Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа преподавателя психологии с психологическим тезаурусом 5 глава




Восприятие осязательное- это восприятие на основе кожных и двигательных ощущений. В процессе осязательного восприятия предмета постепенно (сукцессивно) поступающая информация от отдельных признаков предмета превращается в его целостный (си­мультанный) образ. Чтобы перейти от оценки отдельных признаков к осязательному восприятию целого предмета, необходимо, чтобы рука находилась в движении, то есть пассивное осязательное вос­приятие заменялось активным ощупыванием предмета.

Восприятие обонятельное- это восприятие на основе обонятель­ной чувствительности.

Восприятие вкусовое - это восприятие на основе вкусовой чувстви­тельности.

Восприятие непроизвольное (непреднамеренное)- это восприятие без намерения, без постановки цели. Оно выступает как компонент какой-то другой деятельности.

Восприятие произвольное (преднамеренное) - связано с постанов­кой определенной задачи, цели. Оно характеризуется целенаправ­ленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае вос­приятие выступает как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение). Произвольное восприятие в большинстве случаев более эффективно, чем непроизвольное. Произвольное воспри­ятие является высшей психическая функцией и присуще только че­ловеку.

Восприятие симультанное - развернутое в пространстве, одномо­ментное, обобщенное, целостное. Например, целостное воспри­ятие лектором всей аудитории при чтении лекции.

Восприятие сукиессивное - развернутое во времени, поэтапное на­блюдение. Например, поиск ошибок при проверке диктанта.

Восприятие пространства - отражение пространственных форм вещей, их величины, формы, расположения относительно друг дру­га и направления. В пространственном восприятии участвуют все органы чувств человека. Ведущая роль принадлежит совместной де­ятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибулярно­го анализаторов. Важнейшим механизмом зрительного восприятия пространства является механизм фузии, лежащий в основе биноку­лярного зрения (зрения двумя глазами).

Восприятие размера предметов определяется величиной их изоб­ражения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя.

Приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов: аккомода­

ции и конвергенции. При восприятии близко расположенных пред­метов происходит мышечное сокращение, в результате чего умень­шается степень натяжения хрусталика и его форма становится бо­лее выпуклой (аккомодация). Конкретное состояние аккомодации вызывает и определенную степень сведения зрительных осей (кон­вергенция), и, наоборот, тому или иному сведению зрительных осей соответствует определенная степень аккомодации. Взаимодействие величины изображения предмета на сетчатке и напряжения глаз­ных мышц в результате аккомодации и конвергенции и является ус­ловно-рефлекторным сигналом размера воспринимаемого объекта. Однако полностью объяснить восприятие расстояния до объекта с помощью этих процессов невозможно.

При восприятии глубины, и объемности главную роль играет бино­кулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами).

Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помо­щью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. К их механизмам относится и врожденная способность нервных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элемен­ты изображений, имеющие определенную насыщенность, ориента­цию, конфигурацию и длину. Восприятие формы требует выделе­ния предмета из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделе­ние контура, то есть границы, пространственных элементов фигу­ры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре. Одним из факторов, влияющим на восприятие формы предметов, является жизненный опыт человека, получаемый за счет движений руки по контуру и по­верхности объектов, перемещения человека и частей его тела в про­странстве.

Аккомодация (от лат. accomodatio - приспособление) - изменение кривизны хрусталика глаза в зависимости от удаленности объекта от сетчатки. Увеличение кривизны хрусталика соответствует акко­модации на близкое расстояние, а уменьшение - на дальнее. Измене­ние кривизны хрусталика осуществляется специальной ресничной мышцей.

Конвергенция - сведение зрительных осей глаз на каком-либо объ­екте или в одну точку зрительного пространства. Между зрительны­ми осями обычно образуется некоторый угол. Он и несет в себе ин­формацию о расстоянии до объекта.

Восприятие глубины - зрительное восприятие мира в трех измере­ниях. Это восприятие удаленности объектов от наблюдателя и вос­приятие трехмерности самих объектов.

Восприятие времени- это отражение длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе воспри­ятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга.

В восприятии времени участвуют различные анализаторы, на­иболее важными являются слуховые и кинестезические. Восприятие продолжительности событий в значительной мере определяется ха­рактером переживаний и эмоциональным состоянием субъекта.

Восприятие времени зависит также от характера деятельности, которую человек в данный момент выполняет, мотивации, устано­вок и ожиданий приятных или неприятных событий. Механизм вос­приятия человеком времени часто связывают с биологическими ча­сами - определенной последовательностью и ритмикой биологичес­ких обменных процессов, происходящих в его организме. В качест­ве биологических часов называют ритм сердечной деятельности и метаболизм (обменные процессы) тела.

Восприятие движения - это отражение изменений положения предмета в пространстве и во времени (отражение направления и скорости). Восприятие движения обеспечивается соответствующи­ми движениями глаз, дифференцировкой объекта (фигуры) от фона и совместной работой нескольких анализаторов (чаще зрения и ки­нестезии). Наличие или отсутствие движения в поле зрения конста­тируется нейронами-детекторами движения или новизны, входящи­ми в нейро-физиологический аппарат ориентировочной реакции (рефлекса).

Направленность движения может оцениваться по направлению перемещения отражаемого объекта на поверхности сетчатки, а так­же отмечаться последовательностью сокращения - расслабления оп­ределенной группы мышц глаза, головы, туловища при выполнении прослеживающих движений за объектом. Связь восприятия движе­ния и его направления с перемещением изображения на сетчатке доказывается существованием иллюзии движения и автокинетичес­кого эффекта.

Восприятие подпороговое (бессознательное) - феномен, когда ин­формация преодолевает физиологический порог, но не достигает порога осознанного восприятия. Информация все же воздействует на организм и способна вызвать ответные реакции.

Восприятие человека человеком - процесс психологического поз­нания людьми друг друга в условиях непосредственного общения. Специфика по сравнению с восприятием неодушевленных предме­

тов - в большей пристрастности, что проявляется в слитности ког­нитивных и эмоциональных компонентов, в ярче выраженной оце­ночной и ценностной окраске, в более прямой зависимости пред­ставления о другом человеке от мотивационно-смысловой структу­ры деятельности воспринимающего субъекта. При восприятии но­вого человека главное внимание субъект уделяет внешним проявле­ниям: физическому облику, оформлению, экспрессии лица и выра­зительным движениям тела, голосу, интонациям, а также действиям и поступкам.

Выделены (А. А. Бодал ев) механизмы восприятия другого челове­ка: 1) идентификация - понимание и интерпретация другого челове­ка путем отождествления себя с ним; 2) социальная рефлексия - по­нимание другого путем рассуждения за него); 3) эмпатия - понима­ние другого человека путем эмоционального вчувствования в его пе­реживания; 4) стереотипизация - восприятие и оценка другого че­ловека на основе сложившихся социальных стереотипов.

СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Гешталыпа законы- гештальтпсихологи обнаружили факторы (законы гештальта), влияющие на перцептивную организацию зри­тельного поля, законы, по которым отдельные элементы объединя­ются в единое целое (фигуру) и фигура выделяется из фона. Таких законов было открыто более 100. Приведем несколько примеров та­ких законов.

1. Закон сходства: в фигуру объединяются элементы, сходные по форме, цвету, размеру, текстуре и пр. Тот факт, что крест (рисвос-принимается мгновенно (фигура) и продолжает видеться неизмен­но, иллюстрирует действие того фактора, что крест состоит из ка­чественно одинаковых элементов.

2. Закон близости: чем ближе (при прочих равных условиях) объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятнос­тью они организуются в единые, целостные образы (фигуры).

3. Закон «хорошего продолжения»: элементы, образующие плавный, непрерывный контур, воспринимаются как единая фигу­ра- группируются. Участки линий на рис.17 группируются так, что А объединяется сД, аСсВ, анеАсВиСсД, потому что первые па­ры образуют друг с другом плавный контур.

4. Закон «хорошей линии»: фактор определяет избирательность восприятия двух или более пересекающихся или касающихся линий (рис. 18). Воспринимается прежде «хорошая линия» (которую не­льзя упростить путем изменения восприятия). В данном случае пре­жде воспринимается прямая линия (б), потом - фигура (в), а не (г) и (д).

5. Закон замкнутости: чем в большей степени элементы зри­тельного поля образуют замкнутые целые, тем с большей готовнос­тью они будут организовываться в отдельные образы - квадрат, круг, «рыбку». Такие замкнутые контуры обладают сильным приоритетом в зрительной организации.

6. Закон установки: если человеку предъявлять изображение, ко­торое с равным успехом может быть принято как число 13 или как буква «В», то, если этот знак предъявляется в ряду чисел, восприни­мается как 13, а если в ряду букв - то как «В».

7. Прошлый опыт. Человек предпочитает воспринимать то, что уже ранее воспринимал. Так, хорошо понятная фраза, написанная без пробелов, воспринимается в ее истинном смысле (например: со-бакаестмясо или кошкаловитмышей), так как легко распадается на знакомые слова. Если то же сделать на незнакомом языке, то, естес­твенно, такой организации не произойдет.

На основе законов гештальта были выработаны свойства воспри­ятия.

Предметность восприятия - способность отражать объекты и яв­ления реального мира не в виде набора не связанных друг с дру­гом ощущений, а в форме отдельных предметов. Все, что человек воспринимает, он воспринимает как фигуру (предмет) на фоне. Это свойственно в равной мере и животным. Исследования амери­канских психологов Лешли и Клювера показали, что если научить животное (крысу) реагировать на фигуру черного треугольника на белом фоне, то оно способно сразу же реагировать на белый треу­гольник на черном фоне, на треугольник, намеченный штрихами или точками. Предметность не является врожденным свойством восприятия, а возникает и совершенствуется в онтогенезе на ос­нове движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом (И.М. Сеченов). Предметность проявляется в выделении воспри­нимаемого предмета из фона.

Целостность восприятия - особенность восприятия, заключаю­щаяся в отражении объектов в совокупности их свойств. Это не­которое целое, в котором каждая часть зависит от окружения. Нос, например, воспринимается длинным или коротким лишь в составе лица. В процессе восприятия образ воспринимаемого предмета может быть полностью не дан в готовом виде (напри­мер, тыльная часть вещи), а как бы мысленно достраивается до не­которой целостной формы. Целостность восприятия проявляется также в зрительных иллюзиях (иллюзия стрелы и др.). Образ вос­приятия имеет высокую избыточность - некоторые компоненты образа содержат информацию не только о себе, но и о других ком­понентах и об образе в целом. Поэтому качество восприятия зави­сит от предвосхищения актуально не воспринимаемых частей объ­екта.

Отечественная психология рассматривает целостность вос­приятия как отражение целостности, объективно присущей вос­принимаемому предмету, а не как изначальное свойство воспри­ятия в гештальтпсихологии. Целостность - не изначально задан­ное свойство, она формируется в предметной деятельности чело­века.

Структурность восприятия — расчлененность и специфическая взаимосвязь частей воспринимаемого предмета (его структура). Че­ловек воспринимает абстрагированную из ощущений обобщенную структуру. Так, мелодия, сыгранная на разных инструментах воспри­

нимается как одна и та же. Структурность восприятия проявляется в двойственных изображениях (рис. 20). В них фигура и фон могут меняться местами, происходит переструктурирование.

Осмысленность восприятия (категориальность) - осмыслить вос­приятие - значит осознать предмет, который оно отображает, вы­явить предметное значение его сенсорных данных, В процессе ос­мысления чувственное содержание восприятия подвергается ана­лизу и синтезу, сравнению, отвлечению различных сторон, обобще­нию.

Осмысление предмета завершается называнием его словом - по­нятием, то есть отнесением к определенной группе, классу, катего­рии предметов. Осмысленная информация опознается существен­но быстрее и точнее при зрительном предъявлении. Так, несколько бесформенных пятен сразу опознаются как фигура, стоит лишь ее назвать. Единство и взаимопроникновение чувственного и логичес­кого составляют существенную черту человеческого восприятия.

Обобщенность восприятия - А.Р. Лурия считал одним из самых важ­ных свойств. Оно выражается в том, что восприятие всегда совмест­ное отражение единичного и общего. Этому способствует и назва­ние предмета, поскольку слово и обобщает.

Избирательность восприятия - из огромного числа воздействий лишь некоторые выделяются с большей отчетливостью и осознан­

ностью, чем все остальные. Эта особенность характеризует избира­тельность восприятия, которая зависит от интересов, в значитель­ной степени от установок личности, потребностей, знаний, с одной стороны, а с другой, обусловлена особенностями самого предмета восприятия, его «броскостью», контрастностью и пр. Исследования А.И. Богословского, проведенные во время Отечественной войны, показали, что восприятие форм существенно повышалось, если рас­сматриваемой фигуре придавалось значение «своего» или «вражес­кого» самолета.

