Взаимоотношения в подростковый период
Когда люди становятся автономнее по отношению к своим семьям, они больше заинтересованы в дружеских отношениях для получения эмоциональной поддержки и надежной базы новых ценностей (Douvan, Adelson, 1966; Douvan, Gold, 1966). В процессе формирования идентичности важную роль играют близкие друзья. Чтобы принять свою идентичность, подросток должен почувствовать принятие и одобрение ее другими. Особо возрастает в подростковом периоде значение групп сверстников. Ти-нэйджеры ищут поддержки от других, чтобы справляться с физическими, эмоциональными и социальными изменениями подросткового возраста. Наиболее вероятно, что они будут искать поддержку у сверстников, которые проходят через подобный опыт. При исследовании, сколько времени подростки проводят со сверстниками в сравнении со временем, проводимым с родителями (Csikszent-mihalyi, Larson, 1984), школьники старших классов получили электронные пейджеры, с помощью которых им посылали сигналы в различное время дня. Каждый раз после получения сигнала они должны были звонить исследователям и сообщать, чем они сейчас заняты. Как и ожидалось, школьники проводили значительно больше свободного времени с друзьями и одноклассниками, чем с семьей (включая родителей, братьев и сестер), — примерно 50% в сравнении с 20%. Оставшееся свободное время они проводили одни. 534 Часть III. Подростковый возраст Общество сверстников необходимо для развития социальных навыков. Взаимное равенство, характеризующее взаимоотношения тинэйджеров, помогает развивать позитивные реакции в различных кризисных ситуациях, с которыми им приходится сталкиваться (Epstein, 1983; Hawkins, Berndt, 1985). Они учатся у своих друзей и сверстников формам поведения, необходимым в будущем, и тем ролям, которые подходят им лучше всего. Социальная компетентность является главным элементом в способности тинэйджеров заводить новых друзей и поддерживать отношения со старыми (Fisher, Sollie & Morrow, 1986).
Социальная компетентность отчасти определяется способностью подростков проводить социальные сравнения. Такие сравнения позволяют им сформировать личную идентичность и оценить особенности других. На основе этих оценок подростки выбирают близких друзей и определяют свое отношение к кликам и компаниям, которые являются частью их окружения. Им также приходится часто анализировать конфликтующие между собой понятия о ценностях сверстников, родителей и других людей. Ниже мы рассмотрим эти процессы несколько подробнее. Социальное сравнение Социальное сравнение является процессом, который мы все используем для оценки наших способностей, поведения, личностных характеристик, внешности, реакций и общего чувства Я в сравнении с аналогичными особенностями других людей. Оно становится особенно важным в подростковом возрасте. Социальное сравнение берет свое начало в раннем детстве, однако в подростковом возрасте принимает иные формы (Seltzer, 1989). В начале подросткового возраста тинэйд-жеры уделяют много времени и энергии самоопределению на различных «аренах сверстников», составленных из различных типов молодежи; они используют эти арены, чтобы исследовать и определить, что они собой представляют и кем они хотят стать. Они особенно внимательны к внешности и личностным особенностям, которые дают популярность, таким как чувство юмора и дружелюбие. Этот процесс подразумевает широкий круг знакомств, но лишь небольшое число близких друзей; многим из их взаимоотношений недостает близости. Тинэйджерам необходимо время для того, чтобы самим испытать это, разобраться в большом количестве информации, консолидировать свою идентичность и развить надежное чувство Я.
