Проблема информационной безопасности
СМИ есть важнейший механизм, с помощью которого государство поддерживает некоторый базовый национальный консенсус по поводу общих ценностей и идеологем, составляющих национальную идентичность. Тем самым в значительной степени обеспечивается стабильность общества. Отмечая огромную роль СМИ в поддержании и укреплении национальной идентичности и национального суверенитета, современный исследователь Монро Прайс вводит понятие «рынка лояльностей» — особого рынка, субъекты которого используют регулирование информационных потоков, создавая своего рода «информационный картель». Государство является важнейшим участником «рынка лояльностей». Каждое государство, как утверждает Прайс, «ведёт со своими гражданами разговор о законности своего существования. В этом разговоре государство занимается самооправданием, требуя от граждан лояльности»1. Подмостки для этого постоянного диалога и предоставляют СМИ. Отсюда — естественное стремление государства контролировать их. «Те, кто управляет рынком лояльностей, — пишет Прайс, — создают совокупность идеологем и повествовательных схем, которые используются господствующей группой или коалицией для сохранения власти. Уже поэтому возможность такого
1 Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. — М.: Изд-во МГУ. 2000. — Электронная публикация — http:// www.medialaw.ru/publications/books/mp/4.htm управления стала для многих стран залогом стабильности. Этот рынок существовал везде и всегда. Отличие сегодняшнего рынка заключается в количестве его участников, его размерах и границах, а также характере регулирующих инстанций, способных определить и навязать правила участия в рынке и исключения из него»1.
В современном глобализирующемся мире государства, поддерживающие национальные «рынки лояльностей», или, иными словами, стремящиеся сохранить национальную и культурную идентичность как залог социальной и политической стабильности, сталкиваются с проблемами информационной экспансии со стороны других государств и транснациональных СМИ. Распространение интернета, кабельного и спутникового телевидения усложняет контроль государства над информационными потоками. Прайс отмечает, что существует два возможных типа реагирования государства на данный вызов. Во-первых, государство стремится защитить своё информационное пространство от нежелательного информационного воздействия с помощью разнообразных протекционистских мер, поддержки национальных вещателей и правовых ограничений деятельности внешних СМИ в пределах собственных государственных границ. Во-вторых, государство стремится оказывать влияние на информационное пространство других государств. Эти цели достигаются разными способами: от выработки договорённостей и всё более эффективного использования новейших технологий до силовых методов воздействия. После известных событий 11 сентября 2001 года проблема государственного контроля СМИ обострилась с новой силой, и государства активизировали свои усилия в этом направлении. В.В. Орлова отмечает в связи с этим:
«Сегодня государство становится всё более активным в информационной сфере... Политические стратегии правительств реализуются посредством вмешательства в медиасреду других государств, и целью стратегической информационной интервенции является изменение политического климата
и общественных настроений в стране-мишени...С другой стороны, как показывает практика, правительства развитых стран могут контролировать, ограничивать в доступе на территории других государств глобальные телесети новостей и Интернет. Так, CNN чуть было не сняли со спутниковых систем в Израиле в 2002 году: израильские власти были недовольны освещением ближневосточного кризиса американской телекомпанией, считая, что CNN активно поддерживает палестинцев. ВВС World в течение шести лет (с 1994 по 2000 год) оставалась практически закрытой для Китая, после того как допустила критику в адрес китайского правительства. В Китае закрыт доступ к некоторым онлайновым СМИ. В 2001 году посредством дипломатических переговоров с властями Катара правительство США пыталось «укротить» арабскую телесеть новостей AL-Jazeera. Война в Ираке 2003 года окончательно утвердила возможность силового решения в отношении неугодных СМИ: целями американских войск стали иракское телевидение и радио, а открытие англоязычного сайта AL-Jazeera, намеченное на март 2003 года, было приостановлено (по официальной версии, из-за ущерба, нанесённого хакерами). Регулирование средств массовой информации отошло от внутренних форм контроля и перешло к внешним формам, региональным, многосторонним, сместилось от законодательных мер к переговорам и соглашениям. Сейчас правительства уделяют много внимания информации, поступающей из других стран, и вновь пытаются контролировать новостные потоки, действуя на глобальном рынке лояльностей»1.
