Теория инновации Й. Шумпетера.
В XX веке ученый-экономист и социолог Йозеф Шумпетер предложил концепцию экономической динамики, центральное место в которой отводится предпринимательской функции. Он ввел два новых понятия – «адаптивное поведение» и «креативное поведение». Первое связано с адаптивным типом управления организацией (фирмой) в условиях постоянно изменяющихся ресурсов предприятия (фирмы). Второе – с развитием креативного, творческого мышления и поведения на рынке, базирующегося на использовании сочетания всего многообразия внешних и внутренних ресурсов в созидательных целях, создании новаций, продвижении новых идей. Ученый считал, что процессы, связанные с продвижением нововведений, сопряженные с особыми видами инновационных рисков, требуют научно обоснованных управленческих решений. Такие решения могут возникать лишь при использовании инструментария системного анализа и на основе практических знаний применения системного подхода. Промышленные революции периодически изменяют существующую систему производства, вызывая постоянное стремление к нововведениям. Согласно Шумпетеру экономическая динамика основана на распространении нововведений в различных сферах хозяйственной жизни. Результатом инноваций является влияние на экономические процессы или непосредственно на продукцию. Экономическое новаторство – функция индивидов, которых Шумпетер называет предпринимателями. Предприниматель – хозяйствующий субъект, функцией которого является непосредственно осуществление новых комбинаций и является активным элементом данного процесса. Экономическая функция предпринимателя не является постоянной, а выполняется лишь до тех пор, пока комбинация не станет рутинной. Предпринимательство не является профессией. Новаторскую функцию предпринимателя Шумпетер отделяет от функции капиталиста, так как предприниматель не обязательно обладает правом на имущество. Рискует капиталист, который предоставляет необходимые средства. Также предприниматель не являются изобретателем. Он лишь реализует результаты их работы. Предпринимателей также следует отличать от менеджеров, которые не реализуют нововведения, а лишь выполняют рутинную работу.
Предпринимательство предполагает отход от обычного «движения по течению», требует творческого подхода и поэтому связана с особенностями личности предпринимателя. Шумпетер выделил специфическую мотивацию, которая требует не быстрейшего удовлетворения потребностей, а активной деятельности по созданию предприятия, победы над конкурентами, преодоление возникающих трудностей. Этого можно достичь на основании дара предвидения, сильной воли и развитой интуиции. Стремление к нововведениям, вера в собственные силы, умение рисковать, ощущение собственной независимости – черты личности, которые характеризуют предпринимателя и не зависят от классовой и социальной принадлежности. В то же время шумпетеровский предприниматель не обязательно обладает сильным интеллектом, так как он не может долго взвешивать и сравнивать различные варианты при принятии решений. Динамическая концепция экономического цикла Динамическая концепция цикла, в которой цикличность рассматривается как закономерность экономического роста, признаёт движущей силой роста инвестирование в основной капитал, вызванное внедрением инноваций. Условия для реализации нововведений и привлечения дополнительных объёмов денежного капитала формирует кредит. Кроме построения собственной теории цикла, Шумпетер стал автором современной классификации экономических циклов, согласно которой выделяют «длинные волны» Кондратьева (до 55 лет), средние промышленные циклы Жюгляра (до 10 лет), малые (денежные) циклы Китчина длительностью 3-4 года.
В результате Шумпетер приходит к парадоксальному выводу, что всё то, что считалось дестабилизирующими факторами – монополии, экономические циклы, конкурентная борьба, в действительности представляет факторы ускорения прогресса. Учёный считал, что разрушительная конкуренция, борьба за сферы влияния, ограничительная деятельность фирм (реклама, патенты) не тормозят, а ускоряют долгосрочный процесс развития. В своём учении Шумпетер отказывается от доминировавшего в экономике модели совершенной конкуренции, которая приводит к равновесию и уничтожает прибыль, в пользу динамического подхода. Определяющей гипотезой Шумпетера является утверждение, что предприниматель для которого главным побудительным мотивом служит прибыль, представляет из себя новатора. Заслуга учёного состоит в том, что он отверг господствовавшую ранее теорию рыночного равновесия Леона Вальраса, согласно которой предпринимательство не имело особого значения. «Предприниматель Шумпетера» сам создаёт условия для получения прибыли, изменяя процессы производства и реализации продукции, и таким образом обуславливает прогресс. Именно Шумпетер оказался первым экономистом, который ввёл понятия «нововведение» и «инновация» и связал их с темпами экономического развития. На микроэкономическом уровне нововведения обеспечивают получение прибыли и реализуются благодаря активному участию в инновационном процессе. На макроэкономическом – влияют на общий экономический рост и лежат в основе понимания экономического роста.
Жизненный цикл инноваций Эволюционный подход в теории инноваций позволяет выделить категорию жизненного цикла инноваций – от возникновения идеи до исчезновения продукта или технологии – жизненный цикл продукта, технологии, организации. Жизненный цикл продуктовых инноваций состоит из четырех фаз. На первой фазе проводятся исследования и разработки продукта. Заканчивается она передачей отработанной технической документации в производственные подразделения промышленных организаций.
На второй фазе происходит технологическое освоение масштабного производства нового продукта Как первая, так и вторая фазы связаны со значительными рискоинвестициями, которые выделяются на возвратной основе. Последующий рост масштабов производства сопровождается снижением себестоимости продукции и ростом прибыли. Это даёт возможность окупить инвестиции в первую и вторую фазы жизненного цикла продукта. Затем наступает третья фаза, особенностью которой является стабилизация объемов производимой продукции. На четвертой фазе происходит постепенное снижение объемов производства и продаж, продукт выводится из производства и эксплуатации. Жизненный цикл технологических инноваций также складывается из четырёх фаз. Первая связана с зарождением нововведений-процессов и осуществляется путём проведения широкого круга научно-исследовательских работ технологического профиля. Вторая – предполагает освоение новых технологических процессов на предприятии. На третьей фазе происходит распространение и тиражирование новой технологии с многократным повторением на других предприятиях. Четвертая фаза включает рутинизацию – применение технологических процессов в стабильных, постоянно функционирующих элементах производственных систем предприятий. Технологические инновации улучшают качество продукции, способствуют снижению издержек производства и обеспечивают устойчивый потребительских спрос на рынке товаров. 9. Диффузия нововведений. Диффузия представляет собой распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Согласно теории нововведений Й.А. Шумпетера, диффузия нововведения является процессом кумулятивного увеличения числа имитаторов, внедряющих новшество вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|