Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восприятие и его механизмы




ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

I семестр

Темы Кол-во часов
    лекции семинары лабор
  Психология как наука, ее предмет, методы, структура и задачи. Проблема человека в психологии      
  Проблема и природа психического. Этапы развития психики      
  Познавательная сфера личности. Сенсорно-перцептивные процессы      
  Память      
  Мышление и речь      
  Воображение      
  Внимание      
  Сознание и бессознательное      
  Деятельность и общепсихологическая теория деятельности      
  Мотивация      
  Эмоции и воля      
  Темперамент и характер      
  Способности      
  Личность. Психологические теории личности      
  Психологическое исследование      
  ИТОГО:      

Содержание семинарских занятий

I семестр

Тема 1 (2 часа)

Методы и структура современной психологии

1. Понятие метода исследования.

2. Классификация методов психологии по:

- В.Н. Дружинину,

- Б.Г. Ананьеву,

3. Виды исследований в психологии (фундаментальные и прикладные, теоретические и эмпирические; виды эмпирических исследований: экспериментальные, корреляционные, сравнительные, изучение единственного случая).

4. Место психологии в системе наук (по Б. Кедрову)

5. Структура современной психологии.

Основные понятия:

Метод научного исследования, теория, теоретические методы, эмпирические методы, эксперимент, наблюдение, измерение, фундаментальные и прикладные исследования.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы главные характеристики научного метода?

2. Какое место занимает психологический эксперимент в различных классификациях методов психологии?

3. Какую роль играют фундаментальные и прикладные исследования в различных отраслях психологии?

Литература:

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб, 2005.

2. Ломов Б.Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования.- М.: Наука, 1999.-206 с.

3. Волков Б.С.Методология и методы психологического исследования: учеб. пособие для вузов. –М.: Мир: Академ. Проект, 2005.-350 с.

4. Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии: учеб. пособие. - М.; Воронеж: МОДЭК, 2005.-333 с.

5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- СПб.: Питер., 2001.

6. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2000.

7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. http://www.goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr6/568.php

8. Кедров Б.Г. Классификация наук. – Т.3. – М.: Мысль, 1985 [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/publib.html

Тема 2 (2 часа) Этапы развития психики

1. Критерии наличия психики (панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, антропопсихизм, позиции А.Н. Леонтьева и К.К. Платонова).

2. Концепция этапов развития психики К.Бюлера.

3. Концепция этапов развития С.Л. Рубинштейна.

4. Концепция этапов происхождения психики А.Н. Леонтьева.

5. Критика К.К. Платоновым концепции А.Н. Леонтьева.

Литература:

  1. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.,1981.
  2. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.,1986.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер,2004. - 713 с.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психикиhttp://qame.ru/book/common_psychology/problemi_razvitiya_psih/Проблемы%20Развития%20Психики%20-%20Леонтьев%20А.%20Н.%20(ПРП).doc

5. Платонов К.К. Структура и развитие личности http://vidminno.com/text-56599-1.html

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/RUBINSHTEYN_Sergey_Leonidovich/_Rubinshteyn_S.L..html

 

Тема 3 (2 часа)

Ощущение: свойства и закономерности

1. Анализатор и его структура.

2. Виды ощущений и различные подходы к их классификации (по Б.Г. Ананьеву, по Ч. Шеррингтону).

3. Свойства ощущений.

4. Основные закономерности ощущений:

- абсолютная и относительная чувствительность,

- закон Вебера-Фехнера-Стивенса,

- адаптация, сенсибилизация,

- зависимость чувствительности от силы нервной системы, от мотивации, от тренировки.

- взаимодействие ощущений, синестезия,

- явление «сенсорного голода».

Основные понятия:

Чувствительность, абсолютная и относительная чувствительность, порог ощущений, адаптация, сенсибилизация, синестезия, модальность ощущений, сенсорные системы, анализатор, аффекторные и эффекторные пути, экстероцептивные ощущения, интероцептивные ощущения, проприоцептивные ощущения.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем Вы видите принципиальные различия классификаций ощущений Ч. Шеррингтона и Б.Г. Ананьева?

2. В чем сходство и различие явлений адаптации и сенсибилизации?

3. Как может использовать педагог взаимодействие ощущений на уроке?

Литература:

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер,2004. - 713 с.

2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб, 2004.

3. Панферов В.Н.Психология человека: душа и тело. Организм и психика. Функции психики. Структура психики: учеб пособие. -СПБ.: Изд-во Михайлова В.А.,2002.-156 с.