Необходимость защиты собственного информационного пространства становится, таким образом, одним из направлений государственной политики. Если обратиться к отечественным реалиям, то еще в 2000 году был выработан официальный документ — «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» (текст документа содержится в Приложении 7), который и должен был послужить основой
для формирования отечественной государственной политики по данному направлению. Целью обеспечения информационной безопасности должна служить защита национальных интересов России. В «Доктрине...» выделяются четыре основные составляющие национальных интересов в информационной сфере:
■ Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. (Для достижения этого требуется, в частности, повысить эффективность использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития, консолидации российского общества, духовного возрождения многонационального народа Российской Федерации.) ■ Информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ, её официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам. (В плане решения этой задачи предполагается укреплять государственные средства массовой информации.) ■ Развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации,...обеспечение потребностей внутреннего рынка её продукцией и выход этой продукции на мировой рынок... ■ Защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развёрнутых, так и создаваемых на территории России. Таким образом, задачи обеспечения информационной безопасности государства шире, чем только лишь поддержка и укрепление национальных СМИ и культивируемого ими образа национальной идентичности, но и данная задача — одна из важнейших. Среди угроз информационной безопасности России, существующих на сегодняшний день, «Доктрина...» выделяет, в частности, «угрозу конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России», «угрозу информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации», «нерациональное, чрезмерное ограничение доступа к общественно необходимой информации», «вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур», «девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе».
Источником внешней угрозы информационной безопасности России является также «стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению её с внешнего и внутреннего информационных рынков», «деятельность международных террористических организаций», «разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные системы других стран мира». В «Доктрине...» предложен комплекс методов по обеспечению информационной безопасности, среди которых и правовые, и организационно-технические, и экономические.
Влияние СМИ на восприятие политики и политическое поведение СМИ не только способны служить инструментом государственной политики и посредником между государством и гражданским обществом. СМИ, и главным образом электронные (радио, телевидение), привели к изменению качества политической деятельности, способа восприятия политики, форм взаимодействия субъектов политической деятельности и гражданского общества. С распространением СМИ, особенно телевидения, политика непосредственно вошла в частную жизнь граждан. Люди получили возможность постоянно видеть и слышать политических деятелей, быстро узнавать информацию о важнейших политических событиях, а также, что немаловажно, — о жизни самих участников и творцов этих событий. Политические споры и политическая борьба превратились в привычный элемент «телеменю». Национальные лидеры получили возможность напрямую обращаться к своему народу, а народ — возможность оценивать их достоинства и недостатки. Исчезла дистанция, разделяющая политиков и граждан. С массовым распространением электронных СМИ политика неизбежно приобрела характер зрелища, захватывающего спектакля. И одной из важнейших задач политиков стало создание благоприятного имиджа, конструированию которого уделяется не меньше внимания, чем выработке собственно политической программы.
Ни один крупный политик не может обойтись сегодня без штата профессионалов, отвечающих за создание и поддержание его образа, включающего стиль поведения и одежды, манеру речи. Любое появление на публике тщательно режиссировано, импровизированные шутки и остроумные ответы на «неожиданные» вопросы зачастую планируются заранее. Речи политиков, произносимые для широкой аудитории, заранее пишутся специалистами. Для СМИ политическая жизнь — постоянный объект внимания, главный источник новостей и сенсаций. Для политиков СМИ — главный канал воздействия на общественное мнение. Взаимодействие субъектов политической власти и СМИ определяет способ подачи политической информации. В освещении политической жизни средствами массовой информации существуют определённые общие принципы, выделенные в результате многочисленных исследований. В частности, Р. Харрис выделяет основной принцип подачи политических новостей: отбор СМИ наиболее зрелищных и ключевых политических событий. Не все политические события освещаются одинаково подробно. Предпочтение отдаётся нерядовым событиям (например, выборам), ошибкам и скандалам, связанным с деятельностью политиков (оговорки, допущенные в публичных выступлениях, аморальные поступки и т.д.). Много внимания уделяется встречам политиков с другими значительными и известными людьми (или «представителями народа»). Наконец, СМИ всегда охотно демонстрируют живую, непосредственную реакцию людей на те или иные политические события (показ ликующих или, напротив, разъярённых толп). Нередко «живая» реакция создаётся искусственно и целенаправленно. Например, людям могут платить за то, что они радостно приветствуют того или иного политика. Довольно распространённой практикой является создание политических «псевдособытий» — например, поездка должностного лица по стране и «незапланированные» встречи с народом, позволяющие лишний раз напомнить о данном политике и подчеркнуть его позитивные качества. «Псевдособытия» могут быть и негативного плана. С помощью «псевдособытий» можно отвлечь внимание аудитории от каких-либо действительно важных проблем или кризисных явлений. Отбор информации приводит к тому, что вне поля зрения СМИ (а значит, и их аудитории) остаётся рутинная, повседневная деятельность, связанная с политическим управлением, реальные механизмы политической борьбы и принятия политических решений, информация о действительной квалификации и компетентности тех или иных политических деятелей (в отличие от информации об их личной жизни, пристрастиях и особенностях характера). СМИ обычно не освещают подробности политических, экономических, социальных программ, выдвигаемых как отдельными политиками, так и партиями, ограничиваясь лишь самыми общими замечаниями. При существующей во многих демократических странах практике публичных предвыборных дебатов их участники избегают излишне сложных дискуссий. Это связано не столько с сознательным стремлением утаить что-то от аудитории, сколько с психологическими законами восприятия информации. Люди, как правило, не склонны следить за логичностью и последовательностью аргументов. Они предпочитают краткость, внятность, образность высказываний. Большую роль играют личностные характеристики участников дебатов, их способность внушать аудитории доверие и симпатию. Особенности телевидения как визуального СМИ только укрепляют эти установки. Важной составляющей политической информации, транслируемой СМИ, является политическая реклама. Употребление подобного термина может вызывать неприятие, но тем не менее практика «продвижения» того или иного политика или партии часто подразумевает использование именно методов рекламы. Поэтому понятие «политическая реклама» достаточно широко употребляется, что вполне обосновано. Р. Харрис отмечает, что основными целями политической рекламы являются: ■ узнавание имени кандидата; ■ донесение до аудитории ключевых принципов его программы (в наиболее выгодном ключе); ■ создание подходящего имиджа кандидата; ■ донесение до аудитории позиции кандидата по наиболее значимым для общества проблемам; ■ привлечение средств. Методы политической рекламы такие же, что используются в рекламе коммерческой. Это, по мнению Харриса, информационный, эмоциональный, патриотический методы, метод пробуждения страха, метод стимулирования чувства достижения, юмористический, рекомендательный. Информационный метод подразумевает донесение до аудитории информации о свойствах товара, а в случае политической рекламы — информации о кандидате, его целях и программе. Этот тип рекламы больше подходит для размещения в газетах и журналах, чем на телевидении. Эмоциональный метод более распространён. Он подразумевает обращение к эмоциональной составляющей установок аудитории. Реклама обращается к таким устойчивым ценностям, как дружба, семья, традиции и т.д. В политической рекламе может подчёркиваться, например, привязанность кандидата к своей семье, его высокие моральные качества, верность, надёжность, честность. Кандидат может представать как защитник слабых, борец за справедливость и т.д. Для политической рекламы особенно удобны патриотический метод и метод пробуждения страха. Патриотический метод подразумевает обращение кандидата к чувству национальной гордости, воспоминаниям о великих событиях отечественной истории, попытки провести параллели между кандидатом и выдающимися политическими деятелями прошлого. Метод пробуждения страха основан на создании чувства тревоги и угрозы у аудитории. Ей рассказывают, какие негативные события могут произойти, если она не сделает «правильный выбор» — т.е. не поддержит определённого кандидата. Важной составляющей политической рекламы является негативная реклама. Негативная реклама подразумевает критику и даже дискредитацию политических оппонентов и составляет важнейший элемент политической борьбы. Однако этот вид рекламы может быть опасен, так как при переизбытке негативной информации о сопернике аудитория может «качнуться» в сторону тех, кто подвергается слишком активной и агрессивной критике. Харрис отмечает интересный и важный факт: исследования показали, что зрители воспринимают негативную политическую рекламу «менее благосклонно», чем позитивную, однако запоминают её лучше. Об эффекте политической рекламы Р. Харрис пишет следующее: «Несмотря на представление о том, что важнейшая цель политической рекламы — изменить установки избирателей, относительно мало политических рекламных клипов в действительности влияют на чьё-либо сознание так, что люди меняют свой выбор...Политическая реклама помогает кристаллизовать существующие установки и уточнить их....Политическая реклама может подкрепить существующие установки для того, чтобы держать не очень уверенного избирателя «в кругу» сторонников. Такая установка подкрепляется, скорее всего, для того, чтобы она сработала в день выборов, и в качестве отпора попыткам противоположного кандидата изменить сложившееся положение. Политические стратеги всегда беспокоятся о слишком «мягкой» поддержке избирателей, которые склоняются к их кандидату, но не очень преданы ему. Многие рекламные клипы предназначены именно для таких людей. Порой политическая реклама может действительно отвращать избирателя от одного кандидата и притягивать к другому, но такие случаи редки и их количество не возросло с появлением телевидения. Разумеется, поскольку многие выборы решаются незначительным процентом голосов, такие случаи важны. Реакция на политическую рекламу может зависеть от связи, которую избиратель ощущает с кандидатом... Такая связь установок может основываться на объективном убеждении («мне нравится его экономическая программа») или субъективном эмоциональном критерии («я думаю, что он хороший»). Иногда эти два критерия могут противоречить друг другу, как в случае, когда есть объективная связь — соглашение с позицией кандидата по всем пунктам программы, но страстное неприятие на эмоциональном уровне. Ориентированная на имидж реклама может воздействовать иначе, чем ориентированная на программу»1. Политическую рекламу в СМИ можно рассматривать как одну из форм политической пропаганды. Политическая пропаганда возникла вместе с массовым политическим участием и формированием зависимости политиков от общественного мнения и общественной поддержки. О значимости политической пропаганды писали как многочисленные исследователи, так и политические деятели, использовавшие этот механизм для достижения своих целей. Г. Лассуэлл определял пропаганду как «управление коллективными аттитюдами (установками) посредством манипулирования значимыми символами». Пропаганда — инструмент политической борьбы и политического управления. Сама по себе она не может рассматриваться как «хорошая» или «плохая». Её целью является убеждение массы людей. Как полагал Лассуэлл, главным содержанием пропаганды является распространение политических мифов. Отечественный 1 Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. — СПб.—М., 2002. исследователь О.Л. Гнатюк, обобщая идеи Лассуэлла о пропаганде, пишет: «Пропаганда как управление значимыми символами предполагает, по мнению Г. Лассуэлла, распространение прежде всего политических мифов и стереотипов. Политический миф он определяет как «совокупность социальных убеждений, включающих устойчивые представления об идеальном типе власти в рамках конкретного общественного устройства». Политический миф — это не только «иррациональное», принимаемое на веру, аксиоматически, бездоказательно. Г. Лассуэлл полагает, что политический миф реализуется в политических доктринах и идеологиях и отражается в структуре политического сознания через такие понятия, как «креденда» и «миранда», в связи с чем пропаганда всегда обращена как к разуму, так и к чувствам реципиентов. «Креденда» (доверие) — это сфера рационального сознания, более соответствующая политическим доктринам; это уставы, конституции, декларации, договоры, обращенные к разуму и обеспечивающие доверие к власти на когнитивном уровне. «Миранда» (мираж, сверхъестественное) — это нечто схожее с религией; это совокупность мифов, ритуалов, символов; она содержит такие коммуникативные средства, как лозунги, флаг, гимн, лидер (герой) движения, невербапику и рассчитана на эмоциональное восприятие, на пробуждение чувств лояльности индивида к власти. Посредством пропаганды, «креденды» и «миранды» осуществляются политическое управление обществом, политическая коммуникация, реализуется язык власти. При этом функция языка власти имеет рациональные цели (политическая семантика — т.е. содержание и стиль высказываний) и эмоциональные эффекты (политическая синтактика)»1. Основные механизмы пропагандистского воздействия достаточно просты и многократно описаны в соответствующей литературе. В частности, Г. Блумер, американский социолог, исследовавший механизмы коллективного поведения, выделил ряд простейших правил, применяемых в пропаганде.