Константность восприятия (от лат. constants - постоянный) -свойство восприятия воспроизводить предмет относительно посто­янным образом при изменении условий его восприятия (освещен­ности, удаленности, угла зрения, формы, величины и т.п.). Мы удаля­емся от предметов или приближаемся к ним - они в нашем воспри­ятии не изменяются в размерах. Константность восприятия - это во многом проявление прошлого опыта. Человек, живший долгое вре­мя в лесу, воспринял в степи далеко идущих людей как карликов (ис­следования А. Р. Лурия).

Апперцепция (от лат. ad - к и percipio - воспринимаю) - зависи­мость восприятия от предшествующего опыта субъекта, от его об­щего содержания, направленности личности, от стоящих перед ним задач, мотивов его деятельности, убеждений и интересов, эмоцио­нальных состояний, то есть восприятие - не пассивное снятие ко­пий, слепков с действительности, а активный процесс построения психических моделей действительности, детерминированный все­ми сложившимися особенностями личности.

Термин введен немецким философом Г. Лейбницем. Так, опыт­ный психолог заметит больше особенностей воспринимаемой лич­ности, чем не имеющий опыта, в просматриваемом кинофильме каждый человек заметит в большей степени то, что ему интересно и т.д.

Историчность восприятия - включенность восприятия человека в процесс исторического развития его сознания. Восприятие действи­тельности на данной ступени развития вырастает на основе опосре­дования его всей прошлой общественной практикой, в процессе ко­торой переделывается и чувственность человека. Так, человеческий слух сформировался в значительной мере благодаря развитию речи и музыки, а зрение - благодаря развитию геометрии и изобразитель­ному искусству. Всякое восприятие фактически является включени­ем воспринятого объекта в определенную систему представлений и

понятий, запечатлевшуюся в речи, которая представляет собой про­дукт общественно-исторического развития.

Иллюзии восприятия - искаженное отражение реальности, нося­щее устойчивый характер. Иллюзия восприятия - это феномен вос­приятия, существующий только в голове человека и не соответству­ющий какому-либо реальному явлению или объекту. Могут происхо­дить в разных модальностях. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Зрительные иллюзии многообразны:

1) иллюзии, связанные с особенностями строения глаза. Так, бе­лые предметы кажутся больше:

2) иллюзии, связанные с переоценкой величины вертикальных отрезков по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве:

3) иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая вели­чина фигуры зависит от окружения. Круг кажется большим среди маленьких кружков и меньшим - среди больших:

4) иллюзия переноса. Это означает перенос свойств целой фигу­ры на ее отдельные части. Такова иллюзия Мюллера-Лайэра и др:

5) иллюзии искажения направления линий под влиянием других линий фона:

К другому виду иллюзий восприятия относятся иллюзии видимого движения: 1) движение автокинетическое - хаотическое перемеще­ние объективно неподвижного источника света, наблюдаемого в пол­ной темноте; 2) движение стробоскопическое - впечатление движе­ния объекта при быстром последовательном предъявлении двух не­подвижных стимулов в близком соседстве (киноизображение); 3) дви­жение индуцированное - кажущееся движение неподвижного объек­та в сторону, противоположную движению окружающего фона.

К незрительным иллюзиям относится иллюзия Шарпантье: из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажет­ся тяжелее.

Единой теории, объясняющей все иллюзии, еще нет. Принято считать, что иллюзорные эффекты - результат работы в необычных условиях тех же механизмов, что и в нормальных условиях.

РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Рецептурный аппарат у ребенка в значительной мере созрел для функционирования уже к моменту рождения. Развитие воспри­ятия ребенка является в основном развитием осмысливания чувс­твенных данных ощущения, осознанием их предметного содержа­ния. Раннее осмысливание восприятия предметов не исключает то­го, что оно проходит длинный путь развития. В раннем восприятии ребенка значительное место принадлежит аффективно-моторным и эмоциональным реакциям и его познавательным установкам (что это?). Слабость анализа и синтеза влечет за собой неумение выде­лять существенное в воспринимаемых явлениях и невысокий уро­вень обобщения. По мере того как восприятие становится созна­тельным и целенаправленным актом, оно превращается в наблю­дение, развивающееся по определенным этапам. Огромную роль в процессе становления восприятия играют обучение и воспитание, опыт перцептивной деятельности. Ребенка необходимо обучать слежению за движением, дегустации, прислушиванию, манипуля­ции предметами и др.

Для развития восприятия необходимо использовать предметы, разнообразные по форме, цвету, структуре, фактуре, а также такие виды деятельности, как рисование, конструирование, лепка и др.

НАРУШЕНИЯ

Нарушениями восприятия могут быть иллюзии и галлюцинации, а также другие более сложные нарушения, которые описывает кли-

ническая психология (расстройства узнавания, искажения воспри­ятия времени, пространства, собственной личности и пр.). Зри­тельные иллюзии проявляются в виде искажения зрительного об­раза (восприятие висящего в шкафу пальто как человека). Слуховые иллюзии характеризуются нарушением восприятия реальных шу­мов, звуков (резкий шум за дверью может восприниматься как зво­нок в дверь). Вкусовые иллюзии выражаются в появлении «привку­сов». Наблюдаются и другие иллюзии (тактильные, болевые, темпе­ратурные).

Галлюцинации - это восприятия, возникающие без наличия реаль­ного объекта, сопровождающиеся убеждениями в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Восприятие объекта во многом зависит от особенностей личнос­ти. Поэтому индивидуальные особенности восприятия достаточно велики. Различия могут быть, например, по типу восприятия:

1) синтетический или аналитический; 2) объяснительный или описательный; 3) объективный или субъективный.

Люди различаются и по характеру наблюдательности (быстроте, степени преднамеренности, активности и др.). Существуют также индивидуальные различия в восприятии времени, пространства и движения.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

Экспериментальные

Изучение восприятия в науке шло экспериментальным путем. История науки знает многочисленные эксперименты, направлен­ные на исследования свойств восприятия, закономерностей, факто­ров, влияющих на его продуктивность и т.д.

В качестве примера приведем эксперимент американского пси­холога И. Колера о перестройке пространственной организации восприятия.

Этот исследователь надевал испытуемым призматические очки, которые перевертывали воспринимаемое изображение вверх нога­ми или справа налево. Сначала испытуемые совершенно не могли ориентироваться в окружающей среде, оставаясь полностью бес­помощными, однако при длительном и постоянном ношении та­ких очков они настолько адаптировались к ним, что извращение,

полученное с помощью очков, переставало влиять на их движения и они переставали воспринимать неправильность воспринимаемой их глазом картины.

Диагностические

Для диагностики различных особенностей восприятия использу­ются различные методы и методики, например:

- методика «Шкала приборов»;

- методика изучения восприятия времени;

- методика информационного поиска для изучения сенсорно-перцептивного процесса и др.

ТЕМА 8 • ВНИМАНИЕ

ПОНЯТИЕ

Внимание- направленность и сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнори­рование другой.

Критериями внимания являются:

1) внешние реакции - моторные (повороты головы, фиксация глаз, мимики, поза сосредоточенности), вегетативные (задержание дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции);

2) сосредоточенность на выполнении определенной деятельнос­ти, ее организации и контроле;

3) увеличение продуктивности деятельности («внимательное» действие эффективнее по сравнению с «невнимательным»);

4) избирательность (селективность) информации;

5) ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле сознания.

Селекция - отбор улучшенных видов, сортов и т.д.

ФУНКЦИИ

- целенаправленный отбор значимой информации и удержание ее, пока не будет достигнута цель;

- игнорирование других воздействий;

- регуляция и контроль действий с целью их улучшения;

- усиление видимости (подобно прожектору), позволяющее луч­ше рассмотреть объект, явление или действие.

МЕХАНИЗМЫ

Внимание имеет рефлекторный характер (И.М. Сеченов). Со­гласно представлению А.А. Ухтомского, возбуждение распределя­ется неравномерно по коре больших полушарий и может созда­вать в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобрета­ют доминирующий характер. Эти очаги (доминанты) уменьшают силу действия других очагов возбуждения и торможения, а также сами приобретают способность усиливаться под влиянием посто­ронних возбуждений. Эти взгляды подтверждены современными экспериментальными исследованиями. Обнаружена значительная роль ратикулярной формации в механизмах внимания. А контроль­ная функция внимания успешно обосновывается явлениями обрат­ной афферентации (П.К. Анохин). «Обратные сигналы», лежащие в основе контроля и коррекции, побуждают человека к последую­щей деятельности.

Доминанта - преобладающий очаг возбуждения в головном моз­ге человека, связанный с повышенным вниманием или актуальной потребностью. Способен усиливаться за счет притяжения возбужде­ний с соседних участков мозга. Это понятие ввел А. Ухтомский.

Ратикулярная формация - скопление нервных клеток, располо­женное в стволовой части мозга и представляющее собой как бы след нервных путей, соединяющих рецепторы органов чувств с участками коры мозга. Благодаря ратикулярной формации человек способен настораживаться, реагировать на незначительные измене­ния в окружающей среде. Она же обеспечивает возникновение ори­ентировочного рефлекса. Афферентация - передача нервного воз­буждения от периферических нервных окончаний к центральным нейронам коры головного мозга.

ТЕОРИИ ВНИМАНИЯ

Психофизиологическая теория Т. Рибо. Он утверждал, что вни­мание связано с эмоциями и вызывается ими. Интенсивность и про­должительность как произвольного, так и непроизвольного внима­ния определяется интенсивностью и продолжительностью эмоций, связанных с объектом. Рибо связывал внимание также и с физиоло­гическими изменениями организма (сосудистые, дыхательные и др.

реакции). Состояние внимания связано с движениями (лица, туло­вища, конечностей и т.п.), которые поддерживают и усиливают со­стояние сознания.

Теория избирательной активности внимания Д.Н. Узнадзе. Внимание - установка, то есть готовность определенным образом отражать объект. Под влиянием установки субъект выделяет избира­тельно те сигналы, которые соответствуют опережающему возбуж­дению. Это «вероятностное прогнозирование» и связанная с ним подготовка к действию и есть механизм активного внимания, или механизм избирательной установки.

Концепция внимания П.Я. Гальперина. Основные положения концепции:

- внимание - один из моментов ориентировочной деятельнос­ти;

- внимание - это контрольная часть действия (помимо ориенти­ровочной и исполнительной), которая не имеет особого отдельно­го результата. Внимание в отличие от контроля не оценивает дейс­твие, а улучшает его, сравнивая с образцом. В самостоятельный про­цесс оно превращается, когда действие становится умственным и со­кращенным;

- внимание - результат формирования новых умственных дейс­твий.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ВНИМАНИЯ

По степени активности: 1) непроизвольное, 2) произвольное и 3) послепроизвольное внимание.

По происхождению: 1) природное, 2) социальное.

По использованию средств: 1) непосредственное, 2) опосредован­ное.

По объекту внимания: 1) внешнее (чувственное), 2) внутреннее (интеллектуальное).

Внимание непроизвольное- возникающее стихийно, не связано с участием воли, носит пассивный характер, так как навязывается внешними по отношению к цели деятельности событиями. Прояв­ляется в ориентировочной автоматической рефлекторной реакции на раздражитель. Его стимулируют все новые, интересные, сильные раздражители.

Внимание произвольное - вид внимания, для которого характерно наличие сознательной цели и волевого усилия. Носит активный ха­рактер, опосредовано социально выработанными способами пове­

дения и по происхождению связано с трудовой деятельностью. Сти­мулами являются потребности, мотивы, необходимость и значи­мость стимулов.

Внимание послепроизволъное - вид внимания, который появляется при вхождении в деятельность после произвольного внимания. При этом сохраняется целенаправленность деятельности, но снижается напряженность (появляется как бы «второе дыхание»). Это высшая форма профессионального внимания (Н.Ф. Добрынин).

Внимание природное - врожденная способность избирательно реа­гировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

Внимание социально обусловленное- складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным и сознательным реагированием на объ­екты.

Внимание непосредственное- не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует акту­альным потребностям человека.

Внимание опосредованное- регулируется с помощью специаль­ных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предме­тов.

Внимание внешнее (чувственное) - по преимуществу связано с эмо­циями и избирательной работой органов чувств.

Внимание внутреннее (интеллектуальное) - связано с сосредото­ченностью и направленностью мысли.

СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Свойства

Концентрация внимания - степень или интенсивность сосредото­ченности внимания. Слабая концентрация проявляется в многочис­ленных ошибках на внимание («глупых» ошибках), неспособности замечать свои и чужие ошибки при проверке и т.д.

Устойчивость внимания - способность в течение длительного вре­мени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, пред­мете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания. Об устой­чивости внимания можно судить по преимущественному появлению ошибок в начале деятельности или в конце или они распределены равномерно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...