Бизнес-инкубатор: понятие, предназначение, роль.
Бизнес-инкубатор представляет собой организацию, которая обеспечивает малые предприятия различными помещениями и сооружениями на основе совместного использования, доступом к техническим средствам и услугам в области ведения бизнеса в качестве единого вполне интегрированного и вполне приемлемого по стоимости комплекса. Такого рода опека и совместное покрытие расходов призваны облегчить начальную стадию развития нового предприятия путем сокращения затрат и избежания задержек при освоении новых видов продукции и реализации инновационных проектов, а тем самым уменьшить вероятность неудачи предприятия. Концепция бизнес-инкубатора, представляющая собой создание микросреды обитания для поддержки бизнеса на стадиях его жизненного цикла, была разработана в начале 80-х гг. Она развивалась в 90-х гг. в сторону создания целевых (технологических) и «виртуальных» инкубаторов, а также гибридов, состоящих из центров по развитию предприятий и бизнес-инкубаторов. Бизнес-инкубатор – многопрофильное учреждение. Он призван помочь опекаемым юридическим и физическим лицам начать собственное дело, выйти на рынок, закрепиться на нем, защищаться от недобросовестных и некомпетентных действий контрагентов, органов власти, банков. Его эффективность оценивается по количеству фирм, действующих на рынке после прохождения программы инкубации. Конкретные цели функционирования инкубаторов могут различаться в зависимости от того, кто из учредителей имеет решающее влияние на принятие стратегических решений. Так, основной целью создания государственных (общественных) инкубаторов, финансирование которых осуществляется правительством и некоммерческими организациями, является экономическое развитие региона, создание рабочих мест, экономическая диверсификация и (или) увеличение налоговых поступлений. Основное внимание они уделяют проектам, отличающимся небольшими капиталоемкостью и сроком окупаемости.
Академические и университетские инкубаторы способствуют реализации потребностей в научном предпринимательстве, решению проблем ускорения инновационного цикла регионального научно-технического развития. Они позволяют работникам научно-исследовательских институтов освоить и реализовать разработки, заниматься предпринимательской деятельностью без отрыва от научной работы, у выпускников учебных заведений появляется возможность успешно стартовать в бизнесе. Смешанные инкубаторы объединяют усилия правительства, некоммерческих организаций и (или) частных организаций. Сотрудничество такого рода может принести инкубатору доступ к правительственному финансированию и разнообразным вариантам поддержки, а также деловому консультированию и финансам частного сектора. Частные, коммерческие инкубаторы создаются инвестиционными группами для сотрудничества по развитию недвижимости. Их главные интересы заключаются в получении дохода на инвестиции от инкубируемых фирм, развитии недвижимости и коммерциализации технологий. По способу предоставления услуг выделяют следующие бизнес-инкубаторы: - «классические» – наряду с бизнес-услугами основной их функцией является предоставление предприятиям офисных и производственных площадей по расценкам ниже рыночных; - предоставляющие услуги посредством электронной связи с предприятиями. Их основной недостаток – малое количество прямых контактов с предприятиями; - «без стен» – менеджер инкубатора регулярно объезжает предприятия. Недостатком такого способа предоставления услуг является отсутствие общения между предприятиями, а преимуществом – отсутствие конфликтов;
- многопрофильные, предоставляющие широкий спектр услуг при открытии бизнеса на базе собственных помещений с использованием оборудования и технических средств институтов и лабораторий; - виртуальные, оказывающие помощь в открытии бизнеса на месте либо на основе существующих лабораторий; - внутренние, выполняющие работу по одному из направлений; - целевые, сосредоточенные на разработке компьютерных программ и на биотехнологии. Кроме того, бизнес-инкубаторы могут различаться по цели создания: 1. Экономическое развитие. 2. Развитие сообщества. 3. Развитие предприятий. 4. Развитие определенных секторов рынка или групп клиентов. 5. Коммерциализация технологий. 6. Получение доходов от недвижимости и инвестиций. 7. Комбинация целей. Признаки классификации бизнес-инкубаторов: Профессиональная ориентация: - Универсальные - Инновационные - Специализированные - С ориентацией на отрасль - С ориентацией на социальную группу - С ориентацией на создание микропредприятий - Организационные Степень самостоятельности: - Самостоятельные - Встроенные Форма обслуживания: - Виртуальные - Стационарные Демографический уровень: - Городские - Сельские (аграрные) Бизнес-инкубаторы эффективны при создании малых предприятий с новой технологией. Принципы функционирования инкубатора зависят от того, в какой среде он действует. Примером является создание технологического новшества путем взаимодействия между вузами и исследовательскими институтами для продвижения нововведений (товаров, услуг) на внутреннем и внешнем рынке или региональное развитие путем централизации хозяйственной деятельности и отвлечения ее от крупных городов, мобилизации местных ресурсов. Инкубатор создается как юридическая организация, несущая полную экономическую ответственность за результаты своей деятельности. Он пользуется поддержкой в рамках государственных бюджетных и внебюджетных программ и поэтому сочетает коммерческие и некоммерческие начала в своей деятельности. Главное действующее лицо бизнес-инкубатора – вновь образовавшееся малое инновационное предприятие. Оно строит свои отношения с администрацией бизнес-инкубатора и его подразделениями на коммерческой основе, но, как правило, по льготным ценам.
