Культура официально-деловой речи
План 1. Письменная официально-деловая речь. 2. Виды документов, их оформление. 3. Устная официально-деловая речь.
Особенностью официально-делового стиля является унификация документов, то есть установление единообразия состава и форм управленческих документов. Тексты официально-делового стиля призваны урегулировать, узаконить отношения между государственными учреждениями, между различными объединениями людей, между частными лицами в процессе их производственной, хозяйственной, юридической деятельности, поэтому деловая речь реализуется в основном в виде письменных документов, построенных по единым для жанровых разновидностей правилам. Деловые документы появились на Руси после введения в Х в. письменности. Первыми письменными документами, зафиксированными в летописи, являются тексты договоров русских с греками 907, 911, 944 и 971 гг. А в XI в. появляется первый свод законов Киевской Руси «Русская правда» - оригинальный памятник письменности, позволяющий судить о развитости системы юридической и общественно-политической терминологии в то время. В языке «Русской правды» уже можно выделить особенности словоупотребления и организации речи, которые относятся к характерным чертам делового стиля. Современные типы документов различаются спецификой своего содержания (в зависимости от отражаемой в них ситуации) и своей формой (набором и схемой размещения реквизитов - содержательных элементов текста документа); они объединены набором языковых средств, традиционно используемых для передачи деловой информации. По фактору адресации документы разделяют на внутреннюю и внешнюю деловую переписку. Внутренняя деловая переписка ведется между должностными лицами, подразделениями одной организации, учреждения. При этом адресант и адресат состоят в отношениях должностного соподчинения. Документацию этого типа называют служебной. Служебные документы применяются в общественной практике и в личной. К личным документам относятся заявление, доверенность, автобиография, резюме и др.
Заявление - документ, содержащий просьбу лица и адресованный организации или должностному лицу учреждения. Текст заявления состоит из двух частей: просьбы и мотивировки просьбы. В заявлении используют конструкции: прошу разрешить; в связи с тем, что; на основании того, что... Доверенность - документ, с помощью которого одно лицо доставляет другому лицу полномочия предпринять за него какое-либо действие. Ключевое слово - доверяю. Схема: кто, кому, что. Обязательным элементом является подпись заверителя. При поступлении на работу часто используются резюме и автобиография. Автобиографияпишется от 1-го лица и содержит следующие сведения: факты биографии, работы, учебы. Резюме тоже содержит эти сведения. Но его задача - выигрышно подать эти сведения соотносительно вакансии. В резюме указывается дополнительная информация о навыках и возможностях, указываются личные и профессиональные качества. Грамотно составленное резюме привлекает внимание и интерес работодателя и не вызывает негативного отношения к соискателю. Существуют пять основных требований к стилю написания резюме: краткость, конкретность, честность, избирательность (отбирается только важная информация), активность (не участвовал, а делал). Документация, применяемая в общественной практике, по содержанию и назначению делится на управленческую, распорядительную, информационно-справочную и др. Управленческие документы обеспечивают управляемость объектов как в рамках всего государства, так и в отдельной организации. Среди них особо распространенным является контракт (договор) - соглашение двух сторон, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.Он заключается между отдельными гражданами, между гражданами и организациями, между организациями. Основные части контракта - предмет контракта (купля-продажа, предоставление работы или услуг), условия и сроки оплаты, порядок расчетов, ответственность сторон, сроки, адреса сторон. С точки зрения текстовой организации эти пункты представляют собой модули - текстовые фрагменты с типовыми заголовками, представленные набором стандартных фраз.
