Восприятие и его механизмы
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА I семестр
Содержание семинарских занятий I семестр Тема 1 (2 часа) Методы и структура современной психологии 1. Понятие метода исследования. 2. Классификация методов психологии по: - В.Н. Дружинину, - Б.Г. Ананьеву, 3. Виды исследований в психологии (фундаментальные и прикладные, теоретические и эмпирические; виды эмпирических исследований: экспериментальные, корреляционные, сравнительные, изучение единственного случая). 4. Место психологии в системе наук (по Б. Кедрову) 5. Структура современной психологии. Основные понятия: Метод научного исследования, теория, теоретические методы, эмпирические методы, эксперимент, наблюдение, измерение, фундаментальные и прикладные исследования. Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы главные характеристики научного метода? 2. Какое место занимает психологический эксперимент в различных классификациях методов психологии? 3. Какую роль играют фундаментальные и прикладные исследования в различных отраслях психологии? Литература: 1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб, 2005. 2. Ломов Б.Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования.- М.: Наука, 1999.-206 с. 3. Волков Б.С.Методология и методы психологического исследования: учеб. пособие для вузов. –М.: Мир: Академ. Проект, 2005.-350 с. 4. Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии: учеб. пособие. - М.; Воронеж: МОДЭК, 2005.-333 с. 5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- СПб.: Питер., 2001. 6. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2000. 7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. http://www.goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr6/568.php 8. Кедров Б.Г. Классификация наук. – Т.3. – М.: Мысль, 1985 [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/publib.html Тема 2 (2 часа) Этапы развития психики 1. Критерии наличия психики (панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, антропопсихизм, позиции А.Н. Леонтьева и К.К. Платонова). 2. Концепция этапов развития психики К.Бюлера. 3. Концепция этапов развития С.Л. Рубинштейна. 4. Концепция этапов происхождения психики А.Н. Леонтьева. 5. Критика К.К. Платоновым концепции А.Н. Леонтьева. Литература:
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер,2004. - 713 с. 4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психикиhttp://qame.ru/book/common_psychology/problemi_razvitiya_psih/Проблемы%20Развития%20Психики%20-%20Леонтьев%20А.%20Н.%20(ПРП).doc 5. Платонов К.К. Структура и развитие личности http://vidminno.com/text-56599-1.html 6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/RUBINSHTEYN_Sergey_Leonidovich/_Rubinshteyn_S.L..html
Тема 3 (2 часа) Ощущение: свойства и закономерности
1. Анализатор и его структура. 2. Виды ощущений и различные подходы к их классификации (по Б.Г. Ананьеву, по Ч. Шеррингтону). 3. Свойства ощущений. 4. Основные закономерности ощущений: - абсолютная и относительная чувствительность, - закон Вебера-Фехнера-Стивенса, - адаптация, сенсибилизация, - зависимость чувствительности от силы нервной системы, от мотивации, от тренировки. - взаимодействие ощущений, синестезия, - явление «сенсорного голода». Основные понятия: Чувствительность, абсолютная и относительная чувствительность, порог ощущений, адаптация, сенсибилизация, синестезия, модальность ощущений, сенсорные системы, анализатор, аффекторные и эффекторные пути, экстероцептивные ощущения, интероцептивные ощущения, проприоцептивные ощущения. Вопросы для самоконтроля: 1. В чем Вы видите принципиальные различия классификаций ощущений Ч. Шеррингтона и Б.Г. Ананьева? 2. В чем сходство и различие явлений адаптации и сенсибилизации? 3. Как может использовать педагог взаимодействие ощущений на уроке? Литература: 1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер,2004. - 713 с. 2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб, 2004. 3. Панферов В.Н.Психология человека: душа и тело. Организм и психика. Функции психики. Структура психики: учеб пособие. -СПБ.: Изд-во Михайлова В.А.,2002.-156 с. 4. Сианкин М.И.Общая психология: функциональные явления человеческой психики: учеб-метод. пособие.- М.: Изд-во Моск. психол.-соц. Инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2001.-350с. 5. Губанов Н.И. Чувственное отражение: (Анализ проблемы в свете современной науки). – М.: Мысль, 1986. –237 с. 6. Хрестоматия по ощущению и восприятию. – М.,1975. 7. Познавательные процессы: ощущение, восприятие (Сб. ст.) – М.,1982. 8. Блинов Н.Н. Глаз и изображение/ Н.Н. Блинов.-М.: Медицина,2004.-320 с. 9. Общая психология: в 7 т.: учеб. для вузов -.2-е изд., стер.-М.: Академия. Т.2: Ощущение и восприятие /А.Н. Гусев, 2009.- 415 с. 10. Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учеб.пособие для вузов/В.М. Смирнов, С.М.Будылина.-3-е изд., испр. и доп.-М.: Академия, 2007.-334 с. 11. Психология ощущений и восприятия: учеб. пособие для вузов / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др.-М.: ЧеРо: НОУ Моск. Псих-соц.ин-т,2002.-629 с. 12. Современная психофизика/ ред. В.А. Барабанщиков.-М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2009.-542 с.
13. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. – Л., 1961. [Эл. ресурс] http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_teoriya-oschuscheniy_1961/go,8;fs,0/ 14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/RUBINSHTEYN_Sergey_Leonidovich/_Rubinshteyn_S.L..html
Тема 4 (2 часа) Восприятие и его механизмы 1. Физиологические механизмы и особенности восприятия предметов окружающего мира и пространства. 2. Развитие восприятия предметов окружающего мира и пространства в детском возрасте. 3. Физиологические механизмы и особенности восприятия времени. 4. Развитие восприятия времени в детском возрасте. 5. Механизмы и особенности восприятия движения. Основные понятия: Перцепция, апперцепция, конвергенция зрительных осей, аккомодация хрусталика. Вопросы для самоконтроля: 1. Какое расстояние является оптимальным для восприятия удаленности и величины предметов? 2. Какую роль играет образование условных рефлексов в развитии восприятия пространства? Времени? 3. От каких факторов зависит восприятие человеком длительности временного промежутка? Литература: 1. Психология восприятия: Материалы советско-норвежского симпозиума / Отв. ред Б.Ф. Ломов. – М:Наука, 1989. 2. Психофизиологические исследования восприятия и памяти: Сб ст. / Отв ред Ю.М. Забродин.- М: Наука, 1981.. 3. Проблемы восприятия пространства и пространственных отношений – М.,1961. 4. Кликс Ф. Проблемы психофизики восприятия пространства / Пер. с нем.- М., 1965. 5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер,2004. - 713 с. 6. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб, 2004. 7. Панферов В.Н.Психология человека: душа и тело. Организм и психика. Функции психики. Структура психики: учеб пособие. -СПБ.: Изд-во Михайлова В.А.,2002.-156 с. 8. Сианкин М.И.Общая психология: функциональные явления человеческой психики: учеб-метод. пособие.- М.: Изд-во Моск. психол.-соц. Инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2001.-350с. 9. Губанов Н.И. Чувственное отражение: (Анализ проблемы в свете современной науки). – М.: Мысль, 1986. –237 с. 10. Хрестоматия по ощущению и восприятию. – М.,1975.
11. Познавательные процессы: ощущение, восприятие (Сб. ст.) – М.,1982. 12. Блинов Н.Н. Глаз и изображение/ Н.Н. Блинов.-М.: Медицина,2004.-320 с. 13. Общая психология: в 7 т.: учеб. для вузов -.2-е изд., стер.-М.: Академия. Т.2: Ощущение и восприятие /А.Н. Гусев, 2009.- 415 с. 14. Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учеб.пособие для вузов/В.М. Смирнов, С.М.Будылина.-3-е изд., испр. и доп.-М.: Академия, 2007.-334 с. 15. Психология ощущений и восприятия: учеб. пособие для вузов / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др.-М.: ЧеРо: НОУ Моск. Псих-соц.ин-т,2002.-629 с. 16. Современная психофизика/ ред. В.А. Барабанщиков.-М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2009.-542 с. 17. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. – Л., 1961. [Эл. ресурс] http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_teoriya-oschuscheniy_1961/go,8;fs,0/ 18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/RUBINSHTEYN_Sergey_Leonidovich/_Rubinshteyn_S.L..html
Тема 5 (2 часа)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|