Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Такесика – это тактильная кинестетическая система.




13. Общение как интеракция.

Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Известны следующие способы описания структуры взаимодействий.

1. Теория социального действия (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс). Фиксировали некоторые компоненты взаимодействия (люди, их связь, воздействие друг на друга, их изменения), искали детерминирующие факторы мотивации действий во взаимодействии. Теория Парсонса – попытка наметить общий категориальный аппарат для описания структуры социального действия. В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в широком проявлении, она – результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт, а из них впоследствии складываются схемы действий. Считается, что это направление приводит к утрате социального контекста, поскольку в нем все богатство социальной деятельности (всей совокупности общественных отношений) выводится из психологии индивида.

2. Описание ступеней развития взаимодействия. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которое оно проходит (Я. Щепаньский). Основное понятие – социальная связь, которая может быть представлена как последовательное осуществление: пространственного контакта, психологического контакта (взаимная заинтересованность), социального контакта (совместная деятельность), взаимодействия (систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера и социального отношения (взаимно сопряженных систем действий).

3. Транзактный анализ (Э. Берн) – направление, предлагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование из позиций, а также учета характера ситуаций и стиля взаимодействия. Каждый участник взаимодействия может занимать одну из позиций, условно обозначаемую как: Родитель, Взрослый, Ребенок (позиции не связаны с социальной ролью, это психологическое описание стратегии взаимодействия). Взаимодействие эффективно, когда трансакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: Взрослый-Взрослый. В случае пересекающихся диспозиций взаимодействие нарушается и может прекратиться: например, Взрослый – Родитель. Взаимодействие эффективно при адекватном понимании ситуации и адекватных действиях в ней. Э. Берн уделяет особое внимание различным ритуалам, полуритуалам (развлечениям) и играм.

4. Бейлс свел все наблюдаемые образцы взаимодействий в категории, предположив, что в принципе каждая групповая деятельность может быть описана при помощи четырех категорий, в которых зафиксированы ее проявления: область позитивных эмоций, область негативных эмоций, область решения проблем и область постановки этих проблем. Тогда все зафиксированные виды взаимодействий были разнесены по четырем рубрикам:

Область 1)солидарность

позитивных 2) снятие напряжения

эмоций 3) согласие

Область 4) предложение, указание

решения 5) мнение

проблем 6) ориентация других

Область 7) просьба об информации

постановки 8) просьба высказать мнение

проблем 9) просьба об указании

Область 10) несогласие

негативных 11) создание напряженности

эмоций 12) демонстрация антагонизма

Получившиеся 12 видов взаимодействия были оставлены Бейлсом, с одной стороны, как тот минимум, который необходим для учета всех возможных видов взаимодействия; с другой стороны, как тот максимум, который допустим в эксперименте.

Схема Бейлса получила довольно широкое распространение, несмотря на ряд существенных критических замечаний, высказанных в ее адрес. Самое элементарное возражение состоит в том, что никакого логического обоснования существования именно двенадцати возможных видов не приводится, равным образом как и определения именно четырех (а не трех, пяти и т.д.) категорий.

14. Общение как социальная перцепция.

Как уже было установлено, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, и т. п., что позволяет не просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого рода отношения - отношения близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви.

Термин «социальная перцепция» был введен Дж.. Брунером в 1947 году в ходе разработки так называемого «нового взгляда» на восприятие. Когда субъектом восприятия выступает индивид, он может воспринимать другого индивида как принадлежащего к своей или чужой группе, а группу - как свою или чужую группу. Социальная перцепция – процесс с активной обратной связью, непременно включающий в себя понимание.

Центральными проблемами в области социальной перцепции являются:

- возрастные, половые и профессиональные особенности социальной перцепции;

- условия и факторы, влияющие на точность и адекватность оценки одним человеком другого;

- закономерности формирования первого впечатления (эффект ореола – тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на другие, проекция – приписывание другим людям вытесненных собственных качеств, эффект снисходительности – все люди оцениваются положительно);

- влияние на эти процессы прошлого опыта, характера взаимоотношений, самооценки и личностных свойств взаимодействующих людей (влияние стереотипов и установок).

15. Факторы, влияющие на процесс социальной перцепции.

1. Эффект бумеранга - состоит в том, что при некоторых воздействиях источника и формации на аудиторию или на отдельных лиц получается результат, обратный ожидаемому. Эффект возникает при условии того, что: подорвано доверие к источнику информации; передаваемая информация не соответствует изменившимся условиям; субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь у воспринимающих эту информацию.

