Методы и практика паблик рилейшнз
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Паблик рилейшнз включают в себя следующие основные направления деятельности. 1. Действия, направленные на улучшение и гармонизацию отношений между организацией и её окружением, а также—с коллективом самой организации, акционерами и инвесторами. 2. Действия, направленные на преодоление негативной информации об организации, слухов; своевременное и точное информационное обеспечение кризисных, чрезвычайных ситуаций — аварий, катастроф и др. (В кризисных ситуациях, с которыми время от времени сталкиваются любые организации, значимость паблик рилейшнз всегда возрастает. Кризисные ситуации бывают разного плана — неожиданно вспыхнувшая война в Южной Осетии, трагедия с подводной лодкой «Курск», взрывы домов в российских городах — все эти события, имевшие огромный общественный резонанс, не нашли, тем не менее, правильного и профессионального освещения в СМИ. Это можно рассматривать как свидетельство недостаточного внимания российских властей к использованию паблик рилейшнз, отсутствие понимания необходимости своевременного и точного информирования общественности. Подобная недальновидность может приводить к весьма негативным последствиям. Так, отсутствие необходимого информационного обеспечения конфликта в Южной Осетии привело к резкому ухудшению отношений России и западных стран, а также к ухудшению экономической ситуации в стране.) 3. Формирование и поддержание позитивного «имиджа» организации, создание и укрепление бренда организации. 4. Постоянное информирование общественности о деятельности организации, налаживание контактов между организацией и общественностью в лице её заинтересованных представителей.
5. Исследования общественного мнения. использование определённых методов работы, к которым относятся прежде всего следующие:
■ выпуск и рассылка пресс-релизов; ■ организация приёмов, брифингов и пресс-конференций; ■ организация визитов, выставок, ярмарок, других мероприятий с участием журналистов и общественности; ■ рассылка писем в редакции; ■ изготовление и показ фото-, видео- и киноматериалов; ■ выпуск печатной продукции — газет, брошюр, журналов, содержащих информацию об организации; ■ проведение исследований общественного мнения.
Важной функцией отделов паблик рилейшнз в организациях является обеспечение информации об организационных новостях. Пресс-релиз — это текст, содержащий новостную информацию об организации, который рассылается по обычной или электронной почте в редакции газет и журналов, а также службы новостей на радио и телевидение. Пресс-релиз должен быть составлен таким образом, чтобы содержащаяся в нём информация привлекла внимание редакторов и они сочли её пригодной для опубликования. Соответственно пресс-релиз всегда должен содержать элемент новизны, так как СМИ отбирают прежде всего новую информацию, способную привлечь внимание аудитории. Пресс-релиз должен быть написан ясно, чётко и сжато, поскольку люди, анализирующие поступающие материалы, вынуждены перерабатывать значительное количество информации в ограниченные сроки и у них нет времени вникать в детали пространного и сложного текста. Пресс-релизы должны распространяться регулярно, и чем больше адресов рассылки, тем лучше. На пресс-релизах обычно ставятся специфические пометки, обозначающие желательные сроки публикации материала.
Пресс-конференции созываются время от времени в связи с каким-либо особым информационным поводом, который может привлечь широкий интерес. Пресс-конференция может быть организована в связи с открытием нового предприятия, заключением какой-либо важной сделки, для разъяснения позиции и действий компании в связи с какой-то возникшей проблемой или чрезвычайной ситуацией. Если речь идёт о политических организациях, то поводы для пресс-конференции, естественно, будут иными — донесение до общественности мнения того или иного политика, государственного чиновника о значимых общественных проблемах, пояснения в связи с возникшими конфликтами или скандалами, объяснение задач нового политического курса и т.д. Пресс-конференция сама по себе представляет собой новость и привлекает интерес СМИ. Приглашения на пресс-конференцию рассылаются заранее, как правило, за неделю. Организаторы пресс-конференции должны обеспечить приём и размещение гостей, техническое оснащение, выбрать наиболее удобное время проведения с учётом специфики тех СМИ, представители которых принимают участие в конференции. Перед конференцией нередко проводятся брифинг для определения круга основных вопросов, которые будут обсуждаться, а также репетиция для проверки технического оборудования. Приглашённым на конференцию раздаются специально подготовленные материалы. Напечатанные тексты пресс-конференций обычно рассылаются в редакции СМИ для опубликования. Пресс-конференции созываются главным образом для представителей СМИ. Однако паблик рилейшнз предполагают и организацию мероприятий с участием не только журналистов, но и представителей общественности. К этому типу мероприятий относятся презентации, визиты (дни открытых дверей), ярмарки, выставки. Принимая участие в таких коллективных акциях, люди получают возможность познакомиться с сотрудниками организации, спецификой её деятельности, производимой продукцией, связями с другими организациями и др. Сам факт приглашения людей на подобные мероприятия улучшает образ компании, показывая её заинтересованность общественным мнением, стремление «повернуться лицом» к потребителю и клиенту.
Кроме того, сама организация презентаций, выставок, ярмарок создаёт дополнительные информационные поводы для освещения в СМИ. Важным видом общественной деятельности коммерческих организаций, способным сформировать позитивный имидж компании, является спонсорство. Компания может обеспечивать коммерческую поддержку спортивных мероприятий и спортивных организаций; деятельности в сфере культуры, науки, образования и искусства — проведение фестивалей и выставок, оплата исследовательских грантов, проектов и экспедиций, выплата стипендий, финансирование учебных заведений, медицинских центров. Важное направление спонсорства — финансовая поддержка благотворительных организаций и проектов, поддержка нуждающихся. Подобные акции не только способны улучшить «имидж» компании, что важно для её успешной коммерческой деятельности, но и решить важные социально значимые проблемы. В современных развитых странах и политиками, и предпринимателями, и общественностью в целом всё больше осознается необходимость социальной ответственности бизнеса, что подразумевает активную общественную деятельность коммерческих компаний, принятие ими социальных обязательств. Естественно, общественно полезная деятельность компаний всегда является источником сведений, поставляемых паблик рилейшнз в средства массовой информации. В данном случае коммерческие интересы компаний и общественная польза удачно совпадают. В цивилизованном, демократическом обществе становится выгодно быть социально ответственной компанией. Паблик рилейшнз используют не только политики и коммерческие организации. Тенденция такова, что любая организация, занимающаяся социально значимыми видами деятельности, должна использовать ПР-стратегии для своего продвижения, а также — для налаживания коммуникации с обществом и решения возникающих проблем. Обратимся в качестве примера1 к зарубежному опыту, поскольку отечественная реальность пока не даёт нам наглядных иллюстраций использования ПР учреждениями культуры. Может быть, поэтому многие из них находятся сегодня в плачевном состоянии.
Центральная библиотека графства Малтнома, расположенная в г. Портленд, столкнулась в 1993 году с серьёзными проблемами. Возросшая сейсмическая активность сделала необходимой масштабную реконструкцию здания. Реконструкция продолжалась более года, после её завершения исторический облик здания был полностью воссоздан, но значительно улучшились технические возможности библиотеки. Однако за время реконструкции библиотека потеряла значительную часть своих читателей. Другой проблемой стало снижение налога на недвижимость, важного источника финансирования, что грозило сократить доход библиотеки. Для преодоления этих проблем библиотека совместно с агентством Metropolitan Group предприняла масштабную ПР-кампанию. На первой стадии работы было проведено тщательное исследование ситуации. В ходе телефонных опросов и фокус-групп было выявлено отношение местной общественности к библиотеке. На основе этих исследований специалисты агентства пришли к выводу, что ПР-кампания, приуроченная к открытию библиотеки после реконструкции, «должна послужить осознанию коллективного чувства гордости». На стадии планирования кампании было решено, что библиотека должна пригласить читателей «вернуться домой». Исходя из этого и разрабатывались концепция и стратегия кампании, методы и сроки, определялась целевая аудитория, включающая СМИ, местное бизнес-сообщество и местные власти, определялись спонсоры проекта, объём необходимых затрат и ожидаемые результаты. Цели кампании были определены следующим образом. 1. Пробудить интерес к реставрации хорошо известного здания. 2. Довести число местных жителей, пользующихся центральной библиотекой, до уровня не ниже, чем перед закрытием библиотеки на реставрацию, и увеличить число пользователей филиалов. 3. Создать и поддерживать партнёрские отношения с местными жителями. 4. Получить средства для проведения кампании через привлечение корпоративных и общественных спонсоров и организовать пропагандистские мероприятия совместно с местными деловыми и культурными кругами. 5. Проинформировать целевую аудиторию о подробностях открытия библиотеки, о новых технических возможностях библиотеки и дополнительных услугах.
6. Организовать и провести мероприятия, призванные подчеркнуть идеи кампании.
7. Создать возможности для информационной поддержки библиотеки и установления контактов с выразителями общественного мнения, с ключевыми представителями местной власти и с потенциальными спонсорами. 8. Поддержать намерение фонда библиотеки собрать средства для центральной библиотеки в размере 3 млн долларов. Была чётко определена целевая аудитория, на которую ориентировалась предполагаемая кампания. Целевая аудитория включала персонал библиотеки, её реальных и потенциальных читателей (70% населения графства). Среди заинтересованных групп были выделены совет графства (выборный орган, в чьём ведении находилась библиотечная система); общество «Друзья библиотеки», другие общественные организации; основные лидеры общественного мнения и деловых кругов; представители СМИ и др. Как проходила ПР-кампания? Приведём описание полностью. «1. В рамках проведения мультимедийной кампании «Возвращение домой» были использованы рекламные щиты, телевизионные и радиоролики, реклама в газетах и буклетах, реклама на транспорте, рекламные растяжки на улицах перед Центральной библиотекой и ее филиалами, а также закладки для книг, значки, наклейки, плакаты и футболки для всех сотрудников библиотеки и добровольцев, участвующих в кампании. Кампания сопровождалась масштабной медиа-поддержкой с целевым размещением материалов. 2. Была проведена серия специальных акций под девизом «Возвращение домой», которая включала организацию местного движения любителей книг, торжественный вечер и бал для сбора средств, раскрытие некоторых деталей для общественности за два дня до даты официального открытия и собственно официальную церемонию открытия после капитального ремонта, в которой приняли участие автор книг для детей Беверли Клиэри (Beverly Geary) и сенатор Марк Хэт-филд (Mark Hatfield). Массовым тиражом был издан сборник произведений орегонских авторов, составленный специально к открытию библиотеки. 3. Во время «Недели библиотечного праздника», недели повторного открытия Центральной библиотеки, многим торговцам было предложено сделать скидки для обладателей библиотечной карточки. Представителей СМИ, потенциальных спонсоров и другие заинтересованные стороны постоянно приглашали «заглянуть за кулисы» на протяжении всего процесса реконструкции, но особенно в месяцы, предшествующие открытию. 4. Был подготовлен специальный выпуск The Bookmark (бюллетеня, издаваемого библиотекой), посвященный кампании «Возвращение домой», который был доставлен по почте 125 тыс. семей, обладающим библиотечной карточкой. Специальные страницы о кампании «Возвращение домой» были добавлены на веб-сайте библиотеки. Идеи «Возвращения домой» были запрограммированы в DYNA, электронном каталоге библиотеки. 5. Среди прочих мероприятий была прямая трансляция речи директора библиотеки в Городском клубе Портленда на Общественном телевидении Орегона, которая познакомила с кампанией «Возвращение домой» аудиторию штата; а также серия компьютерных и других занятий, программ, мероприятий и акций для читателей всех возрастов, проведённая в течение нескольких недель после открытия библиотеки. Благодаря корпоративным спонсорам мероприятия, подобные «Субботам в Центральной библиотеке», продолжаются до сих пор». Насколько эффективной была эта кампания? Фонд библиотеки собрал средства на сумму более 4,5 млн долларов (планировалось 3 млн). Число читателей резко выросло. В мероприятиях, которые широко освещались в СМИ, приняли участие несколько десятков тысяч человек, в том числе и представители деловых и политических кругов, культурной элиты. Таким образом, все стоящие перед библиотекой проблемы были успешно разрешены. Кроме того, население графства получило возможность принять участие в интересном, красочном и просветительском мероприятии, способствующем интеграции местного сообщества, укреплению культурных
традиций. Проект потребовал больших вложений, однако принёс и прибыль. Сама ПР-кампания была удостоена специальной премии.
