Специальность и чтение с листа
Предметная область
«Музыкальное исполнительство»
(ПО.01.)
Программа по учебному предмету
«Специальность и чтение с листа»
(ПО.01.УП.01)
Для учащихся 1 – 8 (9) классов
Музыкальных отделений Детских школ искусств
Тверь. 2013 г.
«Одобрено»
Методическим советом
образовательного учреждения
«____» _______________ 2013 г.
| «Утверждаю»
Директор ДШИ №.
______________
(подпись)
«___» _______________ 2013 г.
|
Разработчик: Осипова А. А., преподаватель фортепиано
ДШИ №1 им. М. П. Мусоргского
Рецензенты:
Содержание
№ п.п.
| Название раздела
| Стр.
|
1.
| Введение
|
|
2.
| Пояснительная записка
|
|
3.
| Цели и задачи учебного предмета
|
|
4.
| Объём учебного времени и виды учебной работы
|
|
5.
| Учебный план.
|
|
6.
| Примерный тематический план и содержание учебного предмета
|
|
7.
| Требования к уровню подготовки учащихся
|
|
8.
| Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета
|
|
9.
| Годовые требования по классам
|
|
10.
| Планируемые результаты освоения программы
|
|
11.
| Творческое развитие учащихся
|
|
12.
| Требования к условиям реализации программы
|
|
13.
| Список литературы
|
|
14.Приложение 1
| Примерный репертуарный список
|
|
15.Приложение 2
| Требования для технических зачётов
(по классам)
|
|
Введение
Учебная программа «Специальность и чтение с листа» составлена в соответствии сФедеральными государственными требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано» (2012 г.)
Программа направлена на профессиональное, творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся ДШИ, выявление музыкально – одарённых детей, и подготовку их к поступлению в средние специальные и высшие образовательные учреждения музыкального искусства.
Пояснительная записка
Основная цель настоящей программы - формирование у учеников комплекса знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, необходимых для будущего музыканта.
Задача педагога - создание условий для профессионального музыкального образования, эстетического и духовно-нравственного воспитания детей. Педагог должен способствовать приобретению учениками навыков творческой деятельности, а так же научить их планировать свою домашнюю работу, осуществляя самостоятельный контроль своей учебной деятельности, сформировать умение находить наиболее эффективные способы достижения результата.
На протяжении всего срока обучения необходимо развивать у детей личностные качества, которые помогут им осваивать учебную информацию в соответствии с программными требованиями.
Юный пианист, с помощью педагога, должен реализовать свои музыкальные и творческие способности, научиться самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности, овладеть навыками игры на фортепиано и знаниями, которые дадут возможность исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Для достижения хороших результатов ученику надо научиться объективно оценивать свой труд, анализировать удачи/неудачи проделанной работы, успешно взаимодействовать с преподавателями и другими учащимися.
Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
Срок освоения программы для детей, не закончивших выполнение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения музыкальной направленности, может быть увеличен на один год.
-Возможна реализация программы в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом федеральных государственных требований.
Форма проведения занятий – индивидуальная.
Цели и задачи учебного предмета
На протяжении всего периода обучения необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников, которые учатся в музыкальной школе, и определить основные направления работы с этими учащимися:
- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
- воспитание культуры сольного и ансамблевого музицирования; - приобретение учениками опыта творческой деятельности;
- овладение духовными и культурными ценностями народов мира;
Необходимым условием для реализации данной программы является воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.
Объем учебного времени и виды учебной работы
Срок обучения 8 лет.
ПО.01.
| Музыкальное исполнительство(«Фортепиано»)
|
ПО.01.УП.01
| Специальность и чтение с листа (обязательная часть)
|
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
|
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 592 (индивидуально)
|
| в том числе:
|
|
| -практические занятия
| Не более 592 часов
|
| -контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др.
| В течение учебного года
|
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
|
| в том числе:
|
|
| - выполнение домашнего задания
| 1-2 кл. по 3 часа в неделю
3-4 кл. по 4 часа в неделю
5-6 кл. по 5 часов в неделю
7-8 кл. по 6 часов в неделю
|
| - посещение учреждений культуры
(филармония, театры, музеи и др.)
| В течение всего периода обучения (индивидуально и коллективно)
|
| - участие в творческих мероприятиях и культурно – просветительская деятельность
| В течение всего периода обучения
|
| Промежуточная аттестация: зачёты, контрольные уроки
| 1-8 класс, первое полугодие
|
| Промежуточная аттестация (экзаменационная)
| 1-7 класс, второе полугодие
|
| Итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов (специальность)
| 1 (8 класс)
|
Срок обучения 9 лет.
