивилизаций..................................422

Шок от встречи с будущим............................424^

Новая «психосфера» как защита личности...............429

 

Глава 19. Л. Уайт о культурологии как науке............ 434

Жизнь и творчество..................................434

Культура как символическая реальность.................436

Наука о культуре — культурология.....................438

Роль энергии в эволюции культуры.....................441

 

Вместо заключения...............................444

 

Приложение....................................447

 

Рекомендуемая литература.........................470


 

Слово к читателю

 

В основу этой книги положен курс лекций, который читался в тече­ние многих лет в Санкт-Петербургском государственном универ­ситете культуры и искусств, в Республиканском гуманитарном ин­ституте при Санкт-Петербургском государственном университете, в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Это позволяло постоянно корректировать курс, выбирая наиболее инте­ресные имена и проблемы, чувствовать внимание аудитории к стилю изложения. Мне всегда хотелось, чтобы слушатели не просто запом­нили те или иные концепции, подходы, идеи в изучении культуры, но чтобы авторы стали для них «близкими знакомыми»; чтобы они ощущали пульс жизненной энергии ученого, переживали напряжен­ность и трудность интеллектуальной деятельности, вникали в драма­тизм событий эпохи и личной жизни. Возможно, именно поэтому в книге так мало критических замечаний, полемики и несогласия с ав­торами.

Впрочем, для этого есть и иные причины.

Во-первых, в отечественном обществоведении слишком сильна бы­ла критическая литература, односторонне излагавшая взгляды мыс­лителей, придерживавшихся иной методологии. Важно было знать не оригинальность концепции, а «чего не понял Фейербах», как мы говорили в студенческие годы. Вот этой легкости в обращении с клас­сическим наследием, когда всемирно известный ученый становится жалким недоучкой, мне хотелось избежать.

Во-вторых, читатель сам должен формировать свою позицию и свое отношение к теоретическим идеям, получая лишь импульс для последующих занятий. Эта возможность открыта, ибо вся литерату­ра теперь доступна — переведена и издана. Очерки могут выполнить функцию путеводителя в почти безбрежном море культурологиче­ского знания, дать представление об огромной мыслительной силе ученых, их исторической, социальной, культурологической эруди­ции, позволившей создавать оригинальные труды и концепции.

В-третьих, мне хотелось особенно подчеркнуть и выделить ин­дивидуальность литературного стиля и почерка каждого автора, его мировосприятие, предчувствие социальных и духовных катастроф, кризисов и конфликтов.

О каждом мыслителе можно сказать, что он был Пророком. По­этому столь актуальны и современны культурологические труды. Иногда трудно освободиться от ощущения отсутствия исторической дистанции, удаленности исторического контекста, кажется, что они написаны «про нас», «здесь и сейчас». Очевидно, именно в этом за­ключена неувядаемость классического духовного наследия.

Приступая к изучению культурологии, необходимо обладать зна­нием трудов классических и всемирно известных авторов, составля­ющих основной корпус науки о культуре. Без них нельзя «двигаться дальше». Эволюция идей о культуре шла не в одном, а во многих на­правлениях, и это многообразие отражено в данной книге. В ходе ис­торического развития концепции и теории не отменяли друг друга, но увеличивали объем познания сложного явления культуры.

Обычно, заканчивая книгу, хочется скорее поставить точку, под­вести черту под исследованием. За время работы оно успевает надо­есть, возникает желание заняться чем-нибудь другим. Ничего подоб­ного со мной на этот раз не произошло. Наоборот, возникло стремле­ние продолжить исследование истории культурологии, ибо сделаны, в этом направлении лишь первые шаги.

Нуждается в глубоком изучении история русской культуроло­гической мысли, включая культуру русского зарубежья. Интересно представить, как развивалась культурология в странах Востока. На­стало время более подробно и обстоятельно исследовать вклад оте­чественных ученых, писателей, искусствоведов, педагогов, которые содействовали становлению и развитию культурологии в России. Хочется надеяться, что эти исследования привлекут молодых уче­ных. Диалог с интересным и оригинальным мыслителем обогащает не только интеллект, но и вызывает состояние душевной гармонии в общении с миром и другими людьми, открывает новые горизонты в познании культуры.

Особая благодарность ректору Санкт-Петербургского государст­венного университета культуры и искусств, доктору исторических наук, профессору П. А. Подболотову за доброжелательную поддерж­ку научных исследований и развитие культурологии.

Благодарю моих коллег по кафедре теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, а также коллективы кафедры философии и кафедры куль­турологии Российского гуманитарного института и Санкт-Петер­бургского университета профсоюзов; рецензентов, высказавших цен­ные замечания и предложения; моих студентов и аспирантов.

Светлана Иконникова

 

Раздел I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ

КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

Глава 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...