Нормы в современном русском языке
План 1. Понятие языковой нормы. 2. Виды норм.
Важнейшее качество культуры речи - её правильность. Литературно правильная речь построена в соответствии с языковыми нормами. Языковая норма - это относительно устойчивый способ употребления языковой единицы, отражающий исторические закономерности развития языка, закрепленный в лучших образцах литературы и предпочитаемый образованной частью общества. Характерные особенности нормы русского литературного языка: относительная устойчивость, распространенность, общеупотребительность, общеобязательность. Устойчивость и стабильность норм обеспечивают равновесие системы языка на протяжении длительного времени, способствуют поддержанию связей между поколениями и преемственности культурных традиций. Нормы помогают литературному языку сохранить свою целостность и общепонятность, что позволяет литературному языку выполнять культурную функцию. Если бы нормы не были устойчивыми, если бы они легко подвергались различного рода воздействиям, языковая связь между поколениями была бы нарушена. Конечно, неподготовленному читателю трудно, например, понять тексты, написанные в 11-12в.в., но произведения А. Пушкина мы понимаем, за исключением отдельных слов и выражений, хотя эти произведения созданы два века назад. Языковые нормы не выдумываются учеными. Источники языковых норм - произведения классической литературы, общепринятое современное употребление её, научные исследования. Нормы отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой. В настоящее время, как считают исследователи, центр нормообразования переместился в средства массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), благодаря чему меняется и сам статус литературного языка, норма демократизируется, становится более проницаемой для бывших нелитературных языковых средств.
Хотя нормы языка стабильны, устойчивы и долго сохраняются в неизменном виде, в то же время в процессе развития языка они могут и изменяться. То, что было нормой в прошлом веке и даже 10 лет назад, сегодня может явиться отклонением от неё. Так, в XIXв. говорили поезды, погоды. Источники изменения норм различны: разговорная речь, диалекты, профессионализмы, заимствования. Типология норм включает следующие виды: орфоэпические, лексические, грамматические, правописания. Орфоэпические нормы (греч. правильная речь) – нормы произношения (собственно орфоэпические) и ударения (акцентологические). Орфоэпические ошибки мешают воспринимать речь говорящего. Социальная роль правильного произношения очень велика, так как знание орфоэпических норм значительно облегчает коммуникацию. По тому, как человек говорит, как ставит ударения, можно определить, например, место его рождения, проживания. Весьма устойчивой диалектной чертой на севере является оканье, на юге – произношение [г] фрикативного образования [у]. В любом случае правильность произношения слов является показателем уровня образованности говорящего. Трудности в усвоении русского ударения связаны с двумя его особенностями: с разноместностью и с подвижностью, то есть ударение может находиться на любом слоге в слове (в отличие от некоторых языков мира, где ударение закреплено за определенным слогом) и может перемещаться с одной значимой части слова на другую в разных его формах и однокоренных словах. Встречаются слова, где ударение играет смыслоразличительную роль (мук¢а - м¢ука). Существуют распространенные ошибки, которых следует избегать, например:
¾ на конце слов [ г ] должно звучать как [ к ] (исключение слово Бог); ¾ сочетание [чн] так и произносится, кроме имен собственных (Никити[шн]а) и некоторых слов (яи[шн]ица, копее[шн]ый и др.); ¾ перед буквой [е] смягчаются согласные в заимствованных словах (инженер, теория), в некоторых заимствованных словах согласные перед [е] произносятся твердо (код[э]кс, каф[э]); ¾ глаголы, заканчивающиеся на –ировать имеют ударение в неопределенной форме на последнем слоге (премировать). Чтобы не делать ошибок в речи, необходимо пользоваться специальными словарями, например «Орфоэпическим словарем русского языка» под ред. Р. И. Аванесова, в котором дается произношение слова. Под лексическими нормами понимается правильность выбора слова и уместность применения его в общеизвестном значении и в общепринятых сочетаниях. Каждое При выборе слова следует учитывать не только его значение, но и лексическую сочетаемость, которая определяется значением слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами и другими факторами. Например, можно сказать причинить вред и нельзя – причинить радость, можно иметь закадычного друга, но закадычного врага – нет.
