Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическая работа № 2.Расследование и учёт несчастных случаев на производстве




1. Цели практического занятия

1. Обобщение, систематизация, углубление и закрепление полученных теоретических знаний по тематике расследования и учёта несчастных случаев на производстве.

2. Ознакомление студентов с нормативными актами Российской Федерации по данной тематике с использованием их самостоятельной работы и рекомендованных сайтов в Интернете.

2. Задачи практического занятия

1. Понимание студентами основных целей расследования и учёта несчастных случаев на производстве и методов их достижения.

2. Систематизация, углубление и закрепление полученных теоретических знаний о порядке расследования и учёта несчастных случаев с использованием самостоятельной работы и ряда сайтов в Интернете.

3. Краткие теоретические сведения

Производственный травматизм и профессиональные заболевания-это сложные многофакторные явления, вызванные действием на человека в процессе его трудовой деятельности опасных и вредных факторов.

Профессиональное заболевание – это заболевание, вызванное воздействием вредных условий труда.

Производственная травма (от греч. trauma – рана, повреждение) – повреждение организма человека или нарушение правильного его функционирования, наступившее внезапно под воздействием какого- либо опасного производственного фактора и вызванное несоблюдением требований безопасности труда.

Производственные травмы по характеру повреждений бывают механические (ушибы, порезы, разрывы тканей, переломы, и т. д. ), термические (тепловые удары, ожоги, обморожение), химические (ожоги, острое отравление), электрические (ожоги, разрыв тканей и т. д. ), лучевые (повреждение тканей, нарушение деятельности кроветворной системы), комбинированные (последствия воздействия сразу нескольких причин).

Следствием травмы может быть временная или постоянная потеря трудоспособности, смертельный исход. Под термином несчастный случай на производстве понимают случай, в результате которого произошло воздействие на работающего опасного производственного фактора при выполнении работающим обязанностей или заданий учителя, руководителя работы.

Несчастные случаи разделяют на индивидуальные и групповые (при травмировании одновременно двух и более человек). Все несчастные случаи, в результате которых наступает временная, длительная потеря трудоспособности или смерть, в зависимости от места и обстоятельств, при которых они произошли, делятся на следующие:

      - несчастные случаи, связанные с трудовой деятельностью, которые в свою очередь делятся на производстве и вне производства;

      - несчастные случаи в быту.

Основными целями расследования несчастных случаев являются:

- установление причин несчастного случая и определение мер по экстренному устранению причин травм;

- установление должностных и иных лиц, виновных в нарушениях, которые привели к несчастному случаю;

- определение, какие требования норм, правил были нарушены;

- привлечение к ответственности виновных лиц на основании законодательства и иных нормативных правовых актов.

Обстоятельства, причины и последствия каждого несчастного случая, как правило, разные, но они должны быть достоверно установлены для объективной оценки всех сторон данного несчастного случая.

После расследования и выводов, зарегистрированных в акте по установленной форме и других документах, надо решить задачи:

  - выдачи и оплаты пособий по временной нетрудоспособности;

- назначения страховых выплат из Фонда социального страхования;

- установления и начисления пенсий и других компенсаций пострадавшим, а в случае его смерти – иждивенцам.

Этой работе предшествует определение степени утраты профессиональной трудоспособности, степени вины пострадавшего, возможное расследование страхового события со стороны отделения Фонда социального страхования и др. Основные положения о расследовании несчастных случаев изложены в Трудовом кодексе РФ (статьи 227–231), а особенности расследования – в Постановлении Правительства РФ от 31. 08. 2002 г. № 653 «О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и об особенностях расследования несчастных случаев на производстве и «Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», утверждённым постановлением Минтруда России № 73 от 24. 10. 2002 г.. Они утвердили формы документов, необходимые для расследования и учёта несчастных случаев на производстве, и установили единый порядок расследования и учёта несчастных случаев.

