Мы сами себе выбираем и песни, и судьбы,
Стр 1 из 3Следующая ⇒ СОЦИАЛИЗАЦИЯ «Я тебя породила, я тебя и воспитаю. Чего бы это тебе ни стоило!» В. и О.Угрюмовы. «Некромерон». Социализация личности осуществляется через усвоение социального опыта, социальных ролей и отношений, «принятых» в данном социуме. Может происходить как стихийно, так и целенаправленно (воспитание). Воспитательные воздействия осуществляются на основе механизма подкрепления – поощрение поведения, которое считается «правильным» и наказание (порицание) за нарушение установленных правил. Таким образом в сознание ребенка (подростка) внедряется определенная система норм, соблюдение которых постепенно становится привычкой и внутренней потребностью (которую ему сформировали окружающие). Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Еще один механизм социализации – подражание значимым другим (родителям, старшим, авторитетам, любимым героям кинофильмов и литературных произведений). Социализация предполагает преобладающее влияние социума и в значительной мере меньшую активность осознания событий самой личностью. В процессе формирования личности доминирует адаптация, а результатом становится адаптированность человека. Согласно самому общему определению, социализация – «процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе». [19, с.66]. Социализацию личности можно определить как такой процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений, индивид приобретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплексы и другие особенности и подструктуры, которые в целом имеют адаптивное значение. [20, с.629; 19, с.66-67].
Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. Из-за низкой психологической грамотности, недостаточной для мощностей и скоростей развития, проявляющего в глобальном стремлении к всеобщей интегрированности, люди, занимающиеся социализацией подрастающего поколения, адаптируют детей и подростков к тем нормам и правилам, к которым были приучены и адаптированы они сами. Без учета современных знаний, без освоения и применения современных способов развития личности. Детская социализация корректирует, а порой очень сильно искажает базовые (т.е. ТИМные) ценностные ориентации и формирует мотивацию поведения детей. Если из-за психологической безграмотности (а также многих других причин, в том числе и экономических условий современного общества) для социализации используются такие средства воздействия на человека как манипуляция посредством страха и вины. Для формирования мотивации требуемого поведения применяется эмоциональное и психологическое насилие. Эмоциональное насилие – это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, что подвергает опасности нормальное развитие его эмоциональной жизни [9]. Эмоциональное насилие – это не адекватное ожиданиям ребенка эмоциональное реагирование родителей (воспитателей, учителей и других значимых людей). Например, ребенок естественно ожидает, что на его успех родители отреагируют похвалой, чувством гордости и радостью, а вместо этого встречает равнодушие и раздражение (обусловленные скрываемой завистью). В дальнейшем ребенок, которому неоднократно приходится сталкиваться с эмоциональным насилием (в том числе насмешки, угрозы, издёвки и терроризирование, т.е. неоднократное оскорбление ребенка словами и формирование стабильного чувства страха) быстро теряет мотивацию к достижениям и сопровождающее успех чувство гордости.
Психологическое насилие – это жесткий запрет на естественное самовыражение, на творчество, это обессмысливание и обесценивание того, что делает ребенок, это – совершённые по отношению к ребенку деяния, которые тормозят развитие его потенциальных способностей. Эта линия жестокого отношения к детям не предполагает физического насилия. Происходит насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками ребенка, унижение или принуждение его к действиям, противоречащим его устремлениям (которые в основе своей имеют ТИМную принадлежность). Психологическое насилие формирует зависимую личность с неадекватно низкой самооценкой и с «убитой душой», которой свойственен «синдром выученной беспомощности». При этом происходит формирование иной идентичности (личной тождественности), которая – вполне возможно – вытеснит естественный ТИМный образ. Если люди принуждены поставить под вопрос свою идентичность, то происходит «спаривание» с новыми ролевыми моделями и счастье «достигается» через хорошее внешнее поведение. Новая идентичность укрепляется, от старой идентичности отказываются. Происходит «духовное насилие» над душой. Результатом такой жестокой социализации становится самоотречение и отчуждение от своих (ТИМных) принципов. Еще один деструктивный феномен насильственной социализации – переживание невозможности обладать подлинной свободой самопроявления и, как следствие этого – отчуждение в детско-родительских (или других значимых) отношениях [11]. Результатом социализации становятся стратегии мышления, шаблоны поведения, комплексы психологических защит, поддерживающих соответствие между своим опытом и представлениями о себе («Я-концепция») и жизненный сценарий личности. · «Если сломать свою жизнь, то получатся две отдельных жизни, но уже без всяких удобств». О.Фрейдман В качестве ресурсов СОЦИАЛИЗАЦИИ можно прежде всего назвать психолого-педагогическую компетентность (включающую знание информационных типов и особенности информационных взаимодействий) и уровень образования родителей (воспитателей, учителей); применяемые средства воспитательного воздействия; учет актуальных потребностей ребенка (подростка) и его потенциальных способностей; высокий уровень нравственного развития людей, воспитывающих подрастающее поколение.
ТРАНСФОРМАЦИЯ «А разве ты нам обещала чертоги златые? Мы сами себе их рисуем, пока молодые, мы сами себе выбираем и песни, и судьбы, и горе тому, кто одернет не вовремя нас…» Б.Окуджава Первый шаг продвижения к новому – любопытство. Чтобы взять новое, необходимо им заинтересоваться, сначала нужно его захотеть. И человек создает что-то новое, постоянно развивая и совершенствуя свою личность. С одной стороны, особенности и уровни развития личности можно постоянно отслеживать и фиксировать, а с другой – человек может активно влиять на этот процесс. Движущие силы развития личности – это противоречия: между потребностями личности и возможностями (внешними обстоятельствами); между ее возросшими духовными и физическими способностями и старыми (прежними) формами проявления себя; между новыми требованиями современности (деятельности, общества) и несформированными умениями и навыками, и т.д. «Развитие – целенаправленный процесс функционального совершенствования качеств социальных субъектов в соответствии с характером решаемых задач и собственными потребностями» [12, с. 560]. На развитие личности влияют и отношения людей (в том числе интертипные отношения) в тех социальных группах, к которым личность чувствует свою принадлежность. В процессе взаимодействия и общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, деятельности, людям, к самому себе. Все больше людей понимает, что им нужно измениться, и обстоятельства жизни подталкивают их к этому – освоить иные стратегии поведения (и не одну, и множество); повысить компетентность в общении, т.е. изменить стереотипы реагирования и высказываний (выработка новых установок в поведении и в отношениях с людьми); осознавать свои ресурсные состояния и управлять ими (т.е. освоить умение их формировать, создавая внешние обстоятельства и воздействия на самого себя – например, по аспектам витального кольца).
Инструментом развития является выбор. Врожденное право человека – ВЫБИРАТЬ свои пути. Выбирать способы изменений. Выбирать новый образ – для трансформации (преображения) себя. «Никогда не следует рабски соглашаться на вынужденное ограничение полноты личного выбора. Если каждый день и каждый час мы остаемся хозяевами самих себя и принимаем решения вполне самостоятельно, а значит, свободно и ответственно, то и в великом мы оказываемся в состоянии совершить именно тот выбор, который мы сами посчитаем единственно правильным и за который готовы нести всю полноту личной ответственности. В любых условиях, вне зависимости от обстоятельств и ситуаций, всякий человек способен проявлять максимум позитивной свободы, выбирая свои состояния и определяя свои реакции и поступки. Отказ от свободы всегда совершается совершенно свободно» [15, с.27]. Ресурсы ТРАНСФОРМАЦИИ – это все средства, используемые личностью для улучшения своей жизни. · Изменим жизнь к лучшему!!! · И Москва не сразу строилась. Это изменение образа себя (образа Я) – трансформация «Я-концепции». · «Я его слепила из того, что было…» Это выработка новых установок в поведении и в отношениях с людьми. · Если ранее доминировала установка «Кто не с нами, тот против нас», то ныне можно принять к сведению, что «По ту сторону войны находится мир». Это знания, умения, навыки, сырье, инструменты, способности, мысли, чувства, воспоминания, мечты и надежды, информация, люди и энергия. Это умение выбирать слова. · В начале было СЛОВО… Даже коллекция юмористических книжек может оказаться ресурсом J. · Что посеешь, то и пожнешь. Л.Завалкевич [2] так пишет о наличии ресурсов: «Итак, о ресурсах: 1. Поскольку человек материален, имеет тело, ему нужны экономические или физические ресурсы. Это вода и воздух, свет и тепло, пища, средства для достижения защиты и комфорта, все, что относится ко времени, пространству, энергии; это внутренний запас сил, их количество и качество, терпение, выносливость, упорство. 2. Поскольку человек как существо био-социальное имеет сердце и душу, ему нужны эмоциональные ресурсы: любовь и ненависть, принятие и дружба, сопереживание и вера, приятные эмоции и чувства, отношения симпатии и антипатии.
3. Поскольку человек обладает разумом, ему нужны информационные ресурсы – количество и качество единиц знания, понятий, фактов, аргументов, связей и отношений между ними. Достаточно, чтобы делать выводы и выбирать, знать и понимать, думать. Ими люди могут взаимно обогащаться без ущерба друг для друга. Все эти ресурсы неразрывно взаимосвязаны, взаимообусловлены, между ними нет жестких границ, и они не имеют смысла в автономном существовании». [2, с.73].
ИСЦЕЛЕНИЕ «Когда кончается сезон удачи, И ветер, как афиши, рвет Последние листы надежды,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|