Значение асимметричной информации
Пример с подержанными автомобилями показывает, как асимметричная информация может привести к разрушению рынка. В идеальных условиях рынков совершенной конкуренции потребители имели бы возможность сделать выбор между низко- и высококачественными автомобилями. Некоторые выбрали бы первые из-за их дешевизны, другие предпочли бы заплатить побольше за вторые. К сожалению, в реальном мире потребителям нелегко определить качество подержанных машин в момент покупки, так что их цена падает, и высококачественные автомобили исчезают с рынка. Это всего лишь условный пример, иллюстрирующий важную проблему, возникающую для многих рынков. Рассмотрим теперь некоторые другие примеры асимметричности информации и возможную реакцию правительства или частных фирм. Страхование
Почему люди старше 65 лет сталкиваются с трудностями при медицинском страховании практически по любой цене? Более старые люди имеют более высокую вероятность серьезно заболеть, однако почему повышение цены страхования не отражает этого? Причина заключается в асимметричности информации. Люди, покупающие страховку, знают намного лучше о своем общем состоянии здоровья, чем любая страховая компания, даже если последняя настаивает на медицинском освидетельствовании. В результате возникает неблагоприятный отбор, причем даже в большей мере, чем в случае с подержанными автомобилями. Поскольку вероятнее всего, что именно нездоровые люди желают страховаться, их доля в общем количестве страхующихся возрастает. Это повышает цену страховки, так что более здоровые люди, взвешивая свой риск, предпочитают не страховаться. Тем самым доля нездоровых еще больше увеличивается, что опять повышает цену, и т. д. до тех пор, пока на страховом рынке не останется лишь эта категория лиц; таким образом, страховая деятельность становится невыгодной.
Неблагоприятный отбор может сделать проблематичным функционирование страхового рынка и по другим причинам. Допустим, например, что страховая компания собирается предложить полис для конкретного случая — такого, как автокатастрофа, наносящая ущерб собственности. Компания выбирает подходящую группу населения, скажем, мужчин в возрасте до 25 лет, которой собирается продавать полис, и оценивает частоту подобных несчастных случаев по данной группе. Для некоторых ее представителей вероятность попасть в аварию низка, существенно ниже 0,01; для других — высока, существенно выше 0,01. Если страховая компания не может выделить группы людей с высокой и низкой степенями риска, она установит размер премии для всех клиентов исходя из вероятности происшествия 0,01. Располагая лучшей информацией, некоторые люди (с низкой вероятностью несчастного случая) предпочтут не страховаться, тогда как другие (с высокой вероятностью попасть в аварию) определенно купят страховку. Это, в свою очередь, увеличит вероятность аварии в группе тех, кто застраховался, выше 0,01, провоцируя страховую компанию повышать страховой взнос. В конечном счете лишь наиболее вероятные жертвы захотят страховаться, что представит серьезную угрозу доходам страховой фирмы. Несовершенство рынка подобного типа создает возможности для активных действий государства. Что касается страхования здоровья, возникает веский аргумент в пользу государственного медицинского обслуживания или связанного с ним государственного страхования престарелых. Обеспечивая страхование всех людей старше 65 лет, государство устраняет проблему неблагоприятного отбора.
Рынок кредита
Используя кредитную карточку, многие из нас занимают деньги без какого-либо обеспечения. Большинство кредитных карточек позволяет их владельцам начислять на свой расчетный счет до нескольких тысяч долларов, и при этом многие люди имеют по несколько таких карточек. Компании, выпускающие эти карточки, получают доход, начисляя проценты на долг заемщика. Но как может такая компания или банк отличить "высококачественных" заемщиков (возвращающих долги) от "низкокачественных" (не возвращающих)? Очевидно, должники лучше, чем компания, знают, будут ли они возвращать долг или нет. Снова возникает проблема неблагоприятного отбора. Компании и банки должны назначать одинаковый процент для всех заемщиков, что привлекает больше "низкокачественную" их категорию. В свою очередь, это приводит к повышению ставки процента, что опять-таки увеличивает долю данной группы, снова повышается процент и т. д. В действительности компании, выпускающие кредитные карточки, и банки могут в какой-то мере использовать хранящиеся в компьютере ретроспективные данные о кредитах, которыми они делятся друг с другом, чтобы научиться отличать "низкокачественных" заемщиков от "высококачественных". Многие люди считают, что компьютеризация кредитной информации является вторжением в частную жизнь. Допустимо ли, чтобы компании хранили эти данные и делились ими друг с другом? Невозможно дать ответ на данный вопрос, но можно лишь отметить, что ретроспективная информация о кредитах выполняет важную функцию. Она снимает или, по крайней мере, существенно сглаживает проблемы асимметричной информации и неблагоприятного отбора, которые иначе могли бы препятствовать функционированию кредитных рынков. Без этих кредитных историй даже надежные заемщики сочли бы заем денег слишком дорогим.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|