Ногайская Орда (конец ХІV – ХV вв.): этническая, политическая, общественная организация.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Одним из крупных государственных объединений, возникших в ходе распада Золотой Орды, была Ногайская Орда. Она занимала в XIV-XV вв. часть территории Западного Казахстана. Первоначально, с конца XIV в., это объединение племен между Уралом и Волгой называлось мангытским юртом по названию одного из наиболее крупных его племен. Обособление Ногайской Орды, как полунезависимого владения, началось еще при Едыге, который был крупным деятелем в Золотой Орде, фактически державшим в своих руках власть в ней около 15 лет (1396-1411 гг.). Окончательно Ногайская Орда обособилась к середине XV в., усилившись при сыне Едыге Нур-ад-Дине (1426-1440 гг.). Границы Ногайской Орды, как и других кочевых государств, менялись в зависимости от внешнеполитической обстановки. Ко второй половине XV в. ногаи вышли за пределы левобережья Урала и стали занимать кочевья узбеков, продвигаясь все дальше к востоку и югу. Кочевья ногаев на северо-востоке простирались уже до Сибири (земли юго-восточнее Тюмени назывались Ногайской степью), на юго-востоке они временами кочевали у Сырдарьи, берегов Аральского моря. Этнический состав Ногайской Орды до определенного периода, завершения консолидации тюркских народностей региона, был близок к составу племен Ак-Орды и Ханства Абулхайра. В составе его были тюркские и тюркизированные монгольские племена и племенные объединения. Помимо мангытов, в Ногайскую Орду входили кыпчаки, канглы, кунграты, найманы, уйшуны, карлуки, ктай, аз (ас), алшин, тама и др. Ногайская Орда возникла как этнополитическое объединение, входившие в нее племена составили основу ногайской народности, сформировавшейся к концу XV в. В ногайском обществе XIV-XVI вв., как и в других обществах окружающего кочевого мира, существовали раннефеодальные отношения, при этом сохранялись многие черты патриархально-родового уклада. На высшей ступени сословной лестницы находились ханы, князья, мурзы, султаны, баи; они стояли во главе орд, улусов, аулов, решали все экономические вопросы жизни соплеменников. В Ногайской Орде сложилась устойчивая улусная система политической организации власти и управления. Князь в Орде имел наследственную, военную, дипломатическую и административную власть. Орда состояла из нескольких улусов, каждый из которых объединял множество родоплеменных групп. Во главе улусов стояли мурзы, нередко обладавшие неограниченной властью в своих владениях, распоряжавшиеся лучшими и наиболее удобными улусными пастбищами. Улусные рядовые кочевники-скотоводы обязаны были кочевать со своими мурзами, вносить подать, являться с оружием во время военных походов. Набеги, войны с соседями приносили степной аристократии большие доходы. Орда могла выставить до 300 тыс. воинов.
В XVI в. устанавливаются торгово-экономические и политические связи Ногайской Орды с Русским государством. История Ногайской Орды теснейшим образом связана с историей соседних ханств Поволжья и Сибири, Средней Азии и Казахстана. Особенно близко связана история ногайцев с историей кочевых узбеков и казахов. Часть ногайцев, кочевавшая от Эмбы до Сырдарьи, находилась в постоянных контактах с казахами. После присоединения Казанского и Астраханского ханств к России и в связи с междоусобицами среди ногайского правящего рода, Ногайская Орда распалась на несколько самостоятельных орд. Часть ее населения на территории Казахстана вошла в состав Младшего жуза казахов.
№ 45) Культура Казахстана во второй половине XIX – начале ХХ вв. Жизнь и творчество Абая Кунанбаева. Культура Казахстана начала ХХ в. явилась продолжением духовного наследия казахского народа, развивавшегося под воздействием социально-политических и экономических отношений. Российская революция 1905–1907 гг., Первая мировая война, подъем освободительного движения оказали значительное воздействие на содержание и основные направления культуры Казахстана.
В начале ХХ в. книгоиздание получило заметное развитие в Семипалатинске, Уральске, Омске, Оренбурге и некоторых других городах. Содействие в организации издательских центров в Казахстане оказали Семипалатинский и Оренбургский подотделы, Туркестанский и Западно-Сибирский отделы Русского географического общества. Начали издаваться книги на казахском языке (арабским шрифтом). Разножанровые казахские книги издавались в Петербурге, Ташкенте, Казани. Первые книги выдающихся представителей национально-демократической культуры таких, как Ш. Кудайбердиев, М. Дулатов, С. Донентаев, А. Байтурсынов, впервые были изданы после революции 1905–1907 гг. Выпуск в 1909 г. сборника произведений Абая Кунанбаева познакомил общественность России с великими творениями поэта. В начале ХХ в. народное образование было тесно связано с общественно-политической ситуацией. Царское правительство препятствовало обучению казахских детей, в школах они составляли всего 6%. В 1906 г. был принят «Закон о развитии просвещения», положивший начало открытию смешанных русско-казахских школ. Правительственные субсидии, выделявшиеся для народного образования в национальных окраинах, были очень скудными и не удовлетворяли самые минимальные потребности школ: в Тургайской области — 6,9 копеек, в Уральской — 4, в Акмолинской — 2,5, в Семипалатинской — 2, в Семиреченской — 1,9, в Сырдарьинской — 1,8 копеек на душу населения. В учебных заведениях не хватало подготовленных учителей и представители коренного были в меньшинстве. Так, в одном из самых крупных учебных заведений — Туркестанской учительской семинарии за 1883–1904 гг. из 254 выпускников, казахов было только 38 человек (11,4%). В Оренбургской казахской учительской школе в 1901 г. обучалось 28 казахов. Активизировалась деятельность демократической интеллигенции которая способствовала распространению русского образования.
Казахская литература начала ХХ в. представлена целой плеядой талантливых писателей и поэтов Общественный прогресс и сопутствующие ему общественное движение, преобразования в законодательстве оказали влияние на дело просвещения в национальных окраинах. Во второй половине XIX в. необходимость в подготовке переводчиков для системы управления, нехватка служащих для нужд хозяйственной и чиновничьей администрации требовали увеличения русско-казахских школ. Русско-казахские школы, открытые в 1861 г. в Троицке, Оренбурге, форте Казалинска пытались привлечь на учебу казахскую молодежь. Школы в Казалы и Перовске были реорганизованы в училища, где были преподаватели, получившие образование в Казани и Петербурге. Слабо развивалось женское образование. Лишь благодаря стараниям Ы. Алтынсарина в 1887 г. было открыто женское училище в Иргизе. В 1890–1896 гг. открылись русско-казахские женские училища в Тургае, Кустанае. Карабутаке, Актюбинске. Первыми профессиональными учебными заведениями были Туркестанская учительская семинария, основанная в 1879 г. и Казахская учительская школа, открытая в Орске в 1883 г. Позже были открыты учительские семинарии в Актюбинске, Верном, Семипалатинске, Уральске. За весь дооктябрьский период они подготовили 300 учителей-казахов. Также в XIX в. были открыты сель Во второй половине XIX в. продолжало развиваться устное народное творчество. Темами его были исторические события, героические личности, родовые отношения, любовь. Всенародное признание получили такие акыны как Шоже, Шортанбай, Суюнбай, Жамбыл, Сара и другие.
Наряду с развитием устного народного творчества развивалась и письменная казахская литература. Выдающимся ее представителем был Абай Кунанбаев (1845–1904). Абай родился в Чингизских горах Семипалатинской области в семье старшины рода Тобыкты. Первоначальное образование получил дома, а затем в медресе. Он был знатоком обычаев, традиций казахского народа. Абай соединил в себе устное народное творчество, восточную поэзию и русскую, европейскую классическую литературу. В 1886 г. он написал стихотворение «Лето» и последующие годы жизни его прошли в поэтическом творчестве. В богатом литературном наследии Абая значительное место занимают переводы. Он перевел на казахский язык произведения М. Лермонтова, А. Пушкина. Абая называют «лицом казахского народа». Он обладал не только поэтическим, но и глубоким философским мышлением. Наиболее полно его философские взгляды отражены в прозаическом произведении «Гаклия», где в виде афоризмов, притч, философских миниатюр представлена квинтэссенция проблем и достижений казахского народа. В рассматриваемый период в Казахстане издавались газеты «Акмолинские областные ведомости», «Киргизская газета», «Оренбургский листок» и другие. 28 апреля 1870 г. вышел в свет первый номер газеты «Туркестан уалаяты» на казахском и узбекском языках. Развивалось музыкальное искусство. Всеобщее признание получили народные композиторы: Курмангазы Сагырбаев, Даулеткерей Шигаев, Таттимбет Казангапов, Ыхлас Дукенов, Биржан-сал Кожагулов, Жаяу Муса Байжанов. Появилось много произведений выдающихся художников о Казахстане, его природе, жителях. Это рисунки и картины Т. Г. Шевченко, в 1847–1857 годах отбывавшего здесь ссылку: «Казах на лошади», «Казахские дети — байгуши», «Казахское стойбище на Кос-Арале» и другие. Особое место занимают картины В. В. Верещагина, который в конце 60-х — начале 70-х гг. XIX в. посетил Туркестан и написал свою знаменитую Туркестанскую серию «В горах Алатау», «Мечеть Хазрета Ясави» и другие. Развивалось декоративное оформление домашнего убранства, украшение жилищ, домашней утвари, одежды, других изделий из шкур, кожи, войлока, металла, дерева, камня, превращая их в произведения искусства. Таким образом, социально-экономическое и культурное развитие Казахстана во второй половине XIX в. во многом было обусловлено окончательным превращением края в колонию Российской империи. скохозяйственная и фельдшерская школы, но не было ни одного высшего учебного заведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|