Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Безопасность жизнедеятельности




Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова

__________________________________________________________

Каменский институт (филиал) ЮРГПУ(НПИ) им. М. И. Платова

 

 

Безопасность жизнедеятельности

 

 Учебно-методическое пособие к практическим работам

 

 

Каменск-Шахтинский

2015г.


УДК 331. 4; 614. 8 (076. 5)

 

Рецензент: к. т. н., доцент Еремкин Александр Викторович

 

Печатается по решению кафедры техники и технологии протокол № 10 от 15. 04. 2015г

 

Пятицкая Антонина Васильевна, Гасанов Абакар Багаудинович, Самсонова Маргарита Борисовна.

Название: Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методическое пособие к практическим работам / Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова, 2015. – 86с.

 

 В Учебно-методическом пособии изложены краткие теоретические сведения по темам, рекомендован план  практических занятий, указания к оформлению отчета и контрольные вопросы.

 

Методические указания предназначены для студентов направления подготовки: 08. 03. 01 Строительство, 13. 03. 02 Электроэнергетика и электротехника, 23. 03. 03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, 23. 03. 01 Технология транспортных процессов, 15. 03. 04 Автоматизация технологических процессов и производств», 15. 03. 05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств.

 

УДК 331. 4; 614. 8 (076. 5)

 

© Южно-Российский государственный

политехнический университет (НПИ)

имени М. И. Платова, 2015

© Пятицкая А. В., 2015

© Гасанов А. Б., 2015

© Самсонова М. Б., 2015


СОДЕРЖАНИЕ:

  стр
Введение
Общие рекомендации по проведению и подготовке к практическим занятиям
Практическая работа № 1. Охрана труда и социальная защита женщин
Практическая работа № 2. Расследование и учёт несчастных случаев на производстве
Практическая работа № 3 Охрана труда при эксплуатации автотранспортных средств, их сервисном обслуживании и ремонте
Практическая работа № 4 Противопожарные мероприятия и правила для различных отраслей экономики и населения
Приложение 1
Литература

 


Введение

При изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» наряду с теоретическими занятиями необходимо проведение практических занятий. Практические занятия относятся к основным видам учебных занятий. Они составляют важную часть профессиональной практической подготовки молодых специалистов т. к. способствуют развитию познавательной деятельности, развивают логическое мышление, умение интерпретировать теоретический материал для решения поставленной задачи.

Цель проведения практических занятий – закрепление знаний и умений обучающихся по основным вопросам изучаемой дисциплины.

Выполнение практических заданий требует предварительной подготовки в виде повторения теоретических вопросов.

Содержание практических занятий охватывает весь круг профессиональных умений, на формирование которых ориентирована данная дисциплина. Методические указания по проведению практических занятий учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» составлены с учѐ том требований рабочей программы и еѐ содержания.

Методические указания предназначены для закрепления теоретических знаний и приобретение необходимых практических навыков и умений по программе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для специальностей: 08. 03. 01 Строительство, 13. 03. 02 Электроэнергетика и электротехника, 23. 03. 03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, 23. 03. 01 Технология транспортных процессов, 15. 03. 04 Автоматизация технологических процессов и производств», 15. 03. 05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств.

Общие рекомендации по проведению и подготовке к практическим занятиям

Практические занятия относятся к основным видам учебных занятий наряду с лекцией, лабораторной работой, контрольной работой, консультацией, самостоятельной работой, производственной (профессиональной) практикой, курсовым проектированием, выполнением дипломного проекта (работы). Выполнение студентами, практических заданий направлено на:

- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных практических знаний по конкретным темам дисциплин различных циклов;

- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

- развитие личностных качеств, направленных на устойчивое стремление к самосовершенствованию: самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморазвитию и саморегуляции;

- развитие интеллектуальных умений у будущих бакалавров;

- выработку таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Практические занятия - одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение компетенций. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. Практическое занятие предполагает выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателей одной или нескольких практических работ. Для практических занятий основными задачами являются следующие:

- обучение студентов практическим приемам и методам анализа теоретических положений и концепций учебной дисциплины;

- приобретение студентами умений и навыков использования современных теоретических и научно-технических методов в решении конкретных практических задач;

- развитие творческого профессионального мышления, профессиональной и познавательной мотивации;

- использование профессиональных знаний в учебных условиях – овладение терминологией дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», навыками оперирования формулировками, понятиями, определениями, умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач;

- повторение и закрепление знаний;

- развитие научного мышления, речи, общения с аудиторией и т. д.;

- организации оперативной обратной связи руководителя занятия и студентов.