(только на дополнительный год обучения)
ПО.01.
| Музыкальное исполнительство («Фортепиано»)
|
ПО.01.УП.01
| Специальность и чтение с листа (обязательная часть)
|
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
|
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 99 (индивидуально)
|
| в том числе:
|
|
| -практические занятия
| Не более 99 часов
|
| -контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др.
| В течение учебного года
|
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
|
| в том числе:
|
|
| - выполнение домашнего задания
| По 6 часов в неделю
|
| - посещение учреждений культуры
(филармония, театры, музеи и др.)
| В течение учебного года (индивидуально и коллективно)
|
| - участие в творческих мероприятиях и культурно – просветительская деятельность
| В течение учебного года
|
| Промежуточная аттестация: зачёты, контрольные уроки
| 9 класс, первое полугодие
|
| Промежуточная аттестация (экзаменационная)
| -
|
| Итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов (специальность)
| 1 (9 класс)
|
5. Учебный план
(обязательные предметы)
Срок обучения 8 лет.
(недельная нагрузка в часах)
Предметная область «Музыкальное исполнительство»
|
Наименование предмета
| 1 класс
| 2 класс
| 3 класс
| 4 класс
| 5 класс
| 6 класс
| 7 класс
| 8 класс
|
Специальность и чтение с листа
|
|
|
|
| 2,5
| 2,5
| 2,5
| 2,5
|
Ансамбль
| -
| -
| -
|
|
|
|
| -
|
Концертмейстерский класс
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
| 1/0
|
Хоровой класс
|
|
|
| 1,5
| 1,5
| 1,5
| 1,5
| 1,5
|
Предметная область «Теория и история музыки»
|
Наименование предмета
| 1 класс
| 2 класс
| 3 класс
| 4 класс
| 5 класс
| 6 класс
| 7 класс
| 8 класс
|
Сольфеджио
|
| 1,5
| 1,5
| 1,5
| 1,5
| 1,5
| 1,5
| 1,5
|
Слушание музыки
|
|
|
| -
| -
| -
| -
| -
|
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)
| -
| -
| -
|
|
|
|
| 1,5
|
Вариативная часть
(недельная нагрузка в часах)
|
Наименование предмета
| 1 класс
| 2 класс
| 3 класс
| 4 класс
| 5 класс
| 6 класс
| 7 класс
| 8 класс
|
Ритмика
|
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
Основы импровизации
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
| 1/0
|
История искусства (изобразительного, театрального, киноискусства)
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
Элементарная теория музыки
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
Ансамбль
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
Дополнительный инструмент (по выбору)
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
Сочинение
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
| -
|
Электронная музыка
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
|
Музыкальная информатика
| -
| -
| -
| -
| -
|
| 1/0
|
|
Народное музыкальное творчество
| -
| -
| -
| -
|
|
| -
| -
|
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, получения учениками, которые планируют продолжить своё музыкальное образование, дополнительных знаний, умений и навыков. При формировании ОУ вариативной части, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области музыкального искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников, обучающихся, получения учениками, которые планируют продолжить своё музыкальное образование, дополнительных знаний, умений и навыков. При формировании ОУ вариативной части, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области музыкального искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников.
|
Консультации(годовая нагрузка в часах)
|
Наименование предмета
| 1 класс
| 2 класс
| 3 класс
| 4 класс
| 5 класс
| 6 класс
| 7 класс
| 8 класс
|
Специальность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ансамбль/Концертмейстерский класс
| -
| -
| -
| -
|
|
|
| -
|
Сольфеджио
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)
| -
| -
| -
| -
|
|
|
|
|
Сводный хор
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Консультации проводятся с целью подготовки учеников к контрольным урокам, зачётам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.
|
Аттестация (годовой объём в неделях). Освоение программы завершается итоговой аттестацией, которая проводится в форме выпускных экзаменов.
|
| 1 класс
| 2 класс
| 3 класс
| 4 класс
| 5 класс
| 6 класс
| 7 класс
| 8 класс
|
Промежуточная (экзаменационная)
|
|
|
|
|
|
|
| -
|
Итоговая аттестация
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
Специальность
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
Сольфеджио
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| 0,5
|
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| 0,5
|
Резерв учебного времени (годовой объём в неделях) - 8
|
Резерв учебного времени устанавливается из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
|
Срок обучения 9 лет.