Распорядительные документы - приказ, распоряжение, постановление, инструкция. Текст распорядительного документа должен иметь заголовок. Заголовок начинается с предлога о (об) с большой буквы (О назначении...). Текст состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной. Констатирующая часть - это введение в существо вопроса. В ней перечисляются факты, события. Она необязательна, если не надо давать разъяснения. Распорядительная часть излагается в повелительной форме. Это решение руководителя. Она начинается со слов «решает, постановляет, приказываю, предлагаю». Приказ - правовой акт, издаваемый руководителем предприятия. Приказ точен и конкретен, указывает исполнителей, сроки исполнения. Распоряжение - акт управления государственного органа, имеющий властный характер, изданный в рамках должностной компетенции. Распоряжение издается по оперативным вопросам организационно-хозяйственной деятельности. Его текст содержит конкретное задание, указание на ответственность исполнителя, сроки. К информационно-справочным документам относятся акты, справки, докладные и объяснительные записки. Справка - документ, содержащий и подтверждающий информацию. Акт - документ, составленный несколькими лицами для подтверждения установленного факта, события. Чаще всего акты составляются комиссиями. Акт оформляется на общем бланке. Текст делится на 3 части: введение, констатируемая часть, выводы. В первой части указываются основания для составления акта. В констатирующей части излагаются цели, задачи и существо работы, результаты проделанной работы. В заключительной части делаются выводы или даются рекомендации. Завершают акт подписи. Акт подписывают председатель комиссии и все составители.
Докладная (служебная) записка - документ, адресованный руководителю данного или вышестоящего предприятия с целью информации о сложившейся ситуации, о фактах, мешающих деятельности. Она содержит выводы и предложения. Ей предшествует заголовок. Объяснительная записка - это документ, поясняющий содержание отдельных положений основного документа (плана, отчета, дипломного проекта) или объясняющий причины какого-либо события, поступка. Основным ее отличием от докладной записки является отсутствие логической части, где делаются выводы и предложения. Объяснительная записка составляется в произвольной форме. Этот документ содержит указание адресата, текст, дату и подпись составителя (см. приложение). Внешняя деловая переписка ведется между разными организациями, учреждениями, должностными и частными лицами, не состоящими в прямом подчинении по отношению друг к другу. Документы, которыми обмениваются организации, называют официальными письмами. Посредством их организации устанавливают и поддерживают контакты, обмениваются информацией, ведут переговоры. Деловое письмо является особым типом документов, менее жестко регламентированным, чем контракт или постановление, но имеющим юридическую значимость. Деловая переписка регистрируется и хранится в обеих организациях как исходящая и входящая документация. Деловые письма классифицируются по различным признакам. 1. По функциональному признаку деловые письма делятся на требующие обязательного письма-ответа и не требующие такового. 2. По виду деловые письма могут строиться как инициативные коммерческие письма (письмо-запрос, письмо-предложение, письмо-рекламация); письмо-просьба; письмо-приглашение; письмо-подтверждение; письмо-распоряжение; письмо-отказ; сопроводительное письмо; гарантийное письмо; информационное письмо и др.
3. По признаку адресата деловые письма делятся на обычные (то есть письма, которые направляются в один адрес); циркулярные (письма, которые направляются из одного источника в несколько адресов, как правило, подчиненных организаций). 4. По форме отправления можно выделить, наряду с традиционным почтовым отправлением, электронную почту, телетайпную и телеграфную связь. 5. По структурным признакам деловые письма делятся на регламентированные и нерегламентированные. Регламентированное письмо решает типичные вопросы регулярных экономико-правовых ситуаций и реализуется в виде стандартных текстов или текстов, составленных из стандартных синтаксических конструкций. Регламентированные письма составляются по определенному образцу (это касается не только стандартных аспектов содержания, но и формата бумаги, состава реквизитов и т.