Для достижения поставленных целей и решения требуемого перечня задач практические занятия могут проводиться традиционными технологиями или с использованием новых образовательных технологий. В традиционных технологиях на практических занятиях проводятся последовательное решение задач или выполнение упражнений с применением ранее изученного теоретического материала. В новых образовательных технологиях доминируют игровые процедуры, используются принципы моделирования, предусматривается интенсивное межличностное общение, реализуются принципы партнёрства, педагог превращается из информатора в менеджера. Использованием новых образовательных технологий заключается в организации следующих мероприятий: деловых игр; ролевых игр; конкретных ситуаций. Главным содержанием практического занятия является практическая работа каждого студента. На каждое практическое занятие разрабатывается специальное задание студентам, призванное обеспечить методическое сопровождение их работы в ходе занятия. Содержание этого задания определяется кафедрой. Практическое занятие состоит из трех основных частей.

Во вступительной части проводится проверка готовности студентов к занятию и инструктаж по технике безопасности (при необходимости), распределение студентов по учебным точкам и определение последовательности работы на них. В основной части занятия студенты выполняют задание, а контроль его исполнения (полнота и качество) и помощь осуществляет руководитель занятия.

В заключительной части руководитель занятия подводит итоги занятия, дает задание на самостоятельную работу группе и отдельным студентам. Материал, выносимый на практические занятия и семинары должен:

- содержать современные достижения науки и техники в области изучаемой дисциплины;

- быть максимально приближен к реальной профессиональной деятельности выпускника;

- опираться на знания и умения уже сформированные у студентов на предшествующих занятиях по данной или обеспечивающей дисциплине, поддерживать связь теоретического и практического обучения;

- стимулировать интерес к изучению дисциплины;

- опираться на организованную самостоятельную работу студентов.

При подготовке к практическим занятиям необходимо опираться на те знания, которые получены на лекциях и в ходе проведения самостоятельных занятий. Если студенты обнаружат пробел в своих знаниях при подготовке либо проведении практических занятий, то они должны восполнить его путем повторного обращения к тексту нормативных актов, конспектам лекций, литературе. Перед началом практического занятия преподаватель проверяет наличие у студентов конспектов лекций, письменных решений заданий предыдущих занятий. Студенты, не подготовившиеся к практическому занятию (в том числе и по уважительным причинам), а также отсутствующие на занятиях, отчитываются перед преподавателем о выполнении задания во внеурочное время. В ходе практического занятия студент зачитывает либо своими словами рассказывает содержание задания, дает мотивированное его решение, т. е. излагает свой ответ на поставленные в задании вопросы. От студентов требуется, чтобы они, на основе подготовленных во время самостоятельной работы письменных решений, давали развернутые ответы, на поставленные в задании вопросы. После выступления студента по конкретной задаче ему могут быть заданы вопросы, как преподавателем, так и другими студентами. Затем остальные студенты могут высказать свое мнение по рассматриваемой задаче и предложенному решению, т. е. организуется активное обсуждение, дискуссия. Итоги дискуссии по решению задачи подводятся преподавателем. Он же дает оценку выступающим студентам по решению задачи, высказанным мнениям и их обоснованности.

Каждое практическое занятие по Безопасности жизнедеятельности, описанных в учебно-методическом пособии, имеет две следующие цели:

1 - обобщение, систематизация, углубление и закрепление полученных теоретических знаний по соответствующей тематике с учётом действующих нормативных актов Российской Федерации;

2 - ознакомление студентов с нормативными актами Российской Федерации по данной тематике с использованием их самостоятельной работы и рекомендованных бесплатных сайтов в Интернете.

Первая из этих целей достигается за счёт изучения и анализа на каждом практическом занятии теоретических сведений по данной тематике, а вторая – максимальным использованием при изучении всех вопросов нормативных актов Российской Федерации с указанием сайтов в Интернете, на которых с ними можно ознакомиться бесплатно. Это очень важно для будущего каждого студента, так как:

-все студенты должны научиться находить и правильно использовать около 1300 федеральных и межотраслевых нормативных документов по охране труда, которые указаны и обновляются на сайте www. niiot. ru/doc/catalogue, сотни нормативных документов по пожарной безопасности и много других документов, требования которых работодатели и работники обязаны выполнять, а также изучать их и своевременно учитывать вносимые в них изменения, доводить эти требования до сведения учащихся и всех работников, строго требовать их выполнения и контролировать его;

-студентов необходимо научить предотвращать и бытовые травмы, которые, по данным медицинского журнал «The Lancet» и Росстата, стали одним из пяти самых распространённых недугов в России.

Поэтому на каждом практическом занятии целенаправленно решаются задачи обеспечения обобщения, систематизации, углубления и закрепления студентами полученных теоретических знаний и их целевой подготовки к правильному применению в их будущей профессиональной деятельности с учётом государственной политики Российской Федерации в сфере охраны труда и действующего законодательства, в том числе с использованием для этого многочисленных иллюстраций.

Практическая работа № 1. Охрана труда и социальная защита женщин

 1. Цели практического занятия

1. Обобщение, систематизация, углубление и закрепление полученных теоретических знаний по тематике охраны труда и социальной защиты женщин с учётом законодательства Российской Федерации.

2. Ознакомление студентов с нормативными актами Российской Федерации по данной тематике с использованием их самостоятельной работы и рекомендованных сайтов в Интернете.

2. Задачи практического занятия

1. Получение студентами теоретических знаний по тематике охраны труда и социальной защиты женщин и практических навыков поиска соответствующей информации об этом в действующих нормативных актах Российской Федерации.

2. Обобщение, систематизация, углубление и закрепление полученных теоретических знаний об особых условиях труда всех женщин России, а также беременных и имеющих детей различного возраста.

3. Краткие теоретические сведения

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации определяются особые условия труда женщин, которые рассматриваются в главе 41 ТК РФ и приведены ниже:

1. Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъёмом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы (статья 253 ТК РФ) Постановление Правительства Российской Федерации запрещает их работу более чем по 400 специальностям

2. Ограничивается применение труда женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию (статья 253 ТК РФ).

3. Перечни производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничена работа женщин, предельно допустимые нормы нагрузок для них при подъёме и перемещении тяжестей вручную утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учётом мнения Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (статья 253 ТК РФ). Запрещено направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин (статья 259 ТК РФ)

4. Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. До предоставления беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счёт средств работодателя. При прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских организациях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы (статья 254 ТК РФ).

5. Женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере. Отпуск по беременности и родам считают суммарно и предоставляют женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов (статья 255 ТК РФ).

6. Перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него или по окончании отпуска по уходу за ребёнком женщине по её желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя (статья 260 ТК РФ)..

7. Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе до достижения ребёнком возраста полутора лет (статья 254 ТК РФ).

8. Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребёнка (детей) не реже чем через каждые три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый. При наличии у работающей женщины двух и более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва для кормления  устанавливается не менее одного часа. По заявлению женщины перерывы для кормления ребёнка (детей) присоединяются к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде переносятся как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (её) сокращением. Перерывы для кормления ребёнка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка (статья 258 ТК РФ).

9. По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами. По заявлению женщины во время нахождения в отпуске по уходу за ребёнком она может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию. На период отпуска по уходу за ребёнком за работником сохраняется место работы (должность) (статья 256 ТК РФ).

10. Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (статья 259 ТК РФ). Такие же гарантии имеют матери, воспитывающие без супруга детей в возрасте до 5 лет, работникам, имеющим детей-инвалидов, и работникам, осуществляющим уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением (статья 259 ТК РФ).

11. Гарантии беременной женщине и лицам с семейными обязанностями при расторжении трудового договора (статья 261 ТК РФ). Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности  индивидуальным предпринимателем.

В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по её письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлён до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать об окончании беременности.

Допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период её беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести её до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учётом её состояния здоровья. И работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Согласно статьи 261 ТК РФ расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребёнка в возрасте до 3 лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребёнка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребёнка - ребёнка в возрасте до 14 лет, воспитывающей трёх и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребёнка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5-8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 ТК РФ).

12. Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления этих дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливает Правительство Российской Федерации (статья 262 ТК РФ). Работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до 14 лет, работнику, имеющему ребёнка-инвалида в возрасте до 18 лет, одинокой матери, воспитывающей ребёнка в возрасте до 14 лет, отцу, воспитывающему ребёнка в возрасте до 14 лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединён к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается (статья 263 ТК РФ).

13. С июля 2015 года в соответствии изменениями ТК РФ  срок действия трудового договора с беременной женщиной по её письменному заявлению продлевается до окончания отпуска по беременности и родам, так как до этого при окончании срочного трудового договора в период беременности женщины срок продлевался до окончания беременности.

В настоящее время действует Постановление Правительства Российской Федерации от 25. 02. 2000 г. № 162 «Об утверждении перечня тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин».

Работодатель может принять решение о применении труда женщин на работах (профессиях, должностях), указанных в перечне, при условии создания безопасных условий труда, подтверждённых результатами аттестации рабочих мест, при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и службы Госсанэпиднадзора субъекта Российской Федерации.

В соответствии с санитарно-эпидемиологическими  правилами СП 2. 2. 2. 1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25. 05. 2003 г. № 100, оптимальные и допустимые величины показателей тяжести и напряжённости факторов трудового процесса для женщин составляют:

1) подъём и перемещение (разовое) тяжести при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час): оптимальное – до 5 кг, допустимое – до 10 кг;

2) подъём и перемещение (разовое) тяжести постоянно в течение рабочей смены: оптимальное – до 3 кг, допустимые – до 7 кг;

3) суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа смены:

– с рабочей поверхности: оптимальное – до 100 кг, допустимое – до 350 кг;

– с пола: оптимальное – до 50 кг, допустимое – до 175 кг.

4. План практического занятия

1. Изучить приведённые выше краткие теоретические сведения.

2. Ознакомиться с перечисленной выше нормативной литературой, в том числе используя указанные ниже в разделе «Литература и информационные ресурсы» бесплатные сайты в Интернете.

3. Проанализировать предоставляемые женщинам особые условия труда и социальной защиты и сгруппировать их в целях для лучшего понимания для следующих четырёх групп работников:

- все женщины любого возраста;

- все беременные женщины;

- одинокие матери;

- замужние женщины, имеющие детей.

4. Сделать выводы.

5. Ответить на контрольные вопросы.

5. Требования к оформлению отчёта о самостоятельной работе

Отчёт о результатах практического занятия должен сдаваться в рукописном или печатном виде и включать:

– анализ особых условий труда и социальной защиты женщин;

– выводы по работе.

6. Контрольные вопросы

1. Какие виды работ и когда запрещено поручать беременным женщинам?

2. Какие льготы могут получить беременные женщины на работе в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению?

3. Какую минимальную оплату труда могут получать на работе женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет?

4. Дополнительные льготы для работающих кормящих матерей.

5. Перечислить ограничения в использовании женщин на работе до достижения их детьми установленного законом возраста.

6. В каких случаях можно расторгнуть трудовой договор с беременными женщинами и имеющими детей до установленного возраста?

7. Возможности получения женщиной дополнительного отпуска.

8. Примеры ограничений для женщин по подъёму ими тяжестей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...