Кроме того, необходимо избегать в речи плеоназмов (избыточности выражения: главная суть, январь месяц) и тавтологии (повторение однокоренных слов, например: рассказать рассказ, проливной ливень). С течением времени, в ходе постоянного развития языка изменяются не только произносительные и лексические нормы русского языка, но и, хотя и в меньшей степени, его грамматические нормы. Как известно, в грамматике выделяют две подсистемы: морфологию и синтаксис. Морфология - это систематизированная совокупность форм слов (парадигм склонения и спряжения), а также правил их употребления и одновременно это раздел грамматики, который изучает и описывает эти формы, правила. Рассмотрим теперь, какие именно элементы морфологического строя русского языка представляют «слабые места» с точки зрения культуры речи, какие правила морфологии создают условия для сбоев, порождают типичные ошибки. 1. Некоторые существительные мужского рода в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание, т. е. оканчиваются на согласный основы (армян, грузин, ампер, ватт, пара ботинок, сапог). 2. Несклоняемые существительные, обозначающие географические названия, принимают форму рода в соответствии со словами «город», «река», «озеро» (полноводное Онтарио, солнечный Сочи). 3. В ряде существительных 2-го склонения в именительном падеже множественного числа употребляется форма на -а(-я) (доктора, поезда, учителя), в других удерживает свои позиции форма на -ы(-и) (инженеры, договоры, бухгалтеры). 4. Вызывает затруднение образование некоторых форм существительных, по разным причинам лишенных одной или нескольких форм; это явление называется «пустыми клетками в парадигме» (например у существительных мечта, мольба отсутствует форма Р.п. мн.ч.). 5. Дополнительную трудность создает образование сравнительной и превосходной степени прилагательных (нельзя сказать самый ближайший, более лучше).
6. Нормой литературного языка является склонение каждого слова в составных и сложных количественных числительных (у меня пятьсот шестьдесят три рубля в кармане, с пятьюстами шестьюдесятью тремя рублями в кармане). 7. Собирательные числительные выражают только количество от двух до десяти (двое, трое и т. д.) и могут употребляться с существительными мужского рода (двое мужчин); с существительными, обозначающими детенышей животных (двое котят); с существительными, имеющими только форму множественного числа (двое ножниц); с названиями парных предметов (двое рукавиц). 8. Предлог из-за используется, когда указывается отрицательная причина, благодаря – при положительной причине (из-за дождя я не успел на автобус, благодаря дождю поля стали зелеными). Синтаксические нормы приписывают правильное построение словосочетаний и предложений. Строя предложение, необходимо помнить, что в русском языке при относительно свободном порядке расстановки слов предпочтительным является прямой порядок (подлежащее предшествует сказуемому). Ошибочно употребление двух подлежащих (Комната она была вовсе не маленькой). Сказуемое согласуется в роде и числе с собирательными количественными существительными большинство, часть, ряд и т.д., стоящими в именительном падеже (ряд депутатов поддержал решение). Следует отметить часто встречающиеся ошибки в употреблении существительных с предлогами «благодаря» и «вопреки». Оба предлога требуют дательного падежа (благодаря стараниям, вопреки указаниям). Весьма распространенным речевым недостатком является так называемое «нанизывание падежей», то есть расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм. Эта ошибка характерна для письменной речи. Чаще всего происходит нанизывание родительных падежей. Д.Э. Розенталь и И.Б. Голуб приводят в своем пособии конструкцию, так описывающую владельца некой книги: «Книга племянницы мужа учительницы сына моего соседа...».[5] При построении предложения с деепричастными оборотами следует помнить, что основное действие, выраженное глаголом, и добавочное действие, выраженное деепричастием, совершаются одним лицом (предметом). Если не учесть данное обстоятельство, мы получим, например, следующее высказывание: Подъезжая к городу, начался сильный ветер. Упражнения Задание 1. Прочитайте вслух приведенные ниже слова. Укажите, какие слова можно произносить в соответствии с нормой с [шн], а какие — с [чн]. При выполнении задания пользуйтесь орфоэпическим словарем. Булочная, взяточник, горчичники, Ильинична, конечно, лодочник, сердечный, скворечник, скучно, яичница, Никитична, молочный, подсвечник, прачечная, сливочный, яблочный, Наталья Кузьминична, двоечник, командировочный, гречневый, копеечный, спичечный, нарочно, нечто, ничто, чтобы, что-нибудь, не за что, пшеничный, справочный, отлично.
Задание 2. Распределите приведенные ниже заимствованные слова на три группы в зависимости от произнесения согласного перед [е]. Для справок используйте орфоэпические словари русского языка. Составьте предложения с подчеркнутыми словами. Реликвия, реквием, бассейн, крем, детектив, пюре, индекс, теннис, фанера, темп, дефис, терапевт, дебаты, лотерея, рейд, бутерброд, лазер, берет, панель, сервис, термос, кузен, сонет, реле, экспресс, депо, демонтаж, декан, сессия, агрессия, тенденция, термин, музей, рейс, менеджер, компьютер, тест.
Задание 3. Прочитайте вслух следующие слова, следя за правильной постановкой ударения. А. Квартал, каталог, нефтепровод, обеспечение, цемент, столяр, свёкла, афера, километр, компас, щавель, договор, диспансер, алкоголь, жалюзи, хозяева, танцовщица, медикаменты, мышление, гусеница, крапива, маркетинг, процент, шарфы, банты, торты, средства. В. Украинский, кухонный, оптовый, грушевый, избалованный, мизерный, одновременный, красивее, С. Ходатайствовать, звонить, черпать, уведомить, углубить, облегчить, запломбировать, премировать; Понял – поняла – поняло – поняли, принял – приняла – приняло – приняли, нанял – наняла - наняло – наняли, отозвал – отозвала – отозвало – отозвали. Задание 4. Устраните тавтологию. 1. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества. 2. В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей методической литературой. 3. В прошлом году выдался неурожайный год. 4. В пищу животным стали добавлять минеральные добавки. 5. Мы каждый месяц платим абонементную плату за радиоточку. 6. Из лекций по искусству общения мы узнали много новых и полезных знаний. 7. Они стали заниматься рисованием и нарисовали много картин. Задание 5. Найдите плеоназмы в предложениях, исправьте ошибки. 1. Он привык беречь каждую минуту времени. 2. Открылось новое совместное предприятие, выпускающее 30 тысяч штук изделий в год. 3. Эти компьютеры просты по устройству и дешевы постоимости. 4. Деятельность центра будет способствовать дальнейшему совместному сотрудничеству между народами разных стран. 5. Писателя интересуют взаимоотношения участников движения друг с другом. 6. При такой обработке много древесины пропадает зря. 7. Позвольте вам вручить этот сувенир на память! 8. Ностальгия по родине не давала им покоя. 9. Инаугурация президента назначена на пятое ноября. на нарушения государственных законов. 10. В обществе он всегда навязывал свой моветон. 11. Это можно объяснить лишь особенностями национального менталитета.
Задание 6. Устраните ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. 1. Спектакль оказал на ребенка большое впечатление. 2. Большое внимание благоустройству города будет оказано в следующем году. 3. Первую лекцию в этом году провел молодой преподаватель. 4. Не нужно из этого факта строить проблему. 5. Продукт пользуется авторитетом у покупателей. 6. Многие предприятия в результате неправильной политики потерпели ущерб. 7. Это важный шаг, и его надо пройти. 8. На приеме глава государства поднял тост за мир и процветание. 9. Ущерб от разрушений описывается специалистам. 10. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди. Задание 7. Из слов правой и левой колонки составьте словосочетания.
Задание 8. Учитывая род существительных, составьте словосочетания «существительное + прилагательное». 1)... бра,... кашне,... простыня,... толь,... туфля,... тюль,... шампунь; 2)... кольраби,... кофе,... манго,... повидло; 3)... алиби,... бандероль,... мозоль,... пенальти, … пари,... табель,... такси; 4)... атташе,... инкогнито,... конферансье,... маэстро; 5)... иваси,... кенгуру,... лосось,...пони,... шимпанзе; 6)... Баку,... Бали,... Дели,... Килиманджаро,...Марокко,... Миссури,... Сухуми,... Тбилиси,... Чили; Задание 9. Образуйте форму Им. п. мн. ч. следующих существительных. Слесарь, бухгалтер, диктор, директор, договор, жемчуг, инженер, инспектор, конструктор, лектор, месяц, профессор, торт, тренер, шофер, шрифт, эксперт, доктор, инструктор, принтер, выбор, автор, трактор. Задание 10. Употребите данные существительные в форме Род. п. мн. ч. 1. Аптекари, башкиры, болгары, грузины, казахи, монголы, осетины, татары, турки, туркмены, узбеки, хорваты, цыгане, якуты. 2. Граммы, гектары, килограммы, километры, мегабайты, сантиметры. 3. Ботинки, бутсы, валенки, гетры, гольфы, кеды, ласты, носки, сапоги, туфли, чулки. 4. Госпитали, конюшни, пекарни, кухни, таможни, деревни, рельсы. 5. Статьи, ведомости, слоги, места, жирафы, цапли, георгины. 6. Абрикосы, апельсины, баклажаны, бананы, макароны, мандарины, помидоры, томаты, торты, яблоки. Задание 11. От приведенных ниже прилагательных образуйте все возможные формы степеней сравнения. Сильный, добрый, смелый, важный, теплый, умный, серьезный, просторный, тесный,, продуктивный, сухой, красивый, твердый, горький. Задание 12. Раскройте скобки, заменяя цифровые обозначения словами. Внесите в предложения необходимые изменение там, где это необходимо. 1. Из (892 участника) съезда иногородних семьсот сорок два человека. 2. К (1219 учащихся) одной школы присоединились девятьсот тридцать два учащихся другой. 3. Пароход с (850 отдыхающих) вышел в рейд. 4. Лагерь находился в (1670 километров) от границы. 5. В этот час мы покидаем льдину, пройдя свыше (2500 километров) за время дрейфа (274; сутки). 6. Летаргический сон продолжался (32; сутки). 7. Воздух был наполнен (1000 свистов). Задание 13. Раскрывскобки,употребите нужное числительное с данным существительным. (Две, двое) девочки, (пять, пятеро) рукавиц, (шесть, шестеро) суток, (три, трое) ножниц, (семь, семеро) мальчиков, (десять, десятеро) носков. Задание 14. Соедините деепричастные обороты с одним из двух данных предложений.
Задание 15. Проанализируйте формы согласования сказуемого с подлежащим. Проследите, какие условия определяют выбор той или иной формы. 1. Большинство людей молчало. 2. Большинство людей хотели что-нибудь сделать. 3. Подавляющее большинство слушателей показали на экзаменах глубокие знания. 4. Большинство картин художников-передвижников было воспринято как гимн человеку, прославляющий и утверждающий его высокие духовные ценности. 5. Ряд столов стоял в аудитории. 6. Ряд штангистов, борцов, легкоатлетов, пловцов неоднократно занимали призовые места. 7. Часть книг, журналов и газет была списана за ненадобностью. 8. Часть абитуриентов оказались выпускниками столичных математических школ.
Задание 16. Раскройте скобки, поставьте существительное в нужном падеже. С полученными словосочетаниями составьте предложения. I. 1.Согласно (устав предприятия, приказ директора, постановление правительства, указ президента, желание большинства). 2. Благодаря (помощь и поддержка друзей, успешное стечение обстоятельств, забота родителей, полученные знания). 3. Вопреки (ожидания, здравый смысл, советы врача, мнение большинства, всё). 4. По (возвращение из отпуска, приезд в столицу, окончание переговоров, прибытие на конференцию). II. Рецензия (книга, статья, спектакль). 2. Отзыв (диссертация, монография, работа). 3. Точка зрения (события, происходящее). 4. Вклад (развитие, искусство, наука). 5. Заведующий (кафедра, отдел). Культура научной речи План 1. Особенности научного стиля. 2. Композиция научных текстов. 3. Виды научных тестов.
