Нравственное воспитание школьника
Стр 1 из 3Следующая ⇒ План Введение 1. Культура поведения – определение……………………...…...…4 1.1. Нравственное воспитание школьника……………………..4 1.2. Эстетическая культура……………………………………….7 1.3. Творчество……………………………………………………..8 1.4. Пришел, увидел и....................................................................10 2. Искусство беседы за столом…………………………………….13 3. А я чайничала, самоварничала...................................................17 4. Этикет, поведение, вежливость. "Культура поведения". 6-й класс……………………………………….……………………….…22 Заключение Литература
«Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя.» Е. Евтушенко
Введение
Анализ проблем духовной жизни общества, вопросов, связанных с его культурой, во многом зависят от особенностей подхода к определению последней. Ныне существует более 360 определений этого понятия. Данное многообразие обусловлено прежде всего объективной многозначностью культуры. «Чем богаче подлежащий определению предмет,- писал Гегель, - т.е. чем больше различных сторон он представляет рассмотрению, тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции». Каждая из наук, изучающих вопросы культуры, исходя из своего предмета исследования выявляет те её стороны и отношения, которые попадают в спектр рассмотрения данной науки. Возрастание роли культуры в жизни общества, успехи, достигнутые в научно – теоретической мысли, во многом обусловили усиления внимания обществоведов к теоретико-методологическим вопросам духовной культуры.
История разработки философских теоретических проблем культуры восходит к XVIII – XIX вв.Шеллинг, Гегель,Шопенгауэр,Гердер, многие другие философы рассматривали культуру в русле классического идеализма, где за основу, как писал К.Маркс, принимался «только один вид труда, именно абстрактно-духовный труд». В противовес природе культура обозначала духовное начало, духовные способности и возможности человека, вся культурно-творческая практика которого осознавалась в домарксистской культурологии «как чисто духовная практика, целиком обусловленная деятельностью сознания и резюмирующая себя в идейных продуктах этого сознания». С возникновением материалистической диалектики, признающей основополагающую роль материального производства в жизни общества, закономерно утверждается концепция двуединого строения культуры- материальной и духовной. Формирование духовного мира всесторонне, гармонично развитой личности предполагает использование комплексного и системного подходов в процессе её воспитания. Комплексное и планомерное воздействие на все факторы формирования духовной культуры – от социально – экономических отношений до окружающей воспитуемого морально – психологической атмосферы – необходимо в процессе профессиональной ориентации школьников. Культура поведения - определение Культура поведения- это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.
Дети нуждаются в раскрытии глубокого внутреннего смысла культуры поведения, в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности. Стиль поведения подростка, юноши в значительной мере складывается под влиянием общественного мнения, поэтому важно, чтобы в сферу общественных оценок вошла культура поведения. Большое значение имеют культурные национальные особенности, сложившиеся в результате нравственного развития мн. поколений и являющиеся непременным атрибутом общечеловеческой культуры. Нравственное воспитание школьника Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А.Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней».Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает». Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям. Однако из педагогов – классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал преобразующую роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. Он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным челове-ком, и совершенно убеждён, что будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же весьма вредным для общества пронырой.
…Нет одного ума и одних познаний ещё не достаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречие с ним, связывает людей в честное, дружное общество».(Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании.) На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и формирования личности указывал В.Г.Белинский. Он отмечал, что образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую или меньшую пользу в зависимости от того, какую нравственность он усвоит. Ребёнок находится в состоянии тихой, скрытой от посторонних глаз душевной работы – работы роста и развития. Под дождём, градом так же, как под палящими лучами солнца, плохо растёт молодое деревце. Так и ребёнку вредны для нормального развития постоянные эмоциональные встряски, в том числе разносы и неумеренные похвалы. У болгарского писателя П.Вежинова есть фантастический рассказ «Синие бабочки».На далёкой планете живут бабочки и гусеницы. Бабочки наделены только утончённо-эмоциональным, а гусеницы – только умственным началом. Бабочки живут возвышенно -легкомысленно, в конечном счёте их жизнь сводиться лишь к продолжению рода. Они лёгкие, стройные, изящные, их тело словно обтянуто нежной, мягкой, переливающейся тканью. Они смотрят на космонавтов с любопытсвом, волнением и живым интересом, слетаясь на музыку, звучащую из магнитофона, словно зачарованные. Кроткие и доверчивые, они приближались к магнитофону ближе и ближе, забыв обо всём на свете, их волновали музыка, природа, любовь. Гусеницы же слепые, глухонемые, они лишены эмоций и страстей. ведут тусклое и безрадостное существование. Они слепы к чуду, которое их окружает, они не слышат голоса истины. Лёд сковал их сердца. У них холодный разум и мёртвое сердце.
