Формы и методы осуществления функций государства.
Форма осуществления функций государства - виды деятельности государства по осуществлению его функций, т.е. процедурно-процессуальная сторона деятельности государства и его органов. Осуществление функций государства происходит в правовой и организационной формах. Правовая форма реализации функций государства – это деятельность государства, которая влечёт правовые последствия. Она включает в себя правотворческую, правоисполнительную и правообеспечительную деятельность. Правотворческая деятельность заключается в разработке и принятии разных нормативно-правовых актов (законов, подзаконных актов), содержащих в себе правила поведения. Правоисполнительная деятельность выражается в принятии системы мер, направленных на исполнение нормативно-правовых актов. Правообеспечительная деятельность заключается в создании условий, благоприятствующих наиболее полному и эффективному осуществлению содержащихся в нормативно-правовых актах прав и свобод. Организационные формы осуществления функций государства состоят в выполнении мероприятий, обеспечивающих решение стоящих перед обществом и государством задач. К организационным формам относятся подготовительные мероприятия, разработка проектов, их оценка, разъяснительная работа, и т.д. В зависимости от того, каким образом осуществляется взаимодействие между представителями публичной власти и гражданами выделяются явно-публичная форма реализации функций государства и латентно-публичная. Явно-публичная форма осуществления функций государства проявляется, когда граждане вступают в непосредственный личный контакт с официальными представителями публичной власти.
Латентно-публичная (скрытая) форма осуществления функций государства проявляется, когда граждане не вступают в непосредственный личный контакт с представителями публичной власти, но, тем не менее, взаимодействуют со сложившимся государственно-правовым порядком отношений в обществе. Методы реализации функций государства – это особые приёмы, способы достижения государственных целей. Методы осуществления функций государства подразделяются на методы убеждения и методы принуждения. Убеждение – метод активного воздействия на сознание людей посредством идей, ценностей с целью формирования взглядов, основанных на понимании целей деятельности. Принуждение – это привлечение субъекта помимо его воли к совершению каких-либо действий. Кроме того, принуждение всегда связано с определённой степенью насилия над личностью, и поэтому требует особо тщательной регламентации с точки зрения оснований и условий применения, процессуальной формы, объёма и т.д. В зависимости от степени централизации государственного управления методы реализации функций государства подразделяются на методы централизованного государственного управления и методы самоуправления (саморегулирования). Традиции российской государственности. Говорить о традиции российской государственности сложно т.к. были перерывы в российской государственности(1905,1917,1991). Централизованное российское государство возникло в 15в., связано с крушением Византийской империи. И Россия приняла гос.традиции Византии. Эти традиции: 1)православие-одна из религиозных конфессий. Форма коллективного сознания российской государственности. 2)полиэтничность-множество языков и народов. 3)самодержавие-император-ставленник бога на земле. В России монарх рассматривался как сын бога на земле. 4)соборность и общинность. Соборность разработана Хомяковым в середине 19в. Черты соборности:
1)устремление слабых к сильному духовному центру. 2)отрицает принцип свободы как безудержное стремление к свободе. Проявление свободы в виде выбора. 3)исключает равенство и независимость. 4)это не братство, а отношение отца и сына. Особенностью революции 1917г.- православие заменено пролетарской идеологией. Самодержавие как наличие богоизбранного посредника заменено на власть лидеров партии. Соборность и общинность трансформировались в традиции коллективизма. Создание себе подобия в восточной европе,КНДР, Африке,Азии. В 1991г. произошла попытка отхода от византийского образца и строительство государственности по западному образцу. Конституционные черты российской государственности: 1)правовое государство. Нерсесянц выделяет блоки: А)гуманитарно-правовой блок-объявление прав и свобод личности приоритетом в гос. деятельности. Б)нормативно-правовой блок-верховенство конституции, законность. В)институционально-правовой блок-разделение властей, механизм сдержек и противовесов. 2)демократическое государство-носитель суверенитета многонациональный народ. 3)республика-высшие органы власти – выборные. 4)федеративное государство. 5)светское государство. 6)социальное государство.
