Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Молитвы, заговоры и обереги, относящиеся к скотоводству.




1. Правила пастуху. (Заговор от нападетя зверей). Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, аминь. Сам Господь Иисус Христос, Сын Божия, помози мне р. Б. Н., и постави Господи около моего скота, милаго моего живота, Власьева рода кругом, со всех четырех сторон чернаго, и белаго, и краснаго, и пестраго, и бураго, и седоватаго, и рогатаго, и комолаго, железный тын от земли и до неба, от неба и до земли. И обыди, Господи, около того тына железнаго. Ты, еще реку огненную от востока и до запада, и от запада и до севера, от севера и до лета; и со всех четырех сторон, от земли и до небеси; от небеси и до земли. Кабы не приходил серый волк и сира волчица и рыскуша и лютый зверь и люта волчица, и люта черная медведица. Кабы не обходили всякие звери мимо моего живота, Еласьева рода, всякаго чернаго, и белаго, и краснаго, и седатаго и черемнаго, рогатаго, комолаго, быков, коров, и телят, и подтелков, и повредили бы зубом, и ногтем и ничем его не вреждал по всякой час, и по всякой день и по всякую нощь, во веки веков, аминь.

2. Заговор от болезней скота. Владыко Господи Боже наш власть имея всякой твари, Тебе молим, Тебе просим, якоже благоволил и умножил еси стада палриарха Иакова благослови и стада скот сих (такого-то) и умножи, и укрепи сотвори его в тысячу крат и избави его от насилия диавола и от иноплеменническаго ношествия, от пленетя и зверя, и от всякаго навета врагов, и от воздуха смертнаго, и губительнаго недуга, и поветреннаго падежа, и от зверя хищнаго, и от гадины ядовитой, огради его ангелы Твоими святыми, всякую немощь, всякую зависть и искушение, чаровства же и волшебства от действа находящийся диавольскаго отгоняй от него, яко Твое есть царство, сипа и слава, Отца и Сына, и Св. Духа, и нына, и присно, и во веки веков, аминь.

3. От недугов скота. Святые мученики и чудотворцы великие: Медосте, Флора и Лавр, Власий и Харлампий, Николай Чудотворец и Георгий Победоносец, вашими всесильными мольбами ко Господу, Спасу Всемилостивому, исцелите и избавите скота сего (такого-то) от поветрия, от падежа, от тлетворнаго воздуха, от смертоноснаго недуга, от смертоносной язвы, от всякой немощи, хвори, скорби и болезни, и от вяскаго зла, спасите, сохраните и помилуйте с Матерью Божиею Пречистою Владычицею Богородицею, и приснодевой Мариею, сотворите и явите милость, купно же воздвигните с собою святых безсребренников и чудотворцев Козму и Дамиана, Кира, Иоанна, вись скот помилуйте и сохраните со Отцем, и Сыном, и Святым Духом, и ныне присно, и во веки веков, аминь.

4. От ляганья коровы во время доения. Господа, Боже, благослови! Как основана земля на трех китах и на трех китицах, как с места на место земля не шевелится, так бы любимая скотинка (чернушка, пеструшка и пр.) с места не шевелилась. Не дай ей, Господи, ни ножнаго ляганья и хвостоваго маханья, ни роговаго боданья. Стой горой, дои рекой, озеро сметаны, река молока, ключ и замок словам моим.

Наговаривают на воду, которою потом обмываютъ вымя коровы.

5. При лечении лошади. Стану поутру, по раннему, по вечеру по позднему, выйду на сильный ветеръ, на легкий воздух, возьму я осинову вичку (ветку), пойду я к доброму хозяину на честенъ пир. Из-под левой ноги, из-под праваго копыта обложу и обвяжу — кругом обнесу, чтобы был по старому, по прежнему, чище и лучше, чтобы более не чула, куда бы ни поехали.

ЗАГОВОР ОТ БЕШЕНОЙ СОБАКИ.

На море на Океане, на острове на Буяне стоит дом, а в том дом сидит старица, а держит она жало. Ты старица возьми свое жало и приди к рабу (такому-то), вынь из раба (такого- то) жало смертное. Заговариваю раны колючия на руках, на ногах, на голове, во лбу, на затылке, на бровях и подбородке. Будьте во веки веков на собаке черной, серой, красной, седой, рыжей, белой; сидите, во веке не сходите.

ЗАГОВОР НА ТОРГОВЛЮ.