Формирование имиджа Одна из важнейших функций паблик рилейшнз, реализация которой неразрывно связана с использованием СМИ, — это формирование и поддержание имиджей. Обладателями имиджа могут быть отдельные политики и политические партии, корпорации и добровольные ассоциации, актёры, художники и учёные — все «публичные фигуры», которые являются объектами внимания СМИ и их аудитории. Имиджем может обладать товар (а в современных условиях не только «может», но зачастую и «должен» — так как потребляем мы сегодня не столько товары, сколько имиджи). Наконец, имиджем может обладать город, регион и даже страна. Что же такое имидж? Слово «имидж» происходит от латинского imago — изображение, подобие. Но современное понятие имиджа включает в себя не только зрительные, визуальные характеристики объекта. В современном информационном обществе, где «гиперреальность», продуцируемая средствами массовой коммуникации, во многом подменяет реальность подлинную, где скорость информационных потоков и объём информации настолько возрастают, что человек не имеет возможности эффективно её перерабатывать, где постоянно обостряется конкурентная борьба на всех «рынках», включая политический и «рынок символов», т.е. культурной продукции — в этом обществе человек вынужденно ориентируется на некие обобщённые представления о реальности, позитивно или негативно окрашенные. Имиджи — часть таких «обобщённых представлений». Имидж близок по природе такому феномену как стереотип. Однако есть и существенное отличие. Стереотип относится обычно к некоторой совокупности объектов. Нет стереотипа одного, отдельно взятого «кавказца». Есть некий общий стереотип «кавказца», проецируемый на всех людей, относимых к этой категории. Имидж же — характеристика индивидуальная. Он позволяет выделить данный объект из группы других, подобных ему. Понятие имиджа близко таким понятиям, как престиж и репутация. Но нельзя рассматривать эти понятия в качестве синонимов. Престиж и репутация могут быть представлены как элементы имиджа. Так, репутация хорошего специалиста или доброго семьянина может способствовать формированию позитивного имиджа политика. Престижное место работы может восприниматься как некое подтверждение профессиональных качеств работника, формировать его имидж — «на такое место лишь бы кого не возьмут». С другой стороны, понятие репутации, например, более рассудочно по своей сути. Репутация опирается на знания о качествах человека, и складывается она обычно довольно долго. Работник, проработавший на новом месте месяц, едва ли обзаведётся за это время устойчивой репутаций, а вот имидж может сложиться довольно быстро, поскольку строится главным образом на основе эмоционального восприятия. Имиджи могут возникать стихийно. Так, преподаватель, работая со студентами, невольно формирует некий имидж — рассеянного профессора, «весельчака», «придиры», «зануды» и т.д. Студенты знакомы со своим преподавателем довольно поверхностно. Но это не мешает им достаточно быстро сформировать мнение о нём, на основе которого они и строят свои отношения с ним. Изменить эти отношения бывает очень сложно. Соискатель, проходящий собеседование при приёме на работу, может быть хорошим специалистом. Но если он будет запинаться, волноваться, ёрзать на стуле — всё это создаст ему неблагоприятный имидж, и он едва ли получит желаемое рабочее место. Умение грамотно подать себя — одно из важнейших условий успешной карьеры. Если имидж важен в жизни рядовых людей, то в мире политики и бизнеса имидж зачастую решает всё. Именно поэтому его формированием и поддержанием следует заниматься целенаправленно и профессионально. Для специалистов паблик рилейшнз имидж — это не возникший стихийно, а тщательно сконструированный образ с
заданными качествами, несущий некое сообщение окружающим. Имидж всегда создаётся для кого-то — избирателей, покупателей, зрителей или слушателей. Задача имиджа — привлечь их внимание и завоевать их симпатии. А одним из способов достижения этой цели может служить и построение негативного имиджа соперника или конкурента. В случае целенаправленного конструирования имиджа он возникает как совокупный результат деятельности трёх субъектов. Во-первых, аудитория, которой адресован имидж. Особенности аудитории, её установки и пристрастия, разделяемые ценности должны учитываться при создании имиджа. Например, американские исследователи давно установили, что интеллектуальный уровень лидера не должен заметно превышать интеллектуальный уровень его сторонников. «Слишком умных» не любят, соответственно тот, кто претендует на лидерство, должен принимать этот факт во внимание. Нельзя по заказу поглупеть, но можно не акцентировать своё интеллектуальное превосходство. Во-вторых, сам объект, имидж которого создаётся. Политик или корпорация должны «преподнести себя» общественному мнению, выступить в качестве «субъекта самопрезентации». И, наконец, третий субъект — специалист или группа специалистов, чья задача «организовать» правильное восприятие объекта аудиторией, придать этому восприятию необходимую направленность. Таким образом, имидж «творят»: сам его потенциальный носитель, аудитория и специалист по паблик рилейшнз. Имидж существует не только в сознании и восприятии его носителя, но и в сознании аудитории, на которую, собственно, и рассчитан. Имидж не является объективным отражением реальности. Он складывается из тщательно отобранных фактов, представлений о желаемом состоянии объекта и ожиданий аудитории. Но это не значит, что имидж — некая фикция. Г. Почепцов в связи с этим замечает: «Имиджмейкер не всевластен. Вспомним слова Джорджа Сороса, который сказал, что за большие деньги можно купить самого лучшего пса, но никакие деньги не заставят его вилять хвостом. При отсутствии реального наполнения, скрытого под имиджем, результаты его воздействия рано или поздно будут сведены на нет»1. Имидж представляет собой сложное образование, в котором, по мнению ряда исследователей, можно выделить следующие компоненты: ■ объектный компонент включает различные характеристики объекта, имидж которого конструируется. Эти характеристики должны соотноситься с особенностями восприятия предполагаемой аудитории; ■ субъектный компонент — характеристики и особенности аудитории, которые влияют на создаваемый имидж — установки, стереотипы, ценности, ожидания, демографические показатели и т.д.; ■ целевой компонент — цели создаваемого имиджа. Это очень важная характеристика. В зависимости от неё отбираются характеристики позиционируемого объекта. Должен ли, например, будущий президент выглядеть суровым и властным или дружелюбным и демократичным, простым? Что он хочет продемонстрировать избирателям — решительность и последовательность или креативность и открытость? Должен ли он предстать консерватором, хранителем традиционных ценностей, или новатором, ведущим народ к переменам? Не слишком важно при этом, какими характеристиками реально обладает кандидат. Важен анализ ситуации, состояния общественного мнения, просчёт наиболее выгодной стратегии позиционирования. Чего ждут люди от нового кандидата? Правильно определить целевую направленность имиджа означает почти что добиться успеха. Исследователи выделяют следующие типы имиджа. Объективный (воспринимаемый) имидж, существующий в сознании аудитории. Субъективный имидж (самоимидж), существующий в сознании самого его носителя (индивидуального или корпоративного, группового). 1 Почепцов Г.Г. Имиджеология. — М.: СмартБук, 2008. С. 10. В Государственную Думу он не прошёл, однако людям запомнился. 2. В зависимости от задачи имидж идеализирует или демонизирует объект, акцентирует его позитивные или негативные свойства, соотнося их с ожиданиями и предпочтениями аудитории. Политик, конструируя свой имидж, должен учитывать, какие качества ценят в политиках избиратели, и соотносить свой желаемый имидж с общественными ожиданиями. Необходимо акцентировать, всячески подчёркивать именно те стороны личности, которые в наибольшей степени соответствуют этим ожиданиям. Если же задача ПР-кампании, затеянной тем или иным политиком или корпорацией — победить конкурента, то может конструироваться резко негативный его имидж, который будет подчёркивать аспекты, вызывающие наибольшее неприятие у аудитории. 