Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Посттравллатический синдром




Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) проявляется у людей, которые испытали на себе воздействие события, «выходя­щего за рамки обыденных человеческих переживаний и экстремаль­но стрессогенного для любого человека». Такое событие вызвало бы «серьезный вред или угрозу чьей-либо жизни или физической целост­ности, серьезную угрозу чьим-либо детям, супругу или другим близ­ким родственникам или друзьям» (В5М-1У, 1994). Травматические события, которые могут вызвать ПТСР, можно классифицировать по нескольким категориям.

Во-первых, человек может испытать воздействие природного катаклизма, например землетрясения.

Во-вторых, расстройство может быть вызвано трагическими не­счастными случаями, например авиа- и автокатастрофы.

В-третьих, стрессором может стать какая-нибудь чрезвычайная ситуация: война, заключение, пытки, расстрел, изнасилование и т. д.

Для посттравматического стрессового расстройства характерен ряд клинических симптомов, который можно рассмотреть на примере про­явлений ПТСР у участников боевых действий:

1) повышенная тревожность как основная составляющая обычного
эмоционального фона. Проявляется как в психической сфере (бес­
покойство и озабоченность, «параноидальные» явления, чувство
страха, неуверенность в себе, комплекс вины), так и на физиологи­
ческом уровне (повышенное артериального давление, спазмы же­
лудка, головные боли);

2) повышенная агрессивность, тенденция решать проблемы с помо­
щью грубой силы. Периодические приступы ярости, особенно по­
сле приема алкоголя или других наркотических веществ;

3) немотивированная бдительность, переходящая в подозрительность,
ожидание угрозы и нападения;

4) пониженное настроение, депрессия, чувство одиночества и отчая­
ния. Этим чувствам сопутствует нервное истощение, апатия и не­
гативизм;

5) нарушения памяти и концентрации внимания, трудности сосредо­
точения, особенно в социально значимых ситуациях (публичное
выступление, экзамен и т. д.);

6) наличие так называемых «непрошеных воспоминаний». Периоди­
чески в сознании человека, страдающего ПТСР, внезапно всплы-


94 Глава 3. Динамика стрессовых состояний


3.3. Негативные последствия длительного стресса 95


 


вают крайне неприятные сцены, связанные с травмирующим со­бытием, которые сопровождаются очень сильными негативными эмоциями. Эти воспоминания могут возникать как во время бодр­ствования, так и во сне, принимая форму ночных кошмаров. Чело­век пробуждается от такого сна потным, разбитым, с напряженны­ми мышцами;

7) притупленность эмоций и агедония (отсутствие чувства удоволь­
ствия, радости жизни);

8) бессонница (трудности с засыпанием и прерывистый сон). Когда
человека посещают ночные кошмары, есть основания считать, что
он сам невольно противится засыпанию, и именно в этом причина
его бессонницы: человек боится заснуть и вновь увидеть этот сон;

9) тенденция к злоупотреблению никотином, алкоголем, наркотиче­
скими и лекарственными веществами;

10) чувство вины.

Возможные механизмы посттравматического стресса весьма зна­чительно различаются в зависимости от применяемого подхода. На­пример, в рамках концепции о высшей нервной деятельности, создан­ной И. П. Павловым, причиной ПТСР является застойный очаг воз­буждения в коре головного мозга.

Биохимические модели обращают внимание на снижение уровня норадреналина, допамина и серотонина в мозге, рост уровня ацетил-холлина и эндогенных опиоидов. Снижение уровня норадреналина и падение уровня допамина в мозге коррелируют с состоянием психи­ческого оцепенения. Это состояние является центральным в синдро­ме ответа на стресс. Болеутоляющий эффект, опосредованный эндо­генными опиоидами, может приводить к возникновению опиоидной зависимости и поискам ситуаций, похожих на травмирующую. Сни­жение серотонина вызывает ингибирование работы системы подавле­ния продолжения поведения, что приводит к генерализации услов­ной реакции на связанные с первоначальным стрессором стимулы. Несмотря на логичность данных конструкций, следует заметить, что большинство подобных исследований было проведено на животных, что не позволяет в полной мере переносить данные гипотезы на стресс человека.

