Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Автосемантия отрезков текста




Среди категорий текста мы выделяем и автосемантию, т.е. формы зависи­мости и относительной независимости отрезков тектса по отношению к содержанию всего текста или его части.

Сама категория зависимости предполагает не только одностороннюю связь, т.е. зависимость от главного, основного, но и двустороннюю, выра­женную влиянием зависимого на независимое.

В пределах простого предложения автосемантия его отдельных членов реализуется путем обособления и различных форм вставочных элементов, в которых независимость приобретает разную степень "отчуждения" от синтаксических и/или содержательных сторон. В пределах сложного пред­ложения автосемантия может реализоваться формами бессоюзной связи. Имеются и отдельные наблюдения над самостоятельностью или зависи­мостью предложений внутри более крупных единиц языка: в сверхфразо­вых единствах и в абзацах.

Характерно, что любое предложение, в состав которого входит иден­тифицирующий элемент, например имя собственное, уже теряет значи­тельную долю своей самостоятельности.

Особой самостоятельностью внутри единиц текста, а иногда и в целом тексте обладают сентенции, т.е. такие предложения внутри высказывания, которые, прерывая последовательность изложения фактов, событий, опи­саний, представляют собой некие обобщения, лишь косвенно (иногда очень отдаленно) связанные с этими фактами, событиями, описаниями.

В художественной литературе известно явление, получившее название авторского отступления. Цепь событий, их связь нарушается введением какого-то предложения или двух-грех предложений, не имеющих непо­средственного отношения к излагаемому. Такие нарушения, вызывая "торможение фабульного развития" темы, дают возможность автору " в открытой форме высказывать личные суждения по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной теме" [А. Квятковский, 145].

Сентенция — это микроотступление. Обладая некоторыми признаками авторского отступления, она тоже выполняет функцию "торможения" повествования. Однако сентенция более тесно связана с сюжетной линией, чем отдельное СФЕ и тем более целая глава. Сентенция обычно вплетена в содержательную ткань СФЕ или абзаца. Сентенция, врываясь в ритм повествования, разъединяет события, факты, приоста­навливает движение фабулы, как бы дает время для более глубокого осмысления описанного, поднимая описанные факты на ступень обобще­ния.


Независимость предложений обобщенно-познаватель­ного типа (как, например, сентенции) оказывается относительной в слу­чае воздействия более крупных отрезков текста. Соотношение предложе­ний, обладающих потенциальными возможностями возвышаться до уров­ня абстракций, с такими, которые выявляют полную синсемантию, зави­сит в значительной степени от тина текста, жанра, темы повествования, индивидуальности автора и от целого ряда причин, в первую очередь от значительности самого произведения, его социально-этической заострен­ности.

В эссе предложения первого типа встречаются часто, так как сама ху­дожественно-эстетическая направленность этого жанра кристаллизуется в credo автора. В газетном тексте, наоборот, такие предложения почти не встречаются, если только они не представляют собой цитации.

Деловые документы и тексты, условно называемые нейтральными, не имеют эстетико-познавательной функции, однако проблема автосемантии в этих текстах не снимается.

Возвратимся к автосемантии в литературно-художественных текстах.

Независимое предложение, обозначим его индексом Н, попадая в кон­текст, в какой-то степени теряет свою автономность, приспосабливаясь к конкретному событию, факту. Такое предложение целесообразно обозна­чить Н,. Предложение "Лучшие вещи всегда выходят нечаянно; а чем больше стараешься, тем выходит хуже" может быть квалифицировано как Н, поскольку оно в локальном отношении стоит в начале абзаца, не связано ни с союзными словами, ни с дейктическими указателями, ни даже с лексическими элементами в предыдущем абзаце.

Однако предложение "В деревнях редко стараются давать воспитание и поэтому нечаянно большей частию дают прекрасное" уже должно полу­чить индекс Н,, поскольку оно, несмотря на имеющиеся признаки предло­жения обобщенно-познавательного типа, такие, как гномическое настоя­щее, а темпоральное наречие редко, безличные глаголы стараются, дают, пов­тор слова нечаянно, ретроспективно привязан к тексту. В нем в разных формах,повторяются слова, которые были употреблены в предыдущих предложениях,например деревенскую — в деревнях, присутствует антони­мическая связь: всегда -редко, нечаянно-выходят нечаянно - нечаянно большей частию, и синонимическая связь: лучшие вещи — прекрасное.

Проблема зависимости в единицах более крупных, чем предложение, — в СФЕ, в абзацах и в целых главах приобретает несколько иной вид. В этих единицах каждый отрезок текста, отделенный от другого смысловым и/или структурным (графическим) параметрами, уже приобретает какую-то степень независимости и изоляции.

Обычный прием автосемантии СФЕ — размышления автора. Они могут быть выражены в форме сентенции, парадоксов, разного рода обобщений, заключений, предложений. Авторские размышления часто бывают пред­ставлены категориями ретроспекции и проспекции, а также другими ви­дами авторских отступлений.