3. Имидж одновременно стабилен и изменчив. Сохраняя свое ядро, он должен, тем не менее, соотноситься с меняющимися социальными и политическими условиями. Если же возникает резкое противоречие между сложившимся имиджем и новыми требованиями среды, имидж следует изменять. 4. Имидж в большей степени привязан к тем, кто его воспринимает, чем к своему носителю. Он существует в сознании аудитории и обладает некоторой самостоятельностью по отношению к своему объекту, который может стать «заложником» своего имиджа. 5. Имидж имеет синтетическую природу — он складывается из целого ряда характеристик объекта. Например, если речь идёт о человеке, его имидж будет включать: внешность, стиль поведения, манеру речи, мимику, но также и наиболее «выпуклые» детали биографии, личной жизни, даже сведения о его близких, друзьях и коллегах. Например, для имиджа президента очень важна характеристика его жены. Имидж является важнейшим посредником в коммуникации между носителем имиджа — индивидуальным или групповым, корпоративным — и общественным мнением. Он выполняет следующие коммуникативные функции: ■ функция идентификации, или ориентационная. В современном обществе, с присущим ему огромным объёмом информации и быстрым ритмом жизни человек предпочитает получить информацию оперативно и в сжатом виде. Имиджи предоставляют такую возможность. Они несут концентрированную информацию о людях, товарах и организациях, позволяя быстро их идентифицировать, т.е. опознавать. Имиджи позволяют людям быстро ориентироваться в перенасыщенном информацией социальном пространстве; ■ функция идеализации. Позитивный имидж создаёт для своего носителя режим наибольшего благоприятствования, позитивный фон для его деятельности; ■ дифференциация. Благодаря имиджу его носитель может быть отделён от других агентов деятельности, выполняющих сходные функции. Имидж придаёт узнаваемость и уникальность, преимущества перед конкурентами; ■ информационная функция. Имидж несёт сообщение об объекте. Пусть это несколько односторонняя информация, скорректированная в сторону идеализации, но тем не менее базовые характеристики объекта она сохраняет. Тюрьме не удастся создать имидж санатория. Какие способы конструирования имиджа применяются в паблик рилейшнз? Конструирование имиджа — это управление информацией, определённый способ её отбора и подачи аудитории. Для конструирования имиджа, как отмечает, в частности, Г. Почепцов1, важны следующие «инструменты»: позиционирование, манипулирование, мифологизация, эмоционализация, формат, вербализация, детализация, акцентирование информации, дистанцирование, метафоризация и др. Рассмотрим некоторые из них. Позиционирование — это преподнесение объекта в наиболее выгодном для него информационном контексте. Для политика это, например, ситуации его общения с другими значимыми и уважаемыми персонами или, наоборот, с «простым народом». Поскольку политики весьма различаются по своим личностным характеристикам, каждому из них может 1 Почепцов Г.Г. Указ. соч. С. 129. соответствовать некоторый уникальный информационный фон, который оказался бы губительным для других. На заре своей карьеры первого лица в государстве В.В. Путин совершил полет на истребителе, что весьма позитивно сказалось на его имидже. Однако трудно себе представить летающего на истребителе Е. Гайдара... С другой стороны, общаясь с ранеными солдатами в госпитале, В.