Согласно психоаналитическому подходу 3. Фрейда, травма при­водит к нарушению процесса символизации и является элементом нарциссического конфликта. Фрейд считал, что в результате интен­сивного или длительного воздействия внешних факторов стимуль-


ный барьер разрушается, а либидозная энергия смещается на самого субъекта. С его точки зрения, фиксация на травме — это попытка ее контроля. Современные психоаналитики в качестве возможных ме­ханизмов ПТСР рассматривают: + регресс на оральную стадию развития; + смещение либидо с объекта на «Я»;

+ ремобилизация садомазохистских инфантильных импульсов; + идентификация с агрессором; + регресс к архаичным формам функционирования «Сверх-Я» и т. д.

Считается, что травма — это триггерный механизм, актуализирую­щий детские конфликты.

В рамках когнитивной модели травматические события — это по­тенциальные разрушители базовых представлений о мире и о себе. Патологические реакции на стресс — это попытки воссоздания преж­ней картины мира в слегка измененном виде, которые не приводят к успеху. Преодоление ПТСР возможно только после полного разру­шения остатков прежних представлений об окружающем мире и сво­ей роли в нем и построения новой, непротиворечивой модели.

Информационная модель, разработанная М. Ногоху^г1, является попыткой синтеза когнитивной, психоаналитической и психофизио­логической моделей.

Согласно этому подходу, сильный стресс приводит к поступлен-нию в сознание информации, которая не может быть согласована с когнитивными схемами. Происходит информационная перезагрузка, и часть информации переводится из сознания в бессознательное, со­храняясь, впрочем, в активной форме. В соответствии с принципом избегания моральной боли человек стремится сохранить информа­цию в бессознательной форме, но в соответствии с тенденцией к за­вершению гештальта травматичная информация становится созна­тельной как часть процесса информационной обработки.

Для преодоления ПТСР используются различные стратегии: вос­становление целостности и гармоничности картины мира (согласова­ние негативного опыта и текущей реальности), поиск и актуализация необходимых ресурсов (например, спокойствия и уверенности в се­бе), а также включение старых поведенческих программ в контекст социально-приемлемых действий (например, работа спортивным ин­структором или охранником для бывшего солдата).

Ногош& М./ 5<те55 гезропзе зупёготез. Мог1:г1Уа1е, N. ]., Агопзоп, 2пс1 ее!., 1986.


96 Глава 3. Динамика стрессовых состоянии


Вопросы и задания для проверки усвоения знании 97


 


Вопросы и задания для проверки усвоения знаний

1. Опишите основные стадии развития стресса, согласно концепции
Ганса Селье.

2. От каких трех факторов больше всего зависит характер влияния
стресса на человека?

3. Как влияет на характер стресса тип высшей нервной деятельности
человека?

4. Каким образом родители могут влиять на формирование стрессо-
устойчивости (или стрессочувствительности) человека?

5. Как влияют на характер стресса особенности личности человека?

6. Как влияют на характер стресса социальные условия жизни и тру­
да человека?

7. Перечислите когнитивные факторы, влияющие на уровень стресса.

8. Перечислите основной набор психосоматических заболеваний,
наиболее часто возникающих после переживания человеком силь­
ного стресса.

9. Перечислите клинические симптомы посттравматического стрес­
сового расстройства.

^ Выберите правильный вариант ответа

1. На какой стадии развития стресса наиболее вероятен переход стресса
в болезнь?

а) тревоги;

б) адаптации;

в) истошения;

г) на любой из перечисленных.

2. Какая фаза развития стресса подразделяется на три периода?

а) стадия адаптации;

б) стадия тревоги;

в) стадии истошения.

3. Какой уровень эмоционального возбуждения, согласно правилу Р. Йеркса
и Аж. Додсона, соответствует эустрессу?

а) отсутствие эмоций;

б) средний уровень эмоционального возбуждения;

в) чрезмерно выраженные эмоции.

4. Какой характер стресса более вреден для организма человека (при прочих
равных особенностях)?

а) слабый и короткий;


б) слабый и длительный;

в) сильный и короткий.

5. Какие врожденные факторы, а также события первых лет жизни больше
всего влияют на формирование стрессоустойчивости человека?

а) уровень самооценки;

б) характер человека;

в) направленность психики;

г) характер протекания беременности у матери.

6. Какой из перечисленных элементов, влияюших на развитие стресса, отно­
сится к когнитивным факторам?

а) тип высшей нервной деятельности;

б) родительские сценарии;

в) условия труда;

г) прогноз будушего.

7. Какой из перечисленных элементов, влияюших на развитие стресса, не от­
носится к социальным факторам?

а) ближнее социальное окружение (родители, друзья, коллеги);

б) общественный статус;

в) условия труда;

г) установки и ценности человека.

8. Какой из перечисленных элементов, влияюших на развитие стресса, фор­
мируется позже всего?

а) наследственные особенности стрессоустойчивости;

б) характер протекания беременности у матери;

в) черты личности;

г) ранний детский опыт;

г) тип высшей нервной деятельности.

9. Какими качествами обладают люди типа «А» (обладающие повышенной уяз­
вимостью к стрессу)?

а) вспыльчивые, энергичные и честолюбивые;

б) аккуратные и добродушные;

в) спокойные и рассудительные;

г) быстро принимающие решения и не стремящиеся к карьерному росту.

10. Что не влияет напрямую на уровень сензитивности человека?

а) чувствительность рецепторов;

б) тип высшей нервной деятельности;

в) легкость образования условно-рефлекторных связей в коре мозга;

г) особенность процессов мышления;

д) изменение чувствительности в процессе индивидуального опыта.

11. Психосоматические болезни возникают в результате ослабления защит­
ных сил организма и срыва работы органов по принципу «слабого звена»
после:

а) стресса;


98 Глава 3. Динамика стрессовых состоянии


Литература 99


 


 


б) внутреннего конфликта;

в) депрессии?

12. Застойный очаг возбуждения в коре больших полушарии мозга является причиной ПТСР в рамках:

а) физиологической концепции;

б) биохимической концепции;

в) психоаналитической концепции;

г) когнитивной концепции;

д) информационной концепции?

Литература Основная

1. Берн Э. Секс в человеческой любви. М., 1990, с. 60-66.

2. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983, с. 10-20.

3. Корыстов Ю. Н. Эмоции, стресс, курение, потребление алкоголя и рак —
корреляционные и причинные связи // Журнал ВНД им. Павлова. 1997.
№ 4, с. 627-657.

4. Селъе Г. Когда стресс не приносит горя (Стресс без дистресса). М., 1992,
с. 122-123.

5. Щербатых Ю, В. Экзаменационный стресс. Воронеж, 2000, с. 102-112.

6. Щербатых Ю. В. Связь особенностей личности студентов-медиков с ак­
тивностью вегетативной нервной системы // Психологический журнал.
2002. № 1,с. 118-122

Дополнительная

7. Абрамова Г. С., Юдчиц Ю. А. Психология в медицине. М., 1998, с. 99-162.

8. Захаров А. И. Неврозы детей и подростков. Л., 1988, с. 5-18.

9. Гаврилова Е. А. Роль поведенческого типа А и психического стресса в раз­
витии ишемической болезни сердца, возможности психопрофилактики
и психотерапии заболевания // Кардиология. 1999. № 9, с. 72-78.

 

10. Горелова Е. С. Мотивация достижений и адаптация к психическому стрес­
су // Роль эмоционального стресса в генезе нервно-психических заболе­
ваний. М., 1977, с. 48-50.

11. Горст Н. А., Горст В. Р. Состояние вегетативной нервной системы в про­
цессе адаптации организма школьников и студентов к различным усло­
виям существования // Ученые записки Астраханского государственного
педагогического института. 1995. № 1, с. 75-79.

12. Гусова А. Б. Некоторые клинико-физиологические особенности анксиоз-
ных состояний // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корса­
кова. 1969. Т. 69. Вып. 3, с. 390-396.

13. Данилова Н. Н., Коршунова С. Г., Соколов Е. Н., Чернышенко Е. Н. Зависи­
мость сердечного ритма от тревожности как устойчивой индивидуальной


характеристики // Журнал высшей нервной деятельности. 1995. Т. 45. № 6, с. 647-660.

14. 15. 16.

Калуев А. В. Проблемы изучения стрессорного поведения. Киев, 1999, с. 27-42.

Каплап Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия: В 2 т. Т. 1. М., 1994. Мойкин Ю. В., Киколов А, И., Тхоревский В. И., Милков Л. Е. Психофизио­логические основы профилактики перенапряжения. М., 1987, с. 36-112. 17. Мягков И. Ф., Щербатых Ю. В., Кравцова М. С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // Психологический журнал. 1996. Т. 17. №6, с. 119-122.

18.
19. 20.

Нелюбова Т. А. К вопросу о динамике эмоционально-вегетативных дис­функций // Труды конференции аспирантов и клинических ординаторов КГМИ. Фрунзе, 1971. Т. 72, с. 109-113.

Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю. И. Александрова. СПб., 2006.

Суворова В. В. Психофизиология стресса. М., 1975, с. 3-208.

21. Щербатых Ю. В. Влияние параметров высшей нервной деятельности сту­
дентов на характер протекания экзаменационного стресса // Журнал ВНД
им. Павлова, 2000. № 6, с. 959-965.

22. Щербатых Ю. В. Взаимосвязь тревожности, страха и фрустрации с актив­
ностью парасимпатического отдела вегетативной нервной системы // Ма­
териалы 7-й междисциплинарной конференции по биологической психи­
атрии «Стресс и поведение». М., 2003, с. 31-33.

23. ВаЪег}. 51те55 аррга1за1з апс! сорт§ шг.Ь еуегус!ау Ьазз1е5 // Рго^г. Кеуегза!
ТЬеогу. Атз{;егс!ат, 1988. Р. 117-128.

24. СоНеп I., МагзНаИ С. ^.> СНещ Ь., А§ап&а1 5. К.,(). ВКА гера!г сарас^у
т тесНса! 5Шс1еп1:8 с1игт$ ехат з^гезз // ]. ВеЬау. Мес1. 2000. V. 23. № 6.
Р. 531-544.

25. Бе ОиаИго V. I. ЗСгезз оуег!оас1-апс1 са!;есЬо1атте гезроп5е-с1етапс1 пеигга-
Игшз апиЬурег1еп51Уе 1;Ьегару // Неаг1 апс! С1гс. 1988. V. 3, 5ирр1. № 2.
Р. 6-7.

26. Рпейтап М., Козептап К. ТЬе кеу саизе — 1уре А ЬеЬауюг раиегп // 51:ге55
апс! сорр!п& N. У.; СоЬтЫа 1Му. Ргезз, 1977. Р. 203-212.

27. МагЫп К. А., Кгпрег N. О. ТеНс уегзиз рагаЫю с1оттс аз а тос!ега1ог о^
з1:ге55 // рго&г. Кеуегза! ТЬеогу. Атз1:егс1ат, 1988. Р. 91-105.

28. Ри&епщ Т/г. ТЬе е{тесг,5 оГ оссира!лопа1 з^гезз оп Ыоос! ргеззиге т теп апс!
\уотеп // Ас*а РЬузю!. Зсапо1. 5ирр1. 1997. V. 161, 5ирр1. № 640. Р. 125-128.

Глава 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...