Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специальность и чтение с листа




Предметная область

«Музыкальное исполнительство»

(ПО.01.)

 

Программа по учебному предмету

« Специальность и чтение с листа»

(ПО.01.УП.01)

 

Для учащихся 1 – 8 (9) классов

Музыкальных отделений Детских школ искусств

 

 

Тверь. 2013 г.

 

 


  «Одобрено» Методическим советом образовательного учреждения   «____» _______________ 2013 г. «Утверждаю» Директор ДШИ №. ______________ (подпись)   «___» _______________ 2013 г.

 

Разработчик: Осипова А. А., преподаватель фортепиано

ДШИ №1 им. М. П. Мусоргского

 

Рецензенты:

 

 

 

 


Содержание

№ п.п. Название раздела Стр.
1. Введение
2. Пояснительная записка
3. Цели и задачи учебного предмета
4. Объём учебного времени и виды учебной работы
5. Учебный план.
6. Примерный тематический план и содержание учебного предмета
7. Требования к уровню подготовки учащихся
8. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета
9. Годовые требования по классам
10. Планируемые результаты освоения программы
11. Творческое развитие учащихся
12. Требования к условиям реализации программы
13. Список литературы
14.Приложение 1 Примерный репертуарный список
15.Приложение 2 Требования для технических зачётов (по классам)  

 


Введение

Учебная программа «Специальность и чтение с листа» составлена в соответствии сФедеральными государственными требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано» (2012 г.)

Программа направлена на профессиональное, творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся ДШИ, выявление музыкально – одарённых детей, и подготовку их к поступлению в средние специальные и высшие образовательные учреждения музыкального искусства.

 

Пояснительная записка

Основная цель настоящей программы - формирование у учеников комплекса знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, необходимых для будущего музыканта.

Задача педагога - создание условий для профессионального музыкального образования, эстетического и духовно-нравственного воспитания детей. Педагог должен способствовать приобретению учениками навыков творческой деятельности, а так же научить их планировать свою домашнюю работу, осуществляя самостоятельный контроль своей учебной деятельности, сформировать умение находить наиболее эффективные способы достижения результата.

На протяжении всего срока обучения необходимо развивать у детей личностные качества, которые помогут им осваивать учебную информацию в соответствии с программными требованиями.

Юный пианист, с помощью педагога, должен реализовать свои музыкальные и творческие способности, научиться самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности, овладеть навыками игры на фортепиано и знаниями, которые дадут возможность исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Для достижения хороших результатов ученику надо научиться объективно оценивать свой труд, анализировать удачи/неудачи проделанной работы, успешно взаимодействовать с преподавателями и другими учащимися.

Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

Срок освоения программы для детей, не закончивших выполнение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения музыкальной направленности, может быть увеличен на один год.

-Возможна реализация программы в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом федеральных государственных требований.

Форма проведения занятий – индивидуальная.

 

Цели и задачи учебного предмета

На протяжении всего периода обучения необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников, которые учатся в музыкальной школе, и определить основные направления работы с этими учащимися:

- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

- воспитание культуры сольного и ансамблевого музицирования; - приобретение учениками опыта творческой деятельности;

- овладение духовными и культурными ценностями народов мира;

Необходимым условием для реализации данной программы является воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.

Объем учебного времени и виды учебной работы

Срок обучения 8 лет.

ПО.01. Музыкальное исполнительство(«Фортепиано»)
ПО.01.УП.01 Специальность и чтение с листа (обязательная часть)
  Максимальная учебная нагрузка (всего)
  Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 592 (индивидуально)
  в том числе:  
  -практические занятия Не более 592 часов
  -контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др. В течение учебного года
  Самостоятельная работа обучающегося (всего)
  в том числе:  
  - выполнение домашнего задания 1-2 кл. по 3 часа в неделю 3-4 кл. по 4 часа в неделю 5-6 кл. по 5 часов в неделю 7-8 кл. по 6 часов в неделю
  - посещение учреждений культуры (филармония, театры, музеи и др.) В течение всего периода обучения (индивидуально и коллективно)
  - участие в творческих мероприятиях и культурно – просветительская деятельность В течение всего периода обучения
  Промежуточная аттестация: зачёты, контрольные уроки 1-8 класс, первое полугодие
  Промежуточная аттестация (экзаменационная) 1-7 класс, второе полугодие
  Итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов (специальность) 1 (8 класс)

 

Срок обучения 9 лет.

(только на дополнительный год обучения)

ПО.01. Музыкальное исполнительство («Фортепиано»)
ПО.01.УП.01 Специальность и чтение с листа (обязательная часть)
  Максимальная учебная нагрузка (всего)
  Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 99 (индивидуально)
  в том числе:  
  -практические занятия Не более 99 часов
  -контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др. В течение учебного года
  Самостоятельная работа обучающегося (всего)
  в том числе:  
  - выполнение домашнего задания По 6 часов в неделю
  - посещение учреждений культуры (филармония, театры, музеи и др.) В течение учебного года (индивидуально и коллективно)
  - участие в творческих мероприятиях и культурно – просветительская деятельность В течение учебного года
  Промежуточная аттестация: зачёты, контрольные уроки 9 класс, первое полугодие
  Промежуточная аттестация (экзаменационная) -
  Итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов (специальность) 1 (9 класс)

5. Учебный план

(обязательные предметы)

Срок обучения 8 лет.