В соответствии с этими нормативными актами расследованию и учёту подлежат несчастные случаи, происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ) на территории организации или вне её, а также во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном организацией. Расследоваться должны практически все несчастные случаи при получении травмы, острого отравления, происшедшие в результате взрывов, аварий, дорожно-транспортных происшествий и т. п., повлекшие за собой временную или стойкую потерю трудоспособности либо смерть пострадавшего. Несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошёл с работником, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (далее - застрахованный).

Обязанности работодателя при несчастном случае (статья 228 ТК РФ) перечислены ниже:

· работник обязан незамедлительно известить своего непосредственного или вышестоящего руководителя о несчастном случае, происшедшем на производстве

· немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;

· принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;

· сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать эту обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);

· немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего

· принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии с ТК РФ. О групповом несчастном случае, тяжёлом несчастном случае и о случае со смертельным исходом работодатель обязан сообщить:

· в государственную инспекцию труда;

· в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;

· в органы исполнительной власти субъекта РФ и федеральный орган по ведомственной принадлежности;

· в территориальное объединение профсоюзов.

О случаях острого отравления сообщается также в территориальный центр Госсанэпиднадзора.

Если с застрахованным произошел несчастный случай на производстве, работодатель обязан в течение суток сообщить об этом в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ (по месту регистрации в качестве страхователя). Работодатель обязан обеспечить своевременное расследование несчастного случая на производстве и его учёт в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Для расследования несчастного случая на производстве работодатель должен немедленно создать комиссию в составе не менее 3 человек, если произошел лёгкий по тяжести несчастный случай (рис. 1).

Порядок расследования несчастных случаев
Рис. 1. Порядок расследования несчастных случаев на производстве

 

 

 


В этом случае в состав комиссии включаются специалист по охране труда (или лицо, назначенное приказом работодателя ответственным за организацию работы по охране труда), представители работодателя, профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа (например, член комитета или комиссии по охране труда из числа представителей работников, уполномоченный по охране труда). Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченное им лицо. Состав комиссии утверждается приказом работодателя. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке, где произошёл несчастный случай, в состав комиссии не включается.

Расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве (который не является групповым и не относится к категории тяжёлых или со смертельным исходом) проводится комиссией в течение 3 дней. Комиссия в первую очередь приступает к выяснению обстоятельств несчастного случая: осмотр места, сбор объяснений от должностных лиц, какое оборудование явилось источником травмы, с учётом его характеристик (паспорт, техническое условие, наличие сертификата и т. п. ). При необходимости комиссия с привлечением соответствующих специалистов может проводить экспертизу на соответствие оборудования или отдельных его частей требованиям ГОСТов,  техническим условиям, правил и т. п. В материалы расследования включаются документы: приказ о создании комиссии, планы, схемы, эскизы, фото или видеоматериалы, выписки из журналов, протоколов проверки знаний пострадавших, экспертные заключения специалистов, документы, подтверждающие выдачу пострадавшему спецодежды, средств индивидуальной защиты.

На основании собранных данных и материалов комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, определяет связь несчастного случая с производственной деятельностью организации и квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или несчастный случай, не связанный с производством; определяет лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, законодательных и иных нормативных правовых актов, и меры по устранению причин и предупреждению несчастных случаев.

Расследование несчастного случая может быть сложным процессом, поскольку интересы пострадавшего и работодателя часто не совпадают.

Расследованию и учёту подлежат несчастные случаи, происшедшие:

- в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;

- при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;

- при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;

- при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и другие);

- при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время;

- при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.

Работники организации обязаны сразу извещать руководство о каждом происшедшем несчастном случае, об ухудшении состояния своего здоровья из-за проявлений признаков острого заболевания.

При поступлении жалобы пострадавшего, выявлении сокрытого несчастного случая, установлении нарушений порядка расследования и в ряде иных случаев государственный инспектор труда, независимо от срока давности несчастного случая проводит дополнительное расследование.

