Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа преподавателя психологии с психологическим тезаурусом 3 глава




Психология спорта- изучает закономерности психической дея­тельности людей в условиях тренировок и соревнований.

Психология компьютеризации- отрасль психологии, изучающая порождение, функционирование и структуру психики в процессе деятельности индивидов и групп, связанной с созданием и исполь­зованием компьютеров, включая их математическое и программное обеспечение.

Психология науки - отрасль, изучающая психологические факто­ры научной деятельности с целью повышения эффективности этой деятельности.

Психология искусства - отрасль психологии, предметом которой являются свойства и состояния личности или группы лиц, обус­ловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность отдельной личности и общества в целом (включает сценическое искусство и др.).

Психология развития - отрасль психологии, изучающая измене­ния, происходящие со временем в строении тела, психике и поведе­нии человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды.

Психология возрастная - отрасль психологии, изучающая психоло­гические особенности людей различных возрастов. Возрастная пси­хология включает: психологию детского, подросткового, юношес­кого возрастов, психологию зрелого возраста, геронтологию.

Геронтология - психология старости, изучает психологию пожи­лых людей и процессы старения.

Психогенетика - область исследований, изучающая наследствен­ный характер некоторых психических и поведенческих явлений, их зависимость от генотипа.

Генотип - совокупность генов или каких-либо качеств, получен­ных человеком в наследство от своих родителей.

Зоопсихология - отрасль психологии, изучающая сравнительное развитие психики животных и человека.

Психология дифференциальная - изучает индивидуально-психоло­гические различия между людьми.

Этология (греч. ethos - суть, характер, logos - наука, учение) - ме­жотраслевая наука, объединяющая зоологию, биологию и сравни­тельную психологию, занимающаяся тщательным наблюдением за поведением животных в их естественной среде и разработкой тео­ретических характеристик этого поведения.

Психология сравнительная - отрасль психологии, изучающая зако­номерности происхождения и развития психики животных и ста­новление человеческого сознания.

Психология социальная - наука, изучающая закономерности пове­дения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики са­мих этих групп.

Психология личности - целостная система знаний, охватывающая сферу изучения проявлений личности и раскрывающая связь психо­логии личности с другими областями человекознания.

Психология политическая - отрасль психологии, изучающая пси­хологические компоненты политической жизни и деятельности лю­дей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и пр. Проявляется политическая психология в политическом сознании наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реа­лизуется в конкретных политических действиях.

Психология экологическая - область психологии, изучающая взаи­моотношения человека и окружающей среды (пространственно-гео­графической, социальной, культурной).

Психология экономическая - отрасль психологии, предметом кото­рой является отражение хозяйственных отношений в сознании и по­ведении человека. Это психология хозяйствующего субъекта (один человек, семья, организация, государство или нация). Проблемы экологической психологии касаются прежде всего рынка, бизнеса, отношений «общество - гражданин».

Психология управления - отрасль психологии, в которой изучаются психологические аспекты управления человеком различными объ­ектами: организациями, людьми, экономическими и техническими системами.

Психология прикладная - общий термин для обозначения всех от­раслей психологии, которые стремятся применить принципы, от­крытия и теории психологии на практике в смежных областях (об­разование, промышленность, общественные явления, спорт и пр.).

Психология практическая - область психологии, решающая на на­учной основе задачи, возникающие в реальной жизни и деятельнос­ти людей и коллективов.

Психодиагностика (греч. psyche - душа, diagnostikos - способный распознавать) - область психологии, разрабатывающая методы вы­явления и измерения индивидуально-психологических особеннос­тей личности. Психодиагностика связана с количественной оцен­

кой и точным качественным анализом психологических свойств и состояний человека при помощи научно проверенных методов, даю­щих достоверную информацию о них. Это одна, традиционная, точ­ка зрения на предмет психодиагностики. Другая, развиваемая А.Ф. Ануфриевым, состоит в том, что практическая психодиагностика -это наука о постановке психологического диагноза, включающая ряд компонентов (см. Ануфриев А.Ф.). Как вид деятельности практичес­кого психолога психодиагностика включает диагноз, прогноз, кор­рекцию и профилактику.

Психотерапия - процесс лечебного воздействия врача (психоло­га) психологическими методами на психику отдельного больного или группы больных. По В.Н. Мясищеву основная задача психотера­пии заключается в изменении личности больного на основе осозна­ния причин и характера развития болезни и перестройки отноше­ния больного к патогенным (порождающим заболевание) факторам заболевания.

Психология консультативная - отрасль психологии, изучающая де­ятельность психолога-консультанта.

Психологическое консультирование - оказание помощи в определе­нии, уточнении и решении проблем клиента. Консультирование из­начально ориентировано на психически здоровых людей, способ­ных взять на себя ответственность за свои поступки.

Психокоррекция - восстановление психических функций, а также устранение или компенсация психических аномалий развития с по­мощью восстановительного обучения.

Парапсихология (психотроника) (греч. para - возле, около) - обоз­начение гипотез и представлений, относящихся к психическим яв­лениям, объяснение которых не имеет строгого научного обоснова­ния и к которым относят прежде всего так называемый экстрасен­сорные восприятия, то есть прием информации человеком, не свя­занный с функционированием известных науке органов чувств (те­лепатия, ясновидение и пр.).

Акмеология (греч. axis - острие, вершина, пик, оптимум, совер­шенство) - наука, изучающая закономерности и механизмы разви­тия человека на ступени его зрелости, проблемы высших форм са­мореализации личности.

ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Среди многочисленных проблем, которые стоят перед современ­ной психологией, выделяются две кардинальные:

1) реализация в теории и практике целостного подхода к чело­веку:

- как к индивиду;

- как к социальному существу;

- как к объекту экологии;

- как к саморегулирующейся личности, что предполагает ориен­тацию на развитую систему самовоспитания;

2) ориентация на уникальную, творческую личность. На перед­ний план выходит такая отрасль науки, как акмеология (психология высших достижений), поскольку как никогда наше общество нужда­ется в творческих людях.

ТЕМА 5 • МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ_

ПОНЯТИЕ

Решение различных задач в психологии невозможно без исполь­зования определенных приемов, способов методов изучения. Каж­дая наука использует свои методы. Метод исследования всегда отра­жает ту или иную методологию, то есть общие требования к методам исследования. К методам психологического исследования предъяв­ляют определенные требования, которые необходимо соблюдать при использовании любого метода. Это основные методологичес­кие принципы: объективность, адекватность, развития.

Метод (греч. methodos - путь к чему-либо) - способ деятельнос­ти, направленный на достижение определенной цели; путь осущест­вления научного исследования, вытекающий из общих теоретичес­ких представлений о сущности изучаемых объектов.

Методология - система принципов и способов организации и по­строения теоретической и практической деятельности, а также уче­ние об этой системе.

Методология воплощается во всех видах деятельности, в том чис­ле и научной.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ

В психологии известны различные классификации методов. На­иболее полной является классификация, предложенная Б.Г. Ананье­вым. В этой классификации все методы делятся на четыре класса.

I. Методы сбора данных (эмпирические):

а) основные (наблюдения и эксперимент (лабораторный, естест­венный (констатирующий, формирующий);

б) вспомогательные (тестирование, изучение продуктов деятель­ности, биографический, беседа, анкетирование, моделирование, социометрический, близнецовый).

II. Организационные методы:

а) сравнительный,

б) лонгитюдный,

в) комплексный.

III. Методы обработки результатов:

а) количественный (статистический),

б) качественный (дифференциация материала по уровням и ти­пам).

IV. Методы интерпретации результатов:

а) генетический (анализ результатов в плане развития с выделе­нием отдельных фаз, стадий и т.п.);

б) структурный (установление структурных связей между всеми характеристиками личности) (см. Корреляционный анализ).

I

Основные методы

Наблюдение - метод психологии; заключается в фиксации прояв­лений поведения и получении суждений о субъективных психичес­ких явлениях.

Интроспекция - самонаблюдение, наблюдение, объектом которо­го являются психические состояния самого субъекта.

Эксперимент в психологии (лат. experimentum - проба, опыт) ос­новной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяе­мых независимых переменных, влияющих на зависимую перемен­ную. Это создание оптимальных условий для изучения психических явлений. Он предполагает целенаправленное вмешательство уче­ного в исследовательскую ситуацию. Для проведения эксперимента подбираются конкретные диагностические методики и методы, со­вокупность которых называют методикой исследования.