(недельная нагрузка в часах)

Предметная область «Музыкальное исполнительство»
Наименование предмета 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс
Специальность и чтение с листа 2,5 2,5 2,5 2,5
Ансамбль - - - -
Концертмейстерский класс - - - - - - 1/0
Хоровой класс 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5

 

Предметная область «Теория и история музыки»
Наименование предмета 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс
Сольфеджио 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
Слушание музыки - - - - -
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - - - 1,5
Вариативная часть (недельная нагрузка в часах)
Наименование предмета 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс
Ритмика - - - - - -
Основы импровизации - - - - - 1/0
История искусства (изобразительного, театрального, киноискусства) - - - - - - -
Элементарная теория музыки - - - - - - -
Ансамбль - - - - - - -
Дополнительный инструмент (по выбору) -
Сочинение - - - - - -
Электронная музыка - - - - - -
Музыкальная информатика - - - - - 1/0  
Народное музыкальное творчество - - - - - -
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, получения учениками, которые планируют продолжить своё музыкальное образование, дополнительных знаний, умений и навыков. При формировании ОУ вариативной части, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области музыкального искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников, обучающихся, получения учениками, которые планируют продолжить своё музыкальное образование, дополнительных знаний, умений и навыков. При формировании ОУ вариативной части, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области музыкального искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников.
Консультации(годовая нагрузка в часах)
Наименование предмета 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс
Специальность
Ансамбль/Концертмейстерский класс - - - - -
Сольфеджио -
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - - - -
Сводный хор
Консультации проводятся с целью подготовки учеников к контрольным урокам, зачётам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.
Аттестация (годовой объём в неделях). Освоение программы завершается итоговой аттестацией, которая проводится в форме выпускных экзаменов.
  1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс
Промежуточная (экзаменационная) -
Итоговая аттестация - - - - - - -
Специальность - - - - - - -
Сольфеджио - - - - - - - 0,5
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - - - - - - - 0,5
Резерв учебного времени (годовой объём в неделях) - 8
Резерв учебного времени устанавливается из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

Срок обучения 9 лет.

(недельная нагрузка в часах)

Предметная область «Музыкальное исполнительство»
Наименование предмета 9 кл.
Специальность и чтение с листа
Ансамбль
Предметная область «Теория и история музыки»
Сольфеджио 1,5
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) 1,5
Элементарная теория музыки
Вариативная часть(недельная нагрузка в часах)
Наименование предмета 9 кл.
Хоровой класс 1,5
История искусства (изобразительного, театрального, киноискусства)
Дополнительный инструмент (по выбору)
Сочинение 0,5
Электронная музыка 0,5
Музыкальная информатика
Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, получения учениками, которые планируют продолжить своё музыкальное образование, дополнительных знаний, умений и навыков. При формировании ОУ вариативной части, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области музыкального искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников.
Консультации(годовая нагрузка в часах)
Наименование предмета 9 кл
Специальность
Сольфеджио
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)
Ансамбль
Сводный хор
Консультации проводятся с целью подготовки учеников к контрольным урокам, зачётам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.

 

Аттестация (годовой объём в неделях) Освоение программы завершается итоговой аттестацией, которая проводится в форме выпускных экзаменов.  
  9 кл.
Итоговая аттестация
Специальность
Сольфеджио 0,5
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) 0,5
Резерв учебного времени (годовой объём в неделях)
Резерв учебного времени устанавливается из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

6. Примерный тематический план и содержание учебного предмета

(примерный репертуарный список – Приложение 1)

(требования для технического зачёта – Приложение 2)

 

Специальность и чтение с листа

Название темы Содержание учебного материала, виды практической работы Количество часов
Работа над полифоническими произведениями Содержание учебного материала 8-летний срок обучения 9-летний срок обучения
Изучение полифонических произведений, знакомство с образцами старинной клавирной музыки. Развитие слуха и полифонического мышления ученика. Его умение ориентироваться в многоголосной фактуре. Владение многообразным туше звука.
Практические занятия
Контрольные работы
     
Работа над произведениями крупной формы Содержание учебного материала    
Изучение произведений малой формы и произведений крупной формы. Воспитание внимания ученика к качеству звуковой, ритмической и динамической стороны исполнения. Навыков исполнения аккомпанемента различного вида, навыков игры легато, разнообразного фортепианного туше, способов решения стилистических и исполнительских задач. Сочетание навыков, полученных в результате работы над пьесами, этюдами, полифоническими произведениями.  
Практические занятия
Контрольные работы
       
Работа над этюдами   Содержание учебного материала    
Владение различными видами техники исполнения на фортепиано: мелкая, крупная, аккордовая, октавная и т.д. техника. Умение использовать художественно оправданные технические приемы.
Практические занятия
Контрольные работы
       
Работа над произведениями малой формы. Содержание учебного материала    
Работа над кантиленой, образными произведениями. Использование всех видов техники и полифонии, различных видов фортепианного туше. Развитие творческих способностей, фантазии.  
Практические занятия
Контрольные работы
     
Чтение с листа Содержание учебного материала    
Уметь быстро ориентироваться в тексте для цельного охвата всего музыкального произведения. Грамотно прочитать нотный текст. Умение правильно донести характер и содержание музыкального произведения, видеть текст на 1-2 такта вперед.    
Практические занятия
Контрольные работы
Итоговая аттестация  

 

 

Самостоятельная работа учащихся включает в себя такие виды внеаудиторной работы, как: выполнение домашнего задания, посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.