4. Сианкин М.И.Общая психология: функциональные явления человеческой психики: учеб-метод. пособие.- М.: Изд-во Моск. психол.-соц. Инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2001.-350с.

5. Губанов Н.И. Чувственное отражение: (Анализ проблемы в свете современной науки). – М.: Мысль, 1986. –237 с.

6. Хрестоматия по ощущению и восприятию. – М.,1975.

7. Познавательные процессы: ощущение, восприятие (Сб. ст.) – М.,1982.

8. Блинов Н.Н. Глаз и изображение/ Н.Н. Блинов.-М.: Медицина,2004.-320 с.

9. Общая психология: в 7 т.: учеб. для вузов -.2-е изд., стер.-М.: Академия. Т.2: Ощущение и восприятие /А.Н. Гусев, 2009.- 415 с.

10. Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учеб.пособие для вузов/В.М. Смирнов, С.М.Будылина.-3-е изд., испр. и доп.-М.: Академия, 2007.-334 с.

11. Психология ощущений и восприятия: учеб. пособие для вузов / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др.-М.: ЧеРо: НОУ Моск. Псих-соц.ин-т,2002.-629 с.

12. Современная психофизика/ ред. В.А. Барабанщиков.-М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2009.-542 с.

13. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. – Л., 1961. [Эл. ресурс] http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_teoriya-oschuscheniy_1961/go,8;fs,0/

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/RUBINSHTEYN_Sergey_Leonidovich/_Rubinshteyn_S.L..html

 

Тема 4 (2 часа)

Восприятие и его механизмы

1. Физиологические механизмы и особенности восприятия предметов окружающего мира и пространства.

2. Развитие восприятия предметов окружающего мира и пространства в детском возрасте.

3. Физиологические механизмы и особенности восприятия времени.

4. Развитие восприятия времени в детском возрасте.

5. Механизмы и особенности восприятия движения.

Основные понятия:

Перцепция, апперцепция, конвергенция зрительных осей, аккомодация хрусталика.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какое расстояние является оптимальным для восприятия удаленности и величины предметов?

2. Какую роль играет образование условных рефлексов в развитии восприятия пространства? Времени?

3. От каких факторов зависит восприятие человеком длительности временного промежутка?

Литература:

1. Психология восприятия: Материалы советско-норвежского симпозиума / Отв. ред Б.Ф. Ломов. – М:Наука, 1989.

2. Психофизиологические исследования восприятия и памяти: Сб ст. / Отв ред Ю.М. Забродин.- М: Наука, 1981..

3. Проблемы восприятия пространства и пространственных отношений – М.,1961.

4. Кликс Ф. Проблемы психофизики восприятия пространства / Пер. с нем.- М., 1965.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер,2004. - 713 с.

6. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб, 2004.

7. Панферов В.Н.Психология человека: душа и тело. Организм и психика. Функции психики. Структура психики: учеб пособие. -СПБ.: Изд-во Михайлова В.А.,2002.-156 с.

8. Сианкин М.И.Общая психология: функциональные явления человеческой психики: учеб-метод. пособие.- М.: Изд-во Моск. психол.-соц. Инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2001.-350с.

9. Губанов Н.И. Чувственное отражение: (Анализ проблемы в свете современной науки). – М.: Мысль, 1986. –237 с.

10. Хрестоматия по ощущению и восприятию. – М.,1975.

11. Познавательные процессы: ощущение, восприятие (Сб. ст.) – М.,1982.

12. Блинов Н.Н. Глаз и изображение/ Н.Н. Блинов.-М.: Медицина,2004.-320 с.

13. Общая психология: в 7 т.: учеб. для вузов -.2-е изд., стер.-М.: Академия. Т.2: Ощущение и восприятие /А.Н. Гусев, 2009.- 415 с.

14. Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учеб.пособие для вузов/В.М. Смирнов, С.М.Будылина.-3-е изд., испр. и доп.-М.: Академия, 2007.-334 с.

15. Психология ощущений и восприятия: учеб. пособие для вузов / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др.-М.: ЧеРо: НОУ Моск. Псих-соц.ин-т,2002.-629 с.

16. Современная психофизика/ ред. В.А. Барабанщиков.-М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2009.-542 с.

17. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. – Л., 1961. [Эл. ресурс] http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_teoriya-oschuscheniy_1961/go,8;fs,0/

18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/RUBINSHTEYN_Sergey_Leonidovich/_Rubinshteyn_S.L..html

 

Тема 5 (2 часа)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...