Мировой опыт борьбы с незаконным обогащением
ЗА НАСТОЯЩУЮ БОРЬБУ С КОРРУПЦИЕЙ
20-я статья Конвенции ООН против коррупции предусматривает введение наказания за незаконное обогащение. Чиновник несет уголовную ответственность, если стоимость его активов необъяснимо превышает официальные доходы.
Россия исключила 20 статью из применения при ратификации Конвенции ООН. Мы требуем полного принятия документа и начала настоящей борьбы с коррупцией в нашей стране.
Зачем нужна кампания «За 20-ю статью»
Контроль за расходами и имуществом чиновников — простой и всем понятный способ борьбы с коррупцией. Если депутат получает 10 млн руб. в год имеет дом за 100 млн, то его деятельность нужно проверять и расследовать. С этим на словах согласны все, даже представители «Единой России». Однако закон о 20-й статье, которая предусматривает такие проверки и контроль, они принимать не хотят. Власть защищает свои особняки, яхты и часы за десятки миллионов рублей.
Изменить это можно только с помощью общественного давления. Нужно собирать подписи, проводить пикеты, писать письма депутатам, публиковать расследования, задавать вопросы. Нужно ежедневно показывать, что общество не согласно с тем, что чиновники живут как миллиардеры и думают о строительстве дач, а не об улучшении жизни граждан. Власть должна просто привыкнуть отчитываться перед людьми. Страна принадлежит народу, а чиновники — просто сотрудники, нанятые на исполнение определенной работы на ограниченный срок.
Общественную кампанию «За 20-ю статью» ФБК начал со сбора подписей на РОИ. Чтобы привлечь внимание мы и наши сторонники запустили сайт, провели больше 40 кубов, раздали 400 000 газет, публиковали видеоролики, размещали рекламу и отправляли рассылки. Все это принесло результат — необходимые 100 тыс. верифицированных подписей были собраны всего за 2,5 месяца. Комиссия, рассматривавшая законопроект, отказалась внести его в Госдуму, сославшись на формальные причины и претензии к формулировкам. Были и оригинальные мнения. Замминистра МВД пытался обосновать свое голосование «против» фразой: «Все цветные революции во всех странах начинались под лозунгом борьбы с коррупцией»
Еще одним большим проектом в рамках кампании стал сбор мнений депутатов Госдумы о 20-й статье. Это было нужно, чтобы вывести вопрос на высокий политический уровень, а также показать конкретные имена тех, кто не хочет бороться с коррупцией и помогает коррупционерам. Мы написали письма всем депутатам с просьбой выразить позицию по 20-й статье и нашей инициативе. Этот же вопрос мы вместе с журналистами задавали по телефону тем, кто не ответил по почте. В итоге появилась карта депутатов с их мнениями о 20-й статье.
Сейчас Фонд продолжает свою общественную кампанию и представляет этот новый сайт. На нем есть карта дач чиновников и мы планируем с вашей помощью добавлять на нее новые объекты. Другой важный раздел — потребовать у региональных депутатов, которые скрывают свои декларации, рассказать о доходах и имуществе, как это предусмотрено законом. ФБК будет публиковать новые расследования, помогать проводить пикеты и выпускать агитационные материалы.
Присоединяйтесь к кампании «За 20-ю статью». Чиновникам пора вспомнить, что они слуги народа. А людям пора стать настоящими хозяевами своей страны.
Мировой опыт борьбы с незаконным обогащением
Определение и степени ответственности
Первоначально незаконное обогащение рассматривалось, как одно из косвенных доказательств коррупции. Затем многие страны ввели уголовное наказание за незаконное обогащение в той или иной форме. В Аргентине еще в 1964 году был принят закон, согласно которому преступлением стало «обладание ресурсами, происхождение которых должностное лицо не может объяснить». Виновному грозит до шести лет лишения свободы, штраф, равный полной стоимости признанных незаконными активов и пожизненный запрет на госслужбу.
Можно выделить три степени реализации ответственности за незаконное обогащение в разных странах:
1. Признание незаконного обогащения как самостоятельного уголовного преступления. Для привлечения к ответственности следователям достаточно доказать отсутствие законных источников доходов для покупки имеющихся активы. Такая норма распространена в странах Южной Америки, Африки и Азии, но действует и в Европе (Литва).
2. Незаконное обогащение рассматривается только в связке с другим преступлением, которое должно быть доказано. При этом не нужно доказывать, что имущество, происхождение которого подозреваемый не может объяснить, было приобретено на средства, полученные в результате совершения преступления. Такие активы признаются приобретенными незаконно, и могут быть конфискованы, а владельцев активов осудят за незаконное обогащение.
3. Наличие активов, которые не соответствуют легальным доходам подозреваемого в коррупции, используется как косвенное доказательство преступления или как основание для возбуждения уголовного дела по коррупционному или иному преступлению.
