А я чайничала, самоварничала...
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Урок-игра в 6-м классе
Тема: "Чаевничание".
Цель: ознакомить учеников с особенностями национальных традиций чайных вечеров, закрепить навыки приготовления чая и сервировки стола. Формировать творческие способности и развивать кругозор. Воспитывать культуру поведения.
Наглядные пособия: таблица приготовления чая, иллюстрации сервировки стола в национальных традициях.
Оборудование, инструмент и посуда: электроплита, чайники, чайные ложки, чайный сервиз, столовые приборы и посуда, вазы для цветов, самовар, вазочки для варенья.
Продукты: чай, травы, сахар, мед, варенье, печенье, пирожки, торт.
Практическая работа: приготовление чая и сервировка стола, расчет количества продуктов. Ведущий начинает игру, представляет команды и жюри. Команды знакомятся, произносят шутливые приветствия:
Команда I "Валериана": "Кошачья травка" - Больным поправка: Корешок в аптечку, Чтоб помочь сердечку.
Команда II "Женьшень": Есть корень кривой и рогатый, Целебною силой богатый. И, может, два века Он ждет человека В чащобе лесной, Под кедром, сосной.
Команда III "Липа": Весной растет, летом цветет, Осенью осыпается, зимой отсыпается. А цветок - на медок, Лечит от гриппа, кашля и хрипа.
Ведущий рассказывает об истории чая: Был листок зеленым - черным стал, томленым, Был листочек зубчатым - стал листочек трубчатым. Был он на лозине - стал в магазине.
Вступительное слово учителя: Чай - китайское слово. В языки Европы оно пришло двумя путями: народы Запада вывезли чай из Южного Китая, где это растение именуется te, русские же торговали с китайцами из северных провинций. Там чай называли "ча-е".
Обычай чаепития зародился почти шесть тысяч лет назад на территории современных Китая и Бирмы, где до сих пор на горных склонах можно встретить дикорастущий чайный куст. Китай был единственным производителем чая, и секрет его производства оберегался под страхом суровых кар. Тем не менее одному англичанину удалось не только похитить семена чая, но и узнать тайну его сложной обработки. Благодаря этой почти детективной истории европейцы начали разводить чай в колониях. С 1696 года в Россию стал поставляться чай караванным путем из Китая, а к началу ХVIII века чай прочно вошел в быт русского человека и стал национальным напитком.
I этап. От каждой команды по два человека идут готовить выбранное блюдо. Члены жюри следят за технологией приготовления чая, соблюдением правил безопасности труда, санитарно-гигиенических требований, знакомятся с наглядной частью домашнего задания. Остальные члены команд начинают разминку.
Отгадывание поговорок 1. Изготавливается шесть наборов карточек разного цвета (по 9 в каждом наборе). Из них нужно сложить шесть русских поговорок. Подсказка: каждую поговорку можно составить из карточек одного цвета. (См. приложение). 1. Доброе семя - добрый и всход. 2. Повторенье - мать ученья. 3. Грамоте учиться - всегда пригодится. 4. По капельке - море, по былинке - стог, по зернышку - ворох. 5. Мастерство везде в почете. 6. Делу - время, потехе - час. 2. Ведущий: давным-давно не было книг о хороших манерах, а правила общежития людей закреплялись в пословицах и поговорках - таких точных, что мы можем до сих пор по ним учиться житейской мудрости. Постарайтесь восстановить полный текст пословицы или поговорки. 1. Гостю щей не жалей, а погуще... (лей). 2. В чужом доме не будь приметливым, а будь... (приветливым). 3. Не бойся гостя сидящего, а бойся гостя... (стоящего).
4. Гость часто за шапку берется - не скоро... (уйдет). 5. Кто жаден до еды, тот дойдет... (до беды). 6. Встречают гостя по платью... (провожают по уму). 7. Хозяин весел - гости... (радостны). 8. Частые пирушки изведут... (полушки). 9. Желанный гость зова... (не ждет). 10. Хочешь есть калачи, так не сиди... (на печи). 3. Даются ключевые слова пословиц, нужно составить их полный текст. 1. Золотые руки. (Золотые руки у того, кто обучился хорошо. Золотые ручки не испортят мучки.) 2. Руки-работа. (Для умелой руки все работы легки.) 3. Руки-голова. (Руки работают, а голова кормит.) 4. Работа-лечение. (Работа с увлечением - лучшее лечение. От бессонницы трудом лечатся.) 5. Работа-еда. (Вырастишь рожь - хлеб пожуешь. Поработаешь до поту - будешь есть в охоту. Потрудишься - будешь сыт, поленишься - будешь выть.) 6. Труд-почести. (Сначала труд, а почести потом придут. Кто любит труд, того люди чтут.) 7. Дело-мастер. (Дело мастера боится. Люби дело - мастером будешь. Мастер дела за все берется смело.) 8. Сеет-глазеет. (Прилежный сеет, лентяй на луну глазеет.) 9. Изба-пироги. (Изба красна углами, а обед пирогами.) 10. Из петуха - уха. (Хорошая хозяйка и из петуха уху сварит.)
Конкурс капитанов 1. Чисто русское изобретение - способ подачи чая ПАРАМИ. Вопрос: как это делали? (Небольшой чайник с заваркой устанавливали на самоварчик либо на чайник с кипятком.) 2. Какое место за столом считается наиболее почетным? (Посередине стола.)
Заключительный этап Представление готовых блюд и национальных традиций чаепития. Команда "Валериана" рассказывает о французской чайной церемонии.
Чайный банкет по-французски По традиции чайный стол должен быть круглой или овальной формы и накрыт льняной цветной скатертью в мягких пастельных тонах (чаще всего желтоватая, но может быть и белой). Салфетки подбирают в тон скатерти. Если чайный банкет устраивается в честь невесты и по поводу знакомства с ее родителями, то чайный стол застилают белой кружевной скатертью и украшают букетами роз нежных оттенков. Чайник ставится на большой мельхиоровый поднос, сюда же помещаются сахарница, вазочка с вареньем, сливочник и небольшая специальная тарелочка или мисочка для лимона. Десертные тарелки и розетки под варенье стоят в стопках на столе и соответствуют количеству приглашенных гостей. Остальные приборы, такие, как чайные и десертные ложки, вилочки для пирожного, ножи для фруктов, расположены рядами на салфетках. Фрукты подают в высоких вазах, которые ставят посредине стола.
Вначале к столу приглашаются гости старшего поколения. Задача хозяйки дома - разлить чай по чашкам и подать его гостям. Дальше за гостями ухаживают дочь хозяйки или ее родственница. Они помогают выбрать угощение, предлагают сливки, сахар, мед, печенье, заново разливают чай, убирают посуду после еды. Не рекомендуется доливать чай в недопитую чашку, но, если гость желает еще чая, хозяйка должна исполнить его желание. Если же в чашке гостя остались ягоды, долька лимона или чайная гуща, лучше заменить эту чашку на чистую. Обычно после чая гостям предлагают фрукты, мороженое, жареные орехи. Затем организуются танцы, игры, другие развлечения. Команда "Женьшень" представляет чайный вечер по-японски.
Чайный вечер по-японски Японские чайные традиции из-за сложности церемонии мало распространены. Способ приготовления зеленого и желтого чая, когда чай заваривается в заранее подогретых круглых фарфоровых заварочных чайниках, является небольшой частью японских чайных церемоний, с которой знакомы жители наших среднеазиатских республик. Такой отдельный круглый чайник и пиала предлагаются каждому гостю. Японцы никогда не подают к чаю ни сахар, ни варенье, ни мед, исключение делают лишь для сушеных фруктов и сухой мучной выпечки. Вся церемония чаепития происходит в полном молчании, гости и хозяева никогда не ведут бесед - они пребывают в глубоком самосозерцании или раздумьях о законах бытия и гармонии окружающей природы. Многие утверждают, что именно эти самосозерцание и углубление в окружающую природу придают церемонии японского чаепития особую красоту. У японцев четыре принципа чайной церемонии: уважение, скромность, чистота, тишина (молчание). Команда "Липа" - чайный вечер по-русски.
