Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процесс Ближневосточного урегулирования (в тексте БВУ) в 1991-2010. Роль России.




Т.к. вопрос о процессе урегулирования – тут истории много не надо рассказывать дайте коротко: Ближневосточный конфликт является одной из самых сложных и застарелых региональных проблем. Его истоки восходят к начавшейся в первые десятилетия XX века конфронтации между арабами-палестинцами и евреями вокруг вопроса о принадлежности Палестины, которую каждая из сторон считала своей исторической родиной. 29 ноября 1947 года Генассамблея ООН приняла резолюцию 181 о разделе Палестины и образовании на ее территории двух государств - арабского и еврейского. При этом предусматривалось выделение Иерусалима в самостоятельную административную единицу с особым международным режимом. 14 мая 1948 года было провозглашено государство Израиль. Арабы не признали резолюцию 181 и провозгласили лозунг о "защите национальных прав палестинских арабов". Весной 1948 г. на бывших подмандатных территориях, на которые были введены вооруженные силы 7 арабских государств, начались масштабные боевые действия. Действия завершились в 1949 – соглашение о перемирии. 1956 – суэцкий кризис, 1967 – шестидневная война Израиля против Египта, Сирии и Иордании, потом в 1973 египет и Сирия хотят реванш за Шестидневную войну, но в результате еще больше теряют в территориях)) 1978 и 1982 – операции Израиля против Ливана. Результат – н границе – 10км «зона безопасности».

Короче, земли неспокойные, много беженцев, за пол века тут сталкивались интересы многих гос-в..значит конфликт уже выходил за региональные рамки.

Принципиальные изменения и уригулирование началось в 1991 году – Мадридская конференция (инициаторы СССР и США). Формат: переговоры между Израилем и отдельными арабскими сторонами + многосторонние переговоры по проблемам региона: контроль над вооружениями и региональная безопасность, беженцы, экономическое развитие, водные ресурсы, экология и другие вопросы. Согласие на участие дали ООП, Сирия, Ливан, Израиль, Иордания Египет.

В январе 1992 года в Москве состоялась организационная встреча по запуску многостороннего ближневосточного процесса. В ее работе приняли участие представители более 30 государств, включая коспонсоров - Россию и США, большинство государств Ближнего Востока, ЕС, Китай, Турцию, Японию, некоторые государства СНГ. В октябре 1994 г. был заключен мирный договор между Израилем и Иорданией.

4 мая 1994 г. в Каире палестинская и израильская стороны заключили соглашение "Газа-Иерихон" (свидетели - Россия, США, Египет), в соответствии с которым Израиль осуществил вывод войск из этих районов к концу мая 1994 г.

28 сентября 1995 г. в Вашингтоне было заключено Временное соглашение между ООП и Израилем по Западному берегу и сектору Газа ("Осло-2"). Суть: расширение сферы палестинского самоуправления на Западном берегу р.Иордан и избрание Палестинского совета в составе 82-х человек на пятилетний переходный период. До 1997 происходил постепенный вывод израильских войск с палестинских территорий, н приостановили процесс к 1998-19999 т.к. посчитали, что палестинцы не выполнили всех своих обязательств (в первую очередь в вопросах безопасности).

После победы на выборах в Израиле 17 мая 1999 г. лидера Партии труда Э.Барака появились перспективы для активизации переговоров. 4 сентября 1999 г. в египетском городе Шарм аш-Шейх Э.Барак и Я.Арафат подписали Меморандум. Суть: определены новые сроки осуществления предусмотренных прежними соглашениями промежуточных мер, намечено проведение переговоров о постоянном статусе палестинских территорий с достижением рамочного соглашения в феврале и окончательного - в сентябре 2000 г. Многие положения этого Меморандума были претворены в жизнь. К 2000 были завершены бОльшая часть берега р. Иордан перешла к палестинцам.

2000 год – какая-то годовщина образования Израиля – выступления арабов с акциями протестов, взрывами и фейерверками J. Со второй половины 2001 г. работает созданный по инициативе России механизм "четверки" международных посредников в формате Россия-США-ЕС-ООН. Этот механизм стал неотъемлемой частью международных усилий по разблокированию кризиса в регионе и получил международно-правовой статус, зафиксированный в марте 2002 г. в резолюции 1397 СБ ООН. "Квартет" проводит регулярные встречи как на уровне спецпредставителей, так и на министерском уровне.