Основными документами по расследованию несчастных случаев на производстве являются акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 (приложение 1), составляемый по каждому несчастному случаю, и акт о расследовании несчастного случая, составляемый по результатам расследования группового несчастного случая, тяжёлого несчастного случая и несчастного случая со смертельным исходом. К материалам расследования должны быть приложены протоколы опроса пострадавшего, руководителей работ, очевидцев и других лиц. Акт по форме Н-1 является юридическим документом и должен заполняться в соответствии с общепринятыми терминами и классификаторами причин и травмирующих факторов.

Каждый несчастный случай на производстве с потерей работником трудоспособности на 1 день и более оформляется актом по форме Н-1 в двух экземплярах. При групповом несчастном случае акт по форме Н-1 составляется на каждого пострадавшего отдельно.

Если несчастный случай произошёл с работником другой организации, то акт по форме Н-1 составляется в 3 экземплярах, два из которых вместе с остальными материалами расследования направляются в организацию, работником которой является пострадавший. Третий экземпляр акта и других материалов расследования остаётся в организации, где произошёл несчастный случай. При страховом случае эти документы и акты по форме Н-1 направляют и в исполнительный орган Фонда социального страхования (по месту регистрации страхования). Несчастные случаи, не связанные с производством, оформляют актами произвольной формы. Акт с материалами расследования, включая акт в произвольной форме, хранят 45 лет.

Работодатель в 3-дневный срок после утверждения акта по форме Н-1 обязан выдать один экземпляр указанного акта пострадавшему, а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом – родственникам погибшего либо его доверенному лицу. Акты по форме Н-1 регистрируются работодателем в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по форме, установленной Министерством труда и социального развития РФ. Все несчастные случаи на производстве, оформленные актом по форме Н-1, включаются в статистический отчёт о временной нетрудоспособности и травматизме на производстве.

  Акт о расследовании группового несчастного случая на производстве, тяжёлого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом с документами и материалами расследования и копиями актов по форме Н-1 на каждого пострадавшего председатель комиссии в 3-дневный срок после их утверждения направляет в прокуратуру, в которую сообщалось о несчастном случае на производстве. Копии указанных документов направляются также в Государственную инспекцию труда по субъекту РФ и территориальный орган государственного надзора – по несчастным случаям, происшедшим в подконтрольных им организациях. Копии актов о расследовании групповых несчастных случаев на производстве, тяжёлых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом вместе с копиями актов по форме Н-1 на каждого пострадавшего направляются председателем комиссии в Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Минтруда РФ и федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности для анализа состояния и причин производственного травматизма и разработки предложений по его профилактике.

Разногласия по вопросам расследования, оформления и учёта несчастных случаев на производстве, непризнания работодателем (уполномоченным им представителем) несчастного случая, отказа в проведении расследования несчастного случая и составления соответствующего акта, несогласия пострадавшего или его доверенного лица с содержанием этого акта рассматриваются соответствующими органами государственной инспекции труда или судом. В этих случаях подача жалобы не является основанием для неисполнения работодателем (уполномоченным им представителем) решений государственного инспектора по охране труда.

Для расследования групповых несчастных случаев с числом погибших 5 и более человек в состав комиссии включаются также представители Федеральной инспекции труда, федерального органа исполнительной власти по ведомственной принадлежности и общероссийского объединения профсоюзов. Председатель комиссии – главный государственный инспектор по охране труда по субъекту РФ, а на объектах подконтрольных территориальному органу Госгортехнадзора России – руководитель этого территориального органа. Эта категория несчастных случаев должна расследоваться комиссией в течение 15 дней. При крупных авариях c человеческими жертвами 15 и более человек расследование проводится комиссией, назначаемой Правительством Российской Федерации.

Интересы пострадавшего может представлять в комиссии по расследованию доверенное лицо. Доверенным лицом пострадавшего могут быть его родственники, сослуживцы и т. п. При групповых несчастных случаях доверенных лиц может быть несколько, т. е. от каждого пострадавшего. Доверенное лицо, не являясь членом комиссии, принимает участие в расследовании несчастного случая, т. е. участвует в опросе свидетелей и очевидцев, в составлении материалов, характеризующих место происшествия, знакомится с необходимыми документами и т. д.