Дела, Господи, рек еси пречистыми усты Своими, яко без меня не можете творити ничто же. Господи мой, Господи, верою объем, души нашей, помози мне грешному, рабу Божию (имя рек), сию нашу жизнь торговлею в купле продаже и меняльстве и во всем. Ты владыко, Господи, сам ее соверши во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, аминь. Св. Архангел Михаил во твое святое имя торгуем, спаси, сохрани и благослови своими святыми молитвами раба Божия (имя рек) начати и совершит счастливую и благополучную торговлю. Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, и нына, и присно, и во веки веков, аминь.

ГАДАНИЯ

Гадание в язычестве составляло одно из главных обрядов, которое никак не противоречило богослужению. Наоборот, гадание составляло одно из главных обрядов богослужения. Отцы церкви пытались искоренить гадание, применяя самые разные методы и приемы. Но главным образом старались опорочить, называя гадание ворожбою и бесовским делом.

Гадание на вещах. Молодые люди обоего пола собираются на вечер, берут кольца, перстни, запонки, сережки и другие мелкие вещи. Их кладут под миску вместе с кусочком хлеба. Все сверху покрывают чистым полотенцем, салфеткой и т. п. После этого гадающие поют песню, посвященную хлебу и соли, а затем и другие подобные песни. По окончании каждой песни, запустив руку в миску и отвернувшись от миски, вынимают оттуда какой-нибудь один предмет, попавшийся первым под руку. Это что-то вроде лотереи. К этому применялось содержание песни. Из этого содержания выводили предвещание.

Но поскольку из миски не каждый вынимает свою собственную вещь, то предусматривается выкуп вещей. Тому, кто достал последнюю вещь, поют песню обыкновенно свадебную, предвещая скорый брак. Затем кольцо катят по полу, наблюдая, в какую сторону оно покатится. Если кольцо катиться к дверям, то для девушки — близость брака, для мужчины — отъезд. Был особый обряд хоронить золото. Суть его состояла в следующем. В собрании сидящих девушек, дам и мужчин тихонько дают оставшееся от «подблюдной» песни кольцо. Оно передается тайком от одного к другому из сидящих рядом и смежно между собою. Поручают кому-нибудь из мужчин или девушек искать это кольцо в то время, когда поют обрядовую песню. Ищут до тех пор, пока в чьей-либо руке не найдут кольцо, которое ищут. Дальше все повторяется. Тот, у кого нашли кольцо, становится ищущим и т. д.

Гадали и путем оклика прохожих или проезжающих. Так гадали вечером или ночью. Для этого выходят из дому и останавливаются у калитки. Здесь девушки спрашивают у мужчин: «Кои ваше имя?» При этом надеются, что их будущий жених будет иметь то же имя и ту же внешность, что и опрашиваемый мужчина. В Ярославской губернии окликали с блином на голове.

Гадали и путем подслушивания. Гадатели и гадательницы ходят под окна чужих домов и подслушивают обрывки каких- либо разговоров. В зависимости от характера разговора (веселого или неприятного) и предрекали себе будущее, приятную или скучную жизнь, бранящегося или ласкового мужа. Сняв с насеста курицу, чаще петуха, приносят в ту комнату, где заранее приготовлены на полу в трех местах вода, хлеб и золотые, серебряные и даже медные кольца. В этом, третьем, месте складывают также серьги и другие мелкие драгоценные вещи. Курицу (или петуха) пускают на пол и наблюдают, какую вещь он клюнет или за что примется прежде всего. Здесь дело случая, поскольку птица ночью слепая. Но она по привычке клюет что придется, независимо от того, хлеб это или золотое кольцо.

Здесь имеются разные варианты. Если гадает одна девушка, то она может гадать (загадывать) по своему усмотрению. Если же гадающих много, то сценарий иной. Курицу или петуха пускают в средину крута, который составлен из колец и перстней. Кольца и перстни принадлежат разным девушкам. Чье кольцо петух клюнет, та девушка выйдет замуж в этом году.

Гадали и о том, что же их ждет после замужества. При этом начало такое же — вода, хлеб, уголь и кольца. Если курица или петух станет пить воду, то будущий ее муж будет пьяницей. Если курица первым делом будет есть хлеб, то муж будет с достатком. Если курица вначале примется за уголь, то муж будет бедняком. Если курица клюнет золотое кольцо, то муж будет богачом, если серебряное — то он будет в достатке, если она клюнет медное кольцо, то муж будет скудный по труду. В этом случае он может оказаться волокитою.

Если девушек-гадательниц несколько, то каждая может гадать индивидуально. Каждая гадательница делает свой крут, у нее своя курица — из своего дома. А дальше все как по нотам.

В Костромской губернии было принято ходить по птичьим закутам или дворами, закрыв глаза, наугад снимать курицу с насеста. Далее по цвету курицы судили о цвете волос суженого или суженой.