Социальное сравнение меняется в позднем подростковом возрасте. Теперь ти-нэйджеры ищут друзей, с которыми их объединяют общие вопросы, так как они нередко замещают большим количеством относительно поверхностных дружеских контактов качество избранных близких отношений. Возрастает близость в однополой дружбе (Atwater, 1992; Seltzer, 1989; Shulman, Laursen, Kalman & Karpov-sky, 1997). В возрасте от 12 до 17 лет подростки все чаще соглашаются с такими утверждениями, как «Мне легко говорить с другом почти обо всем» и «Я знаю, что чувствует мой друг, даже если он молчит». Большинство из них сообщают, что у них есть один или два «лучших друга», а также несколько «друзей». Эти дружеские отношения тяготеют к стабильности и обычно длятся по меньшей мере год. Неудивительно, что стабильность взаимоотношений увеличивается в процессе взросления подростков. Тинэйджеры склонны выбирать друзей на основе общих интересов Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 535 и деятельности, в условиях равенства, обязательности и особенно лояльности отношения при исполнении основных ролей. Предательство называется ими одной из главных причин прекращения дружбы (Hartup, 1993). Когда дружба становится более тесной, подростки склонны обращаться к близким друзьям за советом. Как показывает табл. 12.1, они, как правило, спрашивают совета у сверстников по многим вопросам. Тем не менее они продолжают искать совета у родителей при решении таких проблем, как образование, финансы и планирование карьеры (Sebald, 1989). Таблица 12.1 Процент подростков, советующихся со сверстниками по специфическим вопросам
Взаимоотношения со сверстниками
В развитии взаимоотношений со сверстниками в подростковом возрасте появляются характерные тенденции, в том числе появление свиданий. Давление со стороны сверстников также может входить в конфликт с желаниями и требованиями родителей. 536 Часть III. Подростковый возраст
ВРЕЗКА 12.1 Подростки-репатрианты Ежегодно примерно четверть миллиона детей и подростков из США живут со своими семьями за границей, ходят в школы, финансируемые правительством США, либо в интернациональные учебные заведения и живут в маленьких сообществах внутри местной культуры, часто совершенно непохожей на их собственную. Что происходит, когда они и их семьи после нескольких лет жизни в таких условиях возвращаются в США? Этот опыт, часто называемый «приземлением»1, сравнивали с возвращением на Землю из космического пространства. Он часто наполнен стрессом и вызывает-пеихологические трудности у подростков, особенно если им пришлось провести вдали от родины большую часть детства. Они иначе чувствуют и могут даже выглядеть иначе. Такие подростки затрудняются ответить на вопросы типа «Откуда вы?». Они ощущают «шок от изменения культуры», когда встречаются в США с такими ее аспектами, которые им незнакомы. Могут уйти месяцы и даже годы на то, чтобы научиться «вписываться» и чувствовать себя уютно. Для подростков с таким опытом особенно трудным может быть формирование идентичности. Им, возможно, придется вернуться к этапам достижения идентичности, описанным Эриксоном и Марсиа. Их сверстники часто обращаются с ними как с посторонними. Для них нелегко добиться признания в уже сложившихся компаниях или кликах, особенно если их взгляды и ценности значительно отличаются от тех, что имеют сверстники. Таким образом, по меньшей мере некоторое время они могут быть одиноки. Некоторые из них и в будущем не чувствуют себя действительно связанными с кем-либо.
Позитивной стороной для репатриированных подростков является наличие более реалистичного взгляда на США и на то, какое влияние оказывает американская политика на другие страны. Кроме того, они часто чувствуют себя «гражданами мира», избегая той свойственной многим американцам этноцентрической точки зрения, что США являются центром вселенной. Умения, развитые у них во время жизни за рубежом, например владение языком и способность выходить из затруднений при различии культур, пригодятся им в таких направлениях карьеры, как межкультурное консультирование и международные отношения. В долгосрочной перспективе - после трудного периода адаптации - они могут стать более успешными, чем многие из тех, у кого не было возможности увидеть свою страну извне. (Источник: Smith, 1994.) Клики, компании и одиночки. Существуют два основных типа групп сверстников, отличающихся по размеру. Более крупные группы, включающие примерно от 15 до 30 членов, называют компаниями; меньшие группы, которые могут состоять по меньшей мере из 3 членов, называют кликами, они более сплоченные. Внутри компании сверстников, как правило, есть клики. У их членов обычно похожие происхождение, особенности, интересы или репутация; например, есть «мачо», «нормальные», «умники» и «торчки»2 (Brown & Lohr, 1987; Dunphy, 1963, 1980). В раннем подростковом возрасте клики в основном состоят либо полностью из мальчиков, либо из девочек; позже тинэйджеры входят также и в разнополые клики. Это изменение совпадает с началом свиданий. Небольшие однополые клики вливаются или вступают в отношения с другими однополыми группами, расширяются, чтобы в дальнейшем включить в свой состав подростков противо- Reentry (англ.) — «вход или возвращение в плотные слои атмосферы». — Примеч. перев. В оригинальном варианте jocks, populars, brains и druggies. — Примеч. перев. Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 537 положного пола. В итоге они образуют группу, содержащую в себе как мужчин, так и женщин (Atwater, 1992; Dunphy, 1980). Хотя примерно 80% подростков принадлежат к определенным группам, оставшиеся 20% не остаются из-за этого «одиночками». Большинство из нас думает, что быть в одиночестве — это унылая доля, которой никто бы не пожелал. Однако такое мнение не всегда верно. Например, такая творческая работа, как рисование, сочинение музыки или рассказов, требует одиночества. Творческие личности большую часть времени хотят быть одни. В уединении может быть и много других положительных сторон. Некоторые переживают чувство возрождения, подъем творческих сил, оставаясь наедине с собой. Кроме того, иногда люди ищут уединения по тем же причинам, что художники или писатели, — в одиночестве они лучше думают и могут проанализировать свои проблемы (Магсоеп, Goossebs & Caes, 1987). В каждом таком случае одиночество является добровольным — благоприятной возможностью для творчества, снижения прессинга или психологического обновления.
