Советская статистика 1930-1941 годов.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 С 1930 г. в статистические органы регулярно стали поступать годовые отчеты предприятий, охватывающие все главные показатели (объем продукции, рабочая сила, отработанное время, производительность труда, себестоимость продукции и т. д.). Дальнейшее расширение отчетной базы произошло в 1933 г., когда была введена единая форма годового отчета об основной деятельности для промышленных предприятий. До 1932 г. текущая отчетность промышленных предприятий обобщалась Центральным отделом статистики (ЦОС) ВСНХ. В связи с упразднением ВСНХ 5 января 1932 г., созданием наркоматов функции ЦОС переданы ЦУНХУ, которое подводило итоги текущей работы всей крупной промышленности на основе отчетов наркоматов по установленной программе. Отчетность предприятий поступала также в областные и республиканские органы народнохозяйственного учета. Однако отчетность ни по программе, ни по срокам поступления и обработки не удовлетворяла потребностям планирования. Переход к отраслевому принципу управления повлек за собой возрастание отчетности. В предвоенные годы была проведена большая работа по ее пересмотру, изданы инструкции по заполнению ежемесячных отчетов. Текущей и годовой отчетностью были охвачены колхозы, совхозы, машинно-тракторные станции, предприятия коммунального хозяйства и других отраслей. Проводились и специально организованные наблюдения. Их функции и характер существенно изменились — они стали более специализированными. Переписи проводились либо для учета тех явлений, которые не были охвачены отчетностью (переписи населения, мелкой промышленности, скота), либо для изучения тех сторон явлений, которые плохо отражались, либо вообще отсутствовали в отчетности (переписи промышленного оборудования и т. п.). Проведение статистических переписей и обследований в эти годы было небезопасно: нужно было не только обеспечить проведение массовых работ в ограниченные сроки, и получить те результаты, которые не противоречили бы ожиданиям руководства страны. В 1935 г. был репрессирован Н. Осинский. Начальником ЦУНХУ Госплана СССР был назначен Иван Адамович Краваль (1897—1937), проработавший в этой должности всего два года. В 1937 г. была организована перепись населения, которой придавалось большое политическое значение. С момента переписи 1926 г. произошли значительные изменения в социально-демографическом составе населения не только из-за динамики его режима воспроизводства, но и из-за насильственного переселения крестьян, репрессий в ходе коллективизации, гонений на интеллигенцию и т. д. В результате итоги перед 1937 г. не совпали с ожидаемой правительством численностью населения: получилось 164 млн. чел., тогда как Сталин высказал предположение, что численность населения Советского Союза составила 170 млн. чел. Данные были аннулированы, а перепись признана дефектной. Это вызвало новые репрессии, в результате которых погибли И. А. Краваль, заведующий Бюро переписи населения О. А. Квиткин, его заместитель Л. С. Бранд и др.
По версии Алена Блюма и Мартина Меспуле, выраженной в их книге «Бюрократическая анархия: Статистика и власть при Сталине», эта чистка была попыткой покончить с противоречиями, возникавшими в период с 1929 по 1933 год.
Было принято решение провести новую перепись. Перепись была проведена в 1939 г. по состоянию на 17 января. Впервые в советских переписях учитывалось как наличное, так и постоянное население, что повышало точность данных. Изменилась программа переписи: были включены вопросы об обучении в настоящее время, образовании, принадлежности к той или иной социальной группе, вопрос о народности был заменен вопросом о национальности, исключены вопросы о безработице, миграции, наличии физических недостатков. Краткие итоги переписи были опубликованы в 1939—1940 гг. Начавшаяся война не позволила завершить полную разработку данных. Важное социальное значение имела библиотечная перепись 1934 г. Она была проведена по состоянию на 1 октября 1931 г. по инициативе Н. К. Крупской, которая руководила политико-просветительной работой Наркомпроса РСФСР. К этому времени возросли культурные запросы трудящихся, тяга к знаниям, повысились требования читателей к библиотеке, к книге. Перепись, проведенная Наркомпросом и ВЦСПС под руководством ЦУНХУ, Для индустриализации страны большое значение имели специальные работы в области статистики промышленности: всесоюзная регистрация предприятий социалистической промышленности включая мелкую в 1934, 1936, 1938 гг.; переписи мелкой промышленности (1939); переписи металлообрабатывающего оборудования (1932) и остальных видов промышленного оборудования (1939).
Ежегодно и проводились крупные статистические обследования, но глубина их разработок была незначительной. Если в переходный период недостатком советской статистики был «академизм», чрезмерное увлечение исследовательскими задачами в ущерб оперативности, то в этот период оперативные задачи выдвинулись на первое место.
3. Советская статистика военного времени и первых послевоенных лет. Великая Отечественная война в корне изменила всю жизнь страны. В соответствии с нуждами обороны была перестроена отраслевая структура производства, резко ухудшилось состояние материально-технической базы: страна лишилась огромного производственного потенциала. Иными стали методы сбора и обработки статистической информации: вся работа государственной статистики была подчинена оперативным нуждам. Задачи статистики сводились в основном к полному и точному учету материальных и трудовых ресурсов. В 1940 г. ЦУНХУ было преобразовано в ЦСУ при Госплане СССР. С этого времени на протяжении 35 лет государственную статистику СССР возглавлял Владимир Никонович Старовский (1940—1975) —профессор, член-корреспондент АН. Одной из первых очень важных и ответственных работ, порученных правительством ЦСУ, была работа по выявлению пустующих зданий и помещений в районах эвакуации, необходимая для быстрого размещения эвакуированных предприятий. В годы войны применялся особый способ получения статистических данных.— срочные переписи. В военные и первые после военные годы такие переписи позволяли установить в народном хозяйстве резервы производственных мощностей, емкостей, остатков металлов, прочего сырья и материалов, наличие трудовых ресурсов, парка подвижного состава транспортных средств и т.д., Итоги по этим данным органы государственной статистики получали в очень короткие сроки, что позволяло использовать их оперативного руководства и планирования. На все работы, связанные с подготовкой инструментария, проведением и представлением итогов переписи, правительство устанавливало срок, как правило, от 7 до 15 дней. За период войны и первые послевоенные годы (1941 —1947), т. е. за шесть с половиной лет, ЦСУ произвел в общей сложности 142 срочные переписи.
В освобожденных районах необходима была инвентаризация всех имеющихся ресурсов, так как только на ее основе можно было составить план восстановления хозяйства в этих районах. Подавляющая часть срочных переписей проводилась с помощью телеграфной связи. Ускорению работ способствовали четкое определение круга единиц наблюдения, специализация и краткость программы, прямая связь ЦСУ с единицами наблюдения (предприятиями, организациями и т. д.), использование местных специалистов по учету. Пересматривались (сокращались) и сроки отчетности. С 1942 г. была введена срочная отчетность по пятидневкам о ходе важнейших сельскохозяйственных работ (сев, уборка), расширен сбор данных о трудовых ресурсах колхозов. В связи с переходом к нормированному снабжению (введение карточек) была реорганизована статистика торговли. Распределение всех видов промышленной продукции в годы войны было строго централизовано. Правительство утверждало планы распределения промышленной продукции на каждый квартал, а по важнейшим видам продукции — на каждый месяц. В этих условиях требовалось создание оперативной статистики материально-технического снабжения в общегосударственном масштабе и потому в 1943 г. в ЦСУ был создан соответствующий отдел, который стал получать и разрабатывать по единой программе статистическую отчетность по сбыту и производственному снабжению наркоматов важнейшими видами средств производства. В годы войны большое значение приобрела статистика населения и статистика труда. Нужно было определить общую численность населения по районам страны, его возрастной и половой состав, численность населения в трудоспособном возрасте. Эти задачи очень непростые, в условиях, когда часть территории - была оккупирована фашистами, миллионы людей эвакуировались. В 1944 г. ЦСУ СССР было поручено составить прогноз динамики численности и структуры населения на послевоенный период. По мере постепенного освобождения районов от фашистских захватчиков перед статистиками вставали новые задачи: как можно скорее учесть численность населения, производственное оборудование, жилой фонд, культурные ценности, сохранившиеся в освобожденных районах, а также определить размеры нанесенного врагом ущерба. Определением размера ущерба занималась Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР (ЧГК), созданная при правительстве 2 ноября 1942 г. Наряду с этим ЦСУ тоже произвело расчеты ущерба, которые были учтены при определении общего ущерба. Только потери от прямого уничтожения и разграбления имущества составили 679 млрд. руб. Государственная комиссия установила, что материальный ущерб составлял около 30 процентов национального богатства Советского Союза, а в районах, подвергшихся оккупации, — около двух третей. В целом материальные потери Советского Союза оцениваются суммой около 2 трлн. 600 млрд рублей.
В первые послевоенные годы развитие статистики сдерживалось недостатком квалифицированных кадров. Много статистиков погибло в годы войны и было репрессировано. Отсутствовала и публикация статистических материалов, что объяснялось нестабильностью во внешнеполитической обстановке, нагнетанием атмосферы холодной войны. После окончания войны и до конца 1947 г. было проведено 37 срочных переписей оборудования и материалов, ряд единовременных учетов рабочих и служащих по полу, возрасту, профессиям, заработной плате. Составлялись балансы трудовых ресурсов. Возобновились ежегодные переписи скота, были проведены переписи многолетних насаждений и т. д. Управление процессом восстановления народного хозяйства, Научная деятельность в области статистики в годы войны не прекращалась. Так, постоянно работала Статистическая секция Московского Дома ученых. В условиях военного времени, когда публикация научных работ по статистике практически исключалась, основным путем подведения итогов научной деятельности и научного общения являлись доклады. В эти годы Статистическая секция выступила как центр, организующий и объединяющий подобные исследования. Образованная в сентябре 1939 г. Статистическая секция объединила в своих рядах крупные научные силы. Ее работу возглавляли: В. С. Немчинов (1939—1948), С. Г. Струмилин (1949— 1964), Н. К. Дружинин (1964—1969), Г. И. Бакланов (1969— 1975), В. Е. Адамов (с 1975). Возросшие потребности государственного управления и руководства народным хозяйством потребовали улучшения статистической работы. Постановление Совета Министров СССР от 10 августа 1948 г. предусматривало совершенствование статистической работы и реорганизацию советской статистики: ЦСУ было выделено из состава Госплана СССР и стало самостоятельным органом - ЦСУ при Совете Министров СССР. В ходе реорганизации государственной статистики в 1948 г. в ЦСУ были созданы Отдел статистической методологии и Научно-методологический Совет. Как научно-консультативный центр по методологическим вопросам статистики Совет был призван рассматривать вопросы методологии, программы и инструкции важнейших статистических работ. Было принято решение возобновить выпуск журнала "Вестник статистики" и организовать издательство статистической литературы - Госстатиздат. В 1956 г. в связи с ликвидацией промышленных министерств и созданием совнархозов, руководивших промышленностью экономических районов, основные разработки отчетности, которые раньше велись министерствами, стали выполняться органами ЦСУ СССР. В период 50-х - 80-х годов преобразованное центральное статистическое ведомство страны решало поставленные правительством задачи методологического и организационного характера, вытекавшие из проводимой в стране социальной и экономической политики. В конце 80-х годов государственная статистика приступила к реализации принципиально нового подхода в оценке хозяйственной деятельности объединений предприятий и организаций, исходя из условий управления на основе полного хозяйственного расчета, нового порядка составления планов экономического и социального развития, усиления роли качественных показателей, т.е. условий, связанных с периодом коренной перестройки управления экономикой страны. В этот период большое внимание уделялось совершенствованию экономического анализа и статистической информации, упорядочению отчетности и обеспечению ее достоверности, расширению гласности статистики, реорганизации и повышению роли статистических органов. В связи с созданием совнархозов и усилением внимания к социальной сфере был проведен ряд обследовании новых форм кооперирования и специализации в промышленности (1958 г.), механизации и автоматизации производственных процессов, модернизации оборудования, внедрения в промышленность новых технологических процессов и усовершенствований (1958-1961 гг.); состояния межрайонных и внутрирайонных производственных связей по кооперированным поставкам (1960 г.); выборочное обследование торговли расфасованными товарами и работы магазинов без продавцов (1958-1962 гг., 1967 г.); выборочное обследование работы столовых по методу самообслуживания (1958 г., 1959 г.); выборочное обследование продажи товаров в кредит (1960 г.); выборочное обследование колхозов и совхозов по использованию минеральных удобрений и их влияния на рост урожайности (1964 г., 1965 г.). В 1956 г. начали проводиться в рамках СЭВ международные статистические сопоставления основных стоимостных показателей развития народного хозяйства стран СЭВ (за 1959, 1966, 1973,1978,1983 годы). В 1932 г. при ЦУНХУ Госплана СССР организована первая фабрика механизированного счета. Началась централизация разработки статистической отчетности предприятий и организаций.
Заключение Характер советской государственной статистики и основные направления ее развития неразрывно связаны с историей страны, во многом определяются задачами и способами управления экономикой. Советская государственная статистика прошла длительный и разнообразный путь становления и развития, ее история была обусловлена особенностями социально-экономического и политического уклада СССР. Советская статистика не была лишена недостатков. Тем не менее, она способствовала не только развитию статистической науки в России, но и улучшению деятельности статистических органов. Большим преимуществом статистики советского периода являлась единая система народнохозяйственного учета, так как в ней соблюдалось единство методологии расчета показателей. Теневой сектор играл значительно меньшую роль и практически не влиял на точность показателей. Статистика советского периода оказала значительное влияние на развитие как современной российской, так и международной статистики. В данной работе рассмотрена история становления и развития статистики в СССР. Были рассмотрены особенности организации советской статистики, ее основные задачи, оценка деятельности ученых того периода. В целом была изучена статистика советского периода. Список литературы
1) В. М. Проскуряков (рук.) и др. Российская государственная статистика. 1802-1996 Публикация, М. Издатцентр 1996. 2) Елисеева И. И., Плошко Б. Г. История статистики. — М.: Финансы и статистика, 1990. 3) Ален Блюм, Мартина Меспуле «Бюрократическая анархия: Статистика и власть при Сталине». Москва РОССПЭН 2006. 4) http://gks.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|