Такие же гадания были и в Сибири. Но сценарий здесь был иным. На середину комнаты впускали и курицу и петуха. За ними внимательно наблюдали. Если петух гордо расхаживал и щипал курицу, то муж будет сердитый (петух имитировал мужа). Если курица сопротивляется, храбрится, это свидетельствует о том, что жена будет «одерживать верх над мужем».

Гадание на лошадях. Для этого из конюшни выводят лошадей, но обязательно через оглоблю или же через какую-либо жердь. А дальше внимательно наблюдали. Если лошадь зацепляла за оглоблю или жердь ногами, то у девушки ожидался муж сердитый, а жизнь девушки могла случиться несчастной. Если же лошадь удобно перешагивала, не зацепив жердь или оглоблю, то девушке предстояло счастливо прожить свою жизнь со своим смирным ласковым мужем. Это древнее гадание сохранялось до последнего времени. Иногда все происходит по модифицированному сценарию. Так, иногда садятся верхом на лошадь, у которой завязаны глаза. Лошадь пускают из ворот по ее воле. В какую сторону лошадь пойдет, туда девушка выйдет замуж. Гадание у ворот. Для гадания выходят к забору или же, просто стоя за воротами, ночью говорят: «залай, залай, собаченька! залай, серый волчок!» Далее говорят: «где залает собаченька, там живет мой суженый!» Откуда девушка услышит лай, туда она будет отдана замуж. Чем дальше и глуше слышится собачий лай, тем дальше девушка будет выдана замуж. Если лай собаки хриплый, то девушка выйдет замуж за старика. Если лай собаки звонкий и тонкий, то у девушки будет молодой жених.

Гадание башмачком. Девушки снимают с левой ноги башмачок и кидают их за ворота. При этом наблюдают, в каком направлении башмак ляжет носком. В том направлении (туда) будет отдана замуж девушка, которая кидала башмачок. Если же носок башмачка направлен к воротам, то девушке в этот год жить дома и замуж она в этом году не выйдет.

Гадание топором. Это древнее гадание. Еще при Ксерксе I таким путем определяли виновного. Гадание проходило так. В топор вбивали деревянный кол и держали его обеими руками так, чтобы кол было легко вращать. При вращении топора произносили имена подозреваемых. На чьем имени он «покривится», тот и оказывался виновным. При Ксерксе I такой человек лишался жизни. На Руси это гадание не угрожало жизни. Гадали на замужество. При верчении топора называют имена девушек. Та из них выйдет замуж в этом году, на имени которой топор «покривится».

Гадание на луковицах. Берут несколько луковиц и помечают каждую из них. Затем луковицы кладут на землю и ждут. Чья луковица ранее даст росток, та из девушек раньше других выйдет замуж.

Гадание яйцом. В стакан наливают чистую воду. В нее очень осторожно выпускают свежее яйцо. Дают ему несколько отстояться. А затем изучают расположение белка в жидкости. По нему и судят о будущем.

Гадание на поленьях. К поленнице девушки подходят задом. Совершенно случайно, не глядя, берут полено, которое попадается. Затем каждая девушка осматривает свое полено. Если полено гладкое, то будущий муж будет хорошим и красивым. Если же полено с шероховатой корою, то муж будет некрасивым. Если полено в хорошей коре, но толстое, то муж будет богатым. Если полено местами ободранное, то муж будет нуждающимся. Если полено вообще без коры, то муж будет бедным. Если полено толстое, то и муж будет толстым. Если полено с сучком, то будет большая семья. Сколько сучков, столько будет членов семьи. Если полено кривое, то муж будет уродливым или иметь какие-нибудь физические недостатки.

Гадание воском, оловом или свинцом. Выливают воск или олово в воду. По вылитым фигурам судят о происходившем или о том, что будет происходить. Так предсказывают судьбу или узнают, что произошло. Можно гадать о счастье, несчастье, неудаче или удаче, урожае или голоде.

Гадание на головной убор. Девушка берет головной убор, кусок хлеба и кусок дерева. Эти три вещи она кладет в пустой чистый горшок. Все это девушка сопровождает «приличными наговорами». Затем ей завязывают глаза. В таком состоянии она подходит к горшку и берет то, что ей попадется. Если она возьмет головной убор, то она в этом году выйдет замуж. Если она возьмет хлеб, то она останется девушкой. Если она возьмет кусок дерева, то это уж совсем плохо — ее ожидает смерть, гроб.

Гадание лучиною. Гадают на то, кто сколько проживет. Девушка берет в руку березовую лучину, бежит к роднику, реке или к колодцу. Затем она окунает эту лучину в воду. Вернувшись домой, она зажигает эту же лучину на огне. Если лучина снова загорится быстро, то жизнь будет долгой. Если лучина и вовсе не загорится, то девушку ждет в этом году смерть. Если лучина горит с треском и горит не особенно ровно, то в продолжение этого года девушка будет хворать.

Гадание на коровьей или воловьей коже. Гадают на снятой с крупного рогатого скота коже. Несколько девушек берут столешник, хлеб, ножик и коровью сырую кожу. Со всем этим они идут на перекресток или на прорубь. Там они расстилают кожу, кладут на нее хлеб и ножиком очерчивают круг. Садятся внутри этого круга. Закрывают себя столешником или скатертью. Девушки берут друг друга за мизинец и делают завещание, чтобы судьба известила их, что случится им в нынешнем году. В таинственной тишине ночи они прислушиваются к каждому шороху. Одной из девушек слышится, что едут женихи большим поездом. Другой чудится, что на поле большое собрание народа, знак обильной жатвы и т. п. Кстати, Вальтер Скотт описывает подобные гадания в Шотландии. Там также гадают ночью. Сидят, завернувшись в сырую коровью или воловью кожу, и ждут ответов на заданные вопросы. Некоторые при этом имеют видения, которые открывают им будущее.

Гадание на сковороде. Хотят узнать имя будущего жениха. Для этого кладут на стол солому, сбитую в ком. На этот ком соломы ставят сковороду. На сковороду кладут камень и льют немного воды. Затем каждая из девушек потихоньку, осторожно вынимает по соломинке из-под сковороды. При этом неизбежно возникают разные колебания, равновесие нарушается, камень начинает в ту или иную сторону смещаться. Возникают некоторые звуки. В этих звуках надо постараться услышать имя будущего жениха.

Был и другой сценарий. В сковороду наливали воду и клали камни. Сверху клали растрепанные хлопья льна или пеньки. Все это зажигали и накрывали горшком. Если вода сильно заклокочет, то у девушки будет сварливая свекровь.

Гадание на кольце, хлебе и крючке. На пол кладут кольцо, крючок из соломы и кусочек хлеба. Все эти три предмета покрывают платком. Затем из-под платка вынимают наугад одну из этих трех вещей. Если достанется кольцо, то жених будет щеголь, если достанется хлеб, жених будет богач, а если достанется крючок, то жених будет бедняк. Бедняк всегда горбится от труда и всем кланяется. Поэтому крюк.

Гадание у омета соломы. Подходят к омету соломы, закинув голову назад. Ртом берут соломинку. Если соломинка окажется с колоском, то вышедшая замуж девушка будет богатой. Если же соломинка попадется без колоса, то жизнь у девушки будет бедная.

Гадание на перекрестке в полночь. Для гадания девушки выходят в полночь на перекресток. Там каждая из них загадывает желание — о своем будущем женихе. Затем очерчивают круг и стоят в нем, прислушиваясь к каждому шороху. Если им (одной из них) причудится звон колокольчиков или смех или веселое пение, то услышавшая это девушка выйдет замуж. Если какой- либо из девушек послышится плач или унылое пение, то впереди девушку ждет смерть. На перекрестке также смотрятся в зеркало и видят в нем своего суженого и ряженого.

Гадание под окном. В полночь гадающие девушки садятся у окон. Каждая из девушек приговаривает: «суженый, ряженый, поезжай мимо окна!» Если после этого кто-либо из них услышит движение с криком и свистом, то жизнь девушки будет веселой и счастливой. Естественно, она будет замужем. Если движение будет тихое, то девушка, которая это услышит, будет жить в бедности.

Гадание на бобах. Известна пословица: «Чужую беду руками разведу, а к своей-то беде и ума не приложу». Эта пословица родилась из другой, истинной, пословицы: «Чужую беду бобами разведу, а к своей беде и ума не приложу». Именно бобами, а не руками! В начале XVII века в «Потребнике мирском» запрещалось верить бобам. Речь идет о гадании на бобах.

Гадание на бобах проводилось так. Брали 41 боб и раскладывали на 9 кучек по столу в три линии следующим образом. В начале делают только три кучки из 41 боба без счету, а только по внешнему виду. Затем из первой кучки отсчитывают четыре боба, которые кладут в сторону следующим образом: из первой кучки откладывают 4, 3, 2 и 1 боб. Последний будет для образования первой кучки второго ряда.

Затем принимаются за вторую кучку (из трех первоначальных). Здесь поступают точно так же, как и с первой кучкой. Остаток бобов присоединяют ко второй линии для того, чтобы во второй линии образовать вторую кучку. После этого точно так же поступают с третьей кучкой в первом ряду. В итоге получают в первом ряду 3 кучки, в каждой из которых будет не более чем по 4 боба.