В контексте работы по восстановлению мирного процесса "четверка" разработала "дорожную карту" окончательного ближневосточного урегулирования (текст плана согласован министерской "четверкой" 20 декабря 2002 г. в Вашингтоне), предусматривающую создание в течение трех лет палестинского государства, а также возобновление переговоров на сирийско-израильском и ливано-израильском треках.

В период март-апрель 2002 г. СБ ООН принял четыре резолюции по ситуации на Ближнем Востоке - 1397, 1402, 1403 и 1405. В них к сторонам конфликта обращен призыв прекратить насилие, сотрудничать с представителями России, США, ЕС, ООН. Ключевое значение - резолюция 1397, где впервые в решениях СБ ООН подтверждается необходимость достижения в перспективе мирного сосуществования двух государств - Израиля и Палестины - в рамках безопасных и признанных границ.

С лета 2002 г. Израиль осуществляет строительство т.н. "разделительной стены" на палестинских территориях.

Вслед за очередной эскалацией напряженности вокруг сектора Газа в середине января 2005 г. и угрозами возмездия со стороны Израиля глава ПНА М.Аббас предпринял ряд шагов с целью пресечения действий экстремистов. 9 мая 2005 г. в Москве прошло министерское заседание “квартета”, на котором были зафиксированы ключевые принципы палестино-израильского урегулирования: уход Израиля из Газы и части Западного берега р.Иордан следует рассматривать в русле выполнения “дорожной карты” и как шаг на пути к созданию жизнеспособного, территориально неразрывного палестинского государства.

За 2009 из МИДовского обзора: Несмотря на сдержанное отношение партнеров по «квартету», Россия приветствовала создание на базе мекканских договоренностей двух основных политических сил ПНА – ФАТХ и ХАМАС – палестинского правительства национального единства (март). Поддерживали контакты с руководством ХАМАС с целью выполнения им известных требований «квартета». В феврале в Москве состоялась очередная встреча Министра иностранных дел С.В.Лаврова с председателем политбюро ХАМАС Х.Машаалем. Россия указывала на приоритет преодоления критического положения в социально-экономической сфере на территориях ПНА, отмены с этой целью блокады и ограничений на передвижение. После того, как в результате очередного всплеска межпалестинского насилия (май-июнь) сектор Газа перешел под полный контроль ХАМАС, Россия выступила за возобновление межпалестинского диалога как безальтернативного средства преодоления острого кризиса в ПНА. Российские дипломатические усилия были также направлены на восстановление палестино-израильского диалога, запуск переговоров по ключевым вопросам урегулирования. Конечной целью оставалось создание независимого, жизнеспособного и территориально непрерывного палестинского государства, живущего бок о бок с Израилем в условиях мира и безопасности.

Тут тоже в 1 стр не уложиться. Ну то есть можно – если выкинуть полустраничную предысторию конфликта. Смотрите сами, короче..)


13. Международные отношения в Южной Азии в 1991-2010 гг.: основные
характеристики, факторы развития, участники.

Южная Азия - это регион, который включает в себя Индию, Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри-Ланку, Бутан и Мальдивские острова. Южная Азия отделена от сопредельных географических регионов естественными границами.

В каждом государстве есть свои религиозные меньшинства, существуют также глубокие различия в конституционных системах этих стран. Район различен и в социально-экономическом положении – богатство убывает с Запада на Восток и с Юга на Север.

Реион Характеризует: Концентрация огромных человеческих масс (плотность населения очень высокая, страны больше напоминают коммунальные квартиры, что создает немалую напряженность); Остро стоит социально-экономическая проблема. Высокий процент бедности (550 млн бедняков). Половина всех бедняков в мире. Беднее – только в Африке. Большинство нищих живут менее, чем на $1 в день (зона абсолютной нищеты); Неустойчивость государственных институтов, слабость демократических институтов; Острые межгосударственные и внутригосударственные противоречия. Мусульманский мир «обнимает» этот регион, часто конфликты между ними выливаются в кровавые столкновения; Постоянные вспышки насилия, человеческая жизнь в ЮА не ценится; Близость к очагам нестабильности (Иран, Ирак, Персидский залив, Восточная Азия); у противоборствующих сторон есть ракетно-ядерное оружие.

Следует отметить и проблемы взаимоотношений в Южной Азии, связанные с религиозной гетерогенностью (в трех странах преобладает мусульманское население, в двух - индуистское и в двух - буддийское) при наличии религиозных меньшинств и росте фундаментализма практически во всех странах; психологическим восприятием Индии в качестве центра, откуда управляли в прошлом периферийными областями; разными национальными ценностями, традиционными и современными; с различиями в политических системах, экономических стратегиях и уровнях социально-экономического развития.

Для устранения недоверия между государствами и народами региона, укрепления региональной безопасности важную роль могла бы сыграть Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК). До сих пор ее деятельность принесла относительно мало реальных результатов, однако следует учесть, что это первая региональная организация Южной Азии, находящаяся в самом начале пути. СААРК пока отличается от АСЕАН и других ассоциаций «третьего мира» отсутствием консенсуса по проблемам внерегиональных, внутрирегиональных источников угрозы региональной безопасности.

Наиболее значительными факторами, влияющими на систему взаимоотношений в странах Южной Азии, являются различные национальные интересы, культурно-идеологическая несовместимость или, напротив, схожесть, а также внешние связи.

Основную роль в системе международных отношений в Южной Азии играют индииско-пакистанские отношения - и из-за наибольшего политического, экономического и военного веса двух стран, и из-за их практически постоянного противостояния.

На рубеже последнего десятилетия XX в. Индия взяла курс на нормализацию отношений с Китаем. В 90-е годы Китай проводит курс на постепенное выравнивание отношений с Индией и Пакистаном. Но Индия по-прежнему расценивает Китай в качестве союзника Пакистана, а в долгосрочном плане - как основного стратегического противника в Азии. Пока существуют многие ограничители всестороннего развития отношений Индии с Китаем. Нет существенного продвижения вперед в индийско-китайских переговорах по территориальной проблеме. Крайнее беспокойство в Индии вызывают продолжающееся китайско-пакистанское военное сотрудничество, совершенствование ядерного оружия в Китае, развитие военной инфраструктуры в зоне Индийского океана.

В конце тысячелетия в мире возрос интерес к Южной Азии. Если долгое время он определялся прежде всего быстрым экономическим развитием Индии и процессом ее превращения в мировую державу, то испытания ядерных устройств в мае 1998 г. Индией и Пакистаном приковали всеобщее внимание к гонке ядерных вооружений в Южной Азии. Регион становится крайне значимым для глобального уровня международных отношений. (материал полностью взят из статьи Торкунова «МО в Южной Азии» – если чего - смело на нее ссылайтесь;)


15. Международные отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе в
1991-2010 гг.: основные характеристики, факторы развития,
участники.

Узкое понимание региона: только Восточная Азия (от Берингова пролива до Сингапура, Малайзии и Индонезии). Восточная Азия делится на 2 субрегиона: Северо-Восточная и Юго-Восточная Азия (граница: Китай, Вьетнам).

АТР- экономическо-политический регион, включающий в себя около 50-ти государств: объедененными и торговыми отношениями. Важными прмышленно-торговыми центрами в составе АТР является развитые индустриальные и аграрно-индустриальные страны. Это Россия, Китай, Япония, Канада,и США. Общая численность населения АТР достигает 3,5 млдр. человек.