Жизнь и тех и других лишена творчества, потому что для него нужна гармония ума и чувства. В той же сказке есть робот Дирак, летевший с космонавтами в звездолёте. Он не проявлял никакого интереса к прекрасной планете: он был лишен способности чувствовать. Всё окружающее для него было только поводом для умозаключений. Попав на новую планету, робот прежде всего убил бабочку, чтобы увезти диковинный экземпляр на Землю; он не хотел принимать во внимание, что это не насекомое, а разумное существо. Лишь единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния, которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять, это чувства патриотизма, любви к природе, людям, Родине. Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности,а не путём обучения нравственным истинам. Разговоры о долге, поучения, если они предшествуют нравственным поступкам, - как тени, появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей, утверждал Песталоцци. Развитые нравственные и умственные запросы побуждают ребёнка к прилежанию в труде. Негармоничность развития Белинский оценивал как скрытое от глаз уродство. У одного человека, отмечал он, ум едва заметен из-за сердца, у другого сердце как будто поместилось в мозгу; Этот страшно умён и способен на дело, да ничего сделать не может,потому что у него нет воли: а у того страшная воля, да слабая голова, и из его деятельности выходит или вздор, или зло. Исключительно важная задача учителя – волевое развитие каждого школьника. Не будет сформирована воля – человек вырастет пустоцветом, ни к чему не пригодным существом. Все его благие порывы будут разбиваться об его же собственное малодушие, трусость и лень. В процессе профориентации школьникам можно предложить ответить на анкету, позволяющую оценить уровень развития волевых качеств. Именно достижение цели, преодоление препятствий на пути к ней свидетельствуют о сильной воле. Однако следует различать волю и упрямство. Бывает, что стремление добиться чего-либо, настоять на своём «я» приобретает болезненный характер и становиться более важным, чем конечный результат задуманной деятельности. Вспомните главных героев Гоголя – Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича – настоящих упрямцев. Упрямство – нецелесообразная настойчивость – отрицательное качество личности. Развивая волю, надо обязательно помнить об одном из самых важных законов жизни – законе целесообразности.
Проводимые в школе факультативы этики и эстетики, позволяют учащимся более глубоко изучить историю культуры поведения человека в обществе и в быту, узнать о чести и долге, справедливости и о манере общения. Необходимо учащимся знать, что прийдя в трудовой коллектив, первое впечатление о его характере у коллег сложиться по манере общения с окружающими. Для этого нужно научить школьников организовывать своё общение, соблюдая следующие правила. 1.Важно научиться слушать другого человека, не перебивая его во время разговора. 2.Важно понимать другого человека. Индусские философы придумали такое правило спора. Каждый собеседник должен сначала изложить мысль своего противника в споре и, только получив от него подтверждение, что его мысль понята, может её опровергать. Этим правилом очень полезно пользоваться хотя бы в тех случаях, когда спорящие вкладывают разный смысл в одни и те же слова. 3.Нужно научиться искренне ценить людей. Культурный и развитый человек всегда найдёт в другом хорошие качества. Важно быть щедрым на похвалу, высоко оценивать истинные достоинства людей. 4.Нужно быть внимательным к людям.Говорят: лучше лишить человека пищи, чем внимания. 5.Общение – это воспитание полезных привычек, тренировка поступков, достойного поведения. Поэтому в общении всё важно: как вы одеты, как сидите, как ходите, танцуете, разговариваете с соседями. Всё это и многое другое формирует детский характер. Анализ вышесказанного показывает, что с социально – эстетической точки зрения содержание воспитания нравственной культуры должно прежде всего включать в себя вовлечение учащихся в такие виды деятельности, как общественно- политическая, патриотическая, трудовая, материальная, природоохранительная и общение.
Эстетическая культура
«Для человека одних знаний мало. Необходимо воспитывать самые чувства людей, их души. Одно из главных человеческих чувств, отличающее его от зверя и приближающее его к небу, - эстетическое чувство …совершенно забыто при нашем воспитании. Между тем эстетика даёт жизнь. Наука, лишенная эстетики, сушит её; религия без эстетики не трогает души; война, не облагороженная эстетическим чувством, превращает рыцарей в убийц; революция без эстетики принимает уродливые формы и превращает свободу в распущенность. Эстетика облагораживает и оживляет всё, к чему она прикасается». К.С. Станиславский
Цель воспитания эстетической культуры не может быть расшифрована изолированно от других сторон формирования личности, всевозможного проявления её отношений к окружающему миру. Эстетическое воспитание – обязательный элемент формирования всей совокупности духовного богатства индивида. Сам процесс эстетического роста в становлении сознания юношества должен быть демократичен. Необходимо вхождение в сознание детей эстетизации различных сфер жизни общества, как способа выявления самоосуществлённых творческих задатков. Эстетическое воспитание осуществляется всей системой целенаправленной деятельности, ориентированной на достижение в развитии соответствующих способностей, навыков, а также получения знаний, составляющих в своей совокупности необходимый обществу уровень эстетической культуры личности. Задача эстетического развития в процессе профориентации – выявлять и развивать творчески – эстетические задатки, неразрывно связанные с изначальными трудовыми навыками. Проблема эстетического восприятия раскрыта в работах психологов Л.В.Выготского, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, П.Я.Якобсона, которые подчёркивали что эстетическое освоение действительности – это прежде всего деятельно-эмоциональное восприятие. В концепции художественного воспитания и образования Б.Неменского отмечается, что фундаментом эстетического воспитания школьников должно стать преподавание предметов художественного цикла, продолжающееся в течение всей школьной жизни ребёнка. Однако на разных этапах обучения это должно происходить по разному, и в смысле содержательных акцентов и в организационном плане, с учётом логики самого предмета и возрастных особенностей детей. Художественное развитие школьников рассматривается как часть системы эстетического воспитания, начинающегося ещё в детском саду, в процессе знакомства детей с окружающей действительностью и подготовки к вступлению во взрослую жизнь.
Творчество
Тот факт, что в истории существовали творческие эпохи и творческие общества, что в наших школах первоклассники обладают более ярко выраженными творческими способностями, чем десятиклассники, говорит о том, что социальные, в том числе школьные, условия могут быть благоприятными и неблагоприятными для творческого воспитания. В младших классах здесь вредят излишняя зарегламентированность, жесткая дисциплина, рутинный режим,в результате чего резко подавляется собственно творческая способность. В старших классах безинициативность, насаждение хвостизма («как все, так и я») и опять таки рутинный режим подавляют интеллектуальную активность и вместе с тем творческую продуктивность, которую упрощенно можно рассматривать как творческую способность, помноженную на интеллектуальную активность. Во взрослой жизни творческая продуктивность продолжается подавляться рутинным и сильно зарегламентированным трудом, гонением новаторов. Творческое воспитание – это прежде всего борьба с рутиной: один день не должен быть похож на другие дни, ни один урок – на другие уроки. День ребёнка планируется таким образом, чтобы не было времени на ничегонеделание, а всё время – чередование дел: плановых,необходимых, неплановых необходимых и по выбору. Каждый человек по своему темпераменту имеет норму «единочества» – большую или маленькую, и каждый свою норму должен выполнить: побыть одному, собраться с мыслями, пофантазировать, пообщаться с товарищами, поиграть в абстрактные игрушки, кубики, пуговицы, гайки, превратить их силой своего воображения в реальные предметы. Если ребёнок сильно склонен к уединению, воспитатель время от времени организует ему общение со сверстниками и взрослыми. Если наоборот – ребёнка приучают какое-то время проводить в одиночестве – с игрой, с книгой, с рисунком. На этой основе проводится собственно творческое воспитание. Прививается вероятностно – статистическое мироощущение: не делить всё на чёрное и белое, плохое и хорошее, неправильное и правильное: стремиться не к максимуму, а к оптимуму, делая выбор из множества вариантов, при этом проигрывая в одном и выигрывая в другом; рассчитывать вероятность возможных событий, понимая, что 0 % и 100 % - гарантии никогда не бывает; а для этого следует смотретть в мир глазами статиста. Это значит что есть авторитеты, но нет непререкаемых авторитетов; нельзя делить литературных героев на абсолютно положительных и абсолютно отрицательных: новая идея всегда необычна, спорна, противоречит старой идее, и когда она победит, появится ещё более новая идея, которая будет противоречить ей и в свою очередь победит, - такова диалектика природы развития. У человека важно выработать привычку приподниматься с «четверенек» текущих дел, оглядываться, смотреть на дела сверху, связывать их с глобальными делами, задумываться, продумывать и выдумывать. Для этого в обычных вещах постараться увидеть необычное: резко изменить масштаб (как это проделал Свифт), наделить необычными свойствами, поместить в необычную обстановку, сделать их таинственными и смешными. Главная задача трудового воспитания и профессиональной ориентации в частности – сформировать у каждого школьника общую направленность на добросовестный творческий труд, подвести его к рубежу духовного выбора профессии. Ещё до того, как подросток или старшеклассник вплотную приступит к решению вопроса: «Кем быть?», у него должно быть сформировано прочное убеждение относительно того, каким надлежит быть в любой профессии (добросовестным, дисциплинированным, неустанно совершенствуя своё мастерство). Пришел, увидел и...
Театр - прекрасная возможность для классного руководителя лучше понять своих детей. Педагогика и театр. Искусство воспитания и обучения и искусство представления и перевоплощения. Эти понятия уже немыслимы друг без друга. Режиссура К.С.Станиславского вмещала в себя и педагогику. В основе его системы подготовки артиста лежала "майевтика" - сократовский метод воспитания, искусство выхаживания собственного самостоятельного творчества.Театр обладает огромной воспитательной силой. Магия сцены способна вершить настоящие чудеса: переносить зрителей во времени и пространстве, научить глубже чувствовать, понимать самих себя и друг друга. Театр - это прекрасная возможность для классного руководителя, да и для родителей сблизиться с детьми, лучше их понять и достичь взаимопонимания. Многие школьные библиотекари отмечают, что после посещения театра читательские интересы школьников активизируются и возрастает спрос на литературу, хотя бы косвенно связанную со спектаклем. А учителя-словесники говорят, что театр помогает ребятам анализировать то или иное произведение. Hо чаще всего приходится сталкиваться с другим: от классного руководителя требуют определенного количества мероприятий, и он выбирает самое, на его взгляд, легкое - поход в театр. Приходилось ли вам слышать категорический отказ театрального администратора, узнавшего, что вы хотели бы приобрести билеты для класса? Театры стали бояться школьников, точно зная, что их присутствие в зрительном зале обеспечит срыв спектакля. Почему? Видимо, дети, оказавшись в театре той же толпой, что и в школе, не могут перестроиться на другой уровень общения. Зал забит школьниками - гул почти не прекращается. Неужели им неинтересно? Почему они себя так ведут? В театр пришло видеопоколение: смотрю - пью пиво - комментирую. Эти мальчики и девочки безошибочно определяют вид оружия в боевиках и детективах, но не умеют смотреть и воспринимать искусство, не могут позволить себе роскоши сопереживания и сострадания. Внезапно зал затих, услышав со сцены: "Имей сердце, имей душу". Вот тогда понимаешь: не дети виноваты в своей непролазной глухоте к искусству, а их родители и учителя, причем учителя, пожалуй, даже в большей степени. Ведь именно они устроили этот культпоход в театр, поставив плюсик или галочку в свой план воспитательной работы. Смешно в очередной раз повторять, что любое посещение театра необходимо тщательно готовить. Лень, нехватка времени, нежелание заставляют идти кратчайшим и простейшим путем. Но такова участь классного руководителя - не работать, а "пахать" в поте лица во имя и во благо. Конечно, было бы просто идеально посмотреть спектакль сперва самому. Но если это очень сложно, можно ограничиться сбором информации о театре, спектакле, режиссере и актерах. Чаще всего ребят ведут на программные произведения: "Недоросль", "Ревизор", "Горе от ума", "Вишневый сад" и т.д. Но иногда знакомство с театром лучше начинать пусть даже не с программного, зато с яркого и запоминающегося спектакля. Второй шаг - подготовить и настроить ребят, рассказав им об истории и репертуаре этого театра, режиссере спектакля и актерах, играющих в нем, театральной судьбе пьесы, культуре и исторической обстановке, изображенной в ней. Но даже после такой беседы еще нельзя ехать в театр. Для того чтобы восприятие ребят было более точным и глубоким, можно дать им задания. Например: - обратить внимание на декорации, костюмы, музыку, световое оформление; - обратить внимание на какую-либо деталь; - обратить внимание на трактовку роли или всей пьесы; - проследить за реализацией режиссерского и авторского замысла; - исследовать характер героя; - сравнить с другими постановками и т.д. Но даже и это еще не все. Хорошо бы познакомить ребят с театральным словарем (буфет, а не столовая; фойе, а не коридор; кресла, а не сиденья; а еще - партер, бельэтаж, амфитеатр, кулисы, оркестровая яма, рампа, авансцена и др.). Живой интерес, особенно у младших школьников, вызывает игра "Мы пришли в театр", где юные зрители проигрывают все "опасные" моменты, связанные с культурой поведения в транспорте и в театре. Но главное - создать атмосферу праздника, а не очередного обязательного мероприятия. И вот вы наконец-то в театре. Просмотр спектакля обычно сопровождается бурной эмоциональной реакцией, причем чем зрители младше, тем она ярче. Ребятам необходимо сразу же поделиться своими впечатлениями, а бывает, что и вмешаться в ход событий. Так, например, они яростно пытались предупредить Петуха из спектакля "Сказки Маршака" о затаившейся за деревом Лисице, а Царевну из "Сказок Пушкина" - не есть отравленного яблочка. Именно в такие моменты ребята перестают быть просто зрителями и становятся "участниками" спектакля. Частенько уже во время антракта ребята начинают обсуждать увиденное. Важно поддержать в них это желание, подтолкнуть к работе их фантазию ("Как вы думаете, что произойдет дальше? Как поступят герои?"). Но возможно, что, несмотря на все ваши мучения и колоссальную подготовительную работу, ребята переговариваются, обсуждают увиденное, отвлекаются, и вам становится неуютно и стыдно. Причина может быть в том, как они сидят. В одном ряду? Да, нам так продают билеты: это удобно и кассиру (считать проще), и учителю (хлопот меньше). Попробуйте "разбросать" своих подопечных по всему залу, чтобы рядом не оказалось больше двух - трех ребят. Тогда они не будут чувствовать себя в театре так же, как в школе. Здесь не должно быть ощущения толпы - здесь все по-другому. Закончился спектакль, в голове еще звучат переливы музыки, в душе расплескалась какая-то благодать. Не надо рушить это командой: "Скорее, нам далеко ехать". Попробуйте задержаться в зале (15-20 минут вас все равно не спасут), посмотреть, как разбирают декорации, послушать тишину. Попробуйте хоть чуть-чуть поговорить о спектакле, о первых впечатлениях. А потом, уже в школе, вернуться к увиденному на обсуждении спектакля, уделяя внимание работе режиссера и актеров, композитора и художника. Обсуждение возможно не только в форме беседы, это может быть проигрывание отдельных сцен по памяти, викторины, сочинения-продолжение судьбы героев, воссоздание логики мысли, мотивов поведения персонажа. Можно выпустить газету, написать отзывы, устроить выставку рисунков по спектаклю, подготовить сценки-карикатуры "Как мы ходили в театр". И, наконец, кульминация - встреча с артистами. К ней долго готовятся: придумывают вопросы, репетируют капустник, пекут пироги... Так в школьной жизни ребят появляется еще один праздник.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|