Второй ряд кучек бобов формируется следующим образом. Его формируют из тех кучек, где бобы были отсчитаны по 4. Все эти бобы необходимо также разложить на произвольные три кучки.

После этого формируют третий ряд. Этот ряд не отсчитывается, а просто делится весь остаток от первых двух линий на произвольные последние три кучки. При этом нужно иметь в памяти слова: желаю, надеюсь, исполнится.

В первом ряду средняя из трех кучек у гадальщиц названа головою, третья кучка — рукою, средняя со второй — сердцем. В третьем ряду третья кучка называется ногою в походе. Эти кучки считаются главными. При гадании выбирают ту кучку, которая по указанной символике ближе к решаемому вопросу. Например:

Голова содержит ответы на вопрос об уме, о способностях и о характере.

Рука ассоциируется с именем, хозяйством, богатством или бедностью.

Сердце ассоциируется с печалью, радостью, чувством, любовью.

Нога в походе ассоциируется с путешествием, дорогой, письмами, отъездом, отправкой.

Далее поступают так. Если решаемая проблема подходит к одной из четырех кучек, то надо посмотреть, сколько будет в ней бобов. Если бобов четное число, то исход неблагоприятен. Если зерен нечетное число, то исход будет благоприятным. Но надо принимать во внимание и положение первой кучки той же линии или ряда, где мы ищем ответ на наш вопрос. Так, если мы видим нечет в нашей кучке (которую мы вопрошаем), а в первой кучке того же ряда — чет, то это надо понимать так: все разрешится благополучно (нечет), но через преодоление препятствий (чет).

Гадание ключом. Берут какой-нибудь ключ, желательно старый. Его закладывают бородкой между листов переплетенной книги. Книгу крепко перевязывают. В результате ключ крепко держится между страницами книги. Затем за кольцо или на душку ключа вешают книгу на веревку к потолку и загадывают, кто из числа находящихся здесь девушек выйдет замуж. Признаки такие. Если книга, висевшая до этого неподвижно, при названии данной фамилии перевернется, то это значит, что эта девушка в этом году выйдет замуж.

Такое гадание применяли и для того, чтобы определить из многих людей одного виновного.

Гадание на священной книге. Для этого берут книгу духовного содержания. Не раскрывая книги, задумывают себе номер страницы и номер строчки (сверху или снизу). Затем открывают книгу и читают свою строку. В прочитанных словах находят ответ на поставленный вопрос. Правда, ответ далеко не всегда является прямым. Надо еще применить искусство толкования.

Гадание на зеркалах. Такое гадание проводят только самые смелые девушки. Должна быть абсолютная тишина и полное молчание. Естественно, не должно быть никаких посторонних. Поэтому гадают ночью.

Имеются разные сценарии гадания на зеркалах. Мы приведем только некоторые.

На стол в темный комнате ставят зеркало. Перед зеркалом зажигают свечу. Девушка, которая гадает на свою судьбу, входит в комнату с зеркалом и свечой. Она смотрит на зеркало через свечу. Это длится определенное время, но ни в коем случае нельзя отвлекаться ни мысленно, ни физически. В конце концов она должна увидеть в зеркале своего суженого. Когда же она скажет «чур меня», то видение непременно исчезнет.

Другой сценарий известен в Сибири. Там ставят два зеркала одно против другого. Перед одним зеркалом девушка ставит две свечи на стол. Другое зеркало она ставит за собою таким образом, чтобы она стояла между двух зеркал. Девушка зажженною лучиною очерчивает круг. Но лучинка не простая. Этой лучиной в сочельник был зажжен огонь. Дальше как обычно — девушка внимательно смотрит в зеркало, которое стоит перед нею (через свечи). Она должна увидеть своего жениха. Но жениха девушка увидит в особом ракурсе, он будет глядеть на девушку через плечо из заднего зеркала. Оглядываться ни в коем случае нельзя. И надо вовремя сказать «чур меня», а то могут быть нежелательные последствия.

В древних источниках описан и еще один вариант гадания на зеркалах. Берут два зеркала (вечером), желательно одинаковые по размеру и достаточно большие и устанавливают их друг против друга. Освещают зеркала с помощью двух свеч с того и другого края. Удобно использовать стенное зеркало. Другое зеркало надо взять в руки так, чтобы из направленных зеркал в стенном зеркале образовался длинный коридор, освещенный огнем. Ясно, что зеркала должны быть не только чистыми, но и качественными (без пузырей и других изъянов). Когда зеркала установлены одно против другого и освещены свечами одинаковой высоты, то девушка (или кто-то другой) должна удалить из комнаты кошек, собак, птиц и вообще посторонних лиц. Может присутствовать только один или два ассистента. Но ассистенты не должны смотреть в зеркало, не подходить к тому, кто гадает, и ни в коем случае не разговаривать.

Девушка, которая села гадать, должна смотреть в зеркало пристально и неподвижно. Взгляд она должна направить на конец зеркального коридора, который образуется от двух зеркал, направленных друг против друга.

В этом гадании надо проявить терпение. Можно просидеть далеко заполночь и ничего не увидеть. Можно даже вздремнуть и во сне увидеть кое-что интересное. Но вообще говорят, что зеркало перед началом видения тускнеет. Свечи также теряют свой первоначальный свет. Если такое происходит, то надо быть начеку — скоро появится видение.

М. Забелин в книге «Русский народ» (1880 г.) описал такой случай гадания с зеркалом. Приводим его описание дословно:

«Приведем один случай, описанный покойным профессором Русской истории М. П. Погодиным, почерпнутый им из записок одной известной графини В. Д. Б., которая, в свою очередь, получила этот рассказ от Е. О.

В 1807 г. в обществе подруг Е. О. в доме помещика зашел разговор об опасностях и трудах близких сердцу отсутствующих, бывших в армии. Известий никаких в деревне. Между молодыми девушками зашла речь о гадании в зеркало: одни не верили, другие сомневались в способе гадания, а некоторые верили, и одна из подруг обратилась к хозяйской дочери, чтобы та погадала в зеркало.

«Посмотри-ка, где теперь мой брат и что с ним теперь? — просила подруга.

Хозяйская дочь установила зеркала и села при известной обстановке, прочие подруги расположились поодаль…

Долго молча сидела гадальщица, и все было бесплодно, некоторым это стало надоедать, как вдруг она заговорила:

Вот, вот туман сходит со стекла, вот лесок, песчаный берег, река, большая быстрая река! Господи, сколько народу!

Все войска… лагерь, солдаты, пушки, кони на обоих берегах. Что это так суетятся у подошвы горы, на самом берегу? Кажется, все штабные тут… А, отчалила лодка с того берега. В ней маленького роста генерал сидит; вот плот по средине реки. Другая лодка причалила, смотри! Е. О. подошла и стала за стулом подруги: посмотрела в зеркало и увидела то же самое. Вот и другой генерал взошел на плот. Он повернулся… Государь! — вскричала хозяйская дочь и сама вскочила, пораженная удивлением.

Это событие было 13 июня в день Тильзитского свидания двух императоров: Александра I и Наполеона I, о котором никто не думал, не гадал, а тем более эти молодые девушки».

Приглашение ужинать. Приглашают ужинать будущего жениха. Для этого накрывают для суженого стол, ставят два прибора, хлеб, соль ложки. Вилок и ножей не кладут. Около полуночи девушка, которая приглашает своего жениха, садится за стол одна. Она очерчивает круг и говорит: «Суженый, ряженый! Приходи ко мне ужинать». Точно в полночь должен явиться жених в том самом одеянии, в котором он должен быть при бракосочетании. Жених садится за стол.

Чтобы видение исчезло, девушка должна сказать «чур меня». Но для страховки, если зачурание не поможет или если гость засидится, то берут с собой петуха. В нужную минуту петуха надо «давнуть» и он запоет. Видение должно будет исчезнуть. Если видение вынет из карманов какой-либо предмет (ножик, портсигар и т. п.), а исчезнет скоропостижно, то предмет останется. Надо обратить внимание на то, что перед появлением видения слышится вой и свист ветра, а также чувствуется серный или даже смрадный запах.

Гадание на полотенце. На ночь из окошечка вывешивают белое полотенце. При этом приговаривают: «суженый, ряженый, приди и утрися». Если вскоре после этого полотенце окажется влажным или мокрым, то в этот год девушка выйдет замуж. Если к утру полотенце останется сухим, то в этом году мечты девушки не сбудутся.

Гадание у бани. Это гадание в старину было в большом ходу. Бани всегда располагались на краю селений. Когда там банились девушки, то они (по отдельности) подходили к приоткрытой двери и, обнажив определенную женскую часть тела говорили под прикрытием сумрака ночи несвойственную для девушек и тем более девственниц фразу, в которой они предлагали домовому прикоснуться рукой к этой части тела. Если девушка почувствовала руку мохнатую, то у нее будет богатый жених, и она выйдет замуж в этом году. Если рука холодная и голая, то жених будет бедным. Если рука домового шершавая, то жених будет со скверным характером.

Гадание на петухе и курице. Связывают хвостами вместе петуха и курицу. Их сажают под решето и наблюдают, которая из птиц потянет за собой другую. Если потянет петух, то у девушки будет такой муж, который будет верховодить во всем и держать ее в ежовых рукавицах. Если курица потащит петуха, то жена будет властвовать над мужем.