 

4. План практического занятия

1. Изучить приведённые выше краткие теоретические сведения.

2. Ознакомиться с перечисленной выше нормативной литературой, в том числе используя указанные ниже в разделе «Литература и информационные ресурсы» бесплатные сайты в Интернете.

3. Используя приведённый ниже в приложении 1 пример заполнения формы Н-1, оценить:

· правильность и своевременность проведения инструктажей по охране труда на данном предприятии;

· правильность проведения расследования описанного несчастного случая в соответствии с действующими нормативными актами РФ.

4. Сделать выводы.

5. Ответить на контрольные вопросы.

5. Требования к оформлению отчёта о самостоятельной работе

Отчёт о результатах практического занятия должен сдаваться в рукописном или печатном виде и включать:

– описание основных понятий по данной тематике и другой информации, которую студент считает наиболее важной;

– анализ студентом приведённого ниже примера заполнения формы Н-1 (приложение 1) с точки зрения правильности и своевременности инструктажей по охране труда на данном предприятии и т. д. (используя и краткую информацию из практического занятия № 2);

– выводы по работе.

6. Контрольные вопросы

1. Что такое производственная травма?

2. Какие бывают производственные травмы?

3. Что такое несчастный случай? Какие бывают несчастные случаи (их классификация)?

4. Назвать основные цели расследования несчастных случаев на производстве.

5. Что должен сделать руководитель, узнав о несчастном случае?

6. Какие задачи решают при расследовании несчастных случаев?

7. Куда работодатель обязан сообщить о групповом несчастном случае, тяжёлом несчастном случае и о случае со смертельным исходом?

8. Как должно быть организовано расследование несчастных случаев различной степени тяжести?

9. Расскажите о составе комиссий для расследования несчастных случаев.

10. Проанализировать приведённые схемы расследования несчастных случаев разной степени тяжести, главные различия между ними.

 11. Как учитываются несчастные случаи на производстве?

12. Что такое форма Н-1 и как её необходимо использовать?

 

Практическая работа № 3 Охрана труда при эксплуатации автотранспортных средств, их сервисном обслуживании и ремонте

1. Цели практического занятия

1. Обобщение, систематизация, углубление и закрепление полученных теоретических знаний по охране труда при эксплуатации автотранспортных средств.

2. Ознакомление студентов с нормативными актами Российской Федерации по данной тематике с использованием их самостоятельной работы и рекомендованных сайтов в Интернете.

2. Задачи практического занятия

1. Получение студентами теоретических знаний о травматизме при эксплуатации автотранспортных средств и их сервисном обслуживании, его основных причинах и правилах безопасности работ.

2. Получение практических навыков выбора методов и средств для повышения безопасности эксплуатации и сервиса автомобилей.

 3. Ознакомление с инструкциями по охране труда для водителей и слесарей по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей.

3. Краткие теоретические сведения Травматизм при эксплуатации автотранспортных средств и их сервисном обслуживании

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к началу XXI века ежегодно в дорожных авариях во всем мире погибало более 1 миллиона 200 тысяч человек. В 2000 году, например, дорожные аварии были девятой по счёту причиной заболеваемости и смертности жителей планеты, при этом на их долю приходилось около 3% общего числа инвалидности в мире. По прогнозам ВОЗ, если не предпринимать никаких мер, то к 2020 году травматизм в результате дорожных аварий может стать третьей основной причиной гибели или увечий и превратиться в более серьёзную проблему для здоровья людей, чем малярия, туберкулёз и ВИЧ/СПИД вместе взятые.

Например, в период с 1995 по 1999 год в России произошло более 800 тысяч дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых были ранены 900 тысяч человек и погибло 148663 человек. По основным показателям аварийности на автомобильном транспорте Россия находится на одном из последних мест среди развитых стран Европы.

