Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ВОПРОС концепция устойчивого развития как научная основа экологических отношений




Принцип устойчивого развития признан многими разви- тыми странами, имеет международное звучание и приобретает 2.2. Принцип устойчивого развития 39 веч- большее значение. Указом Президента РФ от 01.04.1996 № 440 утверждена представленная Правительством РФ Кон- цепция перехода Российской Федерации к устойчивому раз- витию (далее — Концепция). Правительству предложено при I >азработке прогнозов и программ социально-экономического развития, подготовке нормативных правовых актов, Припя- ти хозяйственных и иных решений учитывать положения этой Концепции, разработать и внести на рассмотрение Пре- зидента РФ проект государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации. Ей посвящен ряд федераль- ных нормативных правовых актов, что позволяет считать эти положения принципом российского экологического права. Основы стратегии. В Концепции говорится, что представ- ляется необходимым и возможным осуществить в Россий- ской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение со- циально-экономических задач и проблем сохранения благо- приятной окружающей среды и природно-ресурсного потен- циала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей. Социально-экономическое развитие общества в XX в., ориентированное в основном на быстрые темпы экономи- ческого роста, сопровождалось беспрецедентным причине- нием вреда окружающей природной среде. Человечество столкнулось с противоречиями между растущими потреб- ностями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности. Богатства природы, ее способность поддерживать раз- витие общества и возможности самовосстановления оказа- лись не безграничными. Возросшая мощь экономики стала разрушительной силой для биосферы и человека. При этом цивилизация, используя огромное количество технологий, разрушающих экосистемы, не предложила, по сути, ничего, что могло бы заменить регулирующие механизмы биосферы. Возникла реальная угроза жизненно важным интересам бу- дущих поколений человечества. Изменение характера участия государства в хозяйст- венной деятельности, сокращение доли государственной собственности позволяет создать экономические усло- вия, обеспечивающие высокую деловую активность. При этом повышаются роль государства — гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, дейст- венность государственного управления и контроля в области охраны природы. 40 Глава 2. Принципы и объекты охраны окружающей среды Реализация принципа устойчивого развития предполага- ет повысить роль граждан и негосударственных организаций в подготовке и принятии хозяйственных и иных решений с учетом экологического фактора. Рыночные механизмы в со- четании с мерами государственного регулирования должны сформировать экономические стимулы бережного отноше- ния к природным ресурсам и окружающей среде для субъ- ектов хозяйственной деятельности. Для этого необходимо последовательное решение ряда принципиальных задач: обеспечение стабилизации эколо- гической ситуации в процессе выхода страны из нынешне- го кризиса; коренное улучшение состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразова- ний, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления; ведение хозяйствен- ной деятельности в пределах емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих техно- логий. Направления перехода к устойчивому развитию. Пере- ход России к устойчивому развитию следует осуществлять по следующим направлениям: — разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление ответственности за се эколо- гические результаты, при которых биосфера воспринимает- ся уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов; — оценка хозяйственной емкости локальных и региональ- ных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия; формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения. Переход к устойчивому развитию потребует скоордини- рованных действий во всех сферах жизни общества, адек- ватной переориентации социальных, экономических и эко- логических институтов государства, регулирующая роль которого в таких преобразованиях является основополагаю- щей. Одним из основных условий перехода к устойчивому раз- витию является обеспечение прав и свобод граждан. Дви- 2.2. Принцип устойчивого развития 41 ИСеиие к этой цели предполагает формирование открытого "щцества, включающего в качестве системных элементов Правовое государство, рыночное хозяйство, гражданское пОщгство, правовую и социальную ответственность всех его Членов. Федеративный фактор. Одним из важных условий пе- ВХода к устойчивому развитию России является создание п1 пшенной системы взаимодействия «центр — регионы». Данный переход предполагает строгое соблюдение ряда бграничений, следовать которым будет нелегко, особенно на начальных этапах. Это, в частности, осуществление хозяй- ственных мероприятий преимущественно на уже освоенных Территориях и отказ от реализации любых проектов, кото- рые наносят невосполнимый ущерб окружающей среде или реологические последствия которых недостаточно изучены. Переход к устойчивому развитию Российской Федера- ции в целом возможен только в том случае, если будет обе- спечено устойчивое развитие ее регионов. Это предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов РФ, что предопределяет необходимость разработ- ки п реализации программ перехода к устойчивому разви- мпо для каждого региона, а также дальнейшей интеграции этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития. Проблемы, решаемые в каждом регионе, должны соот- ветствовать федеральным задачам, но при этом учитывать местные особенности, предусматривающие: I — формирование хозяйственного регионального меха- низма, регулирующего социально-экономическое развитие, н том числе природопользование и антропогенное воздей- с гвие на окружающую среду; I — выполнение природоохранных мероприятий на се- литебных и незастроенных территориях городов, других населенных пунктов н в пригородных зонах, включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство; • — осуществление мер по оздоровлению населения, разви- тию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия; — развитие сельского хозяйства па основе экологически прогрессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям, реализация мер по повышению плодородия почв 44 Глава 2. Принципы и объекты охраны окружающей среды на экологически неблагополучных территориях и подгото- вить организационную и законодательную основу реализа- ции этих мер. 1 На следующем этапе следует осуществлять основные структурные преобразования в экономике, технологическое обновление, существенную экологизацию процесса социаль- но-экономического развития. На этом этапе экологическое благополучие территории страны обеспечивается прежде всего за счет рационализации использования богатого при- родного потенциала России и снижения сто относительных затрат на душу населения. Движение нашей страны и всего человечества к устойчи- вому развитию в конечном счете приведет к формированию предсказанной В. И. Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...