Мостик. От веника собирают прутики. Их кладут сложенными в виде мостика под подушку. Это делает девушка. Ложась спать, она приговаривает: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост». Во сне должен явиться суженый и перевести свою будущую жену через мост.

Пересол. Специально пересаливают пишу, которую едят перед сном. Затем, ложась спать, приговаривают: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот пить мне подаст». Во сне появится суженый и напоит свою будущую жену.

Гребень. Кладут под голову гребень. При этом говорят: «Суженый, ряженый, причеши мне голову…» Явится во сне и причешет.

Снег. Ложатся на снег навзничь. Остается фигура на снегу. Поутру идут смотреть, как она изменилась. Если след остался гладким, то будущий муж будет смирным и спокойным. Если эта фигура окажется иссеченной, то с мужем не повезет, он окажется драчливым и вздорным.

Карта. На ночь кладут бубнового или другого короля под изголовье. Загадывают на суженого-ряженого или на то лицо, которым девушка увлечена. Во сне все прояснится.

СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ

Кажется, нет в мире ни одного более торжественного пиршества, которое можно сравнить со свадебным обрядом, началом и совершением брака, началом и венцом любви, о котором молодые головы поэтизируют за несколько лет прежде, избирая в своей фантазии подходящий идеал, пока не находят его.

Каждый народ имеет свои взгляды и обычаи на обряд брака. Но как молодые мужчины, так и женщины у нас на Руси (из простонародья), несмотря на всю простоту их незатейливого быта жизни, понимают, что значит вечная связь, даруемая венцом: связь с лицом неузнанным, часто порочным, законченная венцом — неразрывно до конца жизни того или другого. Все девушки это понимают ранее супружества, но рассчитывают на брак как на лотерею, как известно, не всегда надежную.

Девушки иногда прибегают к гаданиям весьма неблагоразумным; сироты в Радоницы ходят на могилки своих родителей прощаться и просить себе благословения на судьбу свою. Покров и Пятница Прасковея считаются покровительницами невест в простом народе. Невесты, заботясь о своей будущности и об хорошем житье-былье (худого никто не желает), во время праздника Покрова молятся: «Баткшка Покрово, мою голову покрой!»

В разных регионах северной России свадебные обряды весьма разнообразны и многочисленны до того, что представляют вообще картины чрезвычайно живые вообще, и весьма разнообразные по своей характерности. Здесь представляется самая полная этнографическая картина с ее поверьями и обрядами, и что главное, здесь-то и отсвечивается символ и та аллегория обрядов, которые уже потеряны в смысле народном и существуют только по исполнению, как обычай. Эта народная пиеса, ежедневно повторяемая, вообще интересна, так как нигде она не характеризуется лучше всего, как в свадьбах; здесь вы слышите и видите жизнь и веселье, умилительные и трогающие душу черты из народного быта и те религиозные обычаи, с которыми слиты все эти обряды. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, а печальное с весельем.

Обычай похищать девиц. Этот обычай, по словам Нестора, существовал у русских славян, так например: у радомичей, вятичей, северян: были игры межи селы, то есть меэду полей, а не между сел. Здесь во время игр, песен и плясок мужчины выбирали себе невест и уводили к себе в дома.

В воспоминание этого дохристианского обычая древней Руси у нас осталась древняя песня прососеяния, начинающаяся так: «Амы просо сеяли, сеяли»… Древляне уводили к себе девиц, как в древности римляне сабинянок. Самое выражение «играть свадьбу» напоминает древние игры, чем начиналось приобретение невест.

Преследование обычаев духовенством. Во время свадеб в старину всегда присутствовали глумотворцы (шутники), органники, гусельники (гусляры). Обычай этот существует и поныне; не раз церковь восставала против таких порядков, которые суть прямо следы язычества, и хотела отделить все обычаи пред венчанием и по венчании, но этого было нельзя искоренить, так как самый акт, основанный в своем будущем на любви и согласии, на семейном счастьи вызывал веселье.

Кроме языческой стихии, оставшейся в свадебных обрядах, сюда же вошли обычаи и от других народов во времена позднейшие.

Покупка девиц. Геродот упоминает о древнем обычае енотов, пришедших из Иллирии. Здесь, говорит этот историк, в известное время девушки, достигшие совершеннолетия, сходились, в сопровождении своих родителей, в одно место, туда же стекались молодые люди и вообще мужчины и покупали девиц. Не отсюда ли и мы заимствовали до сих пор существующий обряд покупать невест или выкупать, причем жених дарит девушек?