Гонконг
Среди стран, которые выбрали самую жесткую реализацию наказания незаконного обогащения можно выделить Гонконг. Здесь в 70-х годах приняли антикоррупционные законы, в которых была предусмотрена уголовная ответственность для чиновника, если он не сможет объяснить суду, почему его уровень жизни и стоимость активов не соответствует официальному доходу.
Когда эти меры был приняты, Гонконг был одной из самых коррумпированых стран в мире: пожарная бригада не приступала к тушению горящего дома, пока жильцы не платили взятку, а в каждом полицейском участке был специальный сотрудник, который занимался распределением полученных взяток по всем уровням полицейского ведомства. Статья о незаконном обогащении широко использовалась только в начале этого пути. По мере того, как начали функционировать другие механизмы борьбы с коррупции, например, строгое декларирование доходов и готовность граждан сообщать о вымогательстве взяток, она стала применяться все реже и с середины 90-х годов почти не используется. Однако, по мнению официальных лиц, эта статья стала и является до сих пор важным фактором предотвращения коррупционных преступлений. Сейчас Гонгконг занимает 15-ое место в рейтинге восприятия коррупции, опережая Францию и немного проигрывая Великобритании.
Бельгия и Литва
В Европе коррупция не достигала таких размеров как в Гонкоге, поэтому там столь жесткие меры не применялись. В большинстве стран удавалось обходиться своевременным преследованием за общепринятые преступления (взятки, злоупотребление полномочиями). Однако в ряде стран ввели свои варианты наказания за незаконное обогащение. В Бельгии предусмотрена уголовная ответственность за несоответствие стоимости имущества декларируемым доходам. В Литве в 2010 году внесли новую статью (189-1) в уголовный кодекс, которая фактически вводит наказание за незаконное обогащение. Любой гражданин, который владеет активами дороже 500 минимальных прожиточных минимумов (около 65 000 литов или $24 тыс.), зная что они не могли быть приобретены на законные доходы, может получить большой штраф и до 4 лет лишения свободы. Отдельно стоит отметить, что статья распространяется не только на чиновников. Осенью этого года литовский суд приговорил студентку, которая не смогла объяснить происхождение средств на квартиру, к штрафу и обязал ее вернуть в казну стоимость недвижимости (около 100 000 евро). По утверждению следователей, купить жилье девушке помог ее отец, связанный с торговлей наркотиками.
Франция
Примером страны, где незаконное обогащение не является полностью самостоятельным нарушением, но существует в связке с другими преступлениями является Франция. Там реализована следующая схема ответственности: если человек не может объяснить происхождение активов, то предполагается, что средства получены незаконным путем и подозреваемый об этом знает. На основании этого преположения прокуратуре не нужно доказывать финансовую связь между активами и совершенным преступлением. В итоге человек может быть привлечен к ответственности за незаконное обогащение. Такая схема работает если преступление было совершено другим человеком, например, родственником подозреваемого: чиновник будет наказан за коррупцию, а его теща за незаконное обогащение, поскольку не смогла объяснить происхождение активов.
Финляндия, Испания, Польша и США
В большинстве западных стран прямого наказания за незаконное обогащение нет. Это связано с тем, что уровень коррупции достаточно низкий, а правоохранительные органы эффективно работают по другим коррупционными преступлениям (взятки, использование служебного положения, растрата). При этом введен строгий строгий порядок декларирования, а специальные службы, СМИ и общественные организации следят за достоверностью сведений. Например, в Польше министр транспорта ушел в отставку за отсутствие в декларации часов стоимостью около $5,5 тыс. Экс-чиновнику предъвили официальное обвинение, по которому ему грозит до трех лет тюрьмы.
В США нет прямого наказания за незаконное обогащение, однако в соответствии с Законом об Этике для Государственных Служащих, принятом в 1978 году, чиновники законодательной, исполнительной и судебной власти обязаны подавать ежегодные отчеты о своем финансовом состоянии. Намеренное внесение недостоверных данных является уголовным преступлением и наказывается штрафом и тюремным заключением до пяти лет. Также отчеты могут быть использованы как косвенные доказательства незаконного обогащения в уголовном деле о коррупции и служить основанием для конфискации незадекларированных активов.
Выводы
Уголовное наказание за «незаконное обогащение» не является чем-то уникальным, оно есть во многих странах мира, поэтому Россия вполне может перенять этот опыт.
Государствам с высоким уровнем коррупции нужны более жесткие меры по контролю за активами чиновников, чем западноевропейским странам с отлаженной работой правоохранительных органов. Одной из таких мер является введение в уголовный кодекс наказания за незаконное обогащение. Россия находится на 136 месте по уровню восприятия коррупции, проигрывая Эфиопии и едва опережая Кению и Гондурас. В такой ситуации наша страна как можно скорее должна ввести эту норму.
Воспользуйтесь поиском по сайту: