Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А. Теория внешнего насилия




Теория насилия

Эта теория, собственно, состоит из двух теорий.

А. Теория внешнего насилия

Ее авторами считаются Каутский, Гумплович (австр. XIX в.).

Суть теории. Государство возникает в результате завоевания одного племени (народа) другим. Оно обусловлено необходимос­тью применения насилия не только в ходе завоевания, но и после для того, чтобы не было постоянной войны между ними. «Племя победителей, — отмечал Каутский, — подчиняет себе племя побеж­денных, присваивает себе и всю их землю и затем принуждает по­бежденное племя систематически работать на победителей, пла­тить им дань или подати. При всяком случае такого завоевания воз­никает деление на классы, но не вследствие деления общины на различные подразделения, а вследствие соединения в одно двух общин, из которых одна делается господствующим, другая угнетен­ным и эксплуатируемым классом, принудительный же аппарат, ко­торый создают победители для управления побежденными, превра­щается в государство»1. Судя по всему, Каутский считает государст­во силой, навязанной обществу извне. Для подавления порабощен­ных народов создаются государственные органы, принимаются законы. Возникновение государства представляется как реализация принципа: слабый подчиняется сильному. В результате войн племе­на превращаются в касты, сословия, классы.

По мнению представителей этой теории, государство более не­обходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструмен­том организации и управленческого воздействия на них, государст­во становится мощным средством защиты завоеванных от возмож­ных посягательств со стороны других сильных племен, а также оп­ределяет с некоторой точностью объем предъявляемых к ним требований и дает им возможность устроиться в пределах сохранен­ных за ними прав. Победителям же государство дает «спать спокой­но» и пользоваться выгодами своего положения. Именно с помо­щью насилия образовалось государство лангобардов, вестготов, новое английское королевство и др.

Каутгкин К. Материалистическое понимание истории. Т. II. М., 1931. С. 77.

Но возникает вопрос, неужели люди могут постоянно проживать во взаимной вражде, ведь такое положение вряд ли можно назвать устойчивым? Каутский и его сторонники пытаются доказать, что при дальнейшем развитии общества государство формируется в инстру­мент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. В частности, они указывают, что в своем развитии государство проходит следующие фазы: 1) покорение одного народа другим; 2) возникновение каст (классов); 3) постепен­ное смягчение их неравенства; 4) замена венного господства господ­ством права; 5) возникновение государства, где все люди имеют права и обязанности; 6) соединение людей в однородный народ; 7) рожде­ние и развитие чувства патриотизма и образование нации.

Оценка теории. Давая оценку этой теории, сразу отметим, что теория внешнего насилия основана на многих исторических фак­тах. Правда и то, что завоевание одного народа другим всегда отра­жалось каким-либо образом на всех сторонах жизни вновь возника­ющего общества. Непреложным является и следующий факт: ком­плектование государственного аппарата практически всегда произ­водилось из завоевателей.

Однако и в этой теории много «белых пятен». Во-первых, она далеко не универсальна и не может объяснить процесс образования государства во всех регионах Земли. Так, госу­дарства в Египте и в Китае появились помимо военного вмешатель­ства, как говорится, естественным путем.

Во-вторых, в тех регионах, где факты завоевания имели место, они все же носили вторичный характер по отношению к процессу создания государства. Вспомним завоевание римлян германцами. Государство у римлян уже существовало. На развалинах Римской империи германские племена создали свое государство не сразу, а лишь тогда, когда завоеватели усвоили кое-что из опыта государст­венной жизни римлян, т.е. пока «не доросли» до жизни в государст­ве. Но вот нашествие Золотой Орды на Древнерусское государство высветило иную картину. Монголо-татарские племена находились на стадии вождсства, но покорили славян, уже создавших государст­во. Но разве потом они создали свое государство? Нет, они так и продолжали использовать протогосударственную форму объедине­ния (вождсство), поскольку их полукочевой образ жизни не способ­ствовал созданию государства.

Остается открытым вопрос и о природе закабаления: захватни­ческие ли войны ведут к закабалению или уже сложившиеся эконо­мические условия и социальное расслоение (признак перехода к го­сударству) людей порождает войны. По крайней мере, взятие в плен должно быть выгодно захватчикам. На ранних же стадиях развития, -| когда первобытный человек не в состоянии был производить боль­ше, чем потреблял, закабалять порабощенных было невыгодно, а потому их преимущественно убивали. Может быть поэтому история свидетельствует о том, что татаро-монголы предпочитали не брать в плен, их интересовала преимущественно дань, взимаемая с рус­ских земель.

Есть в истории примеры и того, когда угроза завоевания, а не само завоевание приводила к образованию государства. Речь идет о славя­нах, которые беспрестанно подвергались набегам то половцев, то пе­ченегов и других племен. Это привело к их сплочению для отражения внешней опасности и ускорило процесс образования государства.

Есть еще один аргумент против данной теории. Конкуренция ве­дется и в животном мире, причем самая жестокая, своего рода война. Когда стадо, допустим, павианов меняет место расположе­ния в связи с исчезновением источников питания, то оно всякий раз готовится встретить отпор со стороны своих конкурентов. В связи с этим павианы идут в определенном порядке, который можно назвать походным строем. Вот как его описывает знаток по­вадок животных ученый-биолог В. Дольник: «В середине стада идут старые самцы — доминанты. Из такого положения им удобно або-зревать стадо и управлять им. Одновременно это и самое безопас­ное место в стаде в случае неожиданного нападения хищника. Около доминантов идет самая ценная для них часть стада: молодые самки и несамостоятельные детеныши. Здесь они в безопасности и, как говорится, на глазах, за ними удобно следить. Самостоятельная молодежь располагается по периферии стада. Впереди стада, на рас­стоянии видимости, развернутой цепью идет авангард, состоящий из самцов второго ранга (субдоминантов). Авангард — наиболее опасное место. Столкнувшись с умеренно опасным хищником, аван­гард развертывается полумесяцем и стремится задержать хищника, а стадо в это время убегает. Хищники предпочитают не связываться с самцами, которые довольно сильны даже поодиночке, а тем более, когда они действуют коллективно. Позади стада, тоже на расстоя­нии видимости, идет арьергард. Это самцы третьего иерархическо­го ранга. Если стадо идет по пересеченной местности и обзор недо­статочен, от него могут отделяться одна или две группы, образую­щие боковые охранения»1. Каждый, кто знаком с армией, всклик-нет: «Это же боевой устав пехоты!» — и будет прав. Тогда возникает

Непослушное дитя биосферы. М., НИН С.

вопрос: если война ведется и в животном мире, то почему же толькс человек «додумался» создать государство?

Интересен и другой момент. Если предположить, что государст­во (и его государственный аппарат) возникло только в результате подавления сопротивления, то приходится предполагать, что оно существовало вечно и возникло одновременно с человеческим со­знанием, поскольку конфликты и завоевания (в различных масшта­бах) возникли, пожалуй, вместе с человечеством. Но ведь все при­знают, что это на самом деле было не так.

Без ответа остается и другой вопрос. Даже в животном мире дей­ствуют законы самосохранения, и борьба физическая очень часто уступает место борьбе иного рода, например психологической. Не­ужели люди глупее животных, используя войну в качестве основно­го средства установления доминирования?

Таким образом, фактор завоевания в образовании государств не имеет первопричинного характера, хотя его нельзя сбрасывать со счетов: история дает множество примеров поглощения, растворе­ния победителей побежденным народом, как, впрочем, и наоборот, примеров сохранения и усвоения государственных форм, а также формирования территориально более обширных государств.

Б. Теория внутреннего насилия

Авторство этой теории принадлежит Дюрингу (нем. 1833-1921. Соч. «Ценность жизни»).

Суть теории. Дюринг считал, что основой общественного раз­вития являются формы политических отношений, а экономические отношения — следствие политических актов. Чтобы объяснить этот тезис, Дюринг предлагал представить общество в виде двух человек. Две человеческие воли вполне равны друг другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких положительных требований. При таком положении дел, когда общество состоит из двух равных лиц, неравенство и рабство невозможны. Но равные люди могут спорить по определенным вопросам. Как быть тогда? Дюринг пред­лагал тогда привлечь третьего человека, так как без него нельзя принять решение большинством голосов и разрешить спор не пред­ставляется возможным. Без подобных же решений, т.е. без господ­ства большинства над меньшинством, не может возникнуть государ­ство. По его мнению, собственность, классы и государство возника­ют как результат насилия одной части общества над другой1.