Снимание сапога. В русском коренном обычае водилось и посейчас местами водится, что новобрачная должна разувать своего супруга. Этот обычай в древности, вообще говоря, изображал покорность, рабское отношение, даже унижение (кто же снимает другому сапоги, если не человек вполне подчинившийся). Из истории мы знаем, что этот обычай был даже во времена Владимира и то, что дочь Полоцкаго князя не захотела его разуть.

В Германии во времена Лютера был тот же обычай, чтобы в первую ночь брака снимала молодая супруга сапог и клала его на небо постели (в изголовье) как знак господства супруга над женою, мужчины над женщиной (порабощенной).

Омарий и Гербенштейн говорят о том, что в их пребывание в Москве даже на княжеских и боярских браках совершался обычай разувания и троекратное ударение плеткою, которую вместе с гостинцем клали в ларчик. Обряд этот продолжался в Литве до Ягеллона и доныне сохраняется в крестьянском быту.

Куничное на свадьбе. В старых свадебных обычаях упоминается должно быть тоже какое-нибудь языческое предание. Куница в свадебных обычаях есть памятник норманских народов. Если сказать куна, кона (kona, kuno), что значит — женщина, это высказывается по истории, сбор новобрачных крестьян и вообще — простолюдинов. Куница, как мы увидим, осталась существенной единицей в наших простонародных песнях свадебного характера. В южно-русских песнях невеста уподобляется иногда черной кунице, а жених — черну соболю.

Мы должны припомнить из истории, что в России до введения монеты металлической предметом денег были преимущественно меха; отсюда возникают слова: куна, пол-куны, пол ушка (полушка, медная мелкая монета). Если впоследствии явился металлический чекан, то, разумеется, была воспроизведена и сравнительная оценка и, как должно думать, нарицание счета удержалось то же, которое существовало при кожаных деньгах.

Отсюда возникает сравнение молодых людей то с куницей, то с соболем как оценка достоинств, и сейчас у нас существует поговорка: «взглянет — рублем подарит».

Было известно не в одной России, но во всей Европе, девичье куничное, свадебная куница — выражение, согласовавшееся с значением окупа за невесту, выражение, равняющееся смыслу крепостного права и порабощения женщины. Что существует и по сейчас в некоторых губерниях России.

Свадебные птицы. Еще в язычестве у литовцев в первый день бракосочетания муж раздирал принесенную ему на постель жареную куропатку, часть которой давал есть своей супруге. У немцев в средние века давали новобрачным жареную курицу, которая называлась: брачною или любовною. Жареную курицу (куря вечерняя) в первый день подносили новобрачным и в России, как то видно из описания старинных свадеб XV столетия. В Москве и по сие время дарят молодых парой живых гусей в ленточках, а даже иногда и лебедей, а в старину на столах княжеских молодым подавали жареных лебедей. Есть поверье в народе, что только и можно есть лебедей новобрачным.

Головной убор новобрачной. Известно, что в России новобрачной надевают на голову кокошник, кокуй или кику, расплетают косу на двое, с известными при этом песнями. Обычай этот, по видимому, перенят у татар, как думают Плено Карпин и Вруина; но Грим говорит, что и у немцев было обыкновение: у новобрачной не распускать волос, а связывать их на голове и прикрывать чепцом. Тертулиан говорит, что у язычников было обыкновение женщинам являться покрытыми, у евреев — тот же обычай, у русских фата изображает, и до днесь, символ стыдливости и скромности. Поэтому можно заключить, что все наши старинные обряды, отчасти исчезнувшие, отчасти существующие и поныне, не имеют полного характера новости, или своеобразности, но скорее заимствовало путем влияния от других народов.

Баня, меха и солома брачной ночи. К числу народных обычаев, существовавших даже в царских и боярских домах, принадлежали: мытье в бане накануне свадьбы и после ея, также постилка ржаных снопов вместо постели и усаживание молодых на меха. Мытье в бане выражало чистоту брачнаго ложа и вообще чистоплотность, спанье на снопах — прибыток в доме, а на мехах сидение — богатство. Таковые обычаи существуют и поныне.

Вскрывание молодых. Со введением некоторых европейских обычаев Петром Первым многие старинные обычаи были воспрещены и между прочим вскрывание молодых запрещено указом. Петр Первый старинную свадьбу с ее причудами обратил в шутку, что видно из свадьбы папы и шута Шанскаго.

Предосторожности и приметы свадебные. Свадьбы обыкновенно чаще всего бывают или о святках или близ Семика. Так, по крайней мере, объясняется Красная горка по весне и рождественские праздники (купальские гадания). Нужно заметить, что все свадебные обряды со<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...