основные(конституционные) черты современного Российского государства.
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Конституционные черты российской государственности: 1)правовое государство. Нерсесянц выделяет блоки: А)гуманитарно-правовой блок-объявление прав и свобод личности приоритетом в гос. деятельности. Б)нормативно-правовой блок-верховенство конституции, законность. В)институционально-правовой блок-разделение властей, механизм сдержек и противовесов. 2)демократическое государство-носитель суверенитета многонациональный народ. 3)республика-высшие органы власти – выборные. 4)федеративное государство. 5)светское государство. 6)социальное государство. Основными чертами правового государства являются, на наш взгляд, следующие. 1) принципа разделения власти и наличия системы «сдержек» и «противовесов» в устройстве государства, что создает определенные препятствия для сосредоточения всей полноты государственной власти в одних руках. 2)объем закрепляемых в источниках права прав, свобод и законных интересов граждан: право на жизнь, гражданство, личную свободу, собственность, свободу совести, слова, ассоциаций, передвижений и т.д.; 3) равенство граждан перед законом и судом, их равноправие. Юридическое равенство, пришедшее на смену сословным привилегиям, является, пожалуй, одним из самых замечательных завоеваний нового времени. 4) взаимная ответственность гражданина и государства, корреспонденция их прав и обязанностей. Например, ст. 15 Конституции РФ предусмотрел помимо прочего обязанность граждан России соблюдать Конституцию и законы, их нарушители должны нести юридическую ответственность. В то же время ст. 18 Конституции устанавливает обязанность государства обеспечить защиту прав и свобод гражданина и человека, поддержку правомерного поведения.
5) закрепление прав и свобод граждан в в Конституции. 6) обеспечение государственной защиты прав граждан. В ст. 17 Конституции РФ говорится, что государственной защите подлежат те права и свободы человека и гражданина, не только прямо предусмотренные данной Конституцией, но и вытекающие из общепризнанных норм и принципов международного права; 7) законность как принцип реализации правовых актов, при котором подзаконные акты должны соответствовать законам, а те в свою очередь должны соответствовать основному закону - ст.15 Конституции РФ. 8) разделение властей, по меньшей мере, на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Это позволяет добиться независимости каждой из ветвей государственной власти и предотвращает ее узурпацию каким-либо органом или лицом. Разделение властей дополняется системой «сдержек и противовесов», позволяющей властям взаимно контролировать друг друга; 9) конституционная ответственность высших должностных лиц государства за выполнение своих обязанностей: ст. 93 Конституции РФ устанавливается конституционная ответственность Президента России за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, административная юстиция, дающая возможность гражданам оспорить в судебном порядке действия государственных должностных лиц и органов (ст. 46 Конституции РФ); 10) парламентаризм, выражающийся в наличии в государстве представительного законодательного органа. Статья. 94 Конституции РФ гласит: «Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации»; 11) демократизм, выражающийся в формировании высших органов государственной власти и управления посредством выборов гражданами, а также в действии институтов непосредственной демократии таких как, например, референдум (ст. 3, ст. 32 Конституции РФ);
12) особая роль суда как высшей инстанции в государстве, разрешающей правовые споры (ст. 118 Конституции РФ: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом»); 13)наличие местного самоуправления. 14)многопартийность, с одной стороны, обеспечивающая выражение многообразных политических интересов граждан, а с другой стороны, позволяющая последним на соревновательной основе воздействовать на деятельность государственного аппарата (ст. 13 Конституции РФ); 15) экономическая свобода, выражающаяся в свободе труда, признании различных форм собственности (частной, государственной и муниципальной), свободе предпринимательства (ст. 8, 9, 34, 35-37 Конституции РФ); 16)идеологический плюрализм, не допускающий принудительного навязывания обществу какой-либо одной идеологии, не подлежащей никакой критике (ст. 13 Конституции РФ);
|
53)Советское государство, сущность, форма, основные этапы его развития, распад.
|
55)Механизм(аппарат) современного Российского государства. |
Механизм Российского государства — это система взаимосвязанных между собой объединенных общими принципами государственных органов (институтов), осуществляющих государственную власть и функции государства, решающих его задачи. Механизму нашего государства должны быть присущи единство всех частей (элементов), их тесное и деловое взаимодействие, поскольку все органы государства осуществляют единую власть народа, опираются на одни и те же принципы образования и деятельности — демократизма, законности, разделения властей, субординации и координации, федерализма и профессионализма. Демократизм. В демократическом государстве все его органы (институты) должны создаваться и формироваться на демократических началах выборности, отчетности, подконтрольности, гласности, открытости и доступности народу. Российское общество пока не ощутило демократизма органов государства, их прочной связи с народом. Кроме того, при формировании органов государства широко применяется принцип назначения. Законность. В правовом государстве принцип законности обращен в первую очередь к государству, его органам. Уважать законы, беспрекословно следовать и подчиняться им, действовать в рамках своей компетенции, обеспечивать и гарантировать права и свободы граждан — важнейшая конституционная обязанность органов государства. Низкая правовая культура, беззаконие должностных лиц, работников государственных органов разлагающе действуют на механизм государства, на общество. Разделение власт ей. Умелое использование этого принципа обеспечивает гибкий и постоянный взаимный контроль верхних эшелонов государственной власти, предостерегает против узурпации государственной власти тем или иным органом. Кроме того, данный принцип повышает эффективность работы государственного механизма. Субординация и координация. Четкая, слаженная и высокоэффективная работа механизма государства невозможна без строгой государственной дисциплины, без подчинения по вертикали и деловой координации по горизонтали. Дисциплина цементирует весь механизм государства, обеспечивает его целостность и работоспособность. Федерализм. Этот принцип оказывает большое влияние на механизм Российского государства. Ряд общефедеральных органов (например, Федеральное Собрание) формируются с участием представителей субъектов Федерации. Наряду с общефедеральными создаются и действуют государственные органы субъектов Федерации, между которыми складываются отношения координации и субординации. Профессионализм. От человеческого фактора, т. е. персонала государственного аппарата (профессионалы там трудятся или дилетанты), в решающей степени зависит качество его работы. Без персонала механизм государства представляет собой безжизненную абстракцию. Первоосновой профессионализма служит компетентность государственных чиновников. В государственном аппарате профессионализму противостоит дилетантизм. Подчас он самоуверен, агрессивен и стремится вытеснить профессионализм. В практическом деле дилетантизм выражается в отсутствии необходимых знаний, в организационной беспомощности, в неспособности предвидеть результаты своих действий, последствия принимаемых решений. Молодой механизм (аппарат) Российского государства уже успел «приобрести» тяжелые и разрушительные болезни. Он стремительно разбухает, растет армия чиновников, среди которых немало дилетантов. Парадокс заключается в том, что уровень государственного управления общественными делами падает ниже низшего предела, а механизм государства бурно растет, усугубляя сверх напряженное финансовое положение в стране. Особенно нетерпимы коррупция, подкуп, продажность должностных лиц, чиновников, поразившие определенную часть государственных служащих. Взятка сегодня — пропуск к решению очень многих проблем. Коррумпированному гниению государственного аппарата могут противостоять: точное правовое определение компетенции каждого органа, должностного лица; действенный контроль; строгая моральная и юридическая ответственность; хорошо поставленные аттестация и переаттестация работников государственных органов. В ст. 11 Конституции РФ содержатся три пункта, конкретизирующие и закрепляющие разделение властей в качестве основополагающего, системообразующего фактора (принципа) структуры механизма современного Российского государства: 1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. 2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. 3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий» Конституция Российской Федерации. М., 1993. Согласно ст. 12 Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Опираясь на Конституцию РФ и исходя из структурно-функционального критерия анализа государственного механизма, представляется возможным выделить следующие основные системы государственных органов, составляющих механизм современного Российского государства: 1. Президент Российской Федерации - глава Российского государства. Согласно Конституции ряда республик РФ (Республики Татарстан, Республики Калмыкия и т.д.) в них также учреждена должность Президента. Однако, правовой статус Президента законодательством таких республик определяется по-разному. Так, например, в Республике Татарстан Президент является главой государства, а в Тыве -- главой государства и исполнительной власти. 2. Система представительных (законодательных) органов государственной власти - от высшего органа, государственной власти РФ - Федерального собрания - до представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 3. Система органов государственного управления - от высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти РФ - Правительства Российской Федерации - до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 4. Органы правосудия. Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный суд России, Верховный суд России и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный суд и поднадзорные ему нижестоящие суды. 5. Органы прокуратуры - от Генерального прокурора. Российской Федерации до нижестоящих прокуроров субъектов РФ. 6. Иные правоохранительные органы, которые по своему функциональному признаку и социальному назначению призваны стоять на страже законности и правопорядка. К ним относятся органы внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности, федеральные органы налоговой полиции, таможенные органы РФ и другие правоохранительные органы по борьбе с преступностью. 7. Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы, призванные обеспечить защиту суверенитета, целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также выполнение задач в соответствии с международными договорами |
1)Политические идеи в нецивилизованном обществе. 2)Закономерности политической организации общества в произведениях Гомера.
3)Гесиод о качествах образцового политического руководителя и правилах примерной жизни в государстве.
4)Политические деятели Древней Греции 7-6в. до н.э. о закономерностях государственной организации.
5)Конфуций о закономерностях политического управления.
6)Политическая доктрина в древнеиндийском трактате «Артхашастра».
7)Древнегреческие софисты, Сократ и Демокрит о закономерностях политической организации общества.
8)Платон о государстве, праве и политике.
9)Политическое учение Аристотеля.
10)Ксенофонт Афинский о политическом управлении.
11)Полибий о закономерностях государственной организации.
12)Эпикурейство и стоицизм как направления политической идеологии.
13)Лукреций и Цицерон о государстве и праве.
14)Теоретические представления о государстве и праве в христианском вероучении.
15)Исламская политическая доктрина.
16)Учение о политике Макиавелли.
17)Ж.Боден о государстве и политическом управлении.
18)Политическое учение Б.Спинозы.
19)Оновы теории государства и права Т.Гоббса.
20)Концепции справедливости в истории политической мысли.
21)Предмет истории политических и правовых учений.
22)Политические учения в России в первой половине 18в.
23)Концепция единства коренных долговременных интересов всех субъектов политической организации общества в истории политических учений.
24)Политические учения в России во второй половине 18в.
25)Политическая мысль в России в 17в.
26)Утопический социализм Мора, Мюнцерна, Кампанеллы.
27)Естественно- правовая доктрина в истории политических учений.
28)Политические учения утопического социализма во Франции 18в.
29)Политические и правовые учения в России первой половины 19в.
30)Работы Ленина «Государство и революция» и «Пролетарская революция и ренегат Каутский».
31)Историческая школа права.
32)Проблемы государства и права в трудах великих социалистов-утопистов(Сен-Симон, Фурье, Оуен).
33)Политико-правовые учения революционных народников 50-х гг. 19в. в России.
34)Фома Аквинский о государстве и праве.
35)Политическое учение Августина Блаженного.
36)Развитие русской политической и правовой мысли в 11-14 вв.
37)Политико-правовые учения в России в 15-16в.
38)Ш.Монтескье о государстве и праве.
39)Политические идем Ж.Ж. Руссо.
40)И.Кант о закономерностях государства и правовом регулировании.
41)Политические воззрения Т.Джефферсона.
42)Статьи «Федералиста» как памятник политической мысли.
43)Основы политической теории И.Бентама.
44)Д.Остин о политической организации общества и праве.
45)Г.Гегель о государстве и праве.
46)Политические воззрения К.Маркса и Ф.Энгельса в работах 50-х гг.19в.
47)Милль о формах правления.
48)Политические идеи Иеринга.
49)Г.Спенсер о политически организованном обществе.
50)Ф.Ницше о государстве, праве и политике.
51)Чичерин о государственной организации и правовом регулировании.
52)М.Вебер о государстве и политике.
53)Л.Дюги о закономерностях политического властвования.
54)Л.И.Петражицкий о праве и законности.
55)Г.Моска о политической теории и практике.
56)Советское учение о государстве.
57)Национализм в политической идеологии.
58)Концепция социального и политического развития Л.Г.Моргана: основные положения. Фридрих Энгельс»Происхождение семьи, частной собственности и государства».
59)Советская теория права.
60)Критерии оценки политико-правовых доктрин.
61)Развитие теоретических представлений об эволюции политической организации общества и права под влиянием прогресса исторического знания с древнейших времён до второй половины 20в.
62)П.И.Новгородцев о фундаментальных вопросах политической теории.
63)Политико-юридические идеи Г.Еллинека.
64)Учение о праве Г.Харта.
65)Теория разделения властей в истории политико-юридической мысли.
66)Учения о правовом государстве в истории политико-юридической мысли.
67)Е.Эрлих о политико-юридических явлениях.
68)Идея человеческого достоинства в политико-юридических доктринах и праве.
69)Разработка проблем общей теории государства и права в трудах Р.Паунда.
70)Г.Кельзен о государстве и праве.
71)Д.Локк о политической организации общества и правлении.
72)Вопросы теории государства и права в трактовке Л.Фуллера.
|
|