В 1999 году из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств произошло 120197 ДТП, в которых погибло 23857 и ранено 142016 человек. Наибольшее влияние на аварийность, связанную с нарушениями правил дорожного движения, оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам - 72, 6 % ДТП от общего количества таких ДТП в 1999 году, что позволяет выделить транспорт физических лиц в как самую проблемную группу по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. По-видимому, одна из причин этого – в том, что часть водителей личного транспорта не знает или не использует некоторые методы повышения безопасности, описанные в ТОИ Р-200-01-95 «Типовая инструкция № 1 по охране труда для водителей автомобиле

Дорожно-транспортными являются травмы, нанесённые различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход). Транспортным средством считается любое средство, используемое для транспортировки грузов, предметов, людей.

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности работ при эксплуатации, сервисе и ремонте автотранспорта

В России существует государственная Система стандартов безопасности труда, устанавливающая общие требования безопасности работ (ГОСТ 12. 3. 017-85), которые проводятся на автотранспортных предприятиях, станциях техобслуживания и специализированных центрах при всех видах технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) грузовых и легковых автомобилей, автобусов, тягачей, прицепов и полуприцепов (далее - автомобилей), предназначенных для эксплуатации на дорогах общей сети России.

За обеспечением безопасных условий труда ведут наблюдение прокуратура, Госсанинспекция, Гортехнадзор, пожарная инспекция и другие службы государственного контроля. Ответственность за выполнение всего объёма задач по созданию безопасных условий труда возлагается на руководство автотранспортного предприятия в лице директора и главного инженера.

Поэтому все автотранспортные предприятия, автосервисы и т. д. должны обеспечивать выполнение всеми работниками требований, следующих 23 Типовых инструкций по охране труда, утверждённых приказом Департамента автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 27. 03. 1996 № 16:

1 ТОИ Р-200-01-95 «Типовая инструкция № 1 по охране труда для водителей автомобилей»;

2 – ТОИ Р-200-02-95 «Типовая инструкция № 2 по охране труда для слесарей по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля»;

3 – ТОИ Р-200-03-95 «Типовая инструкция № 3 по охране труда для слесаря по ремонту топливной аппаратуры автомобиля»;

4 – ТОИ Р-200-04-96 «Типовая инструкция № 4 по охране труда для смазчика автомобиля»;

5 – ТОИ Р-200-05-95 «Типовая инструкция № 5 по охране труда для монтировщика шин»;

6 – ТОИ Р-200-06-95 «Типовая инструкция № 6 по охране труда для вулканизаторщика»;

7 – ТОИ Р-200-07-95 «Типовая инструкция № 7 по охране труда для аккумуляторщика»;

8 – ТОИ Р-200-08-95 «Типовая инструкция № 8 по охране труда для жестянщика»;

9 – ТОИ Р-200-09-95 «Типовая инструкция № 9 по охране труда для электросварщика»;

10 – ТОИ Р-200-10-95 «Типовая инструкция № 10 по охране труда для газосварщика»;

11 – ТОИ Р-200-11-95 «Типовая инструкция № 11 по охране труда для медника»;

12 – ТОИ Р-200-12-95 «Типовая инструкция № 12 по охране труда для маляра по окраске автомобиля»;

13 – ТОИ Р-200-13-95 «Типовая инструкция № 13 по охране труда для кузнеца»;

14 – ТОИ Р-200-14-95 «Типовая инструкция № 14 по охране труда для плотника (столяра)»;

15 – ТОИ Р-200-15-95 «Типовая инструкция № 15 по охране труда для персонала котельной»;

16 – ТОИ Р-200-16-95 «Типовая инструкция № 16 по охране труда обойщика»;

17 – ТОИ Р-200-17-95«Типовая инструкция № 17 по охране труда при вывешивании автомобиля и работе под ним»;

18 – ТОИ Р-200-18-95 «Типовая инструкция № 18 по охране труда при снятии и установке колес автомобиля»;

19 – ТОИ Р-200-19-95 «Типовая инструкция № 19 по охране труда при буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа)»;

20 – ТОИ Р-200-20-95 «Типовая инструкция № 20 по охране труда при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия;

21 – ТОИ Р-200-21-95 «Типовая инструкция № 21 по охране труда при работе с этилированным бензином»;

22 – ТОИ Р-200-22-95 «Типовая инструкция № 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях»;

23 – ТОИ Р-200-21-95 «Типовая инструкция № 23 по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов на автомобильном транспорте».