д.). Нерегламентированные письма представляют собой авторский текст, реализующийся в виде формально-логического или этикетного текста. Он, как правило, включает элементы повествования (историю вопроса), этикетную рамку и обязательный элемент делового письма - речевое действие. Устная деловая речь всегда возникает в определенном контексте и оказывается зависимой от него. Конкретная ситуация, в том числе и количество участников, характер поставленных целей, уровни взаимодействия с реципиентами наделяют устную деловую речь характерными особенностями, позволяющими выделить несколько форм ее проявления. Устные виды делового общения подразделяются на диалогические (деловая беседа, совещание, переговоры) и монологические (доклад, выступление, презентация). Наиболее распространенной и чаще всего применяемой формой деловой коммуникации является деловая беседа. Обычно под деловой беседой понимают межличностное речевое общение нескольких собеседников с целью разрешения определенных деловых проблем или установления деловых отношений. Коммуниканты находятся в непосредственном речевом и физическом (визуальном) контакте, что обеспечивает мгновенную обратную связь, причем как собственно речевую, так и невербальную. Степень подготовленности играет здесь меньшую роль, чем способность адекватно реагировать на все сигналы, посылаемые говорящим. Как правило, деловые беседы планируются заранее. В процессе подготовки определяется предмет беседы, круг вопросов, который целесообразно обсудить, основные намерения, которые необходимо осуществить, готовятся документы, схемы, доводы, обсуждается предполагаемый результат. По характеру обсуждаемых вопросов деловые беседы делятся: на кадровые (прием на работу, увольнение, перемещения); дисциплинарные (связанные с обязанностями, дисциплиной); организационные (связанные с выполнением поручений и заданий); творческие (посвященные разработке новых концепций, идей). Деловая беседа состоит из таких композиционных частей, какэтикетная рамка (приветствие, прощание и слова, предшествующие прощанию); ввод в курс дела или изложение позиций; обмен мнениями и решение проблемы.
Деловое совещание - форма организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями. Совещание отличается от беседы важнейшим фактором взаимодействия партнеров, а именно фактором группы. Для нормального функционирования группы имеет значение оптимальное согласование личных и групповых устремлений, стратегия и тактика совместных действий.Успех совещания зависит от тщательного планирования целей, состава участников, повестки дня и места проведения. На всех этапах совещания необходимо воздействовать на участников таким образом, чтобы они были включены в обсуждение поставленных вопросов и стремились к их решению. В отличие от деловых бесед и совещаний, проводившихся в рамках какой-либо организации (учреждений, фирм и т.п.) между его сотрудниками, переговоры - процесс, участники которого являются представителями хотя бы двух сторон (учреждений, фирм и т.д.), уполномоченными осуществлять соответствующие деловые контакты и заключать договоры. Переговоры составляют значительную часть профессиональной деятельности деловых людей, предпринимателей, менеджеров, специалистов разного уровня, работников социальной сферы, политических лидеров. Основная структура переговоров: приветствие участников, представление сторон друг другу, изложение целей и проблем, диалог участников, включающий уточнение позиций, обсуждение, согласование взаимных интересов, подведение итогов и принятие решений, завершение переговоров, анализ и контроль принятых решений. Основные цели публичного монолога - сообщение и воздействие. Оратор может поставить задачу информировать слушателей, дать определенные сведения. Или он рассчитывает взволновать аудиторию, сформировать у людей убеждения, представления, которые станут мотивами их поведения, то есть призывает к каким - либо действиям. Часто эти цели перекрещиваются, совмещаются в одном выступлении. Важно оценить состав будущей аудитории, заранее настроиться на своих слушателей, учитывая такие факторы, как образовательный уровень, направление образования (гуманитарное, техническое...), познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме и к оратору. Монологическая деловая речь может быть представлена жанрами доклада и сообщения на совещании (собрании), выступления перед акционерами, соучредителями и др. Доклад - это устный рассказ на заданную или самостоятельно сформулированную тему; выступление с развернутым, аргументированным, подробным рассмотрением какой-либо проблемы. Презентация в настоящее время - один из самых модных и часто встречающихся видов коммуникации, с помощью которой происходит представление общественности информации в форме убеждения с определенными целями (например, презентация общественной организации, фирмы; презентация товара; презентация проекта). Презентации делятся на внешние и внутренние, бывают продвигающими и информационными. Для них характерны строгая регламентированность, четкая организация, тщательная подготовленность, жесткое структурирование речей.
