Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Последствия глобализации для страховой отрасли России.




Характеристика российского страхового рынка в связи с глобализацией.

При сравнении российского рынка страхования с рынками других стран становится очевидным, что он отстает по многим показателям. Так, в США страховые компании предлагают до 3000 страховых продуктов, а в России менее 100. Кроме того, среди факторов, ограничивающих в настоящее время возможности развития российского страхового рынка, необходимо выделить невысокую платежеспособность физических и юридических лиц, являющихся агентами спроса, недостаточную страховую культуру населения и самих страховщиков, и прежде всего слишком малую емкость рынка с точки зрения капитала, которым располагают страховые компании для несения риска. Стоимость рисков, которые могут страховаться собственными силами, не превышает 5-6 миллионов долларов, что соответствует финансовому потенциалу средней страховой компании на Западе1. Собственные средства и страховые резервы российских страховщиков недостаточны для предоставления гарантий по крупным рискам.

По данным департамента страхового надзора Минфина РФ, премии российских страховщиков в первом квартале 2002 года увеличились лишь на 8,6% по сравнению с Т кварталом 2001 года и составили 74,1 миллиардов рублей. Это очень низкие темпы роста страхового сегмента экономики по сравнению с I кварталом 2000 и 2001 годов, когда темпы роста составили соответственно 89,8% и 91,7%. Впервые наметилась отрицательная тенденция в динамике сборов по страхованию жизни. Так, в первом квартале 2002 года премии по страхованию жизни составили лишь 78,2% от показателя аналогичного периода прошлого года, или 33,7 миллиардов рублей. Отмечается сокращение доли страхования жизни в общем объеме страховых премий с 63,4% в 2001 году до 45,5% в 2002 году.

Высокие и при этом стабильные показатели развития имеют "РЕСО-Гарантия", РОСНО, Росгосстрах, а также компании "АльфаСтрахование", "Прогресс-Гарант", Энергогарант, Ренессанс Страхование, Страховая группа Спасские ворота, не первый год попадающие в число лидеров по приросту взносов и имеющие высшие рейтинги надежности.

Сейчас на рынке страховых услуг оперирует 1350 страховых организаций, значительная часть из которых - негосударственные. Однако здесь следует отметить один очень важный аспект, характеризующий нынешнее состояние российского страхового

См.: Основы страховой деятельности./ Под ред. Т. А. Федоровой. М.,1999. С. 22

7

рынка. Дело в том, что несмотря на большое количество страховых организаций, в процесс капитализации страхового рынка пока вовлечены лишь крупнейшие страховщики- лидеры, головные офисы которых расположены в Москве (Ингосстрах, Промышленно-страховая компания, Росно, Спасские ворота и др.). Крупнейшие страховщики продвигают на рынке свои фирменные страховые продукты; активно лицензируют новые страховые продукты; количество специализированных страховых программ увеличивается; усиливается роль крупнейших страховых групп; Прослеживается тенденция к большей открытости работы страховщиков с государственными организациями. В настоящий момент на рынке страхования существует достаточно жесткая конкуренция и между самими компаниями лидерами, и между мелкими организациями, а также региональными компаниями.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на рынке страховых услуг идет процесс расслоения страховых организаций. Компании-лидеры рынка перетягивают на себя основную часть прибыли. В то время как компании-лидеры находят новых инвесторов, получают денежные инъекции от старых владельцев или реинвестируют прибыль, абсолютное большинство мелких компаний остается "у разбитого корыта". Это говорит о том, что много российских страховщиков не выдерживает даже внутринациональной конкуренции. Совершенно очевидно при этом, что глобальной конкуренции такие компании в сегодняшнем состоянии не выдержат. В частности, подсчитано, что для конкуренции с западными страховщиками необходим капитал размером не менее 50 миллионов долларов, а по самым оптимистичным оценкам такими средствами в России будут располагать не более 20 компаний2. Впрочем, и таким страховым компаниям придется нелегко.

Но рассмотрим более подробно последствия глобализации для страховой отрасли России.

Последствия глобализации для страховой отрасли России.

Два мировых страховых гиганта - американская компании AIG и западно­европейская Allianz начинают наступление на российский рынок. Завершив сделку по приобретению РОСНО, Allianz планирует потратить несколько миллионов долларов на продвижение своих услуг в России. В свою очередь, AIG, по слухам, озаботилась покупкой российской компании "Ингосстрах", сделавшей себе имя еще в советские времена. Одним из вариантов регулирования страхового рынка, который предлагается России на переговорах о вступлении в ВТО, является переход на систему разделения компаний по принципу "жизнь -

См.: Основы страховой деятельности./ Под ред. Т. А. Федоровой. М.,1999. С. 23

не жизнь" (life and non-life), как это принято в западных странах. То есть все страховые
компании должны быть разделены на тех, кто занимается страхованием жизни, и тех, кто
специализируется на других видах страхования. По сведениям "Ко", именно страхование
жизни                       интересует                       Allianz                        и                      AIG.

Без сомнения, вступление на российский рынок иностранных страховых компаний существенно повлияет на расстановку конкурентных сил. 17 сентября 2002 состоялось заседание членов правительственных кругов и страхового сообщества "Российский страховой рынок и ВТО". На заседании обсуждался вопрос либерализации страхового рынка при вступлении России в ВТО, а также действия, которые должны предпринять страховщики и регулирующие органы, чтобы подготовить страховой рынок России к полноценному и равноправному участию в международной конкуренции.

Дело в том, что из 33 членов ВТО, которые ведут с Россией переговоры по доступу на рынок услуг вообще, 18 крайне заинтересованы в страховании. Очевидно, что вступление России в ВТО необходимо для равноправного участия России в мировой торговле.

В настоящее время существуют несколько точек зрения на то, как должны иностранные страховые компании вступить на российский рынок. Основное мнение правительства заключается в том, что нельзя допускать полного открытия российского рынка для иностранцев. Процесс вступления должен проходить поэтапно, и только после истечения переходного периода рынок может быть полностью конкурентным, т.е. открытым для всех участников. Российская сторона требует от иностранных компаний принятия обязательств, ограничивающих их деятельность на российском рынке, что и закреплено в российском законодательстве. Международное сообщество стоит на тех же позициях, иностранные компании считают, что в интересах обеих сторон открывать российский страховой рынок постепенно.

Позиция антимонопольного органа также состоит в том, чтобы доступ иностранных компаний на российский страховой рынок проходил поэтапно на протяжении 5-10 лет: конкурентные возможности российских компаний должны быть учтены в полной мере, и наши страховщики должны быть готовы к тому, что их не поглотят и не съедят. Иностранцы с большим вниманием следят за двумя документами - концепцией развития страхования и новым вариантом закона "Об организации страхового дела в РФ". В этих документах прописаны и доступ иностранцев, и вопросы открытия или закрытия рынка, и вопросы формирования капитала. Иностранцы опасаются, что в этих документах российская сторона

9

закрепит серьезные ограничения их деятельности     на российском страховом рынке.

Что касается самих российских страховых компаний, то они раскололись на два лагеря. Одни считают, что страховой рынок необходимо открывать для иностранных конкурентов как можно скорее. Такая точка зрения базируется в первую очередь на необходимости защиты интересов российских клиентов-страхователей, которые в результате жесткой международной конкуренции получат больший спектр страховых продуктов и услуг по более низким ценам. Также в интересах страхователей заключение контрактов с именитыми и. что более важно, платежеспособными иностранными компаниями, гарантирующими свою надежность значительной историей работы на рынке и высокой капитализацией. Согласно второй точке зрения, страховой рынок надо закрыть от иностранной конкуренции, причем закрыть надолго, как минимум на 10 лет. Представители государственных структур считают, что обе точки зрения из-за своей радикальности не способствуют в полной мере ни повышению финансового потенциала российских страховщиков, ни адекватной защите российских страхователей от недобросовестных игроков. В сложившейся ситуации оптимальным решением будет то, которое в равной мере отвечает интересам как продавцов, так и покупателей страховых услуг. Еще одна точка зрения. Некоторые представители правительственных кругов поддерживают мнение, что прежде чем допускать иностранных компании на рынок, следует реформировать систему регулирования страхового рынка. Основная задача - установить единые и четкие правила, определяющие деятельность всех участников страхового рынка, которые к тому же были бы общедоступны. Также важно обеспечить контроль исполнения этих правил. Представляется, что наиболее эффективно такой контроль может осуществляться только на основе обязательного раскрытия информации страховыми компаниями. Инвестиционная привлекательность страхового рынка растет, повышается его потенциал как источника долгосрочных инвестиций в российскую экономику. В этих условиях эффективный контроль устойчивости и платежеспособности страховщиков играет даже большую роль, чем 10 лет назад.

Направления дальнейшей либерализации российского страхового рынка должны увязываться с осуществлением соответствующих упреждающих стимулирующих мер, а ее темпы - со сроками, необходимыми для получения реального эффекта от этих мер. Разумное открытие рынка страхования должно способствовать дальнейшей капитализации отрасли, увеличению емкости рынка, повышению качества страховых услуг и расширению их ассортимента благодаря конкуренции с иностранными компаниями. Интересы ВТО значительно расходятся с интересами России, поэтому при вступлении во Всемирную

10

торговую организацию Россия должна настаивать на сохранении за ней статуса развивающей
страны, что позволит ввести ряд ограничений на доступ иностранных производителей
товаров              и              услуг              на              отечественный              рынок

Теоретически любые страховые услуги в принципе могут найти немедленный сбыт на рынке, даже если они и не вполне отвечают тем требованиям, которые предъявляет к ним страхователь. Главное - их наличие. На практике преобладает рынок страхователя.