1 См.: Д>ф««г£. Ценность жизни. СПб.. 1Н9-1.

Оценка теории. Как относиться к этой теории? Прежде всего, надо отдать должное ее автору и отметить, что действительно насилие в обществе в виде подчинения меньшинства воле большинства — явление распространенное и поэтому нормаль­ное. Нормальное потому, что разноплановость мнений по одному и тому же вопросу обусловлена тем, что люди имеют разные интере­сы либо смотрят на одну и ту же проблему с разных сторон. Но общество — это единый организм, где все так или иначе взаимосвя­заны друг с другом. Если каждый будет настаивать на своей позиции и не будет принимать во внимание мнение и интересы другой сто­роны, то возникнет борьба, которая приведет общество к самораз­рушению. Третья сила действительно необходима, и на роль тако­вой вполне может претендовать государство, структура, выражаю­щая общественные интересы, обладающая к тому же прерогативой применять насилие к той группе, которая не желает подчиняться воле большинства.

Но другой вопрос, всегда ли государство выражает интересы большинства? Возьмем в качестве примера опричнину Ивана Гроз­ного. Разве его невиданные репрессии отвечали интересам всего общества, а не были плодом воспаленного сознания, его склоннос­ти подозревать всех и вся в намерениях своего свержения? Так что Дюринга можно упрекнуть в том, что он без оговорок, в качестве аксиомы принимает тот факт, что государство стоит на стороне большинства граждан.

Далее. Дюринг исходит из постулата, что все люди равны. Но это невозможно генетически. Генетическое же неравенство сказы­вается и в социальной жизни. Кто сильнее, кто умнее, кто имеет более сильную волю, тот и достигает больших успехов в жизни. Но мы знаем, что таковых людей отнюдь не большинство, но именно от них зависит общественный прогресс. Так кого же должна поддер­живать третья сила?

И наконец, остается не проясненным ни теорией внешнего на­силия, ни теорией внутреннего насилия следующий вопрос: если с помощью насилия можно создать государство, то, вероятно, с его же помощью можно государство и разрушить? Но почему же мы не наблюдаем этого нигде? Государство, возникнув где-либо, может только преобразовываться, но не исчезать.

Одним словом, теория внутреннего насилия, объясняя происхож­дение государства, ставит больше вопросов, нежели дает ответов.

Расовая теория

Основателем этой теории считается Ж. Гобино (франц. XIX в. Соч. «Опыт о неравенстве человеческих рас»). Большой вклад внес в нее ф, Ницше (нем. XIX в. Соч. «Воля к власти»), которого считают предтечей идеологии фашизма.

Суть теории. Теория основывается на постулате о том, что чело­веческие расы отнюдь не равны и различаются в физическом, психо­логическом, умственном и других отношениях. Их можно разделить на высшие и низшие. Высшие расы имеют превосходство над низши­ми по той причине, что они выгодно отличаются от других в выше­перечисленных отношениях. Поэтому они Moiyr претендовать на роль вершителей судеб людей во всем мире, призваны господствовать, на­вязывать волю остальным группам людей, не относящихся к предста­вителям высшей расы. Государство, по их мнению, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими. Авторы этой теории напоминали о том, что большой вклад в создание цивили­зации сделали представители белой расы и ее роль в развитии циви­лизации вообще нельзя переоценить.

Представители низшей расы являются людьми, не способными к созданию цивилизации, вот почему они могут быть объектом господ­ства. Всех же Ницше делил на три типа: 1) гениальные люди — немно­гие; 2) исполнители идей гениев, их правая рука и лучшие ученики — стражи порядка, права и безопасности (царь, воины, судьи и другие блюстители закона); 3) прочая масса посредственных людей. Правда, Ницше, пользуясь понятием раса, понимал его прежде всего как соци­ально-политическую, нежели национально-этническую характеристи­ку; сильная раса — это, по существу, особая порода властвующих, аристократические господа, слабая раса — жизненно слабые, угнетен­ные подневольные. Всю социально-политическую историю он харак­теризует как борьбу двух воль к власти — воли сильных (высших видов, аристократических господ) и воли слабых (массы, рабов, толпы, стада). Цель человечества состоит в его совершеннейших экземпля­рах, возникновение которых возможно в обстановке высокой культу­ры. Отвергая различные концепции происхождения государства, Ницше считал, что государство является средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе ко­торого происходит рождение привилегированного культурного че­ловека, господствующего над остальной массой.