На основе указанных выше и других действующих нормативных документов по охране труда автотранспортные, автосервисные и другие предприятия, фирмы и т. д. разрабатывают, утверждают и используют собственные инструкции по охране труда.

Техника безопасности при ремонте и техобслуживании. Инструктажи по охране труда на автопредприятиях

Все лица, поступающие на работу, проходят вводный инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии, который является первым этапом обучения технике безопасности на данном предприятии. Вторым этапом обучения является инструктаж на рабочем месте, проводимый с целью усвоения рабочим безопасных приёмов труда непосредственно по той специальности и на том рабочем месте, где он должен работать. При выполнении работ повышенной опасности проводятся повторные инструктажи через определённые промежутки времени, но не реже одного раза в 6 месяцев.

Дополнительный (внеплановый) инструктаж проводится при нарушении работающим правил и инструкций по технике безопасности, технологической и производственной дисциплины, а также при изменении технологического процесса, вида работ и типа обслуживаемых автомобилей. Все виды инструктажей записываются в специальные журналы, которые хранятся у руководителя предприятия, цеха или производственного участка.

Слесарь по ремонту автомобилей должен уметь оказать первую помощь при несчастных случаях, поражении током до прибытия скорой медицинской помощи или доставки пострадавшего в больницу.

К производственному травматизму относят увечья, ранения, ожоги, поражения электрическим током, отравления и профессиональные заболевания, связанные с выполнением своих трудовых обязанностей.

Производственный травматизм возникает вследствие недостатков в организации труда, пренебрежения правилами безопасности и отсутствия должного контроля за их выполнением. Наиболее характерными причинами возникновения травматизма являются:

· отсутствие или проведенный в недостаточном объёме инструктаж работающего о правилах безопасности труда;

· нарушение технологического процесса;

· неисправности оборудования, приспособлений и инструмента или его несоответствие условиям выполняемых работ;

· отсутствие ограждений, предупреждающих или запрещающих надписей;

· несоответствие выполняемой работе или небрежное использование спецодежды;

· недостаточное освещение;

· низкий уровень технической культуры производства.

Государственный стандарт требует, чтобы процессы ТО и ТР были безопасными на стадиях:

-подготовки автомобилей к ТО и ТР;

-непосредственного выполнения работ;

-испытаний и проверок систем автомобилей;

-заправки автомобилей горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями;

-хранения и транспортирования автомобилей, деталей, агрегатов и материалов;

-удаления и обезвреживания отходов производства.

Требования к предупреждению несчастных случаев на стационарных постах технического обслуживания

Большое значение для предупреждения производственного травматизма при производстве текущего ремонта автомобилей имеет правильная организация рабочего места.

Помещения для стоянки автомобилей, зон обслуживания, мастерских и цехов должны содержаться в чистоте и хорошо вентилироваться. Автомобили надо устанавливать на стоянке и для ремонта так, чтобы были свободные проходы и доступ ко всем агрегатам. Все проезды и проходы должны быть свободны, а движение автомобилей на территории организовано по определённой схеме, исключающей встречное движение и возможность наезда на людей. Категорически запрещается вождение автомобилей лицами, не имеющими водительских прав.

У карбюраторных двигателей в отработавших газах содержится окись углерода (угарный газ), а у дизелей - акролеин. Поэтому движение автомобилей и работа двигателей в помещениях гаража должны быть минимальными, так как отработавшие газы вредны для здоровья и могут при определённой концентрации вызвать отравление.