Упражнения Задание1. Приведите речевые конструкции выражения несогласия, желания уйти от отказа, несогласия. Задание 2. Образуйте словосочетания с данными ниже словами. Составьте предложения. Образец: акт — составить, предъявить. Члены комиссии составили акт о списании оборудования. Претензия, виза, выговор, договор, заявка, приказ, повестка, постановление, предупреждение, учет, протокол, распоряжение, резолюция, счет, оклад, благодарность, характеристика.
Задание 3. Образуйте сочетание данных глаголов с существительными. Составьте с ними предложения. Образец: разрешить спор. Экономические споры часто разрешаются в суде. Высказать, заслушать, затребовать, объявить, предоставить, продлить, предпринять, представить, рассмотреть, удовлетворить. Задание 4. Раскройте скобки и выберите правильное слово. 1. Вы уже знакомы с качеством услуг, которые мы (предоставляем - представляем). 2. Прошу (оплатить - заплатить) мне расходы по командировке. 3. Фирма строит печи с (гарантийной - гарантированной) теплоотдачей. 4. (Командированные - командировочные) должны зарегистрировать свои документы. 5. Необходимо вести хозяйствование (экономными - экономичными - экономическими) методами. Задание 5. Приведите примеры терминов официально–делового стиля по образцу: 1. Название лиц по их функции в официально–деловых отношениях: истец, ответчик, налогоплательщик,…, … 2. Название документов: распоряжение, приказ, протокол,…, … 3. Обозначение частей документа: повестка дня, в приказ, приложение,…,… 4. Специальное употребление общелитературных слов и выражений: лицо, сторона, реализация,…,… 5. Примеры штампов: за отчетный период, принимая во внимание, в конструктивной обстановке,…,… Задание 6. Выберите из каждого ряда слова, уместные в деловой речи. 2.Часто, нередко, сплошь и рядом, то и дело. 3.Очень, совсем, совершенно, весьма, крайне. 4.Абсолютно, чрезвычайно, сугубо. 5.Коротенько, сжато, кратко, лаконично. 6.Раньше, ранее, прежде. 7. Даром, безвозмездно.
Задание 7. Закончите фразы деловых писем. 1. В ответ на Вашу просьбу... 2. Считаем необходимым еще раз напомнить Вам... 3. Ставим Вас в известность о... 4. Мы можем предложить Вам... 5. Мы будем весьма признательны Вам за участие в... 6. Убедительно просим Вас...
Задание 8. Составьте план проведения переговоров на тему, предложенную преподавателем. Задание 9. Напишите заявление с просьбой отсрочить вам на две недели сдачу экзамена или курсовой работы; доверенность на получение стипендии. Используйте конструкции официально-деловой речи. Задание 10. Смоделируйте официально-деловую ситуацию и представьте рекламацию (претензию), направленную фирмой-партнером фирме-поставщику (например, рекламацию на поставку некачественной продукции). Проанализируйте языковые средства официально-делового стиля. Культура публичной речи План 1. Основные этапы подготовки к выступлению. 2. Композиция публичной речи.