Основной общественной сферой функционирования научного стиля является сама наука. В европейской культуре формирование научного стиля началось еще в античную эпоху, в работах Пифагора, Архимеда, Аристотеля и других великих ученых. Формирование языка русской науки относится к первой трети XIII века – периоду деятельности Российской академии, которая в этот исторический отрезок опубликовала ряд своих трудов на русском языке. На основе научного стиля создаются научные тексты. Под научными текстами, прежде всего, понимают произведения, которые появляются в результате научных исследований, изысканий, теоретических обобщений и разработок и публикуются с целью информировать ученых или специалистов высшей квалификации о последних достижениях науки и техники. Предметом содержания научных текстов является сама наука, ее идеи, факты, законы и категории, добытые или открытые учеными в результате экспериментов, наблюдений, теоретических изысканий. Содержательная сторона предъявляет свои требования к форме существования научной речи. Исконная форма существования научной речи письменная, и это не случайно. Во-первых, письменная форма долговременно фиксирует информацию (а именно этого требует наука, отражающая стабильные связи мира). Во-вторых, она более удобна и надежна для обнаружения малейших информативных неточностей и логических нарушений, которые неактуальны в бытовом общении, а в научном могут привести к самым серьезным искажениям истины. В-третьих, письменная форма экономична, так как дает адресату возможность устанавливать свой личный темп восприятия. Так, например, научный доклад, который в устном выражении занимает 40 минут, хорошо подготовленным в данной области адресатом может быть воспринят в письменной форме за 5 минут (чтение «по диагонали»). Наконец, в-четвертых, письменная форма позволяет обращаться к информации многократно и в любое время, что также очень важно в научной работе. Научный текст отличает прагматическое построение, в нем все служит достижению конечной цели и прежде всего - композиция, но при этом отбрасываются эмоции, многословие, многозначность, подтекст. Его красота - это изящество аргументации, простота и логичность построения. В научном тексте выделяют следующие части: заголовок, вводная часть, основная часть, которая членится на главы в соответствии с задачами работы, и заключение. Все материалы, не являющиеся важными для понимания проблемы, выносятся в приложение. Во введении обосновывается актуальности выбранной темы. Далее необходимо показать знакомство автора с имеющимися источниками, его способность к критическому мышлению в оценке уже сделанного предшественниками. Отсюда логически вытекает цель заявленной работы. Формулировка целей и задач исследования должна быть четкой и краткой, логически корректной. Если цель может быть одна, то задач должно быть несколько, они представляют собой тактику реализации цели. Часто формулировки задач совпадают с названиями глав и параграфов основной части. Содержание основной части должно соответствовать теме исследования и служить ее раскрытием. Каждая новая мысль основной части оформляется в новый абзац. Важную функцию выполняет заключение, имеющее форму выводов. Это своеобразный отчет о проделанной работе, где показываются реальные достижения, указывается практическая польза исследования. Научные тексты бывают первичными и вторичными. Первичные - это первоисточники, оригиналы. К ним относятся, например, научная статья, монография. Научная статья - сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования. Монография - научный труд, посвященный изучению одной темы, одного вопроса. В эту группу жанров - оригинальных сочинений исследовательского характера – можно включить курсовую и дипломную работу. Их цель - выявить навыки самостоятельной научной работы студента. Требования к курсовой работе: актуальность тематики, изучение и анализ научной литературы по предмету исследования, изучение и анализ истории проблемы, проведение самостоятельного исследования, характеристика, описание анализа опытов, обобщение результатов исследований, обоснование выводов и практических рекомендаций, культура оформления. Курсовая работа должна содержать глубокое и четкое изложение поставленных вопросов простым литературным языком с употреблением терминов. Объем курсовой работы – 35 — 40 печатных страниц. Структура курсовой работы: титульный лист, оглавление, введение, главы, заключение, литература, список приложений (возможны варианты). Для курсовой работы обязательна ее защита на кафедре. Самый главный труд, итог всех лет обучения - это дипломная работа. Ее написание - последний, завершающий этап обучения в вузе. Она является формой итогового контроля знаний и умений студента. Структура дипломной работы следующая: титульный лист, задание, аннотация, введение, основная часть, заключение, библиография, приложения. Вторичные тексты создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. В практике вуза студентами широко используется вторичный текст. Он создается в результате компрессии (лат. сжатие). С помощью компрессии текст становится меньше по объему, в нем легче выделить основные положения и наиболее значимые моменты. Итак, сжатое изложение может быть представлено в виде конспекта, аннотации, рецензии или реферата. Конспект - письменная фиксация основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит компрессия первичного текста. Запись позволяет восстановить, развернуть исходную информацию, при этом отбирается только нужный и важный материал. Аннотация(лат. заметка) - краткая характеристикасодержания статьи, книги. Основные требования, предъявляемые к аннотации, - это краткость и информативность, но в таком своем качестве, которое с наибольшей точностью передаст содержание научного произведения. Схема аннотации: кто, о чем, из каких частей, как, для кого. Перед текстом даются выходные данные (автор, название, место и время издания). Аннотация не должна содержать никакой оценочной лексики, для её написания используются клишированные обороты (в работе описаны…, рассматриваются вопросы…, дается характеристика…, в работе нашли отражение проблемы…, статья рекомендуется, предназначена..). В практике вуза аннотация используется при написании дипломного проекта. Реферат(лат. доказывать, сообщать) - краткое изложение научной работы. Цель реферата, по словам М.В. Ломоносова, в том, «чтобы схватить новое и существенное в сочинении». Реферирование представляет собой творческий процесс, включающий осмысление исходного текста и аналитико-синтетическое преобразование информации (описание текста, целевое извлечение наиболее важной информации, ее перераспределение и создание нового текста). Выделяются следующие основные признаки реферата: – полная зависимость содержания реферата от содержания реферируемых источников; – точное изложение без субъективных взглядов и субъективной оценки; – постоянство структуры: вводная часть с библиографическим описанием, собственно реферативная часть, в которой обобщаются сведения об авторах, называется основная тема и проблематика источников, дается подробное или сжатое изложение наиболее важных вопросов, делаются выводы; – ограниченный объем (около 200-300 слов). Рецензия (лат. рассмотрение) - письменный разбор текста, предполагающий комментирование основных положений работы (т.е. толкование авторской мысли, выражение своего отношения к проблеме, аргументацию и оценку, выводы о ценности работы). В структуру рецензии входят: введение, указывающее на проблемы и задачи (в последнее время появилось много работ на заданную тему; автор статьи - известный ученый), характеристика, краткое содержание (статья посвящена теме…, проблемам; в статье рассматриваются…, автор описывает методы…), оценочная часть - достоинства и недостатки (к достоинствам работы относятся…, необходимо отметить творческий характер исследований…), выводы (оценивая работу в целом, необходимо отметить…, следует подчеркнуть). Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, с увеличением числа различного рода научных контактов, таких как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи. Использование устной формы (доклада, лекции) требует строгой ее кодификации. Лекция – это монологический способ изложения учебного материала, обеспечивающий взаимодействие педагога со студентом. Педагог, читающий лекцию, несет живое знание, обладающее ценностями, смыслами, а не просто информацию. Он выступает и как ученый, добывающий это знание, и как оратор, его пропагандирующий, и как воспитатель, чувствующий аудиторию и стимулирующий развитие личности. Лекция выполняет ряд функций: информационную, мотивационную (развитие интереса к науке, познавательных потребностей), организационно-ориентационную (советы по научной организации познавательной работы, ориентация в первоисточниках), профессионально-воспитательную (воспитание профессионального призвания, профессиональной этики, развитие специальных способностей), методологическую (образцы научных методов объяснения, анализа, интерпретации, прогноза), оценочную и развивающую (формирование мыслительных умений, чувств, отношений, оценок). Реализация указанных функций позволяет осуществлять на лекции разностороннее воспитание студентов. Доклад – публичное сообщение или развернутое, аргументированное, подробное изложение какой-то новой темы. В научной сфере доклад относится к устным жанрам, но, как правило, имеется письменный текст, который зачитывается, например, на конференции. Упражнения
Задание 1. Подберите 10 – 15 терминов, в состав которых входят интернациональные словообразовательные элементы. Авто-, анти-, био-, гипер-, гипо-, интер-, интра-, мета-, микро-, моно-, морфо-, мульти-, нео-, поли-, пост-, прото-, псевдо-, суб-, супер-, экстра-. Задание 2. Определите лексические и грамматические особенности научного стиля. 1. В языке Пушкина вся предшествующая культура русского художественного слова не только достигла своего высшего расцвета, но и нашла решительное преобразование. Язык Пушкина, отразив прямо или косвенно всю историю русского литературного языка, начиная с XVII в. до конца 30-х годов XIX в., вместе с тем определил во многих направления пути последующего развития русской литературной речи и продолжает служить живым источником и непревзойденным образом художественного слова для современного читателя. Стремясь к концентрации живых сил русской национальной культуры речи, Пушкин, прежде всего, произвел новый, оригинальный синтез тех разных социально-языковых стихий, из которых исторически складывается система русской литературной речи. Это были: 1) церковнославянизмы; 2) европеизм; 3) элементы живой русской речи (В. В. Виноградов «Очерки по истории русского литературного языка XVII – XIX вв.»). 2. Валентность – способность слова вступать в синтаксические связи с другими элементами. В лингвистику впервые ввел это понятие С. Д. Кацнельсон. А. Теньер, веденный термин «валентность» в западноевропейское языкознание для обозначения сочетаемости, относил его только к глаголу и определял валентность как число актантов, которые может присоединять глагол. В современном языкознании развивается более широкое понимание валентности как общей сочетательной способности слов и единиц иных уровней (Лингвистический энциклопедический словарь). 3. Как известно, у слова есть внешняя сторона (звуковая) и внутренняя – его содержание (значение). Из каких мельчайших частиц состоит внешняя сторона слова? Это каждому ясно: из звуков (фонем). А из чего складывается лексическое значение слова? Мы знаем, что название, независимо от признака, положенного в его основу, становится знаком явления действительности со всеми его признаками. Получается, что слово все эти признаки хранит в своей «памяти», как бы осознавая свою принадлежность к широкому кругу других названий. Но одновременно оно стремится ограничить себя от других слов, выявляя свою индивидуальность. Значение слова складывается из нескольких частичек (компонентов). А так как смысловая сторона слова называется еще и семантикой, то кратчайшие частички значения ученые называют семами (И. М. Подгаецкая, И. И. Постникова «Необъятный мир слова»). Проанализируйте одну из статей научных журналов по плану: 1) Композиционные части, 2) Направленность содержания статьи – научная, практическая, научно практическая, полемическая, информативная, 3) Языковые средства, отражающие эту направленность.
Задание 3. Оцените аннотацию с точки зрения соответствия жанру. Космодемьянский А. А. Константин Эдуардович Циолковский. – М. 1976. Книга представляет собой научную биографию К. Э. Циолковского. В ней приведены интересные сведения о работе Циолковского по аэронавтике, ракетной технике и космонавтике, дана характеристика творческого стиля ученого. Рассчитана на широкий круг читателей. Задание 4. Выделите типичные части аннотации. Р. Буайе. Теория регуляции.-М. Научно-издательский центр «Наука для общества», РГГУ. 1997.- 212с.Теория регуляции - недавно возникшее в рамках институциализма направление экономического анализа. Выдвинутая французскими экономистами теория регуляции была воспринята в других странах и образовала один из заметных центров притяжения тех ученых, которые не удовлетворены господствующим сейчас в экономической науке неоклассическим направлением. Книга Р. Буайе является первым систематическим изложением нового теоретического подхода. Для преподавателей, студентов, аспирантов и специалистов в области экономики, социологии и политологии.Издательский центр РГГУ 125267, г. Москва, Миусская пл., корп. 1,к.21Отдел реализации - т. 9434200, ф.2505109
Задание 5. Проанализируйте устную научную речь студентов вашей группы при ответе на практических и семинарских занятиях. Сделайте заключение о соответствии ее нормам научного стиля.
Задание 6. Напишите рецензию на одну из научных статей.
Задание 7. Напишите собственное резюме, предполагая, что вы являетесь соискателем на одну из перечисленных ниже должностей (по выбору студента) или выберите любую другую интересующую вас должность: 1) инженера предприятия; 2) программиста крупной фирмы; 3) секретаря-референта; 4) экономиста торгового предприятия; 5) менеджера по продажам.
Задание 8. Напишите заявление с одной из перечисленных ниже просьб: 1) оказать вам материальную помощь; 2) продлить вам экзаменационную сессию; 3) перевести вас с одного факультета на другой; 4) принять вас на работу; 5) принять вас на должность главного инженера.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|