2. Эффект первого впечатления выражается в том, что очень часто при оценке человека или черт его характера придается наибольшее значение первому впечатлению, при этом все последующие сведения о человеке, противоречащие созданному образу, отбрасываются как случайные и нехарактерные.

3. Эффект ореола — распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств. Информация, получаемая о человеке, накладывается на тот его образ, который был уже создан ранее. Этот образ и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола выступает в двух формах;

· позитивная оценочная пристрастность — ореол положительный. Означает, что если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то далее все его поведение, черты и поступки начинают оцениваться в положительную, сторону, выделяются и преувеличиваются только положительные моменты, а негативные либо недооцениваются, либо не замечаются;

· негативная оценочная пристрастность - ореол отрицательный. Означает, что если общее первое впечатление о человеке оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки позднее либо не замечаются, либо недооцениваются.

4. Эффект первичности в социальной психологии означает важность определенного порядка поступления информации о человеке для формирования представления о нем. При этом эффект первичности срабатывает тогда, когда воспринимается незнакомый человек.

5. Эффект новизны в ситуациях восприятия знакомого человека заключается в том, что последняя, т.е. более новая информация оказывается и самой значимой

6. Эффект стереотипизации отражает тенденцию формировать некий устойчивый образ какого-либо явления или человека. Этим устойчивым образом пользуются как клише, шаблоном при восприятии одного человека другим.

Типичные ошибки межличностного восприятия:

1. Мы попадаем под влияние того, что наиболее очевидно.

2. Мы попадаем под влияние первого впечатления.

3. Мы склонны воспринимать других похожими на нас.

4. Мы склонны придавать негативным чертам больше значения, чем позитивным.

5. Мы склонны обвинять не ситуацию, а людей тогда, когда являемся жертвами

16. Психологические особенности больших социальных общностей.

Большая социальная группа – количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).

Большие группы структурно-функционально организованы. Их не следует смешивать с массовыми общностями (молодежь, женщины, мужчины, подростки, профессиональные общности).

Социально-психологические регуляторы жизнедеятельности больших групп:

· групповое сознание,

· обычаи

· традиции.

В каждой большой группе формируются групповое сознание (партийное, классовое, национальное), система групповых идеалов, ценностных ориентации, эмоциональных предпочтений.

Эти групповые факторы существенно влияют на формирование соответствующего типа личности – типичных представителей класса, партии, нации и т. п. Эти личности становятся носителями групповых установок и стереотипов, внушенных образцов поведения.

Средства массовой коммуникации больших групп формируют общественное мнение – групповые устремления и чувства; ведут пропаганду, побуждая членов группы к определенным ценностным ориентациям и действиям.

Основная социальная ценность -является общественное благо. Оно состоит из идеи справедливости, социального единения в достижении наиболее значимых общественных целей, обеспечивающих благополучие общества.

1. Этническая группа, или этнос– исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая социальная общность, обладающая стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, поведенческих особенностей, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. На высшей стадии развития многие этносы образуют устойчивую социально-экономическую целостность – нацию.

Для межэтнического взаимодействия характерны стереотипы восприятия, обусловленные историческим прошлым

2. Классы. Существование общественных классов обусловлено общественным разделением труда, дифференциацией социальных функций, вычленением организаторской и исполнительской деятельности.

Различие между классами проявляется в их образе жизни, социально-психологическом складе, типичных эталонах поведения. Наряду с этим большие группы входят в единый социум и несут в себе общие особенности того или иного общества, функционирующего на принципе социального партнерства всех социальных структ Механизмы:

1. Заражение — это бессознательная, спонтанная форма включения личности в определенные психические состояния. Заражение осуществляется путем передачи психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, накалом чувств и страстей.

формы проявления заражения:

· массовые психозы,

· спортивный азарт,

· религиозный экстаз.

2. Внушение — это социально-психологический механизм общения, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к массовым действиям. Внушение представляет собой активное и персонифицированное воздействие одного субъекта на другой. Внушение осуществляется в основном вербальными действиями. Внушение адресовано не к логическому мышлению, а к эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Наиболее эффективно внушение действует на людей, для которых характерно доминирование ситуативного психического настроя, а также состояния неуверенности в себе.