Публицистический стиль обслуживает широкую сферу общественных отношений – общественно-политических, культурных, юридических, экономических и др. Главная функция публицистического стиля – воздействующая. Языковые средства данного стиля используются, прежде всего, для того, чтобы оказать желаемое воздействие на разум и чувства адресата, настроить его определенным образом, убедить или разубедить в чем-либо. Публицистический стиль реализуется в двух основных разновидностях речи: устной и письменной. Устная разновидность осуществляется в публичных выступлениях и получила название ораторского искусства. Письменная разновидность используется в периодической печати, общественно-политической литературе и нередко называется газетно-публицистическим стилем. Таким образом, можно сказать, что в рамках публицистического стиля существует два подстиля: устная публичная речь – ораторское искусство и письменная публичная речь – газетно-публицистический подстиль. Мы уделим основное внимание рассмотрению устной публичной речи и ее высшей форме – ораторскому искусству. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения убедительных и красочных речей с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Термин ораторское искусство латинского происхождения, его синонимом является слово риторика и русское красноречие. Умение влиять на людей с древних времен считалось одним из высших талантов, и главным инструментом этого воздействия была ораторская речь. Необходима риторика и в наши дни. Невозможно переоценить ее роль для преподавателей, политиков, прокуроров, адвокатов, менеджеров и представителей многих других профессий. Большое значение она может иметь и в различных областях повседневной жизни, так как знание законов и приемов построения монологического высказывания является надежным инструментом в борьбе с языковой агрессией, демагогией, манипулированием и позволяет эффективно защищаться от них. Публичная речь требует даже от опытных ораторов тщательной подготовки. К такой подготовке относится прежде всего обдуманная последовательность всех этапов работы. 1) инвенция - создание речи (выбирается тема, определяются цели выступления); 2) диспозиция - построение речи (обдумывается и структурируется материал, связываются детали); 3) элокуция - языковое оформление речи (осуществляется первая редакция ключевых слов, осуществляется стилистическое оформление главной части, происходит окончательная редакция текста); 4) меморио – запоминание речи (мысленно осваивается написанный текст); 5) акцио - произнесение речи (осуществляется подготовка к непосредственному произнесению подготовленных речей). 1. Подготовка к выступлению начинается с выбора темы, которая должна быть ясной и представлять несомненный интерес для слушателей. Важно, чтобы тема соответствовала уровню подготовки и образованности конкретной аудитории. Заглавие должно отражать суть проблемы в лаконичной форме и носить рекламный характер: привлекать внимание и затрагивать интересы аудитории. Затем необходимо конкретизировать цель выступления как для себя, так и для всей аудитории. Цели могут быть общими или конкретными в зависимости от особенностей аудитории, для которой готовится речь. Необходимым элементом подготовки является оценка состава аудитории. Прежде всего учитывается ее социально-профессиональный состав (рабочие, учителя, инженеры и т. п.) и культурно-образовательный уровень (начальное, среднее, высшее образование). Здесь, естественно, принимается во внимание степень подготовленности слушателей, их интеллектуальный потенциал, характер деятельности. Следует учитывать также возраст, пол, национальные особенности аудитории, в отдельных случаях - вероисповедание. Но самое главное — однородность или неоднородность слушателей по всем параметрам. Эффективность речи возрастает, если она предназначена не аудитории вообще, а определенным группам людей, которые имеют свои интересы, цели. Поэтому следует прежде всего учитывать мотивы, которые побудили их прийти на выступление: интеллектуальные, моральные, эстетические. Необходимо обращать внимание на настроение слушателей, их физическое состояние, отношение к теме выступления и оратору, их знакомство с данным вопросом. Следующий этап работы – подбор материала. Его источниками могут являться научная и художественная литература, справочники, энциклопедии, словари, газеты и журналы, официальные документы, интернет-сайты, материалы СМИ. В ходе этой работы рекомендуется делать записи, выписывать цитаты, цифры, факты. 2. Чтобы речь прозвучала, дошла до слушателей, нужно расположить материал определенным образом. Поэтому очень важна композиция выступления. В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, вступление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи. Вступление оратора должно захватывать слушателей с первых же слов. Нередко это достигается искусным построением зачина — самого начала речи. Чаще всего он содержит этикетные формулы. Следующая часть композиции — вступление. Оно психологически подготавливает слушателей к содержанию выступления и вводит в процесс его восприятия. Это может быть цитата, вопрос, впечатляющая статистика, необычные сведения и факты. Вступление содержит несколько аспектов: психологический — закрепление контакта, внимания и интереса, которые были вызваны зачином, создание необходимого настроя; содержательный — описание целевой установки речи, сообщение темы, перечисление и краткое описание проблем, рассматриваемых в основной части (аннотирование); концептуальный — указание на специфику темы, определение ее актуальности и общественной значимости. Вступление помогает перейти к главной части, в которой излагается основной материал. Материал должен располагаться в логической последовательности, изложение не должно быть слишком затянутым, детализированным. Здесь нужно стремиться к яркости, наглядности, время от времени проявлять эмоции, чтобы нужным образом повлиять на аудиторию, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Оратор пользуется здесь фактами, логичными доказательствами, аргументацией, различными теоретическими положениями, основными логическими формами аргументации, анализирует примеры и т. д. Это основная часть, и ее следует отрабатывать наиболее тщательно. «Конец — всему делу венец» — гласит народная мудрость. И действительно, в заключении речи могут, во-первых, подводиться итоги всему сказанному, суммироваться, обобщаться те мысли, которые высказывались в основной части речи; во-вторых, кратко повторяться основные тезисы выступления или связываться воедино его отдельные части, еще раз подчеркиваться главная мысль выступления и важность для слушателей разобранной темы; в-третьих, на основе всей речи могут ставиться перед аудиторией какие-либо задачи. Нередко заключение и концовка тесно связаны между собой и составляют единое целое. Объемы заключения и концовки во многом зависят от темы, материала, времени, слушателей, вида и рода выступления и т. д. Работая над композицией, следует помнить, что ораторская речь должна обладать рядом несомненных достоинств, среди которых, с одной стороны, строгая последовательность изложения, связанность, соподчиненность, согласованность всех ее частей, с другой — индивидуальность и глубина мысли. После завершения речи могут быть заданы вопросы. Это наиболее трудная часть выступления, поскольку требует быстрой реакции оратора. Вопросы могут быть связаны с уточнением какого-либо факта или теоретического положения, с желанием получить какие-либо дополнительные сведения или разъяснение содержания, с позицией оратора и т. д. Большое количество вопросов свидетельствует об интересе аудитории к выступлению. Концовка или вступление могут содержать этикетные формулы, специфические устойчивые единицы общения, принятые в ораторской практике и необходимые для установления контакта с аудиторией, поддержания общения в избранной тональности, передачи другой информации. Существуют формулы официальные (товарищи, товарищи судьи, граждане, дамы и господа, господа, коллеги), неофициальные (разрешите на сегодня закончить, позвольте обратить ваше внимание, я позволю себе начать, позволю себе утверждать, позвольте сейчас же ответить на ваши вопросы) и эмоциональные (друзья, дорогие друзья, мне было очень приятно выступить перед вами, я хочу поблагодарить вас за внимание, благодарю вас). 3. Разумеется, оратору нужно тщательно работать над культурой своей речи, он должен стремиться говорить правильно, точно, ясно и понятно, уметь четко формулировать мысли, образно и эмоционально выражать свое отношение к предмету, то есть должен знать и уметь пользоваться коммуникативными качествами речи. 4. Существует три способа выступления: чтение текста, воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов, свободная импровизация. Традиционно читают речи дипломатические, юбилейные, официальные, доклады политического и экономического содержания. Другие виды речей произносят. 5. Когда текст выступления подготовлен, необходимо прочитать речь вслух, обращая внимание на дикцию, произношение, темп речи, громкость голоса. Выдвигают следующие требования к поведению говорящего: демонстрировать обаяние, артистизм, уверенность в себе, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность, увлеченность и др.
Упражнения Задание 1. Выберите из данных в скобках слов такие, которые наиболее точно выражают мысль. Всё, что люди (делают, совершают, творят, создают) (в мире, на земле, во вселенной) действительно человеческого, (творится, делается, совершается, происходит) при помощи языка. (Невозможно, немыслимо, нельзя) без него работать (дружно, согласно), совместно с другими. Без его посредства (невозможно, немыслимо, нельзя, невероятно) ни на шаг (двинуть вперед, развивать, совершенствовать) науку, технику, ремесла, искусство – жизнь. (Создавать, созидать, строить, основывать) (будущее, грядущее) счастье (беречь, запрещать, оборонять, охранять), (будущее, грядущее) Родины и всего человечества от ненавистных врагов, (громить, сокрушать, разбивать) (трудные, тяжелые, тяжкие, жестокие) (заблуждения, недочеты, ошибки, просчеты) прошлого, радоваться и грустить, делиться с другими своей любовью и своим (гневом, ненавистью) мы (можем, имеем возможность, способны) только при помощи слов (Л. Успенский).