До установки на пост ТО и ТР автомобили надо очистить от грязи и вымыть. При установке автомобиля на пост обслуживания или ремонта необходимо надежно затормозить его ручным тормозом или подложить упоры под колёса. Обслуживать и ремонтировать автомобиль с работающим двигателем не разрешается. Весьма опасна работа под автомобилем при вывешенных колёсах. Поэтому поднятую часть или сторону автомобиля необходимо установить на специальные металлические подставки - козелки, не допуская подкладывания случайных предметов - кирпичей, досок, чурбаков, деталей автомобиля.

Нельзя производить работы под автомобилем, если он поднят только домкратом. В случае необходимости, работая под автомобилем лёжа, следует пользоваться подкатными тележками с подголовником.

Стенды для ремонта агрегатов автомобиля должны быть надёжно установлены на полу помещения и хорошо удерживать ремонтируемые агрегаты.

Осмотровые канавы должны иметь направляющие предохранительные борта-реборды (за исключением канав, оборудованных ленточными конвейерами) и содержаться в чистоте. Не допускаются разлив масла и наличие сырости на дне и стенах канавы. Для перехода через канаву и для работы спереди автомобиля на канавах делают переходной мостик.

При работе с высоко расположенными деталями, агрегатами и механизмами автомобиля следует применять только металлические подпоры, которые должны быть устойчивыми, прочными, надёжными.

Для установки автомобиля на конвейер, не имеющий реборд, в начале поточной линии предусматривают направляющие реборды, раздвигающиеся на ширину колеи автомобиля.

После установки на несущий пластинчатый конвейер автомобиль надо затормозить ручным тормозом, выключить зажигание, включить низшую передачу в коробке, под колеса положить упоры.

На поточной линии с тяговым конвейером автомобиль сразу тоже затормаживают и под колеса подкладывают упоры, а перед перемещением автомобиля - отпускают ручной тормоз и убирают упоры из-под колёс. Тяговые цепи конвейера должны иметь боковые ограждения.

При принудительном перемещении автомобилей с поста на пост для предупреждения работающих на поточной линии используют на каждом посту световую или звуковую сигнализацию. Оператор пускает конвейер только после получения на пульте управления сигналов со всех постов о выполнении рабочими установленного объёма работ.

При подаче сигнала о начале передвижения конвейера рабочие обязаны покинуть рабочие места, выйти из осмотровой канавы и уйти от конвейера. Для экстренной остановки конвейера на каждом посту монтируют кнопки «стоп».

При постановке автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта надо обязательно повесить на рулевое колесо табличку с надписью: «Двигатель не пускать - работают люди! ».

Если не предусмотрено принудительное перемещение с поста на пост, автомобиль должен быть заторможен ручным тормозом и включением первой передачи в коробке передач, должно быть выключено зажигание, а под колеса положены упоры.

При обслуживании автомобиля, установленного на подъёмнике, необходимо на механизме управления подъёмником укрепить табличку с надписью: «Не трогать - под автомобилем работают люди! ».

Во избежание самопроизвольного опускания гидравлического подъёмника после подъёма автомобиля нужно надежно зафиксировать положение плунжера упором (штангой).

До работ на автомобиле-самосвале с поднятым кузовом надо устанавливать упорную штангу, предотвращающую опускание кузова.

При техническом обслуживании и ремонте автомобиля со снятыми колесами, вывешенного на домкратах, талях и кранах, разрешается приступать к работе только после установки автомобиля на подставки (специальные упоры - козелки), при этом под не снятые колёса должны быть подложены упоры. Подставки должны быть прочными и надёжными (только металлическими).

В целях исключения возгорания горючих материалов (топливо, масла, обивка и др. ) электрогазосварочные работы непосредственно на автомобиле следует проводить согласно требованиям ГОСТ 12. 3. 003-86 ССБТ «Работы электросварочные. Требования безопасности»

Пайку и сварку ёмкостей из-под горюче-смазочных веществ необходимо осуществлять только после полного удаления этих веществ и их паров путем специальной обработки.

Демонтаж шин с диска колеса необходимо производить только после полного снятия давления в камере шины.

Монтаж и демонтаж шин следует осуществлять только при помощи предназначенного для этого оборудования, устройств, приспособлений и инструмента с применением спе

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...