Тем не менее иногда подростки оказываются одинокими потому, что они чувствуют себя другими, посторонними и действительно не могут «принадлежать» к группе. Это может происходить по многим причинам, но одна из них особенно драматична — когда ребенок вырастает в существенно иной среде: соседстве, городе или регионе страны. Одним из наиболее наглядных примеров такой ситуации может быть жизнь в детстве за границей, а затем возвращение на родину. Кроме того, одиночество без добровольного согласия, навязанное другими через споры и отвержение, также может вызвать сильные переживания изоляции и депрессию (Магсоеп et al., 1987). Свидания. В тот же период, когда возрастает близость в однополой дружбе, формируются и дружеские отношения с представителями противоположного пола. О близких взаимоотношениях с друзьями противоположного пола девочки сообщают раньше, чем мальчики (Sharabany, Gershoni & Hoffman, 1981), возможно потому, что пубертат у них наступает раньше. В раннем подростковом возрасте большинство взаимодействий с противоположным полом происходит в окружении сверстников. Многие 14- или 15-летние подростки предпочитают контакты в группе, а не тесные взаимоотношения при свиданиях. В Соединенных Штатах «просто поболтать» (сидеть вместе и беседо-
Сверстники предоставляют аудиторию, критику и эмоциональную поддержку для идей, планов и поведения своих друзей 538 Часть III. Подростковый возраст
вать в пиццерии, стоять на углу улицы, толпиться в общественных местах) — популярное и приятное времяпрепровождение в подростковый период, и с течением времени оно все больше становится «взаимным обучением». Такой тип взаимодействия часто является первым шагом в обучении тому, как строить отношения с противоположным полом. Младший подростковый возраст является этапом определения, отражения и проверки того, как следует действовать в смешанных группах и парах. В этот период подростки имеют возможность экспериментировать, изучить идеи и опыт, формирующие базовые установки относительно тендерных ролей и сексуального поведения, без понуждения к длйшком глубокому вовлечению. Брюс Роскоу и его коллеги (Roscoe, Diana & Brooks, 1987) указали на семь важных функций, которые выполняют свидания. Они обобщены в табл. 12.2, и следует заметить, что их можно применить и к однополым встречам, и к свиданиям с противоположным полом, так же как могут быть применимы к ним и следующие тенденции развития, отмеченные исследователями. Младшие подростки склонны рассуждать, исходя из принципа немедленного удовлетворения; они полагают, что развлечение и статус являются наиболее важными основаниями для встреч. Молодежь в этом возрасте предпочитает встречаться с теми, кто физически привлекателен, хорошо одет и нравится другим. Старшие подростки не столь поверхностны в своем отношении к свиданиям; они больше озабочены личностными характеристиками и планами индивида на будущее. Подростки старшего возраста рассматривают товарищеские отношения и совместимость как важные причины для назначения свиданий. Таблица 12.2 Функции свиданий Отдых: возможность повеселиться с человеком противоположного пола Социализация: возможность для индивидов разных полов узнать друг друга и научиться уместным взаимодействиям Статус: возможность повысить статус благодаря тому, что тебя видят с кем-то, кто считается привлекательным Товарищество: возможность иметь друга противоположного пола, с которым можно взаимодействовать и делиться переживаниями Близость: возможность установить близкие значимые отношения с индивидом противоположного пола Секс: возможность заняться сексуальным экспериментированием или получать сексуальное удовлетворение Отбор: возможность общаться с представителями противоположного пола для выбора мужа или жены Кроме того, обнаруживаются тендерные различия как у младших, так и у старших подростков: женщины считают эмоциональную близость более важной, чем секс, что соответствует взглядам эволюционных психологов, как указано в главе 2. Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте 539
По мере взросления подростков клики становятся шире, чтобы включить в себя как девочек, так и мальчиков В целом подростки склонны выбирать друзей и встречаться с партнерами, которые сходны с ними по социальному классу, интересам, нравственным ценностям и учебным амбициям (Berndt, 1982). Они все больше узнают о группах сверстниках, их интересует «есть это» в группе или «нет этого». Подростки знают, к какого рода группе они принадлежат, и озабочены тем, как она влияет на их статус и репутацию. Тинэйджеры, принадлежащие к группам с высоким статусом, склонны оценивать себя выше (Brown & Lohr, 1987). Кроме того, подростки, обладающие устойчивым чувством этнической идентичности, чаще имеют более высокое самоуважение, чем те, у которых нет такого чувства (Martinez & Dukes, 1977).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|