Основные условиям эффективности внушения:

· авторитетность источника информации,

· доверие к нему,

· отсутствие сопротивления к внушающему воздействию.

3. Убеждение — оказывается с целью путем социально-психологического воздействия организовать превращение некоторой информации в систему установок и принципов личности.

Условием убеждающего воздействия является заинтересованность человека, которому адресовано воздействие, в чем-либо.

Убеждение как процесс предполагает воздействие и на рациональную, и на эмоциональную сферы. Убеждение — это активное взаимодействие, перерастающее в дискуссию.

Согласно А. Г. Ковалеву, эффективность убеждающего воздействия достигается, если

· содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности;

· убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей воспитуемого;

· убеждение выглядит последовательным и доказательным;

· оно содержит как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты, примеры;

· опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;

· убеждающий глубоко верит в то, в чем убеждает..

Убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности масс.

4. Подражание — это социально-психологический механизм общения, обеспечивающий воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения (манер, действий, поступков), которые имеют определенную эмоциональную окраску.

Согласно Г. Тарду, подражания делятся на следующие виды:

· логические,

· внелогические,

· внутренние,

· внешние,

· мода,

· обычай

Подражание определяют и как механизм массового поведения, и как творческий механизм "психологического наследования".

Наиболее эффективно механизм подражания реализуется в моде.

Социально-психологические механизмы общения обеспечивают социодинамику, групповую динамику и психодинамику личности, так как являются каналами психического регулирования.

17. Структурные и динамические характеристики малой группы.

Малая группа – это совокупность индивидов непосредственно взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей.

Донцов выделяет следующие характеристики малой группы:

1. Относительно регулярный и продолжительный контакт на минимальной дистанции и без посредников.

2. Общие цели, реализация которых позволяет удовлетворить индивидуальные потребности и интересы.

3. Участие в общей системе распределения функции и ролей в совместной жизнедеятельности.

4. Общие нормы и правила внутри и межгруппового поведения.

5. Чувства солидарности представителей группы друг с другом и признательность в группе.

6. Ясное и дифференцированное представление представителей группы друг о друге.

7. Достаточно определенно стабильное, эмоциональное отношение, связывающее представителей группы.

8. Люди, взаимодействующие, в группе представляют себя как членов одной и той же группы и аналогично воспринимаются со стороны.

Уровни развития малой группы:

Диффузная группа – это группа, в которой существуют межличностные отношения, но отсутствует совместная деятельность. Представители – люди стоящие в очереди.

Ассоциация – это малая группа, где существуют межличностные отношения, а цель деятельности носит индивидуальный личностный характер (рынок).

Корпорация – это группа, в которой межличностные отношения опосредованно антисоциальным содержанием групповой деятельности.

Коллектив – это малая группа, в которой межличностные отношения опосредованы и общественно ценные содержанием групповой деятельности.

Стадии развития малой группы:

I. Формирование – это формальное объединение индивидов они вначале ведут себя осторожно, внимательно следят за каждым шагом партнеров. Стадия характеризуется высокой степенью неопределенностью в целях группы ее структуре и лидерстве. Члены группы «бросают пробные камни» пытаясь определить свои роли и выбрать какой-то тип поведения наиболее адекватной ситуации. Сама деятельность находится на периферии внимания. Эта стадия завершается в тот момент, когда индивиды начинают воспринимать себя представителями группы.

II. Стадия брожения. Индивиды соглашаются с существование группы, но сопротивляются контролю, который она накладывает на них. Происходит выяснение и распределение форм деятельности. Решения принимаются как правило на основе мнения большинства. Заглушается голос меньшинства, возникают конфликты, связанные с лидерством. По завершению этой стадии в группе формируется сравнительно четкая иерархия внутри группового лидерства.

III. Стадия нормирования – это формирование близких взаимосвязей норм и ценностных ориентаций. Все знают свои роли и осознают ответственность за их исполнение. Завершается образованием четкой структуры и общим набором ожиданий, что есть правильное поведение. Несогласные с новыми ролями вынуждены, смирится и временно следовать групповым нормам и требованиям. В некоторых случаях недовольные люди прибегают к механизмам психологической защиты.

Замыкание в себе - плохо скрываемое безразличие к целям группы, отсутствие вовлеченности углубленность в другие заботы.

Гиперкритицизм – самореклама, неблагоприятные прогнозы в отношении дальнейшей судьбы группы.

Жесткий формализм – это подчеркнутая вежливость, строгое следование нормам.