Япония, Китая, США – мощнейшие игроки в регионе, центры промышленности, машиностроения, С/Х, огромные рынки трудовых, природных ресурсов. Китай – из крупных стран наиболее успешно развивается (китайцам пофиг на кризис – их ВВП растет). Но по мимо этих гигантов мир интересуется и Новыми Индустриальными Странами (далее просто «НИС»). Именно на них обращено внимание последние 10 лет. Район Азиатского континента и бассейна Тихого океана на сегодня является самой динамичной частью мирового хозяйства, ведь именно в этом регионе миру явилось чудо “азиатских драконов” (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг), а также “азиатских тигров” (Тайланд, Малазия, Индонезия, Филиппины). Ещё 15-20 лет назад эти страны относились к беднейшим государствам мира. Однако в последние годы их социально-экономический прогресс был очень стремитиельным. За последнее десятилетие ХХ столетия доля обрабатывающей промышленности в ВВП этих государств увеличилась с 15 до 27%, а доля экспорта готовой продукции во всём их экспорте – с 14 в 1975 году, до 66% в 1997. Это такие гос-ва, как: НИС «первой волны» (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея) и НИС «второй волны» (Малайзия, Тайланд, Филиппины и Индонезия).

Важнейшие группировки АТР

АТЭС. Был создан в 1989 году. Для содействовия экономическому росту, На сегодняшний день в АТЭС входит 21 страна, включая все основные страны региона и наиболее динамично и быстро растущие страны мира: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония. В 1997 г., одновременно с приемом в АТЭС России, Вьетнама и Перу, введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума.

АСЕАН. Региональное объединение стран Ю-Вост. Азии. Общий объем ВВП стран-участниц составляет около 750млрд. $. Создана в 1967 году. в Бангкоке (Таиланд) руководством Таиланда, Малайзии, Индонезии, Филиппин, Сингапура. 8 января 1984 года в члены организации был принят Бруней Даруссалам. После окончания так называемой «холодной войны» в члены организации были приняты страны социалистической ориентации – Вьетнам (28 июля 1995 года), Лаос и Мьянма (23 июля 1997 года), Камбоджа (30 апреля 1999 года). Активно расширяется сотрудничество со странами региона в рамках формулы «АСЕАН + 3» и «Диалог с партнерами». В рамках последнего активно участвуют такие игроки как Япония, Индия, Китай, Республика Корея, Австралия, Канада, ЕС, Новая Зеландия, Россия, США, Пакистан.

СОГЛАШЕНИЕ ОБ УГЛУБЛЕНИИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ АВСТРАЛИЕЙ И НОВОЙ ЗЕЛАНДИЕЙ (фактически это соглашение о зоне свободной торговли).

1983 год - под­пи­са­но со­гла­ше­ние о соз­да­нии зо­ны сво­бод­ной тор­гов­ли (ЗСТ) к 1995 го­ду.1988 год - сня­ты по­шли­ны.1990 год - сня­ты ко­ли­че­ст­вен­ные ог­ра­ни­че­ния, ан­ти­дем­пин­го­вые про­це­ду­ры, гар­мо­ни­за­ция на­цио­наль­ных стан­дар­тов и та­мо­жен­ных пра­вил, уст­ра­не­на прак­ти­ка пре­фе­рен­ций к сис­те­ме го­су­дар­ст­вен­ных за­ку­пок и за­ка­зов.

Иные организации региона: Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) – Россия активно учавствует в деятельности, спосирует секритариат, В качестве координатора сотрудничества в области предупреждения чрезвычайных ситуаций Россия вносила свой вклад в деятельность Диалога по сотрудничеству в Азии (ДСА). Форум «Азия-Европа (АСЕМ), Восточноазиатские саммиты (ВАС).

Важная проблема Северной Кореи. Суть Она всех задолбала шантажом, что обзаведется яд. Оружием (ибо из ДНЯО вышла) - является важным дестабилизирующим фактором.

Насчет ШОС – в докладе МИДа она в разделе АТР. Так что упомяну ее и здесь: Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996—1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. После включения Узбекистана в 2001 году участники переименовали организацию.

Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн км², то есть 60 % территории Евразии. Её совокупный демографический потенциал — четвёртая часть населения планеты, а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику.

Одна из особенностей ШОС заключается в том, что она в статусном отношении не является ни военным блоком, как НАТО, ни открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН, занимая промежуточную позицию. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

Ссылки по материялу давайте на доклад «Внешн. Политическая и дип. деятельость России» за 2009 год. + материалы сайта http://asiapacific.narod.ru (сорри, что больше 1 стр. но просто регион жууутко объемный)

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...