Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция нарциссизма Зигмунда Фрейда




Предшественники: Х. Эллис, Нэкке (1898) относят термин «нарциссизм» к поведению, которое не является явно сексуальным (сексуальные эмоции поглощаются и теряются в самовосхищении). При описании клинической перверзии X. Эллис связал ее с именем Нарцисса, подробно рассмотрев истоки нарциссизма в литературе и мифологии. К. Абрахам (1908) описал нарциссическую форму сопротивления, когда пациент, пытаясь избежать зависимости от аналитика, идентифицируется с последним и конкурирует с ним. На примере раннего слабоумия описал процесс переноса либидо на себя как на единственный сексуальный объект. Э. Джонс, О. Ранк в своих работах сравнивают с нарциссизмом самовлюбленность, самообожествление и женское тщеславие.

В 1910 г. в «Очерках по теории сексуальности», в примечании, З. Фрейд ссылается на нарциссизм как на извращение (перверзия). «Случай Шребера» (1911) - 3. Фрейд отметит, что при патологических состояниях психики, таких как шизофрения и ипохондрия, объектом любви становится собственная личность или «Я» как целое за счет отношения к другим людям. При этом Фрейд замечает: «я не собираюсь... разъяснять здесь проблему шизофрении, а... делаю только сводку, чтобы доказать необходимость включения нарциссизма в общую схему развития либидо». В работе «Детское воспоминание Леонардо да Винчи» - упоминание Фрейдом о нарциссизме.

В 1912 году выходит «Тотем и табу», где Фрейд соотносит нарциссизм с примитивным магическим мышлением, анимизмом, всемогущество мыслей первобытных людей. Наряду с рассмотрением стадии нарциссизма З. Фрейд предпринял попытку привести в связь с нарциссизмом обнаруженную у примитивных людей и невротиков высокую оценку психических актов. По его мнению, в обоих случаях психическим следствием чрезмерной оценки оказывается всемогущество мыслей или «интеллектуальный нарциссизм». Если во всемогуществе мыслей психоаналитик в состоянии видеть доказательство нарциссизма у примитивных народов, то он может решиться на смелую попытку провести параллель между ступенями развития человеческого миросозерцания и стадиями либидозного развития отдельного индивида. Фрейд выдвинул положение, согласно которому «анимистическая фаза соответствует в таком случае нарциссизму», религиозная форма – ступени любви к объекту, характеризуемой привязанностью к родителям, а научная фаза – состоянию зрелости индивида, отказывающегося от принципа удовольствия, ищущего свой объект во внешнем мире и приспосабливающегося к реальности.

В данной работе также Фрейд подчеркивает необходимость разложить стадию аутоэротизма на две, одну из которых можно назвать «стадией нарциссизма». По этому поводу он писал: «Хотя мы еще не имеем возможности дать вполне точную характеристику этой нарциссической стадии, в которой диссоциированные до того сексуальные влечения сливаются в одно целое и сосредоточиваются на Я как на объекте, мы все же начинаем понимать, что нарциссическая организация уже никогда не исчезает полностью. В известной степени человек остается нарциссичным даже после того, как нашел внешний объект для своего либидо; найденный им объект представляет собой как бы эманацию оставшегося при Я либидо, и возможно обратное возвращение к последнему» (Лейбин).

В 1914 году выходит работа «О нарциссизме». Это был первый серьезный подход к пониманию природы нарциссизма. К 1914 году термин нарциссизм используется уже в широком диапазоне: клинически, для описания перверзии; генетически, для описания стадии развития; динамически, для объяснения определенных установок, таких как тщеславие и самолюбие (самодовольство). В пользу инстинктивного аспекта нарциссизма З.Фрейд приводил довод биологического порядка: «Индивид действительно ведет двойное существование - как самоцель и как звено в цепи, которой он служит против собственной воли». Человек как самоцель - это некая единичность в своей уникальности. Назначение «звена в цепи» — быть передатчиком наследственной информации. Таким образом, Фрейд делегирует функции инстинкта самосохранения феномену нарциссизм, подчеркивая его родовую принадлежность. Фрейд расширяет предшествующие идеи и дополняет их размышлениями о роли нарциссизма и о том, как нарциссические люди выглядят в глазах других.

Фрейд рассматривает нарциссизм с экономической точки зрения. Нарциссизм — это состояние, когда «либидо, оторвавшись от внешнего мира, обращалось на собственное Я». Это и первичный нарциссизм ребенка, который еще не знает объектных отношений, и возврат к первичному нарциссизму у взрослых. Опираясь на принцип сохранения либидинальной энергии, Фрейд устанавливает равновесие между Я-либидо (Я, нагруженным либидо) и «объектным либидо»: «Чем больше поглощает одно, тем сильнее истощается другое». «Я следует рассматривать как большой резервуар, откуда либидо устремляется к объектам, — всегда готовый вновь поглотить либидо, отливающее от объектов». В рамках энергетической концепции, признающей постоянство либидинальных нагрузок Я, данное определение нарциссизма представляет его не как стадию развития, но как застой либидо, не преодолимый никакой нагрузкой объектов (Лапланш, Понталис).

Генетически нарциссизм взрослого человека по Фрейду - это возврат к определенной точке фиксации в детстве, когда ребенок был полностью счастлив с самим собой. Нарциссизмом Фрейд называет аутоэротическую активность, когда объектом становится тело самого индивида. Это относится как к аутоэротической стадии развития ребенка, так и к сексуальной перверзии у взрослых.

Связь нарциссизма и образования «Я-идеала», которому «досталась та любовь, которой в детстве пользовалось действительное Я...»(Очерки по психологии сексуальности. О нарциссизме). Возможно, нарциссические люди любят себя не такими, какими они являются в действительности («Я-реальное»), а такими, какими хотели бы или могли бы быть («Я-идеальное»). Таким образом, Фрейд первым отметил, что самовосприятие нарциссических людей включает в себя идеальное Я, которому нужно соответствовать, как стандарту, и именно этот идеал признается достойным любви и одобрения. Не случайно, что этот идеал не является персонификацией чего-то внешнего и постороннего, а является неким улучшенным вариантом собственного «Я». Возможно, необходимость образования такого идеала продиктована недостаточным внутренним одобрением «Я-реального». Любая психопатология нарциссизма отражает процесс недоразвития или является следствием «обиды нанесенной Я, благодаря невозможности найти удовлетворение в области идеала Я» или же проявляет себя как процесс «разрушения, неся полные перемены в области идеалов». Самоуважение тесно связано с нарциссической активностью, и одна из функций нарциссической активности состоит в удержании позитивно-аффективной окраски представления личности о себе и направлена на подтверждении собственной ценности.

Ранее в работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) Фрейд показал, что инфантильные сексуальные влечения сначала удовлетворяются на собственном теле, то есть аутоэротически, и что способность к аутоэротизму является характерной чертой проявления детской сексуальности. Впоследствии с введением в научный оборот термина «нарциссизм» З. Фрейд пришел к мысли, что «аутоэротизм был сексуальным проявлением нарциссической стадии размещения либидо» (Лейбин).

Рассуждая о типе выбора объекта у мужчин и женщин, Фрейд говорил, что для женщин более характерен нарциссический выбор, что женщины «...любят себя с той же интенсивностью, с какой их любит мужчина»(О нарциссизме). Т.о., нарциссизм является препятствием объектной любви, а также отчетливо высвеченная зависимость самооценки и самовосприятия нарциссической личности от получаемого ею внешнего одобрения.

Вклад родителей в нарциссизм ребенка: пусть ребенку будет лучше, чем его родителям... Он должен воплотить неисполненные желания родителей, стать вместо отца великим героем, получить в мужья принца для позднего вознаграждения матери». В более поздних исследованиях такие и подобные отношения в семье будут признаны почвой для выращивания нарциссического ребенка (О нарциссизме).

Вторичный нарциссизм — это сосредоточение всей психической активности человека на самом себе. Фрейд дает нам практически современное описание нарцисса с патологией характера или нарциссически структурированного - внешне он производит впечатление самодовольного, холодного, отстраненного, практически неспособного к объектной любви, но вполне социально адаптированного тестирующего реальность. Во внутреннем плане присутствуют необходимость образовать «Я-идеальное» и «отстранять от своего Я все их принижающее», в сочетании с зависимостью от любви другого как от регулятора самочувствия.

Фрейд не исследовал далее нарциссизм как специфическую личностную структуру, так как полагал, что выраженный нарциссизм мешает образованию переноса в анализе, и счел нарциссических личностей недоступными анализу вообще. Это мнение будет позднее опровергнуто X. Кохутом, который доказал, что нарциссические пациенты вполне способны образовывать переносную реакцию, правда, с тем отличием, что это не будет реакция любви, характерная на определенном этапе для истерических или обсессивных личностей, с которыми преимущественно работал 3. Фрейд.

В течение всей своей жизни 3. Фрейд неоднократно возвращается к проблеме нарциссизма. В 1917 году в работе «Печаль и меланхолия» он постулирует нестабильность нарциссических отношений, говоря о том, что любые разочарования в совершенстве «идеала» подвергают эти отношения опасности — любая нарциссическая привязанность оказывается очень непрочной. Для неустойчивых нарциссических личностей характерно заменять отношения с другими идентификацией с ними. В этом контексте идентификация как механизм социализации личности предполагает временное присвоение норм, правил, ценностей другого человека и аннулирование собственных.

Нефрейдисты: Если в классическом психоанализе нарциссизм ассоциируется с самовлюбленностью, то неофрейдистами он понимается в первую очередь как самоненависть и самодеструктивность. Неофрейдисты критикуют концепцию нарциссизма за понятие фиксированного количества либидо. Они отмечают, что, согласно Фрейду, чем больше любви направлено на внешний мир, тем меньше остается самому себе, и наоборот. Э. Фромм (1947) возражает против этой формулировки, так как она приводит к неприемлемой позиции: нарцисс представляется обогащенной личностью по сравнению с человеком, способным к любви. По мнению Фромма, в действительности человек, испытывая любовь к окружающим, не истощается, а обогащается (Соколова Е.Т.).

В. Джоффе и Дж. Сэндлер (1967) отвергли определение нарциссизма как либидозного вложения в Я или незрелого выбора объекта. Они связали понятие нарциссизма с самоуважением. В отличие от экономического тезиса, они утверждают, что личность с высоким самоуважением также уважает других, с низким — более заинтересована в себе. В. Йоффе и Дж. Сандлер настаивали, что пора уже, наконец, оставить концептуализацию нарциссизма как состояния либидинального инвестирования «Я» и принять вместо этого новую концептуализацию в терминах нарциссического состояния. Авторы подчеркивали, что термин нарциссизм должен быть применен именно и непосредственно к этому идеальному состоянию в его взаимосвязях с представлением личности о себе и ее самооценкой (Шамшикова).

X. Хартманн вводит понятие «ожидаемый внешний мир» и рассматривает отношения матери и маленького ребенка на «соответствие друг другу» (Эго психология и проблема адаптации).

 

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...