Методика психологического исследования - совокупность методов, применяемых в конкретном исследовании и определяемых соот­ветствующей им методологией.

Эксперимент лабораторный - метод психологии, осуществляемый в искусственных условиях (в специально оборудованных помещени­ях) со строгим контролем всех влияющих факторов.

Эксперимент естественный - психологический эксперимент, вклю­ченный в игровую, трудовую или учебную деятельность.

Эксперимент констатирующий- предусматривает выявление су­ществующих психических особенностей или уровней развития со­ответствующих качеств, а также констатацию отношений причин и последствий.

Эксперимент формирующий (обучающий) - метод психологии, при котором имеет место планомерное формирование требуемого пси­хического процесса или качества личности.

Вспомогательные методы

Тестирование- исследование с помощью тестов.

Тест (англ. test - испытание) - стандартизированное психологи­ческое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом. Разли­чают: тесты способностей и достижений, а также личностные тес­ты (опросники, проективные). Тесты способностей предназначены для измерения уровня развития определенных способностей (памя­ти, мышления, интеллекта, профессиональных и пр.). Тесты дости­жений служат для определения достижений в различных видах де­ятельности (в учении, труде и пр.). Личностные тесты предназначе­ны для определения различных психологических качеств личности (мотивов, отношений, ценностей, индивидуальных особенностей (темперамента, характера, эмоционального состояния и т.д.). При этом используются опросники или проективные тесты.

Опросники личностные- разновидность опросников, направлен­ных на измерение различных особенностей личности. Личностные опросники делятся на: а) опросники черт личности; б) опросники типологические; в) опросники мотивов; г) опросники интересов; д) опросники ценностей; е) опросники установок.

Проективный - один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций особенностей личности испытуемого в дан­ных эксперимента с последующей интерпретацией. Метод обеспе­чивается совокупностью проективных методик (проективных тес­тов), среди которых различают: а) ассоциативные (например, тест Роршаха, тест незаконченных предложений и др.); б) интерпрета­ционные (например, тематический апперцептивный тест ТАТ, в ко­тором требуется истолковать социальные ситуации, изображенные на картинках); в) экспрессивные (психодрама, рисунок человека или несуществующего животного и др.).

Валидность теста (англ. validate- подтверждать, объявлять дейс­твительным) - мера соответствия результатов исследования цели

тестирования, объективным внешним критериям. Мерой валид-ности обычно выступает коэффициент корреляции результатов по тесту с результатами по другим валидным тестам или по профессио­нальному критерию.

Надежность- постоянство, устойчивость результатов, получае­мых с его помощью. Надежность указывает на устойчивость теста к искажающему воздействию случайных шумовых факторов, его точ­ность. Проверяется надежность тестов повторным тестированием.

Изучение продуктов деятельности - это изучение продуктов труда человека: изобретений, книг, писем и т.п. По ним можно в извест­ной мере судить об особенностях деятельности, которая привела к их созданию, и включенных в эту деятельность психических про­цессов. Этот метод используется для изучения психического склада личности по текстам (контент-анализ), по рисункам и пр.

Контент-анализ (англ. contents - содержание) - научный метод выявления и оценки характеристик текстов и других носителей ин­формации (видеозаписей, теле - и радиопередач, интервью и т.д.).

Метод биографический (англ. bio - жизнь, graphx - пишу) - спосо­бы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жиз­ненного пути личности на основе информации, полученной из био­графий, опросников, интервью, свидетельств очевидцев, контент-анализа дневников, писем и т.п.

Беседа - один из методов психологии, предусматривающий пря­мое или косвенное получение сведений путем речевого общения.

Интервьюирование- метод социальной психологии, заключаю­щийся в сборе информации, полученной в виде ответов на постав­ленные вопросы.

Анкета (фр. enquete - список вопросов) - методическое средство для получения первичной информации.

Анкетирование - исследование с использованием анкет.

Моделирование - метод исследования психических закономернос­тей, который заключается в построении моделей психических яв­лений и в изучении функционирования этих моделей с использова­нием полученных результатов в качестве данных о закономерностях функционирования психики.

Социометрия - метод психологического исследования межлич­ностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

Метод близнецовый - способ научного исследования, основанный на сравнении психологии и поведения двух типов близнецов: моно-

зиготных (с одинаковым генотипом) и дизиготных (с разным гено­типом). Метод применяется для решения проблемы генотипичес-кой или средовой обусловленности определенных психологических и поведенческих особенностей человека.

Метод генетический - способ изучения психических явлений, со­стоящий в анализе процесса их возникновения и развития от низ­ших форм к высшим.

Метод семантического дифференциала - способ изучения содержа­ния и структуры сознания человека через определение им понятий с помощью серии заранее заданных полярных определений типа «сильный - слабый», «хороший - плохой» и т.п. Метод введен аме­риканским психологом Ч. Осгудом.

II

Метод сравнительный - изучение одной и той же функции у раз­ных групп испытуемых.

Метод лонгитюдный (от англ. longitude - долгота) - длительное научное исследование процессов формирования, развития и изме­нения каких-либо психических или поведенческих явлений. Изуче­ние психических явлений у одних и тех же испытуемых на протяже­нии длительного времени (иногда в продолжение ряда лет) и пос­ледовательная фиксация ряда существенных изменений в психике испытуемого.

Метод близнецовый - способ научного исследования, основанный на сравнении психологии и поведения двух типов близнецов: моно­зиготных (с одинаковым генотипом) и дизиготных (с разным гено­типом). Метод применяется для решения проблемы генотипичес-кой или средовой обусловленности определенных психологических и поведенческих особенностей человека.

Метод генетический - способ изучения психических явлений, со­стоящий в анализе процесса их возникновения и развития от низ­ших форм к высшим.

Метод комплексный - исследования разными средствами, разны­ми науками.

III

Статистика - отрасль математики, теоретической и приклад­ной, которая занимается сбором, классификацией и анализом дан­ных. Статистика включает три главных раздела: 1) описательную статистику, позволяющую описывать, подытоживать и воспроизво­

дить в виде таблиц или графиков данные того или иного распределе­ния, вычислять статистические его характеристики; 2) индуктивную статистику, служащую для проверки того, можно ли распространить результаты, полученные на данной выборке, на всю популяцию, из которой взята выборка; 3) измерение корреляции, которая позволя­ет узнать, насколько связаны между собой две переменные, чтобы можно было предсказывать возможные значения одной из них, ес­ли мы знаем другую.

Корреляционный анализ (лат. correlatio - соотношение) - статисти­ческий метод оценки меры, формы и характера связи исследуемых свойств или признаков.

Корреляция - мера связи явлений действительности или фактов эксперимента, их взаимосвязь.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Этапы психологического исследования (см. рис. 10):

1. Планирование исследования включает подбор и апробацию методики исследования. Планирование - это также составление ло­гической и хронологической схем исследования, выбор континген­та и количества испытуемых или необходимого числа измерений (наблюдений), это план математической обработки и описания все­го исследования и т.д.

2. Место проведения исследования должно обеспечивать изо­ляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и ин­женерно-психологическим требованиям, то есть обеспечивать оп­ределенный комфорт и непринужденную рабочую обстановку.

3. Техническое оснащение исследования должно соответство­вать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.

4. Подбор испытуемых должен обеспечить их качественную од­нородность.

5. Исследователь (экспериментатор) неизбежно влияет на ход проводимой работы на всех ее этапах.

6. Инструкция составляется еще на стадии планирования рабо­ты. Она должна быть четкой, краткой, однозначной.

7. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным.

8. Обработка результатов исследования - это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.

РАЗДЕЛ 2
психические процессы

ТЕМА 6• ОЩУЩЕНИЯ

ПОНЯТИЕ

Ощущение- процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного орга­низма, возникающий при непосредственном воздействии их на ре­цепторы (органы чувств).

Это процесс первичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку.

С помощью ощущений субъект отражает свет, цвет, звуки, шумы, тепло, холод, запахи, вкусы. Ощущения являются предпосылкой для создания образов и их познания.

ФУНКЦИИ

Сигнальная - уведомление организма о жизненно важных объек­тах или свойствах окружающего мира.

Отражательная (образная) - построение субъективного образа свойства, необходимого для ориентировки в мире.

Регулятивная - адаптация в окружающем мире, регулирование поведения и деятельности.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

Ощущение - результат нервных процессов, происходящих в спе­циальных нервных устройствах - анализаторах. Этот процесс не что иное, как рефлекс (см. рис. 11).

Анализатор - сложный комплекс анатомических структур. Каж­дый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор - это воспринимающая часть анализатора, его основная функция - трансформация внешней энергии в нервный процесс); 2) проводящих нервных путей; 3) кор­ковых отделов анализатора (их еще по-другому называют централь-

ными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора.

Рефлекс (лат. reflexus - отражение) - специальные чувствительные нервные образования, воспринимающее раздражения из внешней или внутренней среды и перерабатывающие их в нервные сигналы.

Рецепторы (от лат. recipere - получать, принимать) - специаль­ные чувственные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней или внутренней среды и передающие ин­формацию о действующем раздражителе в нервную систему.

ТЕОРИИ ОЩУЩЕНИЙ

Рецептивная. Согласно этой теории орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители. Этим пассив­ным ответом и являются соответствующие ощущения, то есть ощу­щение есть чисто механический отпечаток внешнего воздействия в соответствующем органе чувств. В настоящее время эта теория при­

знана несостоятельной, поскольку отрицается активный характер ощущений.

Диалектико-материалистическая. Согласно этой теории «ощу­щение - есть действительная непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания» (В.Л. Ленин).

Рефлекторная. В рамках рефлекторной концепции И.М. Сече­нова и И.П. Павлова были проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим механизмам ощущение является це­лостным рефлексом, который объединяет прямыми и обратными свя­зями периферические и центральные отделы анализатора.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОЩУЩЕНИЙ

По модальности (видам анализаторов) различают ощущения: зри­тельные, слуховые, осязательные (тактильные, температурные и болевые), обонятельные и вкусовые. Выделяют также интермодаль­ные ощущения.

По характеру отражения и месту расположения рецепторов класси­фикация ощущений представлена английским физиологом Ч. Шеррингто-ном (1906). На основе анатомического расположения рецепторов ощуще­ния делятся на три класса: интероцептивные (рецепторы располо­жены во внутренней среде организма), проприоцептивные (рецеп­торы расположены в мышцах, сухожилиях и суставных сумках) и эк-стероцептивные (рецепторы расположены на поверхности тела). К экстероцептивным относят: контактные (вкус, осязание) и дистан­тные (обоняние, слух, зрение). А.Р. Лурия дополняет последний ряд двумя категориями: интермодальными (промежуточными) и не­специфическими видами ощущений.

По происхождению (генетическая классификация X. Хэда) выделяют: протопатические и эпикритические ощущения.

Модальность (модальный - относящийся к местоположению) -качественная характеристика ощущений и восприятий, указываю­щая на их принадлежность определенным органам чувств, напри­мер зрительным, слуховым, тактильным и др.

Ощущения зрительные - ощущения, стимулом для которых являют­ся электромагнитные излучения с длиной волны примерно от 380 до 780 миллиардных долей метра, а рецепторами - светочувствитель­ные клетки сетчатки глаза.

Зрительные ощущения служат для отражения света, цвета, тьмы. Цвет возникает при воздействии на рецептор глаза волн разной дли-

ны из этого диапазона. Ощущаемые цвета делятся на хроматические (например, цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические (белый, черный, серый). Цветовой тон содержит около 150 переходов, зависящих от длины действующей на глаз световой волны. Рецептор зрения - спе­циальные клетки сетчатки: «палочки» и «колбочки». «Палочки» ха­рактеризуются высокой чувствительностью к слабой интенсивнос­ти света и являются аппаратом ночного (сумеречного) зрения, а «колбочки» обладают более низкой чувствительностью и представ­ляют собой аппарат дневного зрения.

Ахроматические цвета - белый, черный, серый. Ахроматическое зрение использует «палочки».

Хроматические цвета - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. При хроматическом зрении действу­ют «колбочки».

Ощущения слуховые- ощущения, стимулом для которых являют­ся звуковые волны различной амплитуды и частоты. Звуковые вол­ны - это продольное колебание частиц воздуха, распространяющее­ся во все стороны от колеблющегося тела, которое служит источни­ком звука. Все звуки, которые воспринимает человеческое ухо, мо­гут быть разделены на две группы: музыкальные (звуки пения, звуки музыкальных инструментов и др.) и шумы (скрипы, шорохи, стуки и т.п.).

