Все, что вы хотели знать о 20-й статье
1. Что такое «незаконное обогащение»?
Это значительное превышение активов чиновников над его законными доходами, которое он не может объяснить. В 20-й статье Конвенции ООН против коррупции рекомендуется признать незаконное обогащение уголовным преступлением.
2. Почему так важна 20-я статья?
Любое воровство из бюджета в итоге превращается в счета или недвижимость. Если проверять происхождение средств, то это усложнит деятельность недобросовестных чиновников и в конце концов позволит значительно снизить коррупцию. Госслужащие начнут исполнять свои прямые обязанности, а не думать о том, как построить дачу на украденные и выведенные из бюджета деньги.
3. Почему понятие «незаконное обогащение» должно быть в уголовном кодексе? Следствие не может доказать, что чиновник брал откаты или воровал?
Взятку как уголовное преступление доказать довольно сложно. Введение уголовного наказания за незаконное обогащение поможет начать расследование, если чиновника не поймали на взятке, но его образ жизни никак не сочетается с размером официального дохода. Общество сможет требовать наказания для чиновников, которые приобретают дорогие яхты или строят дворцы. В итоге борьба с коррупцией станет эффективнее, а наказание действительно неотвратимым.
4. Вы хотите отменить презумпцию невиновности для чиновников, заставить их доказывать, что они живут на законные доходы?
Этот закон не нарушает презумпцию невиновности. При расследовании изучаются доказательства того, что стоимость активов превышает размер законных доходов. Следователи анализируют рыночную цену собственности, реальный порядок ее приобретения, предвыборные декларации. В итоге бремя поиска доказательств лежит на следователях, как и в других преступлениях. Объяснения, откуда у чиновника деньги, могут лишь помочь в защите. Если госслужащий таких показаний не дает, то это не означает его виновность и не меняет его статус.
5. Россия полностью ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции. Почему вы требуете принять то, что уже давно принято?
В законе «О ратификации Конвенции ООН по борьбе с коррупцией» перечислены статьи, в отношении которых Россия принимает обязательства. В нем пропущена 20-я статья, т.е. наша страна заранее исключила ее практическую реализацию. Мы выступаем за то, чтобы принять документ ООН в полном объеме, без каких-либо исключений и пропусков, а затем ввести в Уголовный Кодекс наказание за незаконное обогащение чиновников.
6. Почему вы считаете, что новый закон будет работать в условиях нашей правоохранительной системы? Вы хотите обязать одних нечестных чиновников проверять других нечестных чиновников, а потом судить их нечестным судьям?
Мы не можем гарантировать, что в наших условиях закон будет работать. Своей инициативой мы создаем инструмент, которым честный суд сможет воспользоваться, чтобы наказать нечестного чиновника. При этом само его наличие дисциплинирует и указывает на наказание, которое госслужащие могут понести. Кроме того, СМИ и общественные организации смогут требовать объяснить, откуда у чиновника дача или яхта, и коррупционерам станет гораздо сложнее оправдываться.
7. Если депутат имеет бизнес, но не декларирует доходы, чтобы его скрывать и оставаться в Думе, то он подпадает под действие этого закона? Вы предлагаете сажать на семь лет человека, который только скрывал бизнес от декларирования, но ничего не украл?
Да, мы считаем, что чиновники должны полностью декларировать все свои доходы. Депутату запрещено заниматься предпринимательством и сокрытие им бизнеса должно наказываться. Если в рамках расследования выяснится наличие бизнеса и/или чиновник признает вину и сам все расскажет — это может быть учтено судом. Вместо тюремного срока суд может ограничить наказание штрафом и запретом на госслужбу.
8. Если чиновник задекларировал очень большие доходы, но при этом не понятно, откуда они у него, — формально он не подпадает под действие данного закона. Как вы предлагаете привлечь его к ответственности? Или по вашему мнению в таких случаях наказывать не надо?
При декларировании обязательно указывается происхождение средств. Если реальность источников вызывает сомнения — прокуратура и другие контролирующие органы проверяют их происхождение. В итоге наш закон стимулирует чиновников показывать все свои доходы и помогает выяснять их реальное происхождение.
9. Если по договору чиновник купил активы по низкой цене, то как ваш закон позволит его преследовать? В этом случае он подпадет под его действие?
Проверка начинается, если рыночная цена активов значительно превышает задекларированные доходы. Если по договору чиновник купил, например, дом на Рублевке за несколько тысяч рублей, то тогда под наш закон он не подпадет. Однако прокуратура проверит законность сделки — возможно, чиновник получил взятку в натуральной форме или использовал служебное положение для занижения цены.
10. При приватизации дорогой квартиры чиновник подпадет под действие закона? Если дочь госслужащего получила ценный подарок, например, квартиру, отец-чиновник подпадет по действие данного закона?
Если в рамках проверки выяснится, что чиновник приобрел имущество законно (обоснованно приватизировал квартиру, дочь реально получила подарок и т.п.), то дело возбуждено не будет. Если сделка вызовет подозрения, например, депутат безосновательно приватизировал служебную квартиру, то ее проверят отдельно.
11. Зачем нужна подача деклараций совершеннолетних детей чиновников? Как будет проводиться подача документов, если чиновник не общается со своими детьми и не может получить их декларации?
Это нужно, чтобы отследить активы чиновников, если они формально записаны на совершеннолетних детей, как это часто происходит. Мы не считаем это нарушением прав госслужащих, подобная норма уже существует в отношении жен чиновников. Кроме того, сейчас налоговые и финансовые органы также могут проверить любого человека, если он подозревается в финансовых махинациях. Если чиновник не может представить декларацию по объективным причинам (например, его ребенок с ним не общается), то этот вопрос рассматривается отдельно.
12. В каких странах введено понятие «незаконного обогащения»? Где вводились схожие методы? В каких странах это понятие не введено и почему?
Сегодня уголовное наказание за существенное несоответствие между активами и доходами госслужащего введено в законы более 40 стран. В основном, в государствах Южной Америки, Африки и Азии, которые на момент внесения этой нормы имели высокий уровень коррупции, такой же, как и в России сейчас (Аргентина, Индия, Гонконг, Сингапур). Введение такой уголовной статьи является особой мерой в условиях, когда другие методы борьбы с коррупцией не дают нужного результата. Именно поэтому во многих западных странах уголовного наказания за незаконное обогащение нет. Вопрос контроля за имуществом чиновников там решается через строгое декларирование, работу СМИ и общественных организаций, проверки налоговых органов, политическую ответственность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: