Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к работе и порядок оценивания




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра Психологии

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

По дисциплине

Общая психология

Модуль 1. Введение в общую психологию

 

Направление подготовки: 030300 – Психология

Профиль подготовки: 030300.62 Психология

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, очно-заочная

 

 

Тула 2014 г.


Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………………………  
Тематика и основное содержание заданий курсового проектирования ……… …  
Требования к курсовой работе и порядок оценивания  
Оформление титульного листа КР  
Список литературы для выполнения курсовой работы …….………………….. …  

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Методические указания к курсовому проектированию предназначены для студентов 1 курса направления 030300 и позволяют самостоятельно освоить практический материал дисциплины «Общая психология».

Методические указания содержат тематику, основное содержание заданий самостоятельной работы, списки рекомендуемой литературы, а также требования к уровню освоения материала.

Изучение данного раздела является необходимой частью профессиональной подготовки психолога, поскольку знание и понимание психологии, познавательных процессов в целом, а также механизмов, закономерностей и феноменов внимания, памяти и воображения позволит студентам анализировать конкретные ситуации, проводить самостоятельные исследования, подготовиться к освоению навыков оказания психологической помощи, овладеть рядом практических профессиональных приемов, применяемых в конкретной работе.

Цель выполнения курсовой работы – сформировать теоретические основы изучения психики в науке, варианты психологической интерпретации сущности, природы, механизмов, психического

 

Задачи выполнения курсовой работы:

- выработать знания, умения и навыки аргументации и интерпретации основных теоретико-методологических положений общей психологии о сущности психических явлений;

- задать логическую систему научных категорий и понятий, с помощью которых в психологии описываются психические процессы и явления, выстроить логические связи между понятиями;

- в системном виде изложить историю зарождения и развития представлений о психологии и ее предмете

- дать представление о феноменах психических процессов и явлений, ознакомить студентов с основными закономерностями и спецификой их проявления

 

Тематика и основное содержание заданий курсового проектирования

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

«Феноменология психических явлений»

 

Каждое задание должно быть выполнено на отдельном листе.

Задания и пункты заданий должны быть пронумерованы.

При выполнении задания ответить нужно на все включённые в него пункты.

Все листы работы должны быть сложены по порядку, пронумерованы и сшиты скоросшивателем.

 

Задание 1. Задолго до того как предметом научного анализа стала психика, человек по-разному определял сущность психического. Изобразите в виде схемы историю становления и развития понятия «психика» от древности до современности. Схема должна быть построена так, чтобы показать «межпонятийную миграцию идей», связанную с ассимиляцией представлений, выработанных прежде в рамках других понятий, при формировании понятия «психика». Все материалы совокупно должны создавать единую картину восприятия эволюции понятия от его зарождения для современного состояния.

Схема выстраивается, используя принципы построения «MIND MAP».

Основные принципы создания «карты»:

1) начинать нужно с центра листа, использовать не менее 3 цветов, рисуя центральный образ-символ темы – «ПСИХИКА»;

2) затем нарисовать несколько ответвлений, на концах которых написать основные идеи рассматриваемой проблемы;

3) все линии должны быть соединены через центральный образ: чем ближе к нему, тем линии толще;

4) нарисуйте тонкие линии, расходящиеся от основных идей, и напишите данные, свидетельствующие в пользу ваших идей и положений;

5) старайтесь иллюстрировать символами и образами каждый блок текстовой информации;

6) придумайте свой собственный код (шрифт, цвет);

7) для каждой идеи используйте свою линию такой же длины как слово/образ;

8) выделяете ключевые моменты и показывайте связи;

9) завершите карту, сделав ее максимально эстетически выразительной.

 

Задание 2. Проведите опрос на тему «Житейские представления о психике». Для решения этой задачи необходимо:

1) Разработать опросник (сформулируйте от 3 до 10 вопросов), позволяющий выяснить представления опрашиваемых (респондентов) о психике и психическом (опрос может осуществляться письменно или устно. Если опрос проводится письменно, в КР вкладываются протоколы. Если опрос проводится устно, то к КР прикладывается запись беседы с расшифровкой). Придумайте название опроснику;

2) Сформировать группу респондентов (не менее 5 человек старше 15 лет), не привлекая к участию сокурсников;

3) Собрать данные, опросив респондентов;

4) Проанализировать полученные данные, выделить сходство представлений, описать различающиеся представления;

5) Сравнить обыденные представления о психике с научным понятием;

6) Сделать вывод о сходстве и различиях между житейскими и научными знаниями о психике.

 

Задание 3. Составьте синквейн на тему одного из ключевых понятий психологической науки. Объясните целесобразность выбора понятия.

«Синквейн» означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении:

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного;

2 строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих тему синквейна – они дают описание признаков и свойств выбранного объекта;

3 строка – три глагола или деепричастия, описывающие характерные действия, относящиеся к теме синквейна;

4 строка – фраза, предложение, состоящее из 4 (можно 5) слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объекту;

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное, характеризующее суть объекта, новую интерпретацию темы.

Задание 4. Внимательно прочитайте следующий ниже текст (отрывок из романа Ж.П.Сартра «Слова»).

1. Объясните, о чём текст? Сформулируйте кратко, одним или несколькими словами, его смысл. Объясните, почему вы так считаете.

2. Выделите в описании «потока сознания» объекты, соответствующие содержанию, уровням, единицам сознания структурно-уровневой концепции Выготского-Леонтьева-Зинченко.

3. Оформите таблицу: разделите лист по вертикали пополам - слева будут названия единиц и уровней сознания, справа - цитаты из текста, свидетельствующие в пользу вашего мнения.

«Постепенно осмелев, мать стала водить меня в кинотеатры Больших Бульваров: «Синераму», «Фоли-Драматик», «Водевиль», «Гомон-Палас», который в ту пору назывался «Ипподромом». Я посмотрел «Зигомара» и «Фантомаса», «Приключения Мациста», «Тайны Нью-Йорка». Позолота отравляла мне удовольствие — «Водевиль», разжалованный из театров в иллюзионы, не желал расставаться с былым великолепием. До самой последней минуты красный занавес с золотыми кистями скрывал от зрителей экран; о начале сеанса возвещали тремя ударами, оркестр исполнял увертюру, занавес поднимался, лампы гасли. Меня злил этот неуместный церемониал, вся эта нафталинная роскошь, которая только отдаляла персонажей от зрителей. Наши отцы, посетители ярусов и галерки, подавленные блеском люстр, росписями потолка, не могли и не хотели верить, что театр принадлежит им — они были в нем гостями. Я хотел быть как можно ближе к фильму. Уравниловка неуютных кинотеатров нашего квартала приучила меня к мысли, что это новое искусство принадлежит мне, как и всем. По умственному развитию мы были однолетки: мне было семь, и я умел читать, ему — двенадцать, и оно не умело говорить. Существовало мнение, что оно делает только первые шаги, что у него большое будущее; я считал, что мы будем расти вместе. Я не забыл нашего общего детства: когда меня угощают леденцами, когда женщина в моем присутствии покрывает ногти лаком, когда в уборной какой-нибудь провинциальной гостиницы пахнет дезинфекцией, когда ночью в вагоне я гляжу на фиолетовый ночник на потолке, зрением, обонянием, вкусом я ощущаю свет и запахи давно исчезнувших кинозалов; четыре года назад, попав в шторм на широте Фингаловых пещер, я услышал в вое ветра звуки пианино.

Нечувствительный к священнодействию, я обожал колдовство; кинематограф был темной личностью, и я испытывал к нему извращенное влечение, любя в нем его тогдашнее несовершенство. В этом мерцании было все и ничего, все, сведенное к ничему; я присутствовал при конвульсиях стены, твердые тела лишались своей массивности, того, что тяготило меня даже в моем собственном теле, и эта способность к бесконечному уплощению льстила моему юному идеализму; впоследствии перенос и вращение треугольников напомнили мне скольжение лиц на экране — даже в планиметрии я любил кино. Черное и белое стали для меня главными цветами, они вбирали в себя все остальные, но открывали их только посвященным. Меня пленяла возможность видеть невидимое. Но больше всего я любил неизлечимую немоту моих героев. Впрочем, нет, они не были немы, поскольку умели выразить свои чувства. Мы общались посредством музыки, это был отзвук их внутренней жизни. Оскорбленная невинность источала музыку, я проникался горем жертвы сильнее, чем если бы она говорила и объясняла. Я читал реплики, но слышал надежду и отчаяние, ловил ухом горделивое страдание, которое не высказывается в словах. Я был соучастником: на экране плачет молодая вдова, это не я, и все же у нас одна душа — похоронный марш Шопена, и вот уже мои глаза наполняются ее слезами. Не умея предсказывать, я чувствовал себя пророком: предатель еще не предал, а я уже полон его преступлением, в замке с виду все спокойно, но зловещие аккорды говорят о присутствии убийцы. Как я завидовал этим ковбоям, мушкетерам, полицейским — их будущее было здесь, в этой многозначительной музыке, оно правило настоящим. Неумолчная мелодия, сливаясь с их жизнью, влекла их к победе или к смерти, стремясь в то же время к своему собственному концу. Их-то действительно ждали, этих героев: ждала девушка, которой грозила опасность, ждал военачальник, ждал предатель, притаившийся в лесной засаде, ждал связанный друг, печально глядя, как язычок пламени бежит по фитилю к бочонку с порохом. Бег пламени, отчаянная борьба девственницы с насильником, скачка героя по степи, перекрестное мелькание всех этих образов, вся эта гонка и откуда-то из преисподней стремительная мелодия «Скачки в пропасть» — оркестрового отрывка из «Осуждения Фауста» в переложении для фортепьяно, — все это сливалось в одно: судьбу. Герой соскакивал с коня, гасил фитиль, предатель бросался на него, начинался поединок на ножах; но даже сами случайности этого поединка неукоснительно подчинялись развитию музыкальной темы —это были лжеслучайности, за которыми явственно ощущался всемирный порядок. Вот здорово было, когда последний удар ножа совпадал с последним аккордом! Я был на седьмом небе, я нашел мир, в котором хотел бы жить, я приближался к абсолюту. И как было обидно, когда вспыхивал свет! Я исходил любовью к этим героям, а они скрывались, унося свой мир с собой; я чувствовал их победу каждой клеткой своего существа, и все же это была их победа, а не моя — на улице я вновь обретал свою неприкаянность».


Задание 5. Реконструируйте психологически корректным языком смысл следующих ниже предложений, аргументируя выбранный способ интерпретации:

а) «не все то золото, что блестит»;

б) «смотреть со своей колокольни»;

в) «яблоко от яблони недалеко падает»;

г) «старую птицу приманкой не проведешь»;

д) «уменье и труд все перетрут».

Например перефразирование выражения «мал золотник – да дорог» психологическим языком может быть таким: «значимость объекта обусловлена не его объективными, физическими размерами, а особенностями субъективного образа, насыщенного личностными смыслами субъекта»

Задание 6.Составьте рейтинг из 10 научных идей (мыслей) психологии, которые, на Ваш взгляд, можно назвать «революционными» в общей психологии, идей, которые определили развитие мировой психологии, идей, которые открыли для Вас «тайны» психики.

ВАЖНО: выписывайте идеи, а не вклад конкретного психолога в развитие науки (прямое копирование, переписывание текста из словарей, учебников, монографий оценивается 0 (ноль) баллов!). Пишите только те идеи, которые Вам знакомы.

Идеи можно оформлять в виде свободного пересказа или в форме цитаты (в последнем случае, необходимо указать ссылку на источник – название книги, автор, издательство и страница)

Поясните в 2-3 предложениях суть каждой из выбранных идей (мыслей).

Аргументируйте свой выбор рейтинга точки зрения влияния «идей» на развитие психологии.

 

Задание 7. Ответьте на перечисленные ниже вопросы

1. Укажите 10 составляющих сущности психологии как науки, продолжив следующую формулу: ПСИХОЛОГИЯ = … + …+…+…+…+…+…+…+…+…

2. Какую пословицу, поговорку, афоризм и т. п. Вы бы прикрепили к двери в приемную психолога в качестве девиза?

3. Какой персонаж кинофильма, мифа, сказки, художественного произведения, на Ваш взгляд, не являясь профессиональным психологом, способен быть им?

4. На кого из реальных (живших и/или живущих) или вымышленных психологов Вы хотите быть похожим? Обоснуйте свой ответ

5. Что, на Ваш взгляд, является главной составляющей в психической жизни человека? Свой ответ аргументируйте.

Задание 8.По мнению английского философа 17 века Ф.Бекона существуют три пути познания – «паука, муравья и пчелы». «Путь паука» - это попытка вывести истину из «чистого» сознания как такового; выводы при этом имеют форму гипотез: истинных и ложных. Этим методом пользуются догматики и рационалисты, которые подобно пауку ткут паутину мыслей из своего ума. «Путь муравья» - это узкий эмпиризм, сконцентрированный только на сборе фактов; эмпирики настойчиво, как муравьи, собирают разрозненные факты, но не умеют их обобщать. Такой метод не позволяет заглянуть в сущность предмета. «Путь пчелы» – подъем от эмпирии к теории. Следуя логике автора, придумайте и изобразите аллегорию современного пути познания в научной психологии. Ответ аргументируйте.

Задание 9.Используя модель механизмов формирования навыка Н.А.Бернштейна, опишите собственный опыт овладения одним из навыков.

Задание 10. Внимательно прочитайте следующий ниже отрывок из работы С.Л.Рубинштена «Человек и мир». 1. Объясните, о чём текст, сформулируйте кратко его смысл. 2. Раскройте сформулированный смысл в 10 последовательных предложениях. 3. Сформулируйте 2-3 вопроса к тексту. 4. Приведите конкретный пример, проясняющий суть содержания текста.

«С одной стороны, отношение человека к миру - это отношение к нему как к бесконечности, которая включает в себя человека, может его поглотить и подавить, обусловливает всю его жизнь, и, с другой стороны, отношение к миру как к объекту, в который человек может проникнуть познанием и переделать действием. Наличие сознания и действия есть фундаментальная характеристика человеческого способа существования в мире. Здесь выступает и включенность человека в цепь причин и следствий, зависимость человека от условий жизни и их зависимость от его деятельности. Своеобразное отношение человека к миру связано с наличием у него сознания. Человек выступает как часть бытия, сущего, осознающая в принципе все бытие. Это капитальный факт в структуре сущего, в его общей характеристике: осознающий - значит как-то охватывающий все бытие, созерцанием его постигающий, в него проникающий, часть, охватывающая целое. В этом своеобразие человека и его место и роль во Вселенной, включающей человека.

Человек включен в бытие своими действиями, преобразующими наличное бытие. Этот процесс - непрерывная серия цепных взрывных реакций: каждая данность - наличное бытие - взрывается очередным действием, порождающим новую данность нового наличного бытия, которое взрывается следующим действием человека. Большие взрывы - революции, после которых наступает относительная стабилизация, - снова переходят в новые действия, взрывающие или преобразующие данную ситуацию, окружающую человека. Эти действия порождены как ситуацией самой по себе, так и соотношением с потребностями человека. Значит, в человеке, включенном в ситуацию, есть что-то, что выводит его за пределы ситуации, в которую он включен. Ситуация - это лишь один из компонентов, детерминирующих его действия. Всякая ситуация по самому существу своему проблемна. Отсюда - постоянный выход человека за пределы ситуации, а сама ситуация есть становление. Становление или становящееся соотнесено с тем внутренним в человеке, что, в свою очередь, соотносится с чем-то внешним по отношению к ситуации, выходящим и выводящим за ее пределы; это внешнее по отношению к ситуации связано с внутренним по отношению к человеку. Сознание человека предполагает, что человек отделяет себя от окружающего (природы, мира) и связывает, соотносит себя с ним. Из этого вытекают важнейшие особенности человеческого бытия. Неразрывная соотнесенность человека с миром и обособленность от него осуществляется не только в познании, но и в бытии».

 

 

В случае, если универсальный вариант не удовлетворяет студента, студент вправе выбрать тему самостоятельно, при обязательном условии согласования темы с преподавателем или воспользоваться перечнем тем, представленных ниже.

Рекомендуемые темы для написания КР:

1) «Поведение человека: между инстинктом и сознанием»

2) «Поведение животного: инстинкт, навык, интеллект»

3) «Сознание в философии и психологии»

4) «Методы исследования сознания в современной психологии»

5) «Как связаны язык и сознание»

6) «Содержание и уровни сознания»

7) «Гипотезы возникновения языковой способности в антропогенезе»

8) «Новые направления в психологии 21 века»

9) «Обладают ли животные речевыми способностями и способностями к коммуникации?»

10) Понятия «душа» и «психика» с точки зрения психологии

11) Проблема поиска смысла жизни человеком и варианты ее решения в психологии

12) Роль интуитивного опыта в познании действительности

13) Что такое «мораль» с точки зрения психологии

14) Позитивные и негативные эффекты рефлексии

15) Рефлексия и сознание

16) Категория деятельности в школе С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева

17) Человек как субъект и как личность: проблема соотношения понятий

18) Культурно-историческая психология: традиции и перспективы развития в отечественной и зарубежной психологии 20-21 вв.

19) Категория «поток» в психологии: сравнительный анализ дефиниции в работах У.Джемса и М. Чиксентмихайи

20) Психофизиологическая проблема и варианты ее решения в психологии

21) Перцепция и апперцепция в познании человеком мира

22) Активность как психологическая категория

23) Проблема неосознаваемого и подходы к ее решению в психологии

24) Отрасли современной психологии

25) Этические нормы проведения психологических исследований

26) Методы научного познания в современной психологии

27) Что изучает современная психология?

Самостоятельно выбранная тема должна отвечать следующим критериям: 1) входить в круг рассматриваемых общей психологией проблем; 2) отражать научный подход к исследованию психического; 3) быть актуальной на современном этапе развития психологии.

Курсовая работа выполняется самостоятельно и предполагает анализ научной литературы по выбранной проблеме (не менее 7 источников). В качестве источников могут быть привлечены научные монографии, статьи и другие публикации в научных периодических изданиях. Работа выполняется на основе самостоятельного знакомства студента с первоисточниками (научными текстами), в которых рассматривается анализируемая проблема и не должна представлять собой плагиат или компиляции уже существующих текстов. В тексте работы должна быть представлена собственная позиция студента, выраженная через комментарии к научным текстам и сопоставление авторитетных точек зрения.

КР должна содержать собственные рассуждения студента по выбранной проблеме современной психологии, подкрепленные внятными и корректно описанными библиографическими ссылками и цитатами из научной литературы.

Содержание работы должно ракрывать:

1) обоснование актуальности и проблемности темы;

2) научный глоссарий;

3) использование данных современных исследований (за последние 5 лет) по выбранной проблеме;

4) наличие собственной аргументированной позиции студента относительно анализируемой проблемы, выраженной через комментарии к научным текстам и сопоставление авторитетных точек зрения;

5) наличие собственных обобщений, сравнений, сопоставлений авторитетных мнений;

6) доказательность и обоснованность выводов исследования.

 

Требования к работе и порядок оценивания

 

Оценка КР: баллы за качество выполнения работы – до 35, оценка рецензента – до 5, качество доклада – до 20, уровень защиты – до 40. Максимум – 100 баллов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...