В. Путин был не столь убедителен и органичен, так как имидж сострадательного и мягкого «отца нации» не слишком гармонировал с его свойствами достаточно жёсткого и волевого политика. Для того чтобы подчеркнуть близость политиков к «обычным людям», сделать их имидж более человечным, их могут показывать в неформальной обстановке — дома или на отдыхе. Но при этом следует избегать бытовых деталей, которые могут «снизить» их образ в глазах людей. Например, сообщения о комических случаях, произошедших с Дж. Бушем (упал с велосипеда, подавился печеньем и др.), изрядно подпортили его имидж. Правильное позиционирование объекта — лица, группы, товара — вызывает ожидаемую реакцию аудитории и может служить обоснованием того или иного типа действий. Например, чеченских боевиков можно было «позиционировать» по-разному — как «борцов за свободу», как «сепаратистов», как «бандитов». Каждый из этих имиджей подразумевал разные действия по отношению к ним. Позиционируя какой-либо дорогой товар, не стоит говорить о его высокой цене. Лучше привлечь внимание к его особым достоинствам, «престижности», новизне, популярности у каких-либо заметных и авторитетных персон. Если же ставится задача создать негативный имидж, то ситуация становится зеркальной — следует помещать объект в наименее выигрышный для него контекст. Пример такой разрушительной деятельности демонстрировал на российском телевидении в 90-е годы журналист С. Доренко, в передачах которого внимание акцентировалось на болезнях некоторых влиятельных политиков (Е. Примаков), искажалась внешность других (Г. Зюганов, А. Макашов) и др. В ходе недавней короткой войны между Россией и Грузией российские СМИ старались преподносить информацию о М. Саакашвили исключительно в негативном, а иногда — и комическом ключе. Манипулирование. Этот приём предполагает переключение внимания аудитории с негативной информации, способной повредить имиджу объекта, на какую-либо другую тему. Мифологизация. Учёными давно осознано, что мифы являются не пережитками давно ушедшего прошлого, но весьма активными, хотя и не всегда осознаваемыми элементами коллективного бессознательного. Некоторые базовые мифологические сюжеты укоренены в человеческой психике, и, воздействуя на них, можно эффективно формировать общественное мнение. Поэтому различные мифы активно эксплуатируются имиджмейкерами. Какие мифы являются наиболее устойчивыми? Например, миф о Герое, спасителе и заступнике. Этот миф самым естественным образом проецируется массовым сознанием на политических лидеров. Специалистам по паблик рилейшнз остаётся только усиливать эту тенденцию, добавляя политикам «мифологические» и «героические» черты. Мифологическое сознание хранит не только позитивный образ Героя, но и его негативное отражение — воплощение зла, антигероя. В христианстве и исламе этот персонаж представлен в образе сатаны. В более древних мифологических системах — в образе злого бога, противостоящего богам добрым и благожелательным к людям. Мифологический образ «антигероя» может проецироваться на политических соперников или персонажей, которые «стягивают» на себя все негативные настроения общества и подчёркивают тем самым хорошие черты других политических персон. Нагляднейший пример такого «исчадия зла» в российском массовом сознании — это, конечно, «во всем виноватый» А. Чубайс. К лагерю «злых сил» примыкают и ненавистные народу «олигархи». Противостояние «добра» и «зла» — вечный мифологический сюжет, который используется в политике довольно активно. СССР именовался американской пропагандой «империей зла». Сегодня «мировым сатаной» рисуют США исламские фундаменталисты и их сторонники. Весьма живучими мифами являются «миф о золотом веке», благом состоянии человечества в далёком прошлом, в некие изначальные времена, и миф о наступлении Царства Божия, переносящий благое состояние в неопределённо далёкое будущее. Миф о золотом веке проявляет себя в искусственном приукрашивании прошлого, миф о грядущем Царстве Божием — в глобальных попытках создать «совершенное общество». Создать свой собственный «маленький рай» здесь и сейчас нередко призывает реклама различных товаров, иногда прямо используя «райскую» символику — ангелов, облака, неземной красоты пейзажи — в связи с продвижением конфет, йогуртов и стирального порошка. Католическая церковь уже заявляла свой протест по этому поводу, но никаких последствий это не возымело. Эмоционализация. Этот приём базируется на свойстве массовой аудитории реагировать на сообщения эмоционально, а не рационально. Данный приём издавна используется политической пропагандой. Задолго до неё он применялся религиозными проповедниками. Живописно описывая мучения грешников в аду, они стремились пробудить совесть своих слушателей и отвратить их от греха, сначала изрядно припугнув. Различные каналы коммуникации предоставляют для применения этого приёма разные возможности. Так, печатное слово, печатный текст слабее в этом отношении, чем устная речь и визуальное изображение. Достаточно показать по телевидению тела погибших в каком-либо конфликте людей, и массовое сознание эмоционально готово одобрить самые жёсткие действия по отношению к виновникам. Публикация в газете не возымеет такого эффекта. Рациональные аргументы в случае обращения к массовой аудитории всегда проигрывают эмоциональному воздействию. Формат. Это характеристика среды, в которой происходит коммуникационное взаимодействие. Митинг — один тип формата, подразумевающий определённый тип поведения; пресс-конференция — другой; присутствие на каком-нибудь праздничном шоу — третий. Митинг предоставляет коммуникатору такую выигрышную карту, как множество людей, образующих толпу. Известно, что в толпе действуют механизмы «психического заражения», её легко привести в эмоционально возбуждённое состояние и внушить свои идеи. Однако общение с толпой, даже спокойной и доброжелательно настроенной, требует особых навыков, даже природных способностей, которыми обладают не все. Пресс-конференция — формат более «дисциплинирующий». Режим «вопросов-ответов» предъявляет к коммуникатору определённые требования. Он должен уметь чётко формулировать свои мысли, нейтрализовать «неудобные вопросы», быть готовым к неожиданным и каверзным вопросам. Следует отметить, что большая часть пресс-конференций все же планируется заранее, и общий круг обсуждаемых тем известен. Однако бывают и незапланированные пресс-конференции, необходимость которых обусловлена какими-то чрезвычайными событиями. В таких случаях сложность коммуникации, естественно, возрастает, и коммуникатор оказывается в более сложных условиях. Вывод звучит достаточно просто — следует подавать информацию в таком формате, который идёт на пользу желаемому имиджу, а не подрывает его. Вербализация — умение использовать силу слова, формулировать лозунги и ключевые положения своей политической пропаганды. Лозунги или «слоганы» становятся значимыми элементами имиджей не только политических движений и лидеров, но и коммерческих организаций. Умение чётко сформулировать лозунг, найти нужные слова, которые вызовут необходимые эмоции у аудитории, — большое искусство. Некоторые люди владеют им интуитивно, другим необходимо пользоваться советами профессионалов. От правильно выбранного в нужный момент слова иногда может зависеть судьба не только человека или организации, но и целой страны. Например, победе большевиков в немалой степени способствовали весьма удачно сформулированные лозунги: «Мир — народам», «Земля — крестьянам», «Фабрики — рабочим». Эти лозунги были понятны и отвечали желаниям масс. Они обеспечили большевикам широкую народную поддержку. Не только лозунги, но и удачная, меткая фраза может стать хорошим дополнением к имиджу. Но возможен и обратный эффект. Так, ставшая крылатой фраза В. Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда», несмотря на свою афористичность, едва ли украсила имидж этого политика. Для того чтобы завоевать доверие и симпатии аудитории, следует говорить на её языке, стремиться использовать сложившиеся у людей убеждения и стереотипы. В таком случае говорящий воспринимается как «свой» и вызывает чувство доверия. Детализация — это метод преподнесения информации в виде каких-то ярких, запоминающихся деталей. Например, помощь, оказанная каким-либо лицом или организацией одному конкретному человеку, о которой подробно расскажет телевидение, демонстрируя самого счастливца, запоминается и имеет больший убеждающий эффект, чем «безликие» статистические данные. Какая-нибудь незначительная, но яркая деталь, связанная с внешностью или образом жизни общественного и политического деятеля, может иметь большее значение для его имиджа (позитив
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|