Расовая теория имеет долгую историю. Она верно служила ее адептам в средние века, когда формировалась колониальная система, она вновь была поднята на штык, осовременена и приобрела еще большую аргументацию в первой половине XX в., в период по­явления фашизма. Рецидивы расистских взглядов и акций встреча­ются и сейчас, но в разряд государственной теория расизма теперь не входит ни в одной стране: человечество в целом уже доросло до того, чтобы осознать, что люди рождаются равными и свободными.

Оценка теории. С позиций ценностей сегодняшнего дня нет ни­каких оснований производить деление рас на высшие и низшие. Из­менения в современном мире, воспринявшем такие ценности, как права человека, с рождения приобретаемые каждым из живущих на Земле, дают основание вроде бы с порога заклеймить какое-либо подразделение рас и расовую теорию, хотя и не находящую практи­ческого воплощения. Однако здесь не надо торопиться и постарать­ся выяснить причину появления этой теории.

Справедливо замечено Ницше, что люди разнятся между собой и эта разница носит биологический характер. Устранить биологи­ческие законы мы не можем, да и вряд ли это нужно, ведь если бы люди все были одинаковы, то наши потребности могли быть удовле­творены в меньшей мере (это примерно так же, как если бы у нас в гардеробе было несколько десятков галстуков, но ни одной рубаш­ки). Однако это отнюдь не способно умалить значимость каждого человека, рожденного на Земле, поскольку каждый человек занима­ет свою нишу в обществе и занимается «своим», т.е. посильным ему делом, принося тем самым пользу другим людям.

Действительно -и то, что разные страны развиваются неравно­мерно, т.е. различные отряды человеческой популяции в разное время проходят исторические этапы. Если в Европе и Северной Америке находятся государства, развитые не только в промышлен­ном, но и в политическом, научном и других отношениях, то такой уровень развития в большинстве стран Азии пока не достигнут. В центре африканского континента существуют еще родоплемен-ные отношения, позволяющие говорить, что там еще государствен­ность в полной мере не сложилась. И это верно подмечено сторон­никами расовой теории.

Далее. Справедливо также указывается на то, что люди разнятся и с точки зрения психологии. Если северные народы характеризу­ются спокойным, уравновешенным нравом, рациональным отноше­нием к жизни и как бы отстраненным взглядом на окружающий мир, то южным пародам в большей мере свойственна импульсив­ность, эмоциональность, вспыльчивость и т.п. Представляется, что это является также результатом вышеуказанного процесса. Так же как людей можно разделить по возрасту, так же и нации делятся на молодые, средневозрастные и старые. Причем решающим здесь оказывается не время, а социальный опыт, который пришлось «пережить» той или иной расе, народности, и пережитый опыт может буквально «спрессовать» время.

Однако дает ли это основание ставить вопрос о том, что сущест­вуют высшие и низшие расы? Этот вопрос можно перефразировать: кто выше (ниже) не в буквальном, конечно, понимании — ребенок или умудренный человек? Ответ здесь однозначный дать нельзя, по­скольку ребенок, когда вырастет, то может, что называется, за­ткнуть за пояс мудреца, с которым его сравнивают, в интеллектуаль­ном отношении, не говоря уж о физическом.

Современная биологическая, антропологическая и генетическая наука не видят никакой связи между расовыми различиями людей (цветом кожи, формой черепа и носа и пр.) и их нравственными и интеллектуальными характеристиками. Что же касается различий в достижениях разных народов, то они объясняются исключительно географическими, историческими, политическими, экономически­ми и социально-культурными факторами. Но с развитием контактов между странами и народами, в результате заимствования опыта у народов развитых стран и взаимообогащения процесс появления и развития государств у менее развитых народов идет ускоренно. Не надо забывать, что и развитые народы когда-то и сами находились на более низкой ступени развития. Поэтому вопрос должен стоять не кто выше и кто ниже, а иначе: кто дальше прошел по пути исто­рического прогресса. Разность в историческом развитии — это ос­нование не для безапелляционного командования менее развитыми народами, а для помощи им и их поддержки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...