Определение границ автосемантии отрезков текста представляет собой некоторую трудность. В самом процессе языкотворчества выделение проявляется столь индивидуально, что требуется тщательный анализ все­го произведения, чтобы уловить степень зависимости/независимости каж­дого данного отрезка. При контекстно-вариативном членении текста выде-лимость и отсюда некоторая независимость от контекста легко прослежи­вается. Однако нередко мысль, увязанная с данным отрезком и не имею­щая поэтому автосемантии, при анализе произведения в целом начинает выделяться в нечто самостоятельное, самодовлеющее: автосемантия вы­растает из синсемантии.

Часто отдельные места произведения, казалось бы тесно связанные с общей сюжетной линией, в процессе поступательного движения повест­вования поднимаются на уровень обобщения и тем самым приобретают какую-то определенную степень автосемантии. Иллюстрацией могут служить эпиграмматические строки сонетов, которые, с одной стороны, синтезируют содержание октавы и секстета, с другой — выявляют автосемантию. Недаром многие эпиграмматические строки сонетов или, например, последние строки строф байроновского Дон Жуана стали про­вербиальными. Их зависимость от содержания строфы исчезает, и они превращаются в независимые речения типа сентенции. Подобными черта­ми автосемантии обладают многие строки из "Горя от ума" Грибоедова, мораль басен, отдельные фразы из речей великих ораторов и др. Такие речения - это как бы микротексты. Они воплощают в себе накопленный человеческий опыт, выраженный в художественно-эстетической форме, но с формально-структурной стороны они представляют собой отдельные предложения.

Эти речения более или менее легко выделяются в составе сверхфра­зовых единств и более крупных отрезков текста.

Что же касается автосемантии СФЕ, то их независимость выражается раз­ными средствами, в томчисле:а) графическими, б) грамматическими, в) лек­сическими, г) семантическими, д) композиционными, е) стилистическими.

Особой автосемантией обладает такой отрезок текста, как цитата. В плане содержания цитата сцеплена, но не связана с кон­текстом и имеет как ретроспективный, так и проспективный характер. Проспекция цитаты особенно доступна наблюдению в эпиграфах. Цитата — это "чужое слово", и поэтому, когда она по­является в тексте, она автономна. Конечно, эта автономность относитель­на, как, впрочем, и все в тексте: энергия интеграции как одной из карди­нальных грамматических категорий текста иррадиирует на весь текст, заставляя каждый элемент, каждый его компонент средствами когезии подчиняться, и, во всяком случае, зависеть от содержательно-фактуальной и в итоге содержательно-концептуальной информации.

Цитата имеет индекс H независимости. На это обыч­но указывают и графические средства — кавычки или тире. Цитата, векторно направленная проспективно, постепенно теряет свою независи­мость. Возращаясь к ней по мере продвижения по тексту, мы видим те формы когезии, которые нивелируют ее автосемантию. Но цитата часто является средством подкрепить собственную мысль высказыванием ка­кого-то авторитетного лица. В таком случае степень независимости цитаты значительно снижается.

Независимость сверхфразовых единств как конституэнтов текста по-разному проявляется в разных стилях и в разных подстилях функциональ­ных стилей. Даже в жанровых разновидностях одного подстиля эта грам­матическая категория обнаруживается в своих вариантах. Сама независи­мость может рассматриваться с фонетической, лексической, грамматичес­кой и содержательной сторон внутри СФЕ.

С фонетической стороны независимость легче всего проследить на дра­матургическом тексте. Здесь реплика: в строну, т.е. высказывание, ко­торое связано с другими репликами в содержательном и структурном пла­нах, выделяется интонацией вставочного характера. Своеобразно проявля­ется автосемантия фонетического плана в поэтическом тексте. Здесь ритмико-мелодическое начало и подтекст могут выделять не только строки ос­новные единицы стиха), но и слова и даже служебные элементы. Фонетическая автосемантия тесно связана с проблемой актуализации.

Что касается других форм реализации независимости внутри СФЕ и между ними, то их легче всего увидеть в художественных текстах.

С лексической стороны независимость отрезков обнаруживает себя отсутствием каких-либо повторов слов и словосочетаний, буквальных или синонимичных. С грамматической стороны она выражается отсутстви­ем деиктяческих элементов и нарушением однотипности построения СФЕ или абзаца. Наконец, с содержательной стороны автосемантия, как это уже было показано выше, выступает в виде сентенций и других форм обобщенных высказываний.

Автосемантия в более крупных отрезках текста может быть отождест­влена с так называемыми авторскими отступлениями, о которых нам уже пришлось говорить.

Независимость отрезков текста подобно независимости предложений всегда относительна. Теми или иными путями содержание отрезка, кажу­щегося независимым от окружения, оказывается опосредованно сцеплен­ным то с заголовком текста, то с содержанием последующих или предыду­щих его отрезков.

В самом поступательном движении текста автосемантия отдельных отрезков служит как бы паузой, остановкой, передышкой. Она отключает внимание читателя от линии повествования, иногда поднимая какое-либо явление на уровень философского обобщения.

Таким образом, автосемантия отрезков текста является тем необхо­димым приемом организации текста, который обеспечивает более углуб­ленное раскрытие содержательно-концептуальной информации, как ее хочет передать автор.

ГЛАВА VII

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...