1 Гнатюк О.Л. Из истории американской коммуникологии и коммуникативистики: Гарольд Лассуэлл (1902—1978) // Актуальные проблемы теории коммуникации. — СПб.: Изд-во СПБГПУ, 2004. С. 20. Во-первых, чтобы внушить людям некую идею, необходимо привлечь к ней внимание. Во-вторых, объект пропаганды должен быть представлен в самом выгодном свете. В-третьих, образы, используемые пропагандистами, должны быть яркими и убедительными, а лозунги — короткими, простыми и доходчивыми. В-четвёртых, необходимо постоянно повторять основные лозунги. В-пятых, следует избегать споров с противниками, а твердить одно и то же. Эти простые приёмы весьма эффективны, когда направлены на массы людей, внимание которых легко рассеивается. Блумер выделяет три способа, благодаря которым пропаганда достигает своих целей. Первый способ подразумевает простую подтасовку фактов, манипулирование ими в своих целях. Второй способ — использование универсального противоречия между «своими» и «чужими» (ингруппами и аутгруппами). Проще всего сплотить людей и заручиться их поддержкой, показывая им «врага», от которого происходят все беды. «Умение использовать эту модель «внутри группы/вне группы» является первейшим требованием, предъявляемым пропагандисту. Он должен стремиться заставить людей отождествить его взгляды с их внутригрупповыми установками, а противоположные — с их вне-групповыми установками. Именно наличие этого внутригруппового/внегруппового антуража и объясняет исключительную эффективность пропаганды во время войны»1. И, наконец, следующий способ — это использование в пропагандистских целях тех установок и стереотипов, которыми люди уже обладают. Пропагандист предстаёт как «свой», «достойный доверия», если показывает, что думает так же, как и его аудитория. Секрет всех успешных пропагандистов — умение играть на чувствах и убеждениях людей.
Пропаганда — неотъемлемый элемент политической борьбы. В демократических государствах, где существуют законодательно закреплённая свобода слова, многопартийность и политическая конкуренция, пропаганда всегда ограничивается контрпропагандой — пропагандой конкурирующих политических сил и комментариями разнообразных СМИ. Поэтому общество имеет возможность знакомиться с различными точками зрения. В авторитарных, и особенно тоталитарных, государствах пропагандистское воздействие со стороны государства не встречает никаких ограничений и может приводить к существенным деформациям в восприятии реальности. Ярким примером может служить тотальное воздействие нацистской пропаганды на немецкое общество во времена Третьего рейха. СМИ предоставляют для пропаганды широчайшие возможности, особенно если они монополизированы какой-то одной политической силой. Не следует рассматривать пропаганду как заведомо «вредный» вид деятельности. Путём пропаганды могут распространяться самые разные взгляды, и этот процесс не обязательно должен сопровождаться ложью и искажением фактов. Основное значение имеет факт постоянного, направленного информационного воздействия на аудиторию с целью привить ей определённые взгляды. Пропагандировать можно не только политические доктрины, но, например, ценности здорового образа жизни и прочной семьи, ценности и достижения традиционной культуры. (В европейских странах сегодня, например, активно пропагандируется отказ от курения, что уже приносит ощутимые результаты.) Пропаганда, особенно пропаганда посредством СМИ, — это весьма действенный механизм воздействия на общественное мнение, который может использоваться по-разному. Вопросы 1. Какую роль сыграла пресса в формировании демократических политических институтов? 2. Какова история термина «четвёртая власть» и что он означает? 3. В чём специфика развития прессы в России? 4. Что такое «традиционное» и «современное» государство? 5. Какова роль СМИ в современном государстве? 6. Опишите взаимодействие государства и СМИ при демократическом и тоталитарном режимах. 7. Какова роль СМИ в поддержании национальной идентичности и суверенитета государства? 8. Что такое «рынок лояльностей»? 9. Назовите основные формы государственного контроля и регулирования СМИ, формальные и неформальные. 10. Что следует понимать под «информационной безопасностью» государства? 11. Проанализируйте текст «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации». В чём заключаются основные угрозы информационной безопасности России? Какие меры должны быть приняты для преодоления этих угроз? Какова роль СМИ в укреплении информационной безопасности? 12. Каким образом СМИ воздействуют на восприятие политики? 13. Опишите сущность и основные методы политической рекламы. 14. 1. Аронсон Э. Общественное животное: введение в социальную психологию. — М.: Аспект-Пресс, 1999. 2. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короненский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики. — М.— Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003 3. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: тексты. — М.: Изд-во МГУ, 1994. 4. Бурдье 77. Социология политики. — М., 1993. 5. Волков Д. Империя зла: краткий курс // Отечественные записки. 2003. № 4. 6. Гудков Л. Идеологема «врага» // Гудков Л. Негативная идентичность: статьи 1997—2002 годов. — М.: Новое литературное обозрение, ВЦИОМ-А, 2004. 7. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. — М.: Новая школа, 1996.
8. Дубин Б.В., Рейсблат А. Государственная информация и массовая коммуникация // Отечественные записки. 2003. № 4. 9. Засурский Я. Журналистика: от Гутенберга до Билла Гейтса // Отечественные записки. 2003. № 4. 10. Карлейль Т. История Французской революции. — М.: Мысль, 1991. 11. Кардифф Д., Сненелл П. Радио- и телевещание и национальное единство // Отечественные записки. 2003. № 4. 12. Крото Д., Хойнс У. Медиа и идеология // Контексты современности- II: хрестоматия. — Казань: Изд-во Казанского университета, 2001. 13. Лисовский С.Ф. Политическая реклама. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. 14. Миллер Д. Стратегии продвижения и власть // Медиа: Введение. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 15. Моссе Дж. Нацизм и культура: идеология и культура национал-социализма. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003. 16. Никифоров О. Диалектика медиапросвещения // Отечественные записки. 2003. № 4. 17. Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. - М.: Изд-во МГУ, 2000. 18. Прайс М. Средства массовой информации и суверенитет // Отечественные записки. 2003. № 4. 19. Седов Л.А. Роль СМИ в избирательной кампании // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001. № 1. 20. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. 21. Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации. — М.: Гардарики, 2006. 22. Флад К. Политический миф. — М.: Прогресс-Традиция, 2004. 23. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. — М.: Изд. центр ACADEMIA, 1995. 24. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, Издательский дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 25. Цуладзе А. Политическая мифология. — М.: Эксмо, 2003.
♦ Предпосылки возникновения Паблик рилейшнз Паблик рилейшнз (ПР) — управление коммуникацией, особый вид профессиональной деятельности, приобретающий всё большее значение в современных обществах. Паблик рилейшнз впервые возникли в западных странах (раньше всего — в США), во второй половине XIX — начале XX века. Однако некоторые исследователи придерживаются другого мнения. Например, Сэм Блэк полагает, что история паблик рилейшнз столь же долгая, как и история человечества. Если понимать паблик рилейшнз как воздействие на людей с помощью правильно поданной информации, то, несомненно, истоки паблик рилейшнз теряются в глубокой древности. Можно вспомнить также, что для мифологического восприятия мира характерна вера в реальную, магическую силу слова. На более поздних стадиях исторического развития можно найти множество примеров целенаправленного воздействия на сознание людей с помощью слова. Религиозные проповедники и вожди обращались к народу с целью обратить в свою веру или повести за собой, укрепить моральный дух. Античная культура оставила нам первые впечатляющие примеры рационального осмысления проблемы коммуникации, разработки практических приёмов публичной речи. Риторика — искусство красиво и убедительно говорить, так же как и логика — искусство рассуждения, достались нам в наследство именно от античности. Но если далеко углубляться в историю и понимать паблик рилейшнз слишком широко, отождествляя их с искусством убеждения, можно потерять из виду их специфику. Как отмечает Э.А. Галумов1, термин «паблик рилейшнз» впервые был введён в употребление американским президентом Томасом Джефферсоном. В документе, называющемся «Седьмое обращение к Конгрессу», Джефферсон говорит о паблик рилейшнз как об усилиях политических институтов создать в обществе климат национального согласия. Однако в случае возникновения новой сферы деятельности решающую роль играют не слова отдельных людей, а объективные факторы, появление новых социальных потребностей. В случае паблик рилейшнз большое значение имел целый ряд факторов: ■ структурные изменения в обществе, формирование нового типа социальных связей; ■ политические изменения (становление демократических политических институтов, мировые войны, политическая борьба); ■ экономические изменения (развитие массового рынка, крупных корпораций); ■ развитие средств массовой коммуникации. Первые три группы факторов предопределили цели паблик рилейшнз, последний — обеспечил паблик рилейшнз необходимыми средствами достижения целей. Рассмотрим эти факторы подробнее. Структурные изменения в данном случае — это изменения типа социальных связей и социальной коммуникации, произошедшие в результате модернизации и формирования массового общества.
В небольших сообществах, таких как семья, община, маленький город, люди, как правило, знают друг друга и имеют возможность непосредственной коммуникации. Однако современное массовое общество, как уже отмечалось, объединяет огромное количество людей не прочными межличностными связями, а при помощи крупных формальных организационных структур. В таком обществе коммуникация становится опосредованной. Обмен информацией осуществляется посредством специальных институтов, в том числе и СМИ. Паблик рилейшнз — деятельность, обусловленная необходимостью обмена информацией между организациями и их окружением. Политические изменения — это формирование демократических политических институтов, подразумевающих массовое политическое участие. Распространение избирательного права на всё более широкие слои населения и зависимость политиков от голосов избирателей сделали необходимой выработку методов воздействия на общественное мнение и навыков прямого общения с народом. Не случайно паблик рилейшнз развиваются в тот же исторический период, когда начинается научное изучение массового общества, массовой коммуникации и пропаганды. Демократия предполагает конкуренцию различных политических сил. Необходимость отстаивать свою позицию и доказывать своё превосходство над соперниками также требовала выработки и овладения соответствующими приёмами. Важным фактором, способствовавшим развитию паблик рилейшнз, стала Первая мировая война. Специфика этой войны заключалась в невиданной ранее включённости широких масс населения в военные действия — «тотальной мобилизации». Кроме того, война, перешедшая в XX веке на технические рельсы и превратившаяся в своеобразную индустрию, требовала напряжения сил всего общества, а не только тех, кто находился на фронтах. Соответственно, перед правительствами воюющих стран стояла сложная задача — идеологической мобилизации населения, сплочения наций вокруг политического центра. Г. Почепцов пишет об этом периоде: «Опыт Первой мировой войны сформировал большую группу серьёзных исследователей не только в области пропаганды, но и в сфере паблик рилейшнз. Тогда... в США был создан комитет Криля по имени его руководителя Джорджа Криля, который занимался интенсивным порождением пропагандистских материалов. К примеру, в рамках США они распространили 75 миллионов разных буклетов. Миллионы материалов ушли также за границу. Интересным образом было также организовано информирование населения при отсутствии в то время сегодняшних мощных средств типа радио или телевидения. По стране был создан корпус из 75 тысяч человек, названных «четырёхминутниками», которые должны были рассказывать полученные по телеграфу из комитета Криля тексты. Они выступали в школах, госпиталях, церквах. Тем самым за время войны было произнесено 755 тысяч подобных пропагандистских сообщений. Г. Лассвелл писал, что в период Первой мировой войны в 1918 г. сбрасывалось на стороне противника до пяти миллионов листовок в месяц, достигая 150 миль за линией фронта. Немцы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|