Понятие, структура и классификация норм права.
Стр 1 из 14Следующая ⇒ Общая теория права
Понятие и элементы формы государства. Форма государства – это совок-ть его внешних признаков, порядка и способов орг-ции высших органов власти, реализации полит. и гос. власти. На форму гос-ва могут оказывать влияние след. факторы: 1) социально-экономические, культурные; 2) исторические, национальные и религиозные традиции; 3) природные и климатические условия; 4) расстановка политических сил и т. д. Чтобы иметь более полное предст-ние о форме конкр-го гос-ва, необх-мо проводить анализ его структурных элементов: 1) форма правления – орг-ция высших ГО, порядок их образов-я, стр-ра, полномочия, взаимод-вие с населением, а также друг с другом. Основные формы правл-я: монархия и республика; Монархия - это форма правл-я, при кот. верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единол-го главы гос-ва - монарха - и передается им по наследству. Традиционно монархии рассматривают двух видов: абсолютная и ограниченная. Республикой наз. форма правления, при кот. верх. власть осущ. выборными органами, избираемыми населением на опред-ный срок - парламентом, президентом. Наряду с ними сущ-ет независимое правосудие и муниципальное самоупр-ние. Республики, как правило, бывают парламентскими или президентскими. В парламентской респ-ке главой гос-ва явл. выборное должн. лицо — президент. Его роль в формировании прав-ва, как и в упр-нии страной, носит чисто номинальный хар-р. Прав-во, возглавляемое премьер-министром, формируется и работает в том случае, если оно располагает поддержкой парламента, перед кот. несет полит. отв-ть. Президентская респ-ка характ-ся тем, что высшим должн. лицом в стране явл. президент, обладающий полномочиями главы гос-ва и главы прав-ва.
Смешанная (полупрезидентская) респ-ка – такая форма правления, в рамках кот. соч-ся и сосущ-ют признаки парламентарной и президентской респ-ки. 2) форма гос. устройства – отражает политико-территор-ную орг-цию гос. власти, определяет взаимоотн-ния между центр. и местной властью. По форме устр-ва гос-ва раздел-ся на унитарные, федеративные, конфедеративные; 3) гос-но-прав. (полит) режим – предст. собой совок-ть приемов, способов, методов, средств осущ-ния власти. Основные типы полит. режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный. Т. об., форма гос-ва определяет: 1) порядок форм-ния органов гос. власти; 2) структуру гос. органов; 3) особенность территор-ной самостоят-ти населения; 4) характер взаимоотн-ний органов гос. власти друг с другом; 5) специфику отн-ний гос. органов и населения; 6) приемы, способы, методы осущ-ния полит. власти.
Понятие и структура механизма государства. Механизмом гос-ва наз. систему ГО и орг-ций, действующую на основе единых, законод-но закрепл-х пр-пов, призванную реализовывать гос. власть, выполнять ф-ции и решать задачи гос-ва. Для изучения мех-ма гос-ва используют структурно – функцион-ный подход. Он предст. собой одно из напр-ний системного анализа и базируется на иссл-нии стр-ры и ф-ций мех-ма гос-ва в их взаимосвязи, определяет роль и место эл-тов системы. Признаки мех-ма гос-ва: 1. Наличие системы гос. органов, кот. базир-ся на пр-пе разделения властей в орг-ции и деят-ти гос. аппарата; 2. Сложная структура; 3. Взаимообратная связь между функциями гос-ва и гос. мех-мом; 4. Решение задач по обеспеч-ю упр-ния гос-вом и выполн-ю гос. функций. Стр-ру мех-ма гос-ва составляют след. виды (группы, подразделения) гос. органов: 1) гос. органы, кот. связаны между собой отн-ниями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени гос-ва:
- органы представительной власти; - органы исполнительной власти; - судебные органы; - контрольно-надзорные органы; 2) гос. учр-ния, кот. не обладают властными полномочиями и спец-но не исполняют ф-ции по упр-нию, но на осн-нии гос. собств-ти, а также властных распоряж-й вышестоящих органов они осущ-ют ф-ции в области произв-ва, культуры, науки, образов-я, здр-ния и т. д.: а) гос. учр-ния и орган-ции, осущ-щие организац-но-распоряд-ные и соц-культ. ф-ции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки; б) гос. предприятия и орг-ции, сформированные для произв-ва разной продукции, а также для оказания услуг населению страны; в) гос. гражд. служащие – те лица, кот. профес-но заним-ся упр-нием гос-ва, поэтому занимают назначенную гос. должность; г) здания, сооруж-я и различное оборудов-е, кот. обеспеч-ет в соотв-вии с научно-техническим уровнем действит-ное функцион-ние мех-ма гос-ва. Мех-м гос-ва действует на основе пр-па разделения властей, кот. заключ-ся в том, что гос. власть делится на след. ветви власти: 1) законодательная, кот. имеет верховный хар-р, так как формир-ся напрямую и непоср-но народом и определяет правовую базу гос-ной, а также обществ. жизни; 2) исполнительная – та власть, кот. предст-ет, кот. заним-ся непоср-ной реализацией, проведением в жизнь принятых законодат-ми органами нормат. док-тов; 3) судебная – власть, кот. действует самост-но от исполн-ной и законод-ной, поср-вом суд. органов осущ-ет охрану прав и свобод гр-н, защищает правовые устои гос. и общ. жизни от каких-либо посягат-в независимо от того, кто совершил данное наруш-е.
Понятие, структура и классификация норм права. Норма права - правило должного, т.е. образец (модель) типового обществ-го отношения, кот. устан-ся гос-вом. Определяет внутреннюю (способность воли субъекта сознательно избирать тот или иной вариант поведения) и внешнюю меру (возможность действовать вовне, преследовать и осущ-ть определ-е цели во внешнем мире) свободы в конкр-х взаимоотн-ниях. Признаки правовой нормы: • Устан-ся и санкцион-ся гос-вом. Т.е. закрепляется в офиц-ных гос. актах. • Имеет представительно-обязывающий хар-р, т.е. с одной стороны предост-ет свободу действий, напр-ную на удовлетвор-е права субъекта. С др. обязывает совершать или не совершать определ-е действия. Т. об., норма права одновр-но сочетает и предост-ние и огранич-е внешней свободы лиц во взаимных отн-ниях.
• Обеспеч-ся мерами гос. принуждения. • Выступает гос. регулятором типовых обществ. отн-ний (соц. роль правовых норм). Структура правовой нормы: • Гипотеза - элемент нормы, устан-щий условия примен-я нормы, т. е. условия применения правила изложенного в норме. • Диспозиция - элемент нормы, содержащий собственно само правило поведения, при условии наступления событий, изложенных в гипотезе. • Санкция - элемент нормы, устан-щий отв-ть или меры гос. принуждения, применяемые к нарушителю правила, предусм-го в диспозиции. Классификации норм права По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов (указов, постан-ний) и др. Юр. сила акта позволяет выстроить опред-ную иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу. По отраслям права: нормы гражд-го, финансового, угол. права, трудового, администрат-го, эколог-го права и т. д. По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от устан-ных требований, диспозитивные же допускают регул-ние отн-ний сторонами и применяются лишь в дополн-ном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглаш-ем не установили иное (если договором купли-продажи не предусм-на рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью). По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомоч-щие нормы предост-ют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздерж-ся от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собств. ср-в письма и телеграммы без огранич-я их кол-ва). Обязывающие нормы устан-ют предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить законно устан-ные налоги). Запрещающие нормы, напротив, устан-ют недопустимость какого-либо действия (не допуск-ся односторонний отказ от договора, за исключ-ем устан-ных законом случаев).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|