Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личностные особенности Характер человека и черты личности




Склонные к гневу, враждебности, цинизму, раздражительности люди более подвержены стрессу, а открытые, доброжелательные люди, об­ладающие чувством юмора, наоборот, более устойчивы к превратно­стям судьбы. Исследование, в котором было задействовано 300 вы­пускников Гарварда, показало, что люди с выраженным чувством юмо­ра легче преодолевают стресс и живут дольше.

В западной литературе широкое распространение получила гипотеза о су­ществовании двух типов личности, одним из которых (А) более предрас­положен к сердечно-сосудистым заболеваниям, чем второй (Б) [25]. К ти-


82 Глава 3. Динамика стрессовых состоянии


3.2. Факторы, влияюшие на развитие стресса 83


 


пу «А» относятся люди, предрасположенные к инфаркту. Они характери­зуются такими качествами, как неуемная энергия, вспыльчивость, често­любие, аккуратность, стремление побольше сделать и нетерпеливость. Люди этого типа быстро принимают решения. К типу «Б» относятся люди, устойчивые к инфаркту. Они более спокойны, добродушны, не стремят­ся делать карьеру, редко проявляют нетерпение, рассудительны и больше времени уделяют отдыху и развлечениям.

Как пишет в своем обзоре Е. А. Гаврилова, «трагедия человека, идущего к инфаркту, состоит не только во врожденной гиперреактив­ности на стрессорные ситуации, но и в постоянном поиске и созда­нии таких ситуаций, формировании определенного стрессогенного стиля жизни» [8]. В другой работе показано, что наиболее сильное высвобождение катехоламинов (и соответственно более высокое ар­териальное давление) наблюдается у субъектов со склонностью к гне­ву и тревожности, а также ведущих плотную, насыщенную стрессами жизнь [24].

Другой подход к влиянию особенностей личности на характер пе­реживаемого стресса состоит в том, что одни люди нуждаются в уме­ренном стрессе и страдают от его отсутствия; другие же предпочитают как можно меньший уровень стресса. Первые относятся к паратели-ческому типу, вторые — к телическому [26].

По данным канадских исследователей, эти две группы отличались не только по своим психологическим характеристикам, но и по гуморальным реакциям на стресс: у телически доминантных индивидуумов выявлен более высокий уровень дистресса, поскольку при равных воздействиях происходило сильное возрастание секреции кортизола, которое исчезало, если проблема решалась. Парателически доминантные индивидуумы, на­против, при действии стрессоров умеренной силы чувствовали себя луч­ше, чем в отсутствие стрессоров: состояние дистресса возникало у них при длительном отсутствии стрессоров и при воздействии слишком сильных стрессоров, вызывающих выраженное возрастание уровня свободного кортизола. Работы в Великобритании, проводимые в этом направлении, показали, что большую роль в отнесении испытуемых к тому или иному доминантному типу играет способность к преодолению стресса. Само пре­одоление стресса может привести к реверсии телического в парателиче-ский тип реагирования. При этом первоначальное отнесение к телическо­му или парателическому типу и способы преодоления стресса не зависели от пола и возраста испытуемых [22].

Из психологических факторов большое значение имеет повышен­ная акцентуированностъ личности, так как в условиях эмоциональ­ного стресса они обладают наибольшей уязвимостью и в первую оче­редь подвержены возникновению нервного перенапряжения.


К другим личностным особенностям, утяжеляющим последствия психогенных травм, психологи относят:

+ нейротизм;

+ повышенную агрессивность; + хроническую тревожность;

+ склонность к мотивационным конфликтам и конфликтам интим­но-личностного характера.

Особую «группу риска» составляют люди, сочетающие в себе по­вышенную сензитивность, тревожность и импульсивность [15].

Согласно данным, полученным автором этого учебного пособия, у людей с выраженной совестью, у лиц, стремящихся контролировать свои эмо­ции, а также у суровых, реалистичных людей артериальное давление при стрессе повышается сильнее, чем у лиц с противоположными качествами [6]. Так, систолическое давление у студентов отрицательно коррелирова­ло с показателями шкалы «]» (шкала «Суровость — нежность»). В соот­ветствии с интерпретацией опросника Кеттела, низкие показатели по этой шкале получают люди мужественные, суровые, реалистичные, подходя­щие к жизни с логической меркой, в большей степени доверяющие рассуд­ку, чем чувствам. Результаты наших исследований показали, что такие лю­ди обладают пониженной тревожностью, в то же время в норме у них имелась тенденция к повышенному артериальному давлению. Отрица­тельная корреляция между показателями этой шкалы и артериальным давлением отмечалась и в состоянии стресса. «Суровые, реалистичные люди» в большей степени реагировали на ситуацию экзамена повышени­ем давления, чем «мягкие, утонченные, изысканные», что проявилось в корреляции показателей по шкале «]» с систолическим давлением, изме­ренным во время экзамена.

Повышенный уровень артериального давления по сравнению с осталь­ными студентами имели лица с высокими показателями по шкале «М» (шкала «Наивность — проницательность»). Результаты по этой шкале по­ложительно коррелировали с показателями как систолического, так и диа-столического давления, измеренного в состоянии стресса. Это означает, что перед экзаменом тенденция к чрезмерному увеличению давления про­слеживается у лиц, характеризующихся искусственностью, расчетливо­стью, способностью вести себя холодно, рационально, не поддаваться эмо­циональным порывам. И наоборот, наивные, общительные, открытые люди реагируют меньшим повышением артериального давления на стрес­совые ситуации.

