Процессы и развитие памяти
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1. Виды памяти (по длительности хранения информации, по характеру психической активности, по произвольности). 2. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. 3. Забывание как вид сохранения информации, закономерности забывания (закон Эббингауза, факторы, влияющие на забывание информации) 4. Этапы развития памяти в онтогенезе. Характеристика памяти у детей раннего, дошкольного, младшего школьного возраста. 5. Возможности развития памяти. Компенсаторные возможности памяти. Способы улучшения запоминания. Мнемические приемы. 6. Самостоятельная письменная творческая работа: подбор игры и упражнений, направленных на развитие памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста (подобрать по 2-3 игры, направленные на развитие образной (зрительной, тактильной, слуховой) и словесно-логической памяти) Основные понятия: Кратковременная память, долговременная память, объем кратковременной памяти, запоминание, сохранение, воспроизведение, произвольное и непроизвольное запоминание, компенсация, развитие. Вопросы для самоконтроля: 1. Какова взаимосвязь между развитием и компенсацией? 2. Какое запоминание является наиболее эффективным в дошкольном возрасте? В младшем школьном? 3. В каком возрасте наиболее эффективным является развитие: а) двигательной, б) образной, в) словесно-логической памяти? Литература: 1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. 2. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. – М.,2011. 3. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология памяти: Хрестоматия. – М.: ЧеРО, 2002. 4. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. Избранные психологические труды. – М.,1996. 5. Изюмова С.А. Природа мнемических способностей и дифференциация обучения. – М.,1995.
6. Лапп Д. Улучшаем память – в любом возрасте. – М.,1993. 7. Лорейн Г. Как развить мощную память. – Екатеринбург,1995. 8. Куприянович Л.И. Резервы улучшения памяти: кибернетические аспекты. М.,1970. 9. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: развитие и диагностика. – М.,1970. 10. Житникова Л.М. Учите детей запоминать: Пособие для воспитателя. – М.,1972. 11. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.,2000. 12. Развитие логической памяти у детей. – М.,1976. 13. Клацки Р. Память человека: структуры и процессы [Эл. ресурс] http://lib.uni-dubna.ru/search/files/ps_klatzky_pamiat/~ps_klatzky_pamiat.htm 14. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология памяти: Хрестоматия. – М.: ЧеРО, 2002. [Эл. ресурс] http://qame.ru/book/memory/psihologiya_pamyati/Гиппенрейтер%20Ю.Б.,%20Романов%20В.Я.%20Психология%20памяти.%20М.%20ЧеРо,%202002.%20816%20с/ 15. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. [Эл. ресурс] http://psychlib.ru/mgppu/ZNz-1961/ZNZ-001.HTM 16. Лорейн Г. Развитие памяти и способности концентрироваться. [Эл. ресурс] http://www.klex.ru/ 17. Житникова Л.М. Учите детей запоминать: Пособие для воспитателя [Эл. ресурс] http://www.pedlib.ru/Books/6/0408/6_0408-1.shtml 18. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии http://log-in.ru/books/praktikum-po-detskoiy-psikhologii-uruntaeva-g-a-afonkina-yu-a-vozrastnaya-psikhologiya/
Тема 6 (2 часа) Мышление и его развитие 1. Операции мышления. 2. Классификации видов мышления по разным основаниям. 3. Этапы развития мышления у детей в концепциях разных исследователей (Ж. Пиаже, Д. Брунер, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова) 4. Развитие понятий и умозаключений в детском возрасте. Концепция Л.С. Выготского о развитии понятий у ребенка. 5. Способы развития мышления у детей. 6. Письменная самостоятельная работа: подбор игр и упражнений, направленных на развитие операций мышления у детей (подобрать по 2-3 игры, направленных на развитие каждой мыслительной операции; 2-3 игры на развитие творческого и конвергентного мышления).
