Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель и место дисциплины (модуля) в структуре ОПОП

Рабочая программа дисциплины (модуля)

«Теория и методика обучения базовым видам спорта (баскетбол)»

(Наименование дисциплины (модуля)

 

Направление подготовки (специальность)

Физическая культура»

 

 

Профиль подготовки (специализация)

Менеджмент и экономика в области физической

Культуры и спорта

 

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

(магистр, специалист, бакалавр)

 

Форма обучения

заочная

(очная, очно-заочная, заочная)

 

Нижний Новгород

Цель и место дисциплины (модуля) в структуре ОПОП

Цель курса: содействие подготовке выпускников по физической культуре с использованием средств баскетбола. Задачи курса: изучить теорию баскетбола; овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для преподавательской, тренерской, организаторской и судейской работы в различных звеньях физкультурного движения, воспитание профессионально значимых качеств личности, а также повышение уровня спортивного мастерства студентов.

Теория и методика обучения базовым видам спорта (баскетбол) относится к базовой части ОПОП, обязательна для освоения на III курсе в 6семестре.

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников)

Формируемые компетенции (код компетенции, уровень освоения – при наличии в карте компетенции) Этап сформированности компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), характеризующие этапы формирования компетенций
ОПК-2 - способностью проводить учебные занятия по базовым видам спорта с учетом особенностей обучающихся на основе положений дидактики, теории и методики физической культуры и требований образовательных стандартов Завершающий Знать: дидактические возможности упражнений в плане решения образовательных, воспитательных, оздоровительных задач; теорию и методику обучения технико-тактическим приемам на занятиях по баскетболу; Уметь:разработать и пользоваться терминологией в процессе занятий, владеть навыками общения, воспитательной и консультационной работы, корректно выражать, и аргументировано обосновывать выдвинутые положения; определять общие и конкретные цели и задачи, проектировать и планировать различные формы занятий спортивными играми с различным контингентом занимающихся;   Владеть: методикой обучения приемов техники и тактических действий игры в баскетбол основными профессионально-педагогическими навыками объяснения и демонстрации технико-тактических упражнений;
ОПК – 8 - способностью организовывать и проводить соревнования, осуществлять судейство по базовым видам спорта и избранному виду спорта Завершающий Знать: правила соревнований, методику организации и проведения соревнований Уметь:организовывать и проводить соревнования Владеть: навыками осуществления судейства игры в баскетбол;
ПК-10 - Способность реализовывать систему отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта с использованием современных методик по определению антропометрических, физических и психических особенностей обучающихся Завершающий Знать: - теоретико-методические основы спортивной ориентации и спортивного отбора на различных этапах спортивной подготовки; - методики отбора и спортивной ориентации в баскетболе; - современные методики по определению антропометрических, физических и психических особенностей обучающихся. Уметь: - эффективно применять педагогические методы (тесты) при отборе; - определять предрасположенность к занятиями определенными видами спорта; - анализировать и прогнозировать спортивную одаренность (способности) ребенка; Владеть: умением реализовывать систему отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта с использованием современных методик по определению антропометрических, физических и психических особенностей обучающихся.
ПК-11 - Способность разрабатывать перспективные, оперативные планы и программы конкретных занятий в сфере детско-юношеского и массового спорта   Завершающий Знать: - примерные программы подготовки по баскетболу; - закономерности становления спортивного мастерства и формирования адаптационных процессов в ведущих функциональных системах; - содержание тренировочного процесса на этапах детско-юношеского и массового спорта; - медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку на этапах детско-юношеского и массового спорта; - методы планирования тренировочного процесса. Уметь: - сгруппировать средства и методы, адекватные поставленным тренировочным задачам; - разрабатывать перспективные, оперативные планы и программы конкретных занятий; - использовать современные информационные и компьютерные технологии при разработке тренировочных планов (спортивной подготовки). Владеть: - навыками разработки перспективных и оперативных планов и программ конкретных занятий в сфере детско-юношеского и массового спорта; - информационными и компьютерными технологиями при разработке документов планирования; - навыками построения перспективных и оперативных планов и программ на основе объективных форм контроля и оценки спортивной формы и уровня физической подготовленности.
ПК – 12 - Способность использовать в процессе спортивной подготовки средства и методы профилактики травматизма и заболеваний, организовывать восстановительные мероприятия с учетом возраста и пола обучающихся, применять методики спортивного массажа     Завершающий Знать: - медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим подготовку на этапах спортивной подготовки; - причины возникновения спортивного травматизма и заболеваний; - средства и методы профилактики травматизма и заболеваний в баскетболе; - средства и методы восстановительных мероприятий с учетом возраста и пола обучающихся; - методики спортивного массажа, восстановительных процедур. Уметь: - организовывать контроль за состоянием здоровья и физическим развитием занимающихся; - использовать средства и методы профилактики травматизма и заболеваний баскетболе; - организовывать восстановительные мероприятия с учетом возраста и пола обучающихся; - применять методики спортивного массажа. Владеть: - навыками профилактики травматизма и заболеваний в избранном виде спорта (спортивной дисциплине); - способностью организовывать восстановительные мероприятия с учетом возраста и пола обучающихся; - способностью применять методики спортивного массажа; - навыками построения восстановительных мероприятий (циклов), совместно с медицинским персоналом.
ПК-13 - Способность использовать актуальные для избранного вида спорта технологии управления состоянием человека, включая педагогический контроль и коррекцию Завершающий Знать: - виды и методы педагогического контроля и учета его результатов; - содержание и организацию педагогического контроля в баскетболе; - актуальные технологии управления состоянием спортсмена. Уметь: - разрабатывать батареи тестов для различных видов педагогического контроля и организовывать их проведение; - пользоваться профессиональным инструментарием для сбора информации; -фиксировать, анализировать и обобщать результаты педагогического контроля; -находить организационные решения для коррекции состояния занимающихся. Владеть: - способностью использовать актуальные для баскетбола технологии управления состоянием человека, включая педагогический контроль и коррекцию.
ПК-14 - Способность совершенствовать индивидуальное спортивное мастерство в процессе тренировочных занятий, владением в соответствии с особенностями избранного вида спорта техникой движений, технико-тактическими действиями, средствами выразительности. Завершающий Знать: - основы теории и методики спортивной тренировки в баскетболе; - средства и методы физической, технической и тактической подготовки в баскетболе; Уметь: - совершенствовать индивидуальное спортивное мастерство в процессе тренировочных занятий; - демонстрировать технику движений, технико-тактические действия и средства выразительности в баскетболе; Владеть: - способностью совершенствовать индивидуальное спортивное мастерство; - владеть техникой движений, технико-тактическими действиями, средствами выразительности в баскетболе.
  ПК – 15 - Способность осуществлять самоконтроль, оценивать процесс и результаты индивидуальной спортивной деятельности, сохранять и поддерживать спортивную форму Завершающий Знать: - средства и методы самоконтроля, оценки процесса и результатов индивидуальной спортивной деятельности; - эффективные средства и методы индивидуальной спортивной подготовки. Уметь: - осуществлять самоконтроль, оценивать процесс и результаты индивидуальной спортивной деятельности; - сохранять и поддерживать определенный уровень спортивной подготовленности. Владеть: - навыками самоконтроля в процессе индивидуальной спортивной деятельности; - средствами и методами сохранения и поддерживать спортивной формы.

 

3. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Теория и методика базовых видов спорта (баскетбол)»

Объем дисциплины (модуля) составляет 3 зачетные единицы, всего 108 часов, из которых 12 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (4 часов занятия лекционного типа, 8 часа занятия семинарского типа (семинары, научно-практические занятия, лабораторные работы и т.п.), 4 часа мероприятия промежуточной аттестации), 92 часов составляет самостоятельная работа обучающегося.

Содержание дисциплины (модуля)

Наименование и краткое содержание разделов и тем дисциплины (модуля), форма промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) Всего (часы) В том числе
Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем), часы из них Самостоятельная работа обучающегося, часы  
Занятия лекционного типа Занятия семинарского типа Занятия лабораторного типа Консультации Всего
Очная Заочная Очная Заочная Очная Заочная Очная Заочная Очная Заочная Очная Заочная Очная Заочная
История возникновения и развития баскетбола.                            
Классификация и анализ техники игры в баскетбол.                            
Классификация и анализ тактических действий в баскетболе.                            
Методика обучения технике и тактике игры.                            
Методика судейства соревнований и организация соревнований по баскетболу.                            
Промежуточная аттестация зачет 4
Итого                            
                                         
  1. Образовательные технологии

Использование мультимедийного оборудования при чтении лекций и во время лабораторных работ, а также программы он-лайн статистики для организации матчей по баскетболу по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта (баскетбол)».

  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся

В качестве вида самостоятельной работы обучающегося выбрана внеаудиторная и аудиторная самостоятельная работа.

Работа с первоисточниками: конспектирование, аннотирование, реферирование отдельных тем.

Наблюдения на соревнованиях, уроках физкультуры, тренировочных занятиях, обобщение полученных данных.

Разбор, изучение документов планирования, учета, проведения соревнований. Разработка отдельных документов. Судейство соревнований по баскетболу. Просмотр матчей Единой лиги ВТБ.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов включает работу с учебной литературой, использованием интернет-ресурсов для подготовки к промежуточной аттестации.

Аудиторная самостоятельная работа по темам дисциплины включает:

Тема 1: История возникновения и развития баскетбола - Изучение и запись основных дат развития баскетбола и достижений отечественных команд.

Тема 2: Классификация и анализ техники игры в баскетбол - Изучение учебно-методической литературы по разделу «Техника игры в баскетбол».

Тема 3: Классификация и анализ тактических действий в баскетболе - Изучение учебно-методической литературы по разделу «Тактика игры в баскетбол».

Тема 4: Методика обучения технике и тактике игры - Подбор средств и методов обучения технико-тактическим приемам игры в баскетбол. Составление конспекта урока по баскетболу и подготовка к проведению учебного занятия.

Тема5: Методика судейства соревнований по баскетболу - Изучение правил соревнований по баскетболу. Подготовка к судейству учебной игры.

 

Задача (практическое задание)

1. Тройная угроза, ведение. два шага бросок в кольцо. Норматив для юношей 6 попаданий из 10, девушки – 5 попаданий из 10. Оценивается техника исполнения и количество попаданий.

2. Переводы (перед собой, под ногой, за спиной, пивот) – студент должен пройти коридор ограниченный фишками, в котором должен сделать 10 переводов – оценивается техническое исполнение, ошибкой считается, когда мяч вылетает за границы коридора, берется в руки, ведение происходит ближней рукой.

3. Броски в кольцо с 10 точек вдоль периметра трехсекундной зоны. Юноши должны попасть из 10 бросков 5 попаданий, девушки из 10 бросков – 4 попадания.

4. Судейство соревнований и игр на занятиях.

5. Составление плана-конспекта для занятия по баскетболу

 

Вопросы для промежуточного контроля

1. Техника передачи мяча. Методика обучения.

2. Техника ведения мяча (дриблинг). Методика обучения.

3. Техника защиты. Передвижение в защитной стойке лицом и спиной вперед, боком (правым, левым) вперед. Методика обучения.

4. Техника броска в движении (два шага). Методика обучения.

5. Техническая подготовка баскетболиста (остановка, тройная угроза, финты, обыгрыш)

6. Командные тактические действия в нападении и в защите.

7. Положение о соревновании Составление календаря игр по круговому способу и с выбыванием на 16 команд.

8. Профилактика травматизма в баскетболе.

9. История развития баскетбола.

10. Площадка и оборудование. Состав команды, игровая форма, экипировка. Игроки: травмы.

11. Игровое время ничейный счет, дополнительный период. Начало и окончание периода и игры, командные фолы.

12. Статус мяча, спорный бросок, поочередное владение, заброшенный мяч и его цена. Таймауты, замены.

13. Игра проигранная «лишением права». Игра, проигранная из-за нехватки игроков.

14. Нарушения. Игрок за пределами площадки и мяч за пределами площадки. Вбрасывание мяча. Штрафные броски

15. Пробежка, Три секунды, восемь секунд, двадцать четыре секунды. Мяч возвращенный в тыловую зону, пять секунд. Помеха попаданию и помеха мячу при броске

16. Принцип цилиндра, принцип вертикальности. Опека игрока, контролирующего мяч. Игрок, находящийся в воздухе.

17. Персональный фол. Виды фолов. Области полукругов, в которых не фиксируются столкновения. Игра центровых, заслон: правильный и неправильный, неправильная опека сзади.

18. Неспортивный фол, технический фол, дисквалифицирующий фол, драка. Технический фол тренеру, Обоюдный фол.

19. Судьи обязанности и права, исправляемые ошибки.

20. Секретарь, помощник секретаря, обязанности и права. Секундометрист и оператор 24 секунд, обязанности и права. Протокол игры.

21. Жесты судей.

 

  1. Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплине (модулю), включающий:

6.1. Перечень компетенций выпускников образовательной программы с указанием результатов обучения (знаний, умений, владений), характеризующих этапы их формирования, описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

ОПК -2: способность проводить учебные занятия по базовым видам спорта с учетом особенностей обучающихся на основе положений дидактики, теории и методики физической культуры и требований образовательных стандартов

 

Индикаторы компетенции Критерии оценивания (дескрипторы)        
не зачтено зачтено        
Знания Знать понятия, определяющие сущность физических упражнений,технику физических упражнений, составляющих основу изученных видов технологий физкультурно-спортивной деятельности; методику обучения двигательным действиям отсутствие знаний материала, наличие грубых ошибок в основном материале знание основного материала с рядом негрубых ошибок        
Умения Уметь применятьвыполнять и показывать физические упражнения;формулировать задачи, подбирать средства, методы, методические приемы обучения двигательным действиям, развития и совершенствования физических способностей занимающихся, формы организации занятий;регулировать физическую нагрузку в процессезанятий;   Полное отсутствие умения применять выполнять и показывать физические упражнения;формулировать задачи, подбирать средства, методы, методические приемы обучения двигательным действиям, развития и совершенствования физических способностей   Умение при наличии несущественных ошибок применять выполнять и показывать физические упражнения;формулировать задачи, подбирать средства, методы, методические приемы обучения двигательным действиям, развития и совершенствования физических способностей
Навыки Владеть навыком проведения занятий, использование спортивных снарядов, инвентаря, технических средств, тренажеров   Полное отсутствие навыков работы с обучающимися   Наличие минимальных навыков работы со спортсменами
                 

 

ОПК-8: способность организовывать и проводить соревнования, осуществлять судейство по базовым видам спорта и избранному виду спорта

Индикаторы компетенции Критерии оценивания (дескрипторы)  
не зачтено зачтено
Знания Знать правила соревнований, методику проведения и организации соревнований.. Полное отсутствие знаний материала Знание основного материала с рядом негрубых ошибок
Умения Уметь организовывать и проводить спортивные праздники, фестивали, состязания. Полное отсутствие умения организовывать и проводить спортивные праздники, фестивали, состязания.   Умение организовывать и проводить спортивные праздники, фестивали, состязания при наличии несущественных ошибок
Навыки Владетьметодикой судейства соревнований   Полное отсутствие навыков судейства и организации соревнований Наличие минимальных навыков работы судейства и организации соревнований со спортсменами
       

 

ПК-10: способность реализовывать систему отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта с использованием современных методик по определению антропометрических, физических и психических особенностей обучающихся

 

Индикаторы компетенции Критерии оценивания (дескрипторы)
не зачтено зачтено
Знания Знатьметодику проведения педагогического наблюдения, арсенал контрольных тестов Полное отсутствие знаний в основном материале, наличие грубых ошибок в основном материале Знание основного материала с рядом негрубых ошибок
Умения Уметь провести тестирование, анализ деятельности занимающихся, внести необходимые коррективы в работу, реализовывать систему отбора и спортивной ориентации с использованием современных методик по определению антропометрических, физических особенностей спортсменов Полное отсутствие умения организовать педагогические наблюдения, провести тестирование, анализ деятельности занимающихся, внести необходимые коррективы в работу, реализовывать систему отбора и спортивной ориентации с использованием современных методик по определению антропометрических, физических особенностей спортсменов Умение при наличии несущественных ошибок провести педагогические наблюдения, провести тестирование, анализ деятельности занимающихся, внести необходимые коррективы в работу, реализовывать систему отбора и спортивной ориентации с использованием современных методик по определению антропометрических, физических особенностей спортсменов  
Навыки Владеть навыками организации медицинского и педагогического контроля, отбора. Полное отсутствие навыков организации педагогического контроля, отбора Наличие минимальных навыков организации педагогического контроля, отбора  

 

ПК-11: способность разрабатывать перспективные, оперативные планы и программы конкретных занятий в сфере детско-юношеского и массового спорта

 

Индикаторы компетенции Критерии оценивания (дескрипторы)
Не зачтено зачтено      
Знания Знать особенности многолетнего и текущего планирования в ДЮСШ Полное отсутствие знаний и наличие грубых ошибок в основном материале Знание основного материала с рядом негрубых ошибок      
Умения Уметьсоставить планы и отчеты в ДЮСШ Полное отсутствие умения составить планы и отчеты в ДЮСШ   Умение без существенных ошибок составить планы и отчеты в ДЮСШ      
Навыки Владетьнавыками работы с документами Полное отсутствие навыков работы с документами   Наличие минимальных навыков работы с документами        

 

ПК-12: способность использовать в процессе спортивной подготовки средства и методы профилактики травматизма и заболеваний, организовывать восстановительные мероприятия с учетом возраста и пола обучающихся, применять методики спортивного массажа

 

Индикаторы компетенции Критерии оценивания (дескрипторы)
Не зачтено Зачтено        
Знания Знать способы оказания физической помощи и страховки, Полное отсутствие знаний в основном материале Знание основного материала с рядом негрубых ошибок        
Умения Уметьобеспечивать безопасность и профилактику травматизма, организовывать восстановительные мероприятия с учетом возраста и пола обучающихся Полное отсутствие умений обеспечивать безопасность и профилактику травматизма, организовывать восстановительные мероприятия с учетом возраста и пола Умение без существенных ошибок обеспечивать безопасность и профилактику травматизма, организовывать восстановительные мероприятия с учетом возраста и пола        
Навыки Владетьметодикой, технологией педагогической диагностики. Полное отсутствие навыков технологии педагогической диагностики   Наличие минимальных навыков технологии педагогической диагностики          

 

ПК-13: способностью использовать актуальные для избранного вида спорта технологии управления состоянием человека, включая педагогический контроль и коррекцию

 

Индикаторы компетенции Критерии оценивания (дескрипторы)
Не зачтено Зачтено        
Знания Знать современные технологии управления Полное отсутствие знаний в основном материале   Знание основного материала с рядом негрубых ошибок        
Умения Уметьиспользовать актуальные для избранного вида спорта технологии управления состоянием человека, включая педагогический контроль и коррекцию Полное отсутствие умений управления командой Умение без существенных ошибок управлять командой        
Навыки Владетьтехнологией управления командой Полное отсутствие навыков работы с командой Наличие минимальных навыков работы с командой          

 

ПК-14: способность совершенствовать индивидуальное спортивное мастерство в процессе тренировочных занятий, владением в соответствии с особенностями избранного вида спорта техникой движений, технико-тактическими действиями, средствами выразительности

 

Индикаторы компетенции Критерии оценивания (дескрипторы)
  Не зачтено зачтено        
Знания Знатьметодику спортивного совершенствования, показатели и факторы успешной спортивной деятельности Полное отсутствие знаний в основном материале Знание основного материала с рядом негрубых ошибок        
Умения Уметьиспользовать средства, методические приемы совершенствования двигательных действий, развития и физических способностей Полное отсутствие умений использовать средства, методические приемы совершенствования двигательных действий Умение без существенных ошибок использовать средства, методические приемы совершенствования двигательных действий        
Навыки Владетьметодикой совершенствования технико-тактической подготовки в соответствии с особенностями   Полное отсутствие навыков индивидуальной работы со спортсменами Наличие минимальных навыков индивидуальной работы со спортсменами          
       

 

ПК-15: способность осуществлять самоконтроль, оценивать процесс и результаты индивидуальной спортивной деятельности, сохранять и поддерживать спортивную форму

 

Индикаторы компетенции Критерии оценивания (дескрипторы)
Не зачтено Зачтено        
Знание Знатьметодысамовоспитания особенности, регуляции состояния с помощью физических упражнений Полное отсутствие знаний в основном материале наличие грубых ошибок знаний в основном материале Знание основного материала с рядом негрубых ошибок        
Умение Уметьосуществлять самоконтроль, оценивать результаты индивидуальной спортивной деятельности, сохранять и поддерживать спортивную форму Полное отсутствие умений самоконтроля Умение без существенных ошибок использовать средства, методические приемы самоконтроля        
Навыки Владетьнавыками самовоспитания в процессе занятий способностью осуществлять самоконтроль, сохранять и поддерживать спортивную форму Полное отсутствие навыков самовоспитания, самоконтроля     Наличие минимальных навыков самовоспитания в процессе занятий, осуществлять самоконтроль          

Описание шкал оценивания

Оценка знаний при аттестации в форме зачета. Критерии оценок:

- содержательный критерий: знание терминологии и теорий, глубина и полнота раскрытия вопроса;

- речевой критерий: логичность, последовательность и внятность ответа;

- личностный критерий: умение выражать свое мнение по обсуждаемой теме, умение делать выводы и обобщения, умение отвечать на вопросы.

ЗАЧТЕНО Прочные знания основных процессов предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; умение объяснять сущность явлений, процессов, делать выводы и обобщения, делать аргументированные выводы, приводить примеры; логичность и последовательность ответа. Ошибки минимальные
НЕ ЗАЧТЕНО Непрочные знания процессов предметной области, есть некоторая рассогласованность в устной речи, студент приходит к необоснованным заключениям, не демонстрирует понимание сущности рассматриваемого вопроса, путается при выстраивании ответа, не может аргументировать свою точку зрения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...