Величина систолического давления на экзамене коррелировала также с фактором «С» (шкала «Сила — слабость "Сверх-Я"»). Эта шкала в пер­вую очередь определяет склонность личности следовать общественным нормам и установкам. Люди, имеющие по ней высокие оценки, аккуратны


84 Глава 3. Динамика стрессовых состояний


3.2. Факторы, влияюшие на развитие стресса 85


 


в делах, во всем любят порядок, не нарушают общепринятых правил. Ко­эффициент корреляции с систолическим давлением на экзамене по этой шкале оказался невысоким, но достоверным.

Еще одна шкала, показатели которой положительно коррелировали с величиной систолического давления, — «С» («Сила — слабость "Я"»). На первый взгляд, казалось бы, что коэффициент корреляции между по­казателями артериального давления и «эмоциональной стабильностью» (другое название данной шкалы) должен быть отрицательным: уверенные в себе люди, не поддающиеся случайным колебаниям настроения, должны иметь более низкие показатели артериального давления, чем эмоциональ­но нестабильные личности. Однако корреляция была достоверно поло­жительной, причем как с величиной систолического давления в условиях повседневной учебной деятельности, так и на экзамене. В то же время фак­тор «С» отрицательно коррелировал с личностной и реактивной тревож­ностью. Другими словами, люди с высокими показателями по этой шкале, отвечая на вопросы теста Спилбергера, демонстрировали низкую тревож­ность, в то время как физиологические реакции их организма указывали на выраженные признаки стресса.

Чтобы объяснить характер полученных корреляционных связей, необходимо обратиться к описанию характеристик личностей, имею­щих высокие и низкие показатели по данной шкале.

Высокие показатели свойственны людям, которые не поддаются случайным колебаниям настроения (умеют их сдерживать), серьезно и реалистично смотрят на происходящие с ними события, хорошо осо­знают требования действительности, не скрывают от себя собствен­ных недостатков.

Низкими показателями по этой шкале обладают лица, неспособ­ные контролировать свои чувства и импульсивные влечения, непо­средственно «выплескивающие» вовне свои негативные эмоции, не заботясь о социальных условностях. Причем, согласно нашим иссле­дованиям, их систолическое артериальное давление в ситуации стрес­са повышалось не так сильно, как у людей с высокими показателями по шкале «С». Следовательно, лица с высокими показателями по этой шкале, с одной стороны, способны хорошо «управлять» эмоция­ми (что находит положительную оценку социального окружения), а с другой — характеризуются затруднениями в непосредственном выра­жении своих чувств, особенно в значимых для них ситуациях. При этом попытки постоянно блокировать свои «нежелательные» эмо­ции приводят к хроническому аффективному напряжению, которое проявляется в психосоматических реакциях, в частности, в повыше­нии артериального давления на экзамене.


Интегрируя корреляции между личностными качествами и пара­метрами артериального давления, полученные в нашем исследовании, можно отметить общие черты, характерные для лиц, демонстрирую­щих высокое артериальное давление на экзамене.

Люди, имеющие высокие показатели по шкалам «К», «С» и «С» и низкие — по шкале «]», обладают общими свойствами: осознанием своего общественного долга или социальной роли и желанием им со­ответствовать; стремлением контролировать свои чувства. Ранее бы­ло показано, что эти личностные черты объединяются в особый блок, названный «умение контролировать свои эмоции и выражать их в со­циально приемлемой форме» [16]. В критических ситуациях в состо­янии эмоционального стресса у таких людей происходит «вытесне­ние эмоций» на соматический уровень, что проявляется в повышении артериального давления. Пока остается открытым вопрос о том, мо­жет ли периодическая гипертензия у этих лиц впоследствии перехо­дить в хроническую форму, однако исследования последних лет не исключают подобного развития событий, особенно у лиц мужского пола [27].

Уровень самооценки

Многие исследователи отмечают, что большое влияние на характер реакций, которые демонстрирует человек в условиях эмоционально­го стресса, оказывает структура самооценки личности.

Считается, что люди с заведомо заниженной самооценкой обычно в боль­шей степени проявляют признаки тревожности (как на субъективном, так и на объективном уровне), чем люди с адекватной самооценкой. Иссле­дование состояния вегетативной нервной системы при экзаменационном стрессе показало, что в состоянии экзаменационного стресса наиболее вы­раженная активация симпатической нервной системы отмечалась у высо­котревожных студентов [12], а также у лиц с низкими показателями само­оценки по положительным качествам [20].

Таким образом, во время сдачи экзамена высокая позитивная са-мооценка и связанная с этим уверенность в успехе приводят к сниже­нию активности симпатической системы по сравнению со студентами, имеющими заниженную самооценку по положительным личностным качествам.

В то же время «негативная самооценка» у лиц с тенденцией к са­мообвинению, наоборот, усиливает стресс, который, в свою очередь, усиливает у студентов неуверенность в своих способностях и возмож­ность успешной сдачи экзамена.


86 Глава 3. Динамика стрессовых состояний


3.2. Факторы, влияюшие на развитие стресса 87


 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...