Основные понятия: Мышление, наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, конкретизация, эгоцентризм детского мышления, конкретные операции, формальные операции. Вопросы для самоконтроля: 1. Покажите на примере той или иной мыслительной операции, как проходит развитие мыслительных операций на разных этапах становления детского мышления. 2. Какой возраст является наиболее сензитивным для развития а) наглядно-действенного, б) наглядно-образного, в) словесно-логического мышления? 3. Каковы психологические условия, способствующие развитию мышления у детей? 4. Какова роль общения со взрослым в развитии детского мышления? Литература: 1. Брунер Дж. Психология познания. - М.: Прогресс, 1977. 2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.,1960. 3. Веккер Л.М. Психические процессы. Т.2. Л.:ЛГУ,1974. 4. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды.- М., 1969. 5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Педагогика-пресс,1994. 6. Кольцова М.М. Обобщение как функция мозга.- Л., 1967. 7. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. - М.,1972. 8. Усова А.В. Психолого-дидактические основы формирования у детей научных понятий. – Челябинск, 1986. 9. Акимова М.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. – Обнинск, 1993. 10. Зак А.З. Учимся мыслить, стараясь рассуждать. - М., 1996. 11. Зак А.З. Развитие мышления детей. - М.,1993. 12. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии. – 1990. - № 6. 13. Воробьев А.Н. Тренинг интеллекта. - М.,1989. Интернет-ресурсы: 1. Тихомирова О.К. Психология мышления [Эл. ресурс] http://psy.khspu.ru/wp-content/uploads/2012/02/Тихомиров-О.К.-Психология-мышления-фрагмент.pdf 2. Гипенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления [Эл. ресурс] http://www.klex.ru/9zz 3. Брунер Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации [Эл. ресурс] http://qame.ru/book/common_psychology/psihologia_poznania_za_predelami_neposredstvennoj_iyformacii/psihologia_poznania_za_predelami_neposredstvennoj_iyformacii.doc 4. Вертгеймер М. Продуктивное мышление [Эл. ресурс] http://qame.ru/book/superlearning/produktivnoe_mishlenie/Вертгеймер%20М.%20-%20Продуктивное%20мышление.doc
5. Пиаже Ж. Психология интеллекта [Эл. ресурс] http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?bookhl=&book=piazhe_izbrannye-psihologicheskie-trudy_1969
Тема 7 (2 часа) Воображение 1. Воображение как психический процесс. 2. Функции воображения. 3. Виды воображения. 4. Механизмы воображения. 5. Развитие воображения в детском возрасте. 6. Игры и упражнения, направленные на развитие воображения у детей. Основные понятия: Воображение, агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация, заострение, мечта. Вопросы для самоконтроля: 1. В чем основное отличие воображения от мышления, от образов памяти? 2. Каково практическое значение в деятельности человека различных видов воображения? 3. Какие психологические условия способствуют развитию воображения у детей? Литература: 1. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте.- СПб, 1997. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2004. 3. Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения: Сравнительно-исторический анализ. – СПб., 1992. 4. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность: Опыт методологического анализа познавательных функций воображения. – М., 1989. 5. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М., 1986. 6. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию / Пер. с англ. Под ред Лурия. – М., 1974. 7. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения: Экспериментальное исследование. – Тбилиси, 1972. 8. Никифоров О.И. К вопросу о воображении // Вопросы психологии. – 1972. - № 2. Интернет-ресурсы: 1. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Эл. ресурс] http://www.psyoffice.ru/3-0-hrestomati-readerage007.htm 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Эл. ресурс] http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/RUBINSHTEYN_Sergey_Leonidovich/_Rubinshteyn_S.L..html 3. Дьяченко О.М. [Эл. ресурс] Об основных направлениях в развитии воображения дошкольника http://www.voppsy.ru/issues/1988/886/886052.htm
Тема 8 (2 часа) Внимание 1. Дискуссия о сущности внимания (внимание как познавательный процесс, как свойство личности, как регулятивная функция, как деятельность самоконтроля).
2. Свойства внимания. 3. Развитие внимания в онтогенезе. Особенности внимания дошкольников, младших школьников. 4. Возможности и психологические условия развития внимания у детей. 5. Развитие внимания детей по методу П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой. Основные понятия: Внимание, доминанта, концентрация, распределение, переключение, устойчивость внимания, произвольное, непроизвольное и послепроизвольное внимание. Вопросы для самоконтроля: 1. Каковы внешние проявления внимания? 2. Охарактеризуйте особенности внимания детей разного возраста. 3. Какие свойства внимания в наибольшей степени влияют на эффективной учебной деятельности школьника? 4. Какие психологические условия способствуют развитию внимания у детей? Литература: 1. Гатанова Н.В., Тупина Е.Г. Развиваю внимание. – СПб, 2000. 2. Осипова А.А., Малашенская Л.И. Диагностика и развитие внимания: программа для детей 5-9 лет.- М.,2001. 3. Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания.- М.,1993. 4. Андреев О.А., Хролов Л.Н. Тренировка внимания. – Минск, 1997. 5. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания.- М., 1995. 6. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.,1974. Интернет-ресурсы: 1. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. [Эл. ресурс] Экспериментальное формирование внимания http://www.twirpx.com/file/990108/ 2. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания: Хрестоматия [Эл. ресурс] http://klex.ru/3pb
Тема 9 (2 часа)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|