Музыкальные звуки образуются благодаря периодическим рит­мическим колебаниям звуковых волн, а шумы - в результате нерегу­лярных колебаний.

Человеческая речь, как правило, одновременно содержит звуки обеих групп.

Звуки бывают простыми или сложными, состоящими из несколь­ких тонов. Один из этих тонов является основным, определяющим силу и высоту звука, другой - сопутствующим (обертоном), опреде­ляющим своеобразие (тембр) звука.

Тембр - специфическое качество, которое отличает друг от друга звуки одной и той же высоты и интенсивности, издаваемые разны­ми источниками.

Ощущения вестибулярные— основаны на информации, приходя­щей из полукружных канальцев внутреннего уха. Одна из основных функций системы вестибулярных ощущений - обеспечить устой­чивую основу для зрительного наблюдения. За счет существования рефлекторного механизма, который компенсирует каждое движе­

ние головы противоположным по направлению движением глаз, пе­ред нами предстает довольно стабильная картина мира (не прыгает, не дрожит).

Вестибулярный аппарат- анализатор, позволяющий оценивать положение в пространстве и изменение направления движения.

Ощущения осязательные (или кожные) - включают в себя три раз­личных вида ощущений, имеющих свои анализаторы: тактильные (прикосновения и давления), температурные (тепла и холода) и бо­левые.

Кожные ощущения вызываются действием механических и тер­мических свойств предмета на поверхность кожи. Возникают они при раздражении рецепторов, расположенных в коже в виде окон­чаний нервных сплетений или в виде специальных нервных обра­зований - телец Майснера, расположенных на ее поверхности, ли­шенных волос, и телец Пачини, расположенных в глубоких слоях кожи.

Ощущения тактильные- дают информацию о том, что соприка­сается с телом субъекта. Это ощущение прикосновения и давления. Иногда выделяют ощущение щекотки.

Ощущения температурные- ощущения тепла или холода. На по­верхности кожи Холодовых клеток больше (8-23 на 1 кв. см), чем тепловых (0-3 на 1 кв. см), и они находятся ближе к поверхности (на 0,17 мм), чем тепловые (на 0,3 мм). Поэтому организм быстрее реа­гирует на холод, чем на тепло.

Ощущения болевые - одни ученые полагают, что существуют специ­ализированные болевые рецепторы, находящиеся на всей поверх­ности кожи. Их количество велико (примерно 100 на 1кв. см), и рас­полагаются они на глубине 0,1 мм от поверхности кожи. По мнению других, боль возникает в ответ на чрезмерную стимуляцию любого кожного рецептора. Болевые ощущения сигнализируют о возмож­ной физической опасности.

Ощущения обонятельные- вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Обонятельные ощущения вызы­ваются действием химических веществ на рецепторные клетки по­лости носа и носоглотки. Система классификации запахов, извест­ная как «Призма Хеннинга» (цветочный, фруктовый, пряный, смо­листый, пригорелый, гнилостный), образует углы призмы с проме­жуточными качествами, расположенными на плоскостях.

Имеются и другие классификации. В практике часто используют сравнение данного запаха с известным эталоном (сирень, сено и т.д.). Обоняние - одно из самых древних, простых, но жизненно важных ощущений. Оно обеспечивает индивида информацией о наличии в воздухе различных химических веществ и действует на подсознание.

Ощущения вкусовые - отражение качества пищи, обеспечение ин­дивида информацией о том, можно ли употребить внутрь данное ве­щество. Вкусовые ощущения (часто вместе с обонянием) вызывают­ся действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или воде, на вкусовые рецепторы (вкусовые почки), расположен­ные на поверхности языка, задней поверхности глотки, небе и над­гортаннике. Система классификации вкусов представлена «Тетраэд­ром Хеннинга» (рис. 13), в которой четыре основных вкуса (слад­кий, кислый, соленый, горький). Они располагаются в углах тетра­эдра (четырехугольной пирамиды), а все другие ощущения вкуса располагаются на плоскостях Тетраэдра и представляют их как ком­бинации двух или более основных вкусовых ощущений.

Разные участки языка по-разному чувствительны к разным вещес­твам: к сладкому наиболее чувствителен кончик языка, к кислому -его края, к горькому - область корня языка, к соленому - края языка и середина.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...