Чайный вечер по-русски
Особый интерес к чаепитию возник в начале ХVIII века, когда в Петербурге, Москве и Калуге были построены первые сахарные заводы. Один из иноземных путешественников заметил: русские так долго упражнялись в приготовлении отличного чая, что совершенно неожиданно изобрели самовар. А те, которые отведали чаю из настоящего самовара, считают, что только таким и должен быть настоящий напиток и все другие способы приготовления не могут с ним сравниться. До прихода гостей надо разогреть самовар, предварительно залив в него свежую воду, приготовить посуду: десертные тарелки, розетки или вазочки для варенья или меда, чайные чашки с блюдцами. Стол накрывают цветной скатертью, рядом с посудой для каждого гостя кладут салфетку. Из столовых приборов необходимы щипчики для сахара, десертные ножи и вилки для торта, ножи для фруктов, лопатка для пирожных (торта). Варенье накладывается в розетки заранее и ставится перед приглашенным. На стол подают также кусковой сахар, лимон, фрукты. Хозяйка занимает место справа от самовара. Самовар является символом всего банкета. За столом гостей обслуживает хозяйка, ей помогает дочь или другая близкая семье особа.
Итог: Жюри оценивает вкусовые качества чая, затем по результатам деятельности команд (см. таблицу контроля) подводит итоги и называет победителей конкурса.
4. Этикет, поведение, вежливость. Тема "Культура поведения". 6-й класс
Цель урока:
Надлежит отцу и матери заботиться о детях своих: беречь их и воспитывать в добром наставлении, и учить... вежеству (вежливости, учтивости) и всякому благочинию; и по времени по детям смотря, и по возрасту, учить рукоделию: матери - дочерей, а отцу - сыновей, кто чего достоин, кому какую возможность бог даст... Уча и наставляя, и рассуждая, раны возлагать: наставляй детей в юности, до покоят тебя в старости... А если дети без внимания будут относиться к наставлению отцов и матерей, если что согрешат или какое зло сотворят, и отцам и матерям с детьми грех от бога, а от людей урок и насмешки, а дому потеря, скорбь и убыток, а от судей налог и срамота... Любите отца и мать свою, и слушайте их, и повинуйтесь им... во всем; и старость их чтите; и немощь их и болезни всякие от всей души несите на своих плечах... Если же кто замолвит или оскорбляет родителей своих, или клянет, или лает, тот перед богом грешен, от народа проклят...
Эти правила поведения написаны собственноручно императором Петром I (ХVIII век) и предназначались дворянским детям. Петр I, борясь с пережитками старины, хотел приобщить русских дворян к европейскому этикету, с которым сам познакомился во время своего пребывания за границей. Младые отроки должны всегда между собой говорить иностранные языки, дабы тем навыкнуть могли: а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать... Когда прилучится (случится) и тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: Во-первых, обрежь свои ногти, да не явится якобы оные бархатом обшиты. Умой руки и сиди благочинно, сиди прямо, не хватай перьвой блюдо, не жри, как свинья, и не дуй в ушное (варево, суп, уха), чтоб везде брызгало, не сопи, когда яси (ешь). Первой не пий, будь воздержан, и бегай пиянства, пий и яждь (ешь), сколько тебе потребно, в блюде будь последний. Когда что тебе предложат, то возьми часть того, прочее отдай другому и возблагодари ему... Не утирай губ рукою, но полотенцем... не облизывай перстов и не грызи косей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чистишь... Над яствою (едой) не чавкай, как свинья, головы не чеши, не проглоти куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже... Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего..." Обмен информацией и дополнение учителя. Одни правила этикета не только дошли до нас, но и сохранили первоначальное значение. Например, если в помещение входит взрослый, дети встают в знак уважения. Другие правила этикета дошли до наших времен, хотя и изменили свое первоначальное значение. Если первобытный человек первой пропускал в пещеру женщину, то он берег себя - охотника, без которого племя могло погибнуть от голода; женщины не добывали много пищи, поэтому для племени не было большой потерей, если на вошедшую первой в пещеру женщину нападет пещерный медведь. Сегодня мужчина пропускает в помещение женщину, придерживая открытую дверь, в знак внимания к ней. В средние века рыцари снимали шлем и боевые перчатки, входя в жилище, демонстрируя хозяину свои миролюбивые намерения. Рыцарь в шлеме с опущенным забралом и в перчатках был опасен - он был готов к бою. Сегодня воспитанный мужчина снимает головной убор, входя в помещение.
Каждый поочередно крутит волчок. Право выбора правильного ответа принадлежит тому, кто крутил волчок. Игрок может в случае затруднения обратиться за помощью к своей команде. Если ответ дан немедленно, сэкономленное время переходит на другой вопрос, и им может воспользоваться другой игрок команды (сильные ученики, таким образом, могут помочь "тугодумам").
Игра N 1. На улице и в общественном месте. Игра 2. "В гостях". Домашнее задание Применение знаний Заключение
С тех пор как в школе исчезли подпорки всех идеологических структур, как исчезла система пионерской, комсомольской работы, в школе образовался вакуум, который не может сейчас быть заполнен окончательно. Сегодня школы представляют своеобразные учебные комбинаты, куда ребёнок приходит, чтобы изучить физику, химию, биологию … и уходит. Школа перестала быть воспитательным учреждением. Поэтому необходимо внести в школу искусство – в разных пропорциях, видах и формах. Вся идеология школьной работы, и профориентационной в том числе, должна строиться в первую очередь на культуре, традициях, эстетическом воспитании и художественном развитии. Где, если не в школе, можно дать эту культуру именно каждому? «Красота спасёт мир» – с надеждой цитируем из Достоевского. А некоторые – и с привычной иждивенческой ноткой: есть на кого свалить заботу – красота спасёт и вытянет нас из болота, в котором мы сидим по своей лености и нетребовательности духа. Но ведь красоте тоже нужна помощь! Человека и страну спасёт только дело. Школе необходим психолог. С одной стороны, школьный психолог – узкий специалист: он детский психолог. с другой стороны, он специалист широкого профиля: также социальный психолог, социолог, специалист по научной организации ученического и учительского труда и профориентации. Профориентация сейчас превращается в самостоятельную профессию, и настанет время, когда вместе будут работать и психолог и профориентатор. При подготовке реформ в педагогике проблеме подготовки преподавательских кадров не уделялось должного внимания. Необходимо подчеркнуть, что без решительных перемен в этом отношении государственное решение проблем эстетического воспитания и художественного образования школьников абсолютно неосуществимо. Кардинальное изменение эстетического сознания и профессионального уровня педагогов – единственная прочная возможность прорвать порочный круг, когда одно эстетически неразвитое поколение «воспитывает» другие.
Литература
1. Академия Вежливых Наук профессора Бонуса / Сост. Хаткина Н.Б., Хаткина М.А. – Д.: Сталкер, 1997. 2. Маслюни Н. Просим к столу. Рига, 1985. 3. Бачинин В.А. Духовная культура личности.М.Политиздат.1986. 4. Бондаревский В., Формирование нравственного сознания старшеклассников. М., Просвещение, 1978. 5. Борев Ю., Эстетитка.М.,Политиздат,1988. 6. Воробьёв Г.Г.Школа будущего начинается сегодня.М.,Просвещение,1991. 7. Гусейнов А. Золотое правило нравственности. М., Молодая гвардия,1979. 8. Дейл Карнеги. Путь к счастью. Киевская книжная фабрика.1991. 9. Единство обучения и воспитания в процессе подготовки у труду молодёжи. Под ред. Варнаковой Е.Д.М.,1972. 10. Комарова А.И.Эстетическая культура личности. К. Вища школа,1988. 11. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. М.,Просвещение,1988. 12. Просуленко А.А. Человек и город. Донецк «Донбасс»,1990. 13. Столяров Ю.С. Уроки творчества.М.,Педагогика,1981. 14. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М. Просвещение, 1986. 15. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании. М. Просвещение,1978. 16. Эстетика.Словарь. М. Политиздат,1989.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|