Задача инкубатора заключается в том, чтобы в нем были созданы все необходимые условия для преодоления трудностей стартового этапа, для творческой самостоятельной работы малых фирм. Он часто является учебным центром по подготовке будущих предпринимателей и создается как развивающаяся структура с учетом перспектив поэтапного развития. В своем развитии инкубатор проходит ряд стадий: 1) начальная стадия продолжительностью около двух лет. Основные задачи сконцентрированы на подборе первых участников, начале сервисной поддержки и финансирования; 2) стадия развития имеет срок два-три года. Задачи включают оптимальный набор услуг для нового бизнеса и выработку критериев отбора наиболее подходящих участников; 3) стадия зрелости занимает пять-шесть лет. Задачи состоят в эффективном регулировании обновления участников и укреплении связей нового бизнеса с местной экономикой. Сущность инкубатора отражают предоставляемые им услуги, набор которых может варьироваться в зависимости от его ресурсов, особенностей финансирования, взаимоотношений с органами местного самоуправления, потребностей предприятий данного региона и др. Как правило, инкубатор предоставляет: - производственные площади; - помещения общего пользования (конференц-зал, библиотечно-информационный центр, комнаты для деловых встреч и т. п.); - службы коллективного пользования (копировальную технику, телефон, факс и т. п.); - оборудование и мебель; - услуги по деловому консультированию (оценку проекта, помощь в разработке бизнес-плана, юридические консультации, помощь в бухгалтерском учете и ведении документации); - помощь в поиске источников финансирования; - услуги по обучению, в первую очередь по проблемам предпринимательства; - возможности информационной службы, в том числе патентный поиск и защиту. Факторами успеха бизнес-инкубаторов являются:
- наличие детального плана действий со сроками и исполнителями; - связь с высшим учебным заведением, научно-исследовательским центром или институтом; - наличие ясных критериев отбора клиентов; - направленность на достижение конкретного результата; - оказание консультационных услуг в области управления бизнесом, организация бухгалтерского учета; - обеспечение доступа к источникам финансирования; - оказание косвенной финансовой поддержки; - поддержка общественности, по крайней мере, на местном уровне; - наличие широких связей между предпринимателями. Инкубатор может активно способствовать решению следующих задач: - ускорению реализации инновационных проектов; - повышению конкурентоспособности действующих предприятий; - повышению деловой культуры предпринимательства; - обеспечению занятости населения; - диверсификации экономики регионов, развитию неразвитых секторов экономики; - расширению налогооблагаемой базы регионов через увеличение числа малых предприятий; - передаче технологий из вузов и корпораций, внедрению новых технологий; - развитию недвижимости (площадей), до этого использовавшейся неэффективно. Основные показатели работы инкубаторов: количество прямо и косвенно созданных рабочих мест, величина добавочной стоимости, степень совершенствования научных разработок, рост деловой активности в регионе, определенные социально-экономические мероприятия в области социальной защиты населения и создания благотворительных фондов. Эффективность работы бизнес-инкубатора определяют: количество фирм, которым были предоставлены различные виды услуг, количество субъектов и занятых в инкубаторе (в расчете на каждого субъекта), уровень занятости, количество фирм, покинувших его, а также оценка субъектами качества работы руководства и предоставленных услуг. Объем реализованной субъектами продукции (услуг) определяют: объем налоговых поступлений в различные бюджеты и внебюджетные фонды, объем выполненных работ по различным заказам и программам (конверсии, охраны окружающей среды и т. д.), количество и эффективность внедренных инновационных разработок. Определение жизнеспособности бизнес-инкубатора предусматривает: сравнение расчетных и фактических показателей дохода за год, фактические расходы за год, потенциал субъектов, достигнутый на момент выхода, в сравнении с первоначальным, повышение стоимости недвижимости, количество фирм, покинувших инкубатор и потерпевших неудачу за определенное количество лет. Работу инкубатора оценивают по количеству фирм, оставшихся в бизнесе через несколько лет после завершения инкубации.
Задачи, возникающие перед предприятием, основанным на использовании новых технологий, а также его потребности становятся более сложными по мере продвижения от простой идеи к стадии ее коммерческой реализации. Преимущества субъектов БИ заключаются в следующем: - сокращение эксплуатационных расходов и времени, необходимого для начала работы, возможность пользоваться консультационными услугами, что само по себе может оказаться решающим для их жизнеспособности и роста; - более низкая стоимость и гибкие условия аренды помещений БИ; - значительное упрочнение авторитета фирмы, что облегчает поиск средств и потребителей; - наличие удобной обстановки для личного общения и обмена опытом. К сожалению, функционирование инкубаторов в России наталкивается на ряд трудностей. Важнейшими из них являются: - кадровые проблемы; - финансовые проблемы — недостаточное начальное финансирование, высокая себестоимость содержания площадей, оборудования и проч.; - недостаточное количество площадей и оборудования; - отсутствие поддержки со стороны федеральных и региональных властей; - юридические проблемы — непроработанность законодательства в сфере малого предпринимательства и инфраструктуры поддержки малого бизнеса; - информационно-методические проблемы. К числу внутренних причин можно отнести: - отсутствие детально разработанного плана развития инкубаторов, отвечающего экономическим стандартам, а также низкий уровень текущего и краткосрочного планирования; - однобокость и неполноту маркетинговых исследований, незнание целевых аудиторий; - отсутствие стратегии в работе по связям с общественностью, инвестиционными программами, клиентами, администрацией; - неотработанность технологии инкубирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|