Происхождение права. Точки зрения ученых можно разделить на две группы в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о возникновении права и о его понятии. Асинхронисты считают: 1. Право и государство являются различными социальными институтами, имеющими собственные закономерности происхождения и развития, хотя и связанные между собой при функционировании. Они рассматривают право как признанные субъектами взаимные права и обязанности, обеспеченные чьим-либо авторитетом. Право, считают они, возникают вместе с возникновением человеческого общества, оно не нуждается в специальном аппарате обеспечения и принуждения. Поэтому можно говорить о родовом праве, семейном праве, примитивном праве, племенном праве и т.д. 2. Среди этой группы авторов есть те, кто считает, что право возникло не вместе с человеческим обществом, но раньше государства, когда начинают складываться и развиваться товарно-рыночные отношения, поскольку именно такого рода общественные отношения требуют правового регулирования. Более того, возникновение права повлекло за собой возникновение государства, поскольку право нуждалось в обеспечении со стороны организованной силы, а такой силой, способной обеспечить нормальное функционирование права, могло быть только государство.
Синхронисты считают, что процессы возникновения права и государства тесно связаны и переплетены. Яркой иллюстрацией такого подхода может служить этатический подход к праву (классовая теория). Он рассматривает право как возведенную в закон волю экономически и политически господствующего класса, содержащуюся в формальных источниках, где право отождествляется с законом и является инструментом в руках государства для подавления экономически зависимых классов, населения в целом. Право в этом подходе производно от государства, вторично по отношению к нему, является инструментом в его распоряжении. При этом право опосредует процессы политогенеза. Вышеуказанные расхождения связаны с многозначностью понятия права, прежде всего, с понятиями естественного и позитивного права. Естественное право - это социально оправданная возможность, свобода определенного поведения людей. Позитивное право – это установленные или санкционированные государством правила поведения людей, содержащие предписания поведения. Потребность в регуляции, упорядочивании, охране общественных отношений, в стабильности и правопорядке явилась основной предпосылкой возникновения права. Цель правового регулирования – приведение поступков людей во взаимное соответствие на основе правовых норм. Отличие права от обычаев. 1. Формальная определенность. Право закрепляется в письменных источниках, содержит четко сформулированные дозволения, обязывания, запреты. 2. Санкции значительно ужесточаются и дифференцируются в зависимости от социального положения (свободный, раб, господин и т.д.). 3. Действие права обеспечивается специальным аппаратом чиновников, органами принуждения – полицией, армией, тюрьмами.
4. Возникают суды как органы, призванные разрешать конфликты, споры на основе права. 5. Право содержит специальные юридические понятия и конструкции, например, истец, ответчик, собственность и т.д. Пути происхождения права: Восточный путь правогенеза: право вытекает из норм религии (Древняя Индия) и морали (древний Китай), закрепляет их с помощью государства как общеобязательные. Основной способ правообразования: санкционирование государством религиозных, моральных, обычных норм, придание им общеобязательной силы. Западный путь правогенеза: право явилось результатом деятельности человеческого разума, который стремился отразить в праве ценность отдельно взятой личности. Право определяло меру свободы. Способы правообразования: а) санкционирование обычаев в форме правового обычая; б) санкционирование обычаев в форме судебного прецедента; б) правотворчество, т.е. разработка, принятие и издание государством и его органами нормативно-правовых актов Право возникает в следующих формах: 1. Санкционирование и запись обычаев первобытного общества, т.о.возникновение правовых обычаев. 2. Деятельность специальных должностных лиц (чиновников, судей) в обязанность которых входило разрешение споров, конфликтов на основе обычаев или справедливости, так сформировался судебный прецедент. 3. Деятельность государства и его органов по созданию норм права в форме нормативно–правовых актов, т.е. собственно правотворчество. 4. Превращение религиозных норм в правовые, путем санкционирования их государством (мусульманское право). 5. Деятельность ученых, которые пытались познать природу и сущность права, создавая определенные конструкции и нормы (западное «право университетов»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|