Подобострастие – это жесты панибратства, капризничайте, инфантилизм.

Превращение всего в шутку

Излишняя словоохотливость вызовы на разговор рассказы о собственных переживаниях.

В целом внутренняя атмосфера в группе улучшается, напряженность первых этапов спадает, на передний план выступают цели совместной деятельности.

IV. Стадия деятельности. Завершается становление группы структура принята всеми представителями и она предельно функциональна. Атмосфера приобретает теплый дружеский характер.

18. Механизмы и стадии социализации личности.

Механизмы социализации:

1. Традиционный механизм социализации – усвоение личностью образцов поведения, норм, взглядов традиционных для его самого близкого окружения. Обычаи, традиции, стереотипы поведения, принятые в этом окружении,

2. Институциональный механизм социализации включается, когда человек взаимодействует с различными институтами общества и организациями, накапливая, в результате, нужные знания и опыт, помогающие ему или вести себя так, чтобы его социальное поведение имело одобрение, или избегать соблюдения норм социума без каких-либо проблем и последствий для себя.

3. Механизм социализации стилизованный работает только в рамках той субкультуры, к которой относится человек и ровно настолько, насколько эта субкультура и ее члены значимы для человека.

4. Межличностный механизм социализации работает в процессе отношения человека с лицами, которые имеют для него большое значение (родители, друг, просто взрослый уважаемый человек). Само собой разумеется, что эти влиятельные лица принадлежат к какой-то организации, группе, субкультуре, но они не обязательно оказывают на человека такое же влияние, как сама группа, организация или субкультура.

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:

первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;

вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Стадии социализации:

1. Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.

2. Стадия идентификации - появление желания выделить себя среди других

3. Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.

4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.

5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям

19. Понятие социальной установки.

Исторически понятие установки было введено в научной оборот школой Д.Н.Узнадзе, где оно использовалось только с точки зрения устойчивости реагирования организма под влиянием простейших физиологических потребностей человека. Позже оно уже использовалось в изучении механизмов стабильного, устойчивого, целенаправленного характера протекания деятельности даже в условиях изменения социальной ситуации; при этом было обнаружено, что социальная установка может освобождать субъекта от необходимости принимать решение в стандартной ситуации, но она же может стать существенным инерционным фактором, приводящим к косности, и затрудняющей приспособление субъекта к новым условиям.

Понятие «социальная установка» стало широко применяться в социологической и социально-психологической литературе после выхода в свет исследования У. Томаса и Ф. Знанецкого. Эти авторы определили установку как психологический процесс, который характеризует отношение индивида к социальному миру и определяется социальными ценностями. При этом ценности понимались названными исследователями как внешняя, объективная сторона установки. Индивид их усваивает, интериоризирует, делает их своими ценностями, а не создает их сам. Такие социальные ценности как свобода, социальный статус, порядочность, милосердие, богатство, покой и т. д. становятся и индивидуальными ценностями лишь потому, что они сначала являются ценностями данного общества.

Таким образом, установка, по мнению Томаса и Знанецкого, свидетельствует об усвоении человеком той или иной социальной ценности, являясь, по сути, ее субъективным переживанием. Вместе с тем, базовым, исходным определением установки в социальной психологии, во всяком случае в американской, считается определение, данное Г. Оллпортом: «Установка есть состояние психонервной готовности, сложившееся на основе опыта и оказывающее динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан».

20. История исследований социальной установки.

Изучение установки имеет свою историю развития. В отечественной психологии изучение установки тесно связано с именами Узнадзе, Мясищева, Божович, Леонтьева.В школе Узнадзе установка представлена как целостное динамическое состояние субъекта, состояние готовности к определенной активности, обусловленное двумя факторами: потребностью субъекта и наличной ситуацией. В случае повторения ситуации возникает фиксированная установка вместо ситуативной.Мясищев известен своей концепцией отношений человека. Отношение — это система временных связей человека со всей действительностью или ее отдельными сторонами; предрасположенность к каким-то объектам, позволяющим ожидать раскрытия себя в реальных актах действия.

Согласно Божович, направленность личности складывается как внутренняя позиция личности оп отношению к социальному окружению, к отдельным объектам социальной среды. Направленность личности может быть рассмотрена как предрасположенность личности действовать определенным образом, охватывающей всю сферу ее жизнедеятельности, вплоть до самых сложных объектов и ситуаций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...