Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Не оставайся на поду (на земле)




Материал. Различные предметы высотой 25-30 см: лестницы со ступеньками, доски, поставленные на возвышение, невысокие ящики, скамейки, чурбаки диаметром не меньше 25 см; повязка для глаз (белый колпак); бубен.

Ход игры. В различных местах площадки (комнаты), ближе к ее границам, расположены подготовленные предметы. Выбирается ловишка. Ему надевают на руку повязку. Дети размещаются на возвышениях в разных местах площадки. Под удары в бубен дети спрыгивают и бегают или прыгают по площадке в зависимости от того темпа и ритма, который дает воспитатель. Ловишка принимает участие в общем движении. По сигналу воспитателя «лови!» все дети снова взбираются на расставленные предметы (возвышения). Ловишка ловит тех, кто не успел вскочить на возвышение. Пойманные садятся в стороне. После того как игра повторена 2—3 раза, проводится подсчет пойманных, выбирается новый ловишка и игра возобновляется.

Указание к игре. Воспитатель следит, чтобы дети спрыгивали с возвышения двумя ногами и мягко приземлялись, сгибая колени, а так же чтобы дети разбегались по всей площадке, подальше от предметов, на которые они должны взбираться.

Удочка

Материал. Шнур длиной 2 м; мешочек с песком весом 100—200 г.

Ход игры. Играющие стоят по кругу на расстоянии вытянутых в стороны рук. В центре круга стоит воспитатель со шнуром, к концу которого крепко привязан мешочек с песком, — это удочка. Свободный конец удочки воспитатель берет в правую руку так, чтобы длина его равнялась расстоянию от центра круга до ног играющих. Воспитатель вращает шнур, чтобы мешочек скользил по полу. Стоящие по кругу подпрыгивают в тот момент, когда мешочек приближается к ним, и стараются избежать прикосновения мешочка к ногам. Воспитатель, когда кружит шнур, поворачивается вместе с ним или стоит на месте, перекладывая его из руки в руку (спереди и за спиной). Задетый мешочком считается проигравшим. Игра продолжается до тех пор, пока шнур не сделает два полных оборота. Воспитатель подсчитывает, кого и сколько раз задел мешочек, после чего игра возобновляется.

Правила игры. Задевать ногу мешочком можно не выше стопы. Выигравшими считаются те, кого ни разу не задела удочка.

Указания к игре. Перед началом игры воспитатель проверяет, как дети прыгают. Длина шнура увеличивается или уменьшается в зависимости от размера площадки и количества играющих.

Снежные круги

Материал. 2 фанерных листа с нарисованными на них мишенями диаметром 50—60 см; снежки (в 6—8 раз больше количества детей).

Ход игры. Дети делятся на две равные группы по 4—5 человек в каждой. Две мишени прикрепляются к забору. На расстоянии 3 м от мишеней проводится черта. Каждая группа выстраивается шеренгой против своей мишени за чертой, переступать которую не разрешается.

У каждого играющего по 6—8 снежков. По сигналу воспитателя «начали!» каждая группа бросает снежки, стараясь как можно скорее залепить ими свои круги. Если у детей не хватает снежков, они лепят их тут же. Выигрывает та группа, которая раньше закроет площадь круга снежками.

 

Школа мяча

Материал. Небольшой мяч (один или несколько).

Ход игры. Для игры дается небольшой мяч. Играют дети по одному, по двое и небольшими группками. Играющий выполняет заданные движения по порядку. Успешно справившись с одним, он переходит к следующему. Если ребенок, допустил ошибку, он передает мяч другому. При продолжении игры он начинает с того движения, в котором ошибся.

Виды движений:

· Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками. Подбросить мяч вверх и, пока он совершает полет, хлопнуть в ладоши перед собой.

· Ударить мяч о землю и поймать его двумя руками. Ударить мяч о землю, одновременно хлопнуть в ладоши перед собой и поймать его двумя руками.

· Стать лицом к стене на расстоянии 2—3 шагов от нее, ударить о нее мяч и поймать его двумя руками.

· Бросить мяч о стену, подождать, пока он стукнется о землю, отскочит от нее, а затем поймать.

· Чеканить мяч о землю до 5 раз почередно правой и левой рукой.

 

Кегли

Материал. Кегли; деревянный шар.

Ход игры. Кегли ставятся в ряд на расстоянии 3—5 см одна от другой. На расстоянии 1,5—3 м от них проводится линия — кон. Играющие дети (3—4 человека) в порядке очередности (она устанавливается самими детьми) выходят на черту кона и с силой катят шар, стараясь сбить кеглю. Сбитые кегли убираются. Выигравшим считается тот, кто собьет больше кеглей условленным количеством шаров.

Указания к игре. Расстояние между кеглями, а также от кеглей до линии кона увеличивается постепенно.

В кегли можно играть и в помещении, и на участке.

Ловля мячей сачками

Материал. По углам начерченного квадрата (100x100 см) вкапываются четыре столбика высотой 50—60 см, на которых с помощью резинки укрепляется чашка (диаметром 15 см), через ее дно пропускается шнурок так, чтобы за него удобно было взяться, в чашку кладут мелкие легкие мячи от настольного тенниса (по количеству играющих); сачки (по количеству играющих).

Ход игры. Эта игра проводится на площадке. Дети (2—4 человека) встают с сачками по сторонам квадрата. Кто-либо с силой дергает за шнурок, чашка взлетает вверх и выбрасывает мячи. Играющие ловят их сачками не сходя с места. Воспитатель отмечает детей, поймавших мячи, и игра возобновляется.

Указания к игре. Если желающих играть — много, они договариваются, сколько раз повторяет игру одна команда (2—3 раза). В игре можно использовать обычные сачки, но палки нужно укоротить до 20—30 см.

 

Накинь кольцо

Материал. Сюжетные или бессюжетные кольцебросы (2—6 штук); кольца (в 3 раза больше количества участников).

Ход игры. В старших группах используются как сюжетные, так и бессюжетные кольцебросы: по 2—6 колышков на подставках разной формы.

Дети набрасывают кольца с расстояния 1,5—2,5 м. Игра может проводиться с группой детей (4—6 человек). Дети получают по три кольца и по очереди бросают их, стараясь попасть на любой колышек.

Воспитатель отмечает, кто из детей набросит большее количество колец.

Вариант игры. Дети поочередно бросают кольца до тех пор, пока кто-либо не наберет условленное количество очков (6—10).

Попадания можно считать вслух или фиксировать с помощью камушков, шишек и других предметов.

 

Перебежки

Материал. Снежки (по числу участников)

Ход игры. На одной стороне площадки отделяется линией дом, на расстоянии 5-6 м чертится вторая линия, за которой находится другой дом. Вдоль одной из сторон перпендикулярно домам проводится еще одна черта.

Играющие делятся на два отряда (не более 6-8 человек в каждом). Дети одного отряда встают вдоль линии любого дома. Другой отряд размещается вдоль боковой линии; у ног каждого ребенка лежит по два снежка. По сигналу воспитателя первый отряд перебегает из одного дома в другой. Дети второго отряда берут по одному снежку и бросают их в бегущих. Дети второго отряда берут по одному снежку. Осаленные в этот раз также отходят в сторону.

Воспитатель отмечает, кто из детей одного и другого отряда был более ловким, смелым, метким. После этого временно выбывшие из игры возвращаются в свои отряды. Отряды меняются местами, и игра возобновляется.

Указания к игре. Снежки для игры можно заготовить заранее и сложить в кучку, откуда дети будут их брать, а можно лепить их тут же перед началом игры. Для установления очередности (какому отряду бежать, а какому бросать снежки) можно воспользоваться считалками.

Кто скорее до флажка

Материал. 4—5 флажков.

При усложнении игры: стойки с веревкой, натянутой на высоте 60 см.

Ход игры. Все играющие сидят на стульях. На расстоянии 5—6 шагов от края площадки проводится черта, за которую становятся 4—5 детей. На противоположной стороне площадки на расстоянии 18—20 шагов от черты против каждого ставят стул, на который кладут флажок.

Стулья стоят на одной линии.

По сигналу воспитателя (удар в бубен, или хлопок, или слова «раз, два, три — беги!») дети бегут к флажкам, берут их, поднимают вверх, потом кладут обратно. Воспитатель отмечает, кто из детей раньше других поднял флажок.

Затем все бежавшие садятся на стулья, а на их место становятся за черту следующие 4—5 человек. Игра заканчивается, когда все дети пробегут по одному разу за флажками.

Указания к игре. Когда дети хорошо освоят этот вариант игры, рекомендуется внести усложнение. На пути к флажку ставятся стойки с веревкой. Дети подлезают под нее, не касаясь земли (пола) руками, выпрямляются и бегут дальше к флажку.

Белки в лесу

Материал. Гимнастическая стенка; переносные устройства для лазанья: лесенка двойная, пирамида с прицепными досками и лесенками, скамейки, доски, положенные на крупные кубы, и другие устройства для лазанья.

Ход игры. Игра проводится на площадке или в комнате, где есть гимнастическая стенка. Дополнительно к ней расставляются переносные устройства для лазанья. Выбирается водящий — охотник. Он становится в домик — круг, начерченный в противоположной части площадки или комнаты. Остальные играющие — белки, они размещаются на лесенках, скамейках и т.п. — деревьях. По сигналу воспитателя «берегись!» или удару в бубен все «белки» меняются местами: быстро слезают, спрыгивают с лесенок, скамеек и т.п. и влезают на другие. В это время «охотник» их ловит — дотрагивается рукой. Пойманными считаются «белки», которых водящий осалит рукой, пока они были на полу, а также те, которые остались на прежних местах. Они отходят к домику охотника и одну игру пропускают.

Воспитатель отмечает тех белок, которые были смелыми и ловкими. Игра проводится 5—6 раз. Новый охотник выбирается через 1—2 игры. В процессе игры воспитатель следит, чтобы дети пользовались разными устройствами для лазанья и не спрыгивали со слишком большой высоты.

Пожарные на учении

Материал. Гимнастическая стенка 2—3 колокольчика.

Ход игры. Играющие дети делятся на 2—3 отряда по 5—6 человек и строятся в колонны против гимнастической стенки на расстоянии 4—5 м. Это пожарные, они должны уметь быстро взбираться по лестнице. На верхней рейке гимнастической стенки против каждого отряда подвешивается колокольчик. По сигналу воспитателя (слово или удар в бубен) дети, стоящие первыми в колонне, бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней, звонят в колокольчик, слезают и встают в конец колонны. Воспитатель снова дает сигнал; бежит следующая пара или тройка и т. д. В конце игры воспитатель отмечает более ловких «пожарных», которые уже быстро лазают по лестнице. После этого игра повторяется.

Указания к игре. В процессе игры педагог должен находиться около гимнастической стенки, следить, чтобы дети при лазаньи не пропускали ступеньки и не спрыгивали (об этом он договаривается с детьми до начала игры).

Затейники (Ровным кругом)

Дети становятся в круг. Одного из играющих воспитатель назначает затейником. Он находится в середине круга. Дети идут по указанию воспитателя вправо или влево под следующий текст:

Ровным кругом,

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте,

Дружно вместе

Сделаем... вот так!

По окончании текста дети становятся на расстоянии вытянутых рук друг от друга.

Затейник показывает какое-нибудь движение, и все стоящие по кругу повторяют его. Затем воспитатель сменяет затейника или затейник выбирает кого-нибудь вместо себя, и игра продолжается. Каждый затейник сам должен придумывать движения и не повторять тех, которые уже показывали до него.

 

Колпачок и палочка

Материал. Палочка; колпак с кисточкой.

Ход игры. Играющие образуют круг. Выбирается водящий, он получает палочку и становится в середине круга. Воспитатель надевает ему на голову красивый колпак с яркой кисточкой. Колпак надвигается ребенку до носа, прикрывает ему глаза, не касаясь их. Дети, держась за руки, бегут по кругу и говорят: «Раз, два, три, четыре, пять — будет палочка стучать». Водящий в это время, присев на корточки, стучит палочкой об пол. С последним словом дети останавливаются, а водящий протягивает палку в сторону детей. Тот, на кого указала палочка, берется за ее конец и называет водящего по имени, а водящий отгадывает, кто его назвал. Затем игра продолжается с новым водящим.

 

Сделай фигуру

Ход игры. Из числа играющих выбирается ведущий, он стоит в стороне. Остальные дети бегают, прыгают с ножки на ножку по всей комнате (площадке). По сигналу воспитателя (удар в бубен или слово «стоп») все останавливаются в какой-либо позе и не двигаются. Ведущий обходит все «фигуры» и выбирает ту, которая ему больше всех нравится. Этот ребенок становится водящим — оценщиком, а предыдущий водящий присоединяется к остальным детям, и игра повторяется.

Быстрей по местам

Материал. Небольшие предметы, например кубики (на 1 меньше количества детей).

Ход игры. Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны друг от друга рук. Место каждого играющего отмечается каким-нибудь предметом, например кубиком, который кладется на пол. По сигналу воспитателя «бегите!» или по удару в бубен дети выходят из круга, ходят, бегают или прыгают по всей площадке (комнате). Воспитатель тем временем убирает один из предметов, лишая таким образом одного ребенка места. При ударе в бубен или после сигнала «по местам» все дети бегут в круг и занимают любое место. Оставшемуся без места дети хором говорят:

Ваня, Ваня (Маша, Оля и др.), не зевай,

Быстро место занимай.

Когда игра проводится последний раз, воспитатель кладет обратно кубик, для того чтобы все дети имели место.

 

Кто больше соберет

Материал. Однородные предметы небольшого размера: шишки, кубики, шарики и т.п.; 2—3 корзинки (ведерка). При усложнении игры: повязка для глаз.

Ход игры. На полу или на ровной площадке высыпаются однородные предметы небольшого размера. Из числа играющих выбирается 2—3 ребенка, им дается корзиночки или ведерки. По сигналу «раз, два, три!» они начинают собирать шишки (шарики, кубики), при этом разрешается брать в руку только по одному предмету. По сигналу «стоп!» сбор предметов прекращается. Воспитатель подсчитывает, кто набрал больше. Затем соревнуются другие дети. Игра может повторяться столько раз, сколько есть желающих участвовать в ней. Для более ловких детей, которые чаще других бывают победителями, игру можно усложнить: предложить собирать предметы с завязанными глазами.

 

30. У кого мяч?

Материал. Мяч диаметром не более 15 см.

Ход игры. Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центре круга, остальные придвигаются плотно друг к другу, руки у всех за спиной. Воспитатель дает кому-либо мяч (диаметр не более 15 см), и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит «руки», и тот, к кому он обращается, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, начинает водить. Игра повторяется до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес.

 

Кольцо на палочке

Материал. Кольцо из картона или фанеры диаметром 15 см с шириной ободка 3—4 см, шнурок, палочка длиной примерно 30 см.

Ход игры. К кольцу привязывают шнурок, второй конец которого прикрепляют к палочке. Играющие, поочередно подбрасывая кольцо, ловят его на палочку.Каждый играющий имеет право сделать подряд 3 попытки и считает, сколько раз удалось ему поймать кольцо. Затем он передает палочку с кольцом следующему. Игра заканчивается, когда кто-нибудь из детей наберет условленное количество попаданий. Играть могут 3—5 детей.

 

Блошки

Материал. Коробочка, в которой лежат 20 пластмассовых кружков (блошки) 4 цветов диаметром 12—16 мм и толщиной 1—1,5 мм; 4 биты разных цветов диаметром 20—22 мм.

Ход игры. Играющие (4 человека — по количеству бит) берут из коробки 5 кружочков и одну биту определенного цвета.

Коробку ставят на середину стола и недалеко от нее проводят линию кона. Стол накрывают чем-нибудь мягким (например, скатертью). Играющие по очереди ставят свои блошки на линию кона и, нажимая краем биты на край блошки, заставляют ее взлететь вверх и опуститься в коробку. Тот, кто первый загонит свои пять блошек в коробку, выигрывает. С разной силой нажимая битой на блошку, можно регулировать длину ее прыжка.

 

Летчики

Материал. Игра проводится на участке, где есть укрытия (кусты, пригорки, деревья), пропеллеры 3 цветов (на один меньше количества участников); 3 флажка (по одному каждого цвета).

Ход игры. На одной стороне участка — аэродром, на котором расположены отдельно одна от другой 3 группы детей — летчиков. У летчиков на груди прикреплены пропеллеры своего цвета для каждой группы. В противоположной стороне участка — место с укрытиями, куда будут лететь самолеты. «Начальник аэродрома» назначает, какая группа самолетов полетит вначале. «Летчики» назначенной группы заводят моторы и по сигналу «начальника» (взмах флажком) вылетают. В этот момент оставшиеся на аэродроме «летчики» отдыхают — поворачиваются спиной к вылетевшим. Облетев круг, «летчики» продолжают полет дальше, и каждый садится в различных местах под тем или другим укрытием.

После этого «начальник» передает: «Приготовиться к поиску самолетов!» Все «летчики» готовятся в путь: накачивают бензин, заводят моторы и по сигналу «начальника» (взмах флажком) вылетают на поиски. Разыскав «летчиков» из первой группы, все возвращаются назад. Затем к полету назначается другая эскадрилья самолетов и т.д.

Правила игры. Вылетает та группа «летчиков», которую назначает «начальник». Нельзя подглядывать, куда скрываются самолеты. Тот, кого нашли, летит на аэродром и ждет, чтобы собрались все «летчики».

Указания к игре. Сигнал к полету дается флажком, соответствующим по цвету пропеллерам данной группы. Сигнал может даваться также словами «приготовить к полету голубые самолеты!» или «приготовить к полету красные самолеты!» и т. п. Для большей стройности игры детям необходимо разъяснить, что после сигнала к началу поисков спрятавшиеся должны уже оставаться за своими укрытиями, пока их не найдут, а не менять без конца места. Эту игру не следует превращать в обычное соревнование на быстрое возвращение к своему месту или на большее количество найденных каждым в отдельности самолетов и т.п. Важно создать у детей настроение общности, взаимопомощи и передать в игре характерную для наших летчиков отвагу и заботу друг о друге.

 

Акулы

Материал. Небольшое возвышение около 40 см, его можно сделать из досок или снега.

Ход игры. Дети делятся на две неравные группы: акул (2—3 участника) и моряков. На большом корабле (построен из досок, снега или нарисован на земле) стоит «капитан». Он наблюдает за «моряками», плавающими в море (дети спрыгивают со своего корабля и бегают по площадке, раскидывая руки, как при плавании). «Акулы!» — кричит капитан. «Моряки» быстро влезают на корабль, а «акулы» бросаются за ними. Не поймав никого или, наоборот, забрав свою добычу, «акулы» уплывают в море, а «моряки» снова спрыгивают в воду, плавают и ныряют. Так игра повторяется несколько раз.

Правила игры. Ловить лишь после слова «акулы!». На корабль «акулам» заходить нельзя. Пойманных отводят в сторону, и они пропускают одну игру.

Указания к игре. Игра очень проста по правилам и может проводиться с детьми смешанной возрастной группы.

Для отдыха можно ввести такое добавление: на море поднимается шторм, акулы прячутся на дно, а моряки сидят на корабле и слушают рассказ капитана или кого-нибудь из команды.

 

Отважные туристы

Материал. Веревка. Игру следует проводить на площадке в солнечный день после снегопада.

Ход игры. Перед началом игры воспитатель рассказывает:

— Вчера я читала в газете о том, что несколько человек поднялись на высокую-высокую гору Эльбрус. Подниматься было трудно и страшно. Но отважные туристы не побоялись опасности. Чтобы никто не свалился в пропасть, они связали себя длинной веревкой и дошли до самой вершины горы. Ну-ка, собирайтесь сюда, отважные туристы! Эльбрусом будет вот этот снежный вал. Нам придется долго добираться до его вершины по нерасчищенному снегу, через те дорожки, мимо горки, через тоннель (показывает маршрут по участку). Вот вам веревка. Но мы не станем привязываться, а только возьмемся за нее и будем крепко держаться. Я пойду впереди. Вы все за мной. Постарайтесь не падать, где бы мы ни шли. Посмотрим, кто ни разу не споткнется и не отпустит веревку. Дети, держась одной рукой за веревку, идут за воспитателем. В конце игры воспитатель отмечает самых ловких.

Правила игры. Смотреть под ноги, идти не спеша, не толкаясь. Не выпускать из рук веревку.

Указания к игре. Выбрать для такой игры надо солнечный день после снегопада. При повторении игры маршрут путешествия можно изменить. На подъеме и при спуске следует замедлять шаги, считаясь с идущими в конце. Более слабых детей надо поставить ближе к воспитателю, так как в конце цепочки идти труднее.

 

Чудесный шарик

Материал. «Чудесный» шарик (шарик, состоящий из частей, навинчивающихся на винтообразный стержень); цветные флажки. В ходе игры дети читают стихотворение М. Ивенсен.

Ход игры. Дети отправляются путешествовать и берут с собой шарик, который показывает им дорогу. Кто-либо из детей катит шарик, стараясь закатить его подальше. При этом все говорят:

Шарик, шарик, не ленись,

Куда хочешь, повернись!

Катись быстро, катись шагом,

По тропинке, по ухабам,

По дороге столбовой,

А мы, шарик, за тобой.

Все, стоя на месте, следят, как остановился шарик: если шарик стал к детям красной стороной, надо переправиться через горы (дети ползут на четвереньках через пещеры или идут друг за другом, как по узкой доске, приставляя пятку одной ноги к носку другой); если шарик стал к детям голубой стороной, надо переплыть через речку (через нее бегут, размахивая руками); если шарик остановился полосочками вперед, дорога впереди хорошая и можно идти по ней шагом.

Прокатывая по очереди шарик в различном направлении, дети путешествуют по всей комнате или по участку.

Правила игры. Выполнять движения в зависимости от уговора: голубой цвет — речка (надо бежать), красный — пещеры (надо ползти или идти, как по доске), полосочки означают удобную пешеходную дорогу (надо идти спокойно и т. д. Начинать движение можно только после того, как шарик остановился.

Указания к игре. Если шарик остановился слишком далеко и не видно цвета, посылается кто-нибудь на разведку с цветными флажками. Он поднимает флажок соответствующего цвета и этим указывает движение. Можно придумать другое обозначение пути и другие движения. Например, ввести езду на автомобилях (бег мелкими шагами), место плавания (бег с движениями рук, как при плавании), переправу на лошадях, (прыжки с ноги на ногу), переправу на лодках (сидя на скамье, наклонять туловище вперед и назад и двигать руками, как при гребле). В пути можно устроить привал: сесть у костра (кружком) и спеть песню, полежать на травке (на ковре) и т.п. Это послужит отдыхом от движений.

Важно в этой игре создать особое творческое настроение, увлечь детей данными образами, сделать понятным смысл этой игры.

Пожарные

Материал. Каски и пояса с топориками из картона или фанеры (по числу человек в команде), руль, звонок, скамья.

Ход игры. Пожарных команд несколько. Они состоят из сигнальщика, шофера и 3—5 пожарных (каждая группа детей сама распределяет роли). Каждая команда хорошо знает свой номер, чтобы знать, кому ехать на пожар, если будет вызов.

Дожидаясь вызова, «пожарные» отдыхают в клубе (сидят на скамейках или стульчиках или ходят по краю площадки). Они могут заниматься чем хотят: играть на разных инструментах (делать соответствующие движения), гулять по парку (ходить по площадке), читать газеты или книги (сидеть и держать ладони перед собой, будто это книга) и т.п.

«Дежурный» (воспитатель) подходит к телефону (к игрушке или просто прикладывает один кулак к уху), узнает, где пожар (ведет вслух воображаемый разговор по телефону), затем громко объявляет: «Первая команда! Пожар в доме вот там, за горкой!» (показывает на какое-нибудь сооружение, дерево и т.п.).

«Пожарные» из первой команды бегут к скамейке, где лежат вещи, быстро надевают каски и пояса, переносят скамью поближе к месту пожара, «шофер» с рулем садится на передний край скамьи, все остальные по обеим ее сторонам спиной друг к другу, а «сигнальщик» становится позади на скамью и звонит в колокольчик. «Р... р... р...», — ревет «машина», «динь, динь, динь», — звонит «сигнальщик». Приехали.

Все быстро бегут к горящему дому. Одни качают воду (взявшись за руки лицом друг к другу, то раздвигают руки в стороны, то опускают их); другие разбирают топорами крышу (ударяют своими топорика- ми по снегу или по постройке, изображающей горящий дом); третьи заливают огонь (изображают, будто у них в руках пожарный рукав). Затем «сигнальщик» звонком созывает команду к машине и в таком же порядке, как приехали, «пожарные» возвращаются с пожара. Они быстро ставят скамью на место, снимают с себя пояса и каски, кладут аккуратно все вещи на скамью и идут в клуб. «Дежурный» вызывает другую команду, и игра продолжается до тех пор, пока все не побывают на пожаре 1—2 раза.

Правила игры. Выезжать на пожар может только та команда, которую вызывают. Пожарные должны запомнить указанный порядок выезда и возвращения и аккуратно сложить на скамье все вещи.

Указания к игре. Если имеется достаточное количество вещей, нужных для игры, можно одновременно посылать на пожар две команды, а иногда даже три. Последнее значительно сложнее и возможно лишь в хорошо организованной группе. Следует вносить разнообразие в задания, которые даются пожарным. Например, можно предупредить, что пожар случился во многоэтажном доме и надо повыше пускать струю (выше поднимать руки, залезть на лесенку или трибуну и т. п.). Следует указывать места пожаров в разных концах участка. Если дети знают цифры, можно сделать номера и вывешивать на стене номер команды, которая вызывается на пожар. Если на участке имеются постройки, можно их использовать в этой игре.

Игры можно разнообразить, например: можно вместо отдыха в клубе изобразить, как пожарные спят (сидят, закрыв глаза), зимой — катаются на коньках, скользят по ледяным дорожкам, а летом — как едут на велосипедах (прыгают с ноги на ногу по дорожкам).

В эту игру можно играть также в помещении, если имеется большая, просторная комната.

Если игра проводится зимой на воздухе, можно обойтись без касок или сделать их из бумаги надевающимися поверх детских шапочек (чтобы они не слетали с головы, нужно пришить резинку).

Лягушки

Материал. В ходе игры дети читают стихотворение А. Барто.

Ход игры. На земле очерчивается большой прямоугольник — это река. С двух сторон рисуют берега, на них — кочки (кружочки, очерченные на таком расстоянии, чтобы не трудно было с кочки одним прыжком попасть в воду, т.е. в очерченный прямоугольник).

«Журавль» сидит в своем гнезде, а «лягушки» (остальные дети) усаживаются на кочки и начинают свой концерт:

Вот с насиженной гнилушки

В воду шлепнулась лягушка.

И, надувшись, как волдырь,

Стала квакать из воды:

«Ква, кэ, кэ, ква, кэ, кэ,

Будет дождик на реке».

Как только «лягушки» скажут последние слова, «журавль» вылетает из гнезда и ловит их. «Лягушки» не даются, они прыгают в воду, где «журавлю» ловить их не разрешается. Пойманная «лягушка» остается на кочке до тех пор, пока «журавль» не улетает и пока не вылезают снова все «лягушки». После того как «журавль» поймает несколько «лягушек» (например, 3—4), выбирается новый журавль из числа тех детей, которые ни разу не были пойманы.

Дети на кочках сидят на корточках, а в воде могут плавать (бегать внутри круга). Обратно на кочку можно попадать только прыжком.

Правила игры. Начинать движения можно только после того, как дети закончат говорить стихотворение. Ловить «лягушек» разрешается только за пределами реки — на кочке или между ними за прямоугольником. Каждый третий, пойманный «журавлем», меняется с ним ролью.

Указания к игре. От кочек до реки примерно 45—55 см. Надо показать детям, что это расстояние нужно перепрыгнуть одним прыжком. Гнездо журавля должно был поблизости, иначе он не сможет поймать лягушку.

Необходимо следить за соблюдением первого правила, так как, говоря стихотворение, дети отдыхают после прыжка. Следует также разъяснить детям, что «лягушки» не прыгают из воды на кочки до тех пор, пока не улетит «журавль». Таким образом, в игре регулируется прыганье, иначе дети очень устанут. Образ журавля нужно нарисовать детям настолько ярко, чтобы они сами, по-своему изобразили его в движениях: как он шагает на длинных ногах по берегу, выискивая лягушек, какой у него длинный клюв и т.п.

 

Лошади

Материал. Дощечка, палочка.

Ход игры. Дети делятся на две неравные группы: конюхов (1/3 детей) и лошадей (остальные дети). Очерчивается место — конюшня. На конюшне стоят «лошади». Неподалеку на скамейке сидят «конюхи». «Старший конюх» (воспитатель) подходит к дощечке, положенной на скамье или привешенной к дереву, и палочкой отбивает на ней 15—18 ударов. За это время «конюхи» быстро выводят свою пару «лошадей», запрягают и выстраиваются тройками друг за другом. «Старший конюх» проверяет, хорошо ли запряжены «лошади». «Но, поехали!» — командует он. Площадка заполняется бегущими тройками. Каждый «конюх» погоняет своих лошадей то рысью, то шагом. «Лошади испугались!» — говорит «старший конюх». «Лошади» разбегаются по площадке. Их догоняют «конюхи», стараясь поскорее запереть всех «лошадей» в конюшню. Затем «конюхи» садятся отдыхать на скамейку. Дети меняются ролями, и игра возобновляется.

Правила игры. Надо успеть запрячь «лошадей» за время, пока отбивают удары по дощечке. Необходимо подчиняться сигналам. После слов «лошади испугались» можно ловить любую «лошадь». Лошадь, отведенная в конюшню, не должна убегать.

Указания к игре. Эта игра является усложнением обычной игры в лошадки. Конюхи намечаются либо по желанию, либо считалочкой. «Старший конюх» дает сигналы таким образом, чтобы у детей было достаточно времени для движений, но чтобы они не устали. В качестве отдыха в игру можно ввести такое добавление: «конюхи» осматривают лошадей, кормят их, чистят. Роли в игре меняются после каждого возвращения «лошадей» в конюшню.

Медведь и дети

Материал. В варианте игры: какой-либо предмет, изображающий горшок с медом или улей.

Ход игры. Один из детей выбирается на роль медведя. Он сидит в своей берлоге (прямоугольник или круг, нарисованный на краю площадки). Все играющие изображают детей, которые идут в лес за грибами или за ягодами (ходят по площадке, наклоняются, будто ищут и рвут ягоды).

«Медведь идет, — неожиданно говорит воспитатель. — Не шевелитесь». «Медведь» выходит из берлоги и внимательно оглядывает каждого. Тех, кто пошевелится, он уводит к себе. Обойдя всех, «медведь» уходит в свою берлогу, а дети продолжают снова собирать ягоды.

Игра кончается тогда, когда «медведь» поймает условленное количество детей (4—6).

Правила игры. «Медведь» не выходит из берлоги до тех пор, пока воспитателем не будет дан сигнал. Дети должны остановиться в той позе, в какой их застал сигнал. Пошевелившихся «медведь» уводит.

Указания к игре. Если игра проводится в помещении, где имеется ковер, дети, спасаясь от «медведя», могут лечь. Это будет хорошим отдыхом после движений. Если много играющих, можно выбрать 2 медведей, которые должны переловить всех детей. Такой вариант легче.

Вариант игры. Когда будет поймано несколько детей, остальные отправляются выручать их.

В противоположной части площадки или комнаты кто-либо из непойманных детей кладет предмет, который должен изображать горшок с медом или улей (если нет ничего подходящего, его можно нарисовать на земле). Подойдя к меду, «медведь» 3 раза просовывает в горшок или улей лапу и лакомится медом (делает вид, что ест, причмокивая языком и поворачивая лапу то наружной, то внутренней стороной).

Если за это время пойманные дети успеют добежать из берлоги до дома (обозначается на земле напротив берлоги), они спасены, если нет, «медведь» их ловит снова. Затем выбирают нового медведя, и игра начинается сначала.

Указания к игре. Этот вариант дает возможность чаще менять роли в игре и воспитывать взаимовыручку. Расстояние между домом, где живут дети, и берлогой должно быть вдвое больше, чем от берлоги до улья, чтобы дети успели «выручиться». Лучше, если «медведь» будет стоять спиной к убегающим из берлоги. Можно придумать и другие способы, как «выручать» пойманных.

 

Охотник, зайцы и собаки

Ход игры. Площадка для игр изображает лесную полянку, где живут зайцы (дети). Заячьи норки (их несколько) расположены вокруг полянки на некотором расстоянии друг от друга. «Зайцы» живут, в норках по 4—6. «Охотник» ходит со своими собаками (несколько детей) и высматривает, не пробежит ли где-нибудь «заяц». А «зайцы» сидят смирно, тихо, притаившись в своих норках. «Охотник» с собаками уходит в дом (условленное место в стороне от норок).

«Зайцы» выскакивают на полянку прыгают, могут даже прискакать совсем близко к дому охотника. Вдруг залаяли и выбежали «собаки». Их выпустил «охотник», который до этого удерживал их в доме (воспитатель держит их за руки, чтобы дать «зайцам» подойти совсем близко). «Зайцы» быстро убегают к своим норкам, где «собаки» их не могут достать. Пойманные «зайцы» отводятся к «охотнику» (и они пропускают одну игру). Игра продолжается до тех пор, пока не поймают условленное количество «зайцев» (примерно 4—5). Затем выбираются новые собаки, и игра начинается сначала.

Правила игры. «Зайцы» прыгают по всей полянке; чем ближе к охотничьему дому они подходят, тем храбрее они считаются. «Собаки» выбегают из дома ловить «зайцев» только тогда, когда их пошлет «охотник». Пойманные «зайцы» из охотничьего дома не выбегают.Спасаться можно в любой норке.

Указания к игре. Можно ввести особое дополнительное правило: собаки выбираются из числа самых смелых и лучше прыгающих (в этой игре роль собак особенно привлекательна), это побудит детей следить за собой и не поддаваться «собакам». Игра может проводиться и на ветке, и в помещении. Зимой заячьи норки можно сделать из снега, еще небольших снежных загородок (три стороны загородить, одну ставить для входа). Летом можно норки выложить из шишек, камешков или нарисовать палочкой на земле.

Роль охотника выполняет воспитатель, так как он менее привлекателен для детей и наиболее подходит для руководства игрой. Чтобы побудить детей к смелости, можно возле дома «охотника» начертить огород, куда будут прибегать «зайцы» за морковью и капустой.

В этой игре для каждого действующего лица есть свое время отдыха: для «зайцев» — когда «охотник» гуляет с собаками по лесу, для собак» — когда «зайцы» скачут.

Постепенно можно усложнять игру, вводя следующие правила: «зайцы» могут спасаться только в своей норе, «собаки» бросаются ловить «зайцев» только тогда, когда «охотник» скажет «возьми!». Последнее правило требует большой выдержки. Детям легче, когда воспитатель сам их сдерживает и посылает ловить.

По примеру данной игры можно проводить разнообразные игры в охоту на разных зверей, вводя при этом разнообразные движения. Например, можно охотиться на обезьян, которые спасаются, влезая на деревья (дети влезают на лесенку) и т.п.

 

Ловля оленей

Ход игры. Все дети — олени, а двое из детей вместе с воспитателем — охотники. «Олени» стоят на линии, которая обозначает поляну, где они пасутся. На расстоянии 40—45 м от этой поляны расположена вторая поляна, обозначенная также линией (линии параллельны). Хижина охотника находится сбоку, как раз на по<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...