Задание 2. О каких качествах речи говорится в данных высказываниях? 1) Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области жизни и потом в практике жизни (Д. Писарев). 2) Берегите частоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас (И. Тургенев). 3) Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слово так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия (Л. Толстой). 4) Знание точного значения слов и их различия между собой, хотя бы и самого легкого, есть необходимое условие всякого мышления, ибо слова суть выражения понятий, а можно ли мыслить, не умея отличать, во всей тонкости, одного понятия от другого? (В. Белинский). 5) Но нельзя упустить и других опасностей языку, например, современного нахлына международной английской волны. Конечно, нечего путаться избегать таких слов, как «компьютер», «лазер», «ксерокс», названий технических устройств. Но если беспрепятственно допускать в русский язык такие невыносимые слова, как «уик-энд», «брифинг», «истеблишмент», то надо вообще с родным языком распрощаться (А. Солженицын).
Задание 3. Изучите композиционные особенности приведенной ниже речи. Нобелевская речь Ивана Алексеевича Бунина (1933) «Ваше высочество, милостивые государыни, милостивые государи! Девятого ноября в далекой глуши, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме, телефон известил меня о решении Шведской академии. Я был бы неискренен, если бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что радости, даже самые редкие, ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не желая омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я все-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние пятнадцать лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби, - совсем нет! Однако твердо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот телефонный звонок из Стокгольма в Грас дал мне как писателю наиболее полное удовлетворение. Литературная премия, учрежденная вашим великим соотечественником Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писательского труда! Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд получить эту награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я девятого ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнения от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии. Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность. Господа члены Академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Вне сомнения, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно, - она для него догмат, аксиома. Ваш же жест, господа члены Академии, еще раз доказал, что любовь к свободе есть настоящий религиозный культ Швеции.
Задание 4. Напишите три варианта агитационной речи о туристических поездках а) для студенческой аудиторией; б) для пенсионеров; в) для учеников младших классов. Задание 5. Составьте краткую приветственную речь по случаю Дня учителя а) от имени учителя; б) от имени вузовского преподавателя, учитывая их различный жизненный опыт и различный менталитет.
Задание 6. Проанализируйте речь известного политического оратора в соответствии с приведенными ниже критериями: 1) соответствие содержания речи теме; 2) использование фактов; 3) использование аргументов; 4) ориентация содержания речи на аудиторию; 5) композиционная сторона речи; 6) нормативность речи; 7) качество речи.
Текстовые упражнения
Текст 1 (1) Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, провоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту. (2) Еще это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты. (3) То тут, то там – то на чердаке, то в маленьком зале, то в застекленной прихожей – кто-то трогал струну. (4) Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал ее. (5) Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! (6) Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а все написанное – только небогатая дань своему народу, друзьям, любимому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. (7) Но еще ни разу ему не удалось передать тот легкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни. (8) Нет, очевидно, это ему не дано. (9) Он никогда не ждал вдохновения. (10) Он работал, работал, как поденщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе. (11) Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги – в их колеях, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, – этот воздух и всегда немного печальные русские закаты. (12) Он не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии. (13) Он без остатка отдал свое сердце России – ее лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням. (14) Но с каждым днем его все больше мучает невозможность выразить всю поэзию своей страны. (15) Он должен добиться этого. (16) Нужно только не щадить себя. К. Г. Паустовский. Скрипучие половицы. Задания к тексту 1 1. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста? 1. Чайковский – один из величайших русских композиторов. 2. Чайковский никогда не ждал вдохновения. 3. Только в упорной работе рождается вдохновение. 4. Чайковский мечтал воплотить в музыке красоту и богатство России. 2. К какому стилю речи относится текст? 1) публицистическому 2) разговорному 3) научному 4) официально-деловому 5) художественному 3. В каком значении употреблено слово «музыка» в предложении 1? Значения приводятся по Толковому словарю С.И. Ожегова. 1. Искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками, а также сами произведения этого искусства. Классическая музыка. 3. Ме
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|