Страхователь сравнивает между собой различные варианты страховых продуктов, оценивает соответствие между своими желаниями (страховыми интересами) и гарантиями, которые предоставляются в соответствии с тем или иным договором страхования. В результате этого анализа формируется определенное предпочтение страхователя определенной страховой компании и ее страховым продуктам.

Вместе с тем, приспосабливаясь к работе в условиях спада, российские страховщики обнаружат такое преимущество, как открытый доступ к международным ресурсам, необходимым для успешного реформирования страхового сектора. Огромными останутся и внутренние резервы страхового рынка, внушительными - параметры и ключевые показатели. Однако рост рисков в непростой экономической ситуации создаст мотивацию для заключения новых страховых договоров и приобретения соответствующего покрытия. В России появится тенденция к повышению в страховании автомобилей и автогражданской ответственности. Нечто похожее наблюдалось сразу после августа 1998 г. - россияне стали чаще приобретать страховую защиту для средств автотранспорта после потери или обесценения других активов (прежде всего, банковских вкладов).

Страхователи станут гораздо требовательнее и разборчивее в выборе компании, начнут уделять повышенное внимание изучению рейтингов, финансовых показателей. различных "путеводителей" по страховой отрасли. Усиленный интерес обнаружится и к страхованию в иностранных компаниях. Наметится рост востребованности страховых брокеров.

В качестве новых владельцев выступят иностранные инвесторы: зарубежные страховщики будут спонсировать российский страховой рынок в надежде расширить собственную либо подконтрольную его долю.

Говоря о всемирно известной марке, проверенной управленческой технологии, динамичном маркетинге, отработанных страховых продуктах, конкурентоспособных тарифах (ниже российских на 16-25%) - то все эти факторы позволят таким компаниям, как "American Home Assurance" (входящей в состав "American International Group" (AIG), известной своей агрессивностью на новых и поднимающихся рынках), "Zurich Insurance",

11

"Winterthur Swiss Insurance". "Royal & Sun Allience Insurance" собрать в первом же финансовом году большое количество страховых премий. Успешно будет продвигать свои продукты на российский рынок, вероятно, и итальянская "Assicurazioni General SpA".

Однако закрепиться на российском рынке, найти дорогу к российскому потребителю в условиях многочисленных ограничений иностранцам будет крайне сложно.

И, вероятно, зарубежные компании изменят тактику. Они активно будут прибегать к поглощениям и объединениям, что сделает возможным приобретение сложившейся клиентской базы и отработанных каналов сбыта.

Важным является и то, что поглощения не будут единственным каналом проникновения зарубежных компаний на российский страховой рынок. Те российские компании, которые сохранят самостоятельность и собственную марку, а таковых будет не много, но и не мало, встанут на путь создания альянсов или партнерств с западными страховщиками, приобщаясь к передовым методам менеджмента, новейшим технологиям страхования и привлекая при этом немалые финансовые ресурсы. Страховой бизнес России получит помощь в налаживании эффективного управления активами и пассивами, разработке новых страховых полисов, прежде всего аннуитетов с переменным доходом, постановке актуарного дела и внедрении новых информационных технологий. Несомненный рост поступления премий и числа держателей полисов будет побуждать зарубежных страховщиков готовить почву для приобретения других российских компаний, причем компаний немаленьких, потому что при мелких сделках расходы, связанные со слияниями и поглощениями, не окупаются.

Движущей силой реорганизаций, слияний и поглощений, создания межфирменных альянсов на страховом рынке России выступит необходимость модернизации страхового дела, сокращения издержек, повышения прозрачности и инвестиционной привлекательности страхового бизнеса, качества страховых продуктов, усиления конкурентоспособности - и все это в условиях низкой деловой конъюнктуры, неопределенности перспектив развития российской экономики.

Однако под влиянием иностранной конкуренции страховщикам России придется в ряде случаев идти на серьезное снижение тарифов.

Хотя в то же время новым владельцам российским компаниям удастся повысить свой рейтинг и восстановить платежеспособность.

Таким образом, приход нерезидентов на страховое поле России даст мощные импульсы оптимизации национального страхового бизнеса в целом.

В дальнейшем можно будет прогнозировать либо восстановление позиций, утраченных российским национальным капиталом в страховом секторе, либо переход

12

контроля над российскими страховыми компаниями (то есть компаниями, зарегистрированными в России, независимо от их национальной принадлежности) от одних зарубежных собственников к другим. Скорее всего, два этих процесса будут переплетаться.

В этой связи следует более конкретно рассмотреть регулирование деятельности иностранных страховщиков на российском рынке, и обобщить международные и национальные аспекты влияния глобализации на страховой бизнес страны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...