(недельная нагрузка в часах)
Предметная область «Музыкальное исполнительство»
|
Наименование предмета
| 9 кл.
|
Специальность и чтение с листа
|
|
Ансамбль
|
|
Предметная область «Теория и история музыки»
|
Сольфеджио
| 1,5
|
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)
| 1,5
|
Элементарная теория музыки
|
|
Вариативная часть(недельная нагрузка в часах)
|
Наименование предмета
| 9 кл.
|
Хоровой класс
| 1,5
|
История искусства (изобразительного, театрального, киноискусства)
|
|
Дополнительный инструмент (по выбору)
|
|
Сочинение
| 0,5
|
Электронная музыка
| 0,5
|
Музыкальная информатика
|
|
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, получения учениками, которые планируют продолжить своё музыкальное образование, дополнительных знаний, умений и навыков. При формировании ОУ вариативной части, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области музыкального искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников.
|
Консультации(годовая нагрузка в часах)
|
Наименование предмета
| 9 кл
|
Специальность
|
|
Сольфеджио
|
|
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)
|
|
Ансамбль
|
|
Сводный хор
|
|
Консультации проводятся с целью подготовки учеников к контрольным урокам, зачётам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.
|
Аттестация (годовой объём в неделях)
Освоение программы завершается итоговой аттестацией,
которая проводится в форме выпускных экзаменов.
|
| 9 кл.
|
Итоговая аттестация
|
|
Специальность
|
|
Сольфеджио
| 0,5
|
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)
| 0,5
|
Резерв учебного времени (годовой объём в неделях)
|
|
Резерв учебного времени устанавливается из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
|
6. Примерный тематический план и содержание учебного предмета
(примерный репертуарный список – Приложение 1)
(требования для технического зачёта – Приложение 2)
Специальность и чтение с листа
Название темы
| Содержание учебного материала, виды практической работы
| Количество часов
|
Работа над полифоническими произведениями
| Содержание учебного материала
| 8-летний срок обучения
| 9-летний срок обучения
|
Изучение полифонических произведений, знакомство с образцами старинной клавирной музыки. Развитие слуха и полифонического мышления ученика. Его умение ориентироваться в многоголосной фактуре. Владение многообразным туше звука.
|
|
|
Практические занятия
|
|
|
Контрольные работы
|
|
|
|
|
|
Работа над произведениями крупной формы
| Содержание учебного материала
|
|
|
Изучение произведений малой формы и произведений крупной формы. Воспитание внимания ученика к качеству звуковой, ритмической и динамической стороны исполнения. Навыков исполнения аккомпанемента различного вида, навыков игры легато, разнообразного фортепианного туше, способов решения стилистических и исполнительских задач. Сочетание навыков, полученных в результате работы над пьесами, этюдами, полифоническими произведениями.
|
|
|
Практические занятия
|
|
|
Контрольные работы
|
|
|
|
|
|
|
Работа над этюдами
|
Содержание учебного материала
|
|
|
Владение различными видами техники исполнения на фортепиано: мелкая, крупная, аккордовая, октавная и т.д. техника. Умение использовать художественно оправданные технические приемы.
|
|
|
Практические занятия
|
|
|
Контрольные работы
|
|
|
| | | |
Работа над произведениями малой формы.
| Содержание учебного материала
|
|
|
Работа над кантиленой, образными произведениями. Использование всех видов техники и полифонии, различных видов фортепианного туше. Развитие творческих способностей, фантазии.
|
|
|
Практические занятия
|
|
|
Контрольные работы
|
|
|
|
|
|
Чтение с листа
| Содержание учебного материала
|
|
|
Уметь быстро ориентироваться в тексте для цельного охвата всего музыкального произведения. Грамотно прочитать нотный текст. Умение правильно донести характер и содержание музыкального произведения, видеть текст на 1-2 такта вперед.
|
|
|
Практические занятия
|
|
|
Контрольные работы
|
|
|
Итоговая аттестация
|
|
|
|
Самостоятельная работа учащихся включает в себя такие виды